Социальная адаптация граждан пожилого возраста в условиях стационарных учреждений
p align="left">Санитарки стационарного отделения принимаются на работу и освобождаются от должности приказом директора КЦСОН. Подчиняются директору и заведующей стационарным отделением. В своей работе руководствуется уставом МУ КЦСОН и должностной инструкцией. Приложение 17.

Обеспечивает уборку жилых и подсобных помещений, доставку и раздачу пищи. Обслуживает лежачих больных, помогает медработнику в проведении лечебных процедур. Они круглосуточно находятся с клиентами и больше всех времени уделяют проживающим. Но со стороны руководства не уделяется внимания для повышения квалификации. Не приветствуется и учеба по заочной форме обучения. Составлен распорядок работы санитарок в стационарном отделении. Приложение 18.

Санитарка-банщица принимается и подчиняется директору и заведующей. В своей работе руководствуется должностной инструкцией. Приложение 19.

Осуществляет помывку клиентов, оказывает социально-бытовые услуги гигиенического характера.

При открытии в 1999г. Стационарного отделения проживало 25 человек, им больше внимания уделялось как со стороны руководства, так и специалистами. Была создана тренажерная комната, где бабушки очень любили заниматься. Но потом ее ликвидировали. Перенеся все тренажеры в открывшееся реабилитационное отделение. С проживающими занимался психолог, но потом все реже и к сегодняшнему дню занятия вовсе сошли на нет. Обострились напряженные отношения между некоторыми клиентами, заведующая отделением не умеет улаживать конфликтные ситуации, и позволяет повышенные тона в общении, на что остро реагируют проживающие. Что провоцирует напряженность и конфликтность. Как следствие нет комфортной обстановки и уверенности в завтрашнем дне у клиентов. Не проводится и групповая работа с сотрудниками. Был проведен опрос сотрудников отделения в виде анкетирования об удовлетворительности работников микроклиматическими условиями труда, содержанием деятельности, психологической атмосферой в коллективе. Анкетирование было проведено в ноябре 2009 г. Приложение 20. В анкетировании приняло участие 10 человек. Анкета состоит их двух блоков, которые состоят из 10 вопросов. Такой подход к работе с пожилыми, проживающими в стационаре, помогает не только контролировать работу сотрудников, но и оценивать их компетентность и добросовестность. Это также позволяет определить качество обслуживания.

1-й блок:

Социальный паспорт выборки (вопросы с 7-9):

· в отделении работает женский коллектив, 50% в возрасте от 20-29 лет, и по 30% в возрасте от 30-39 и в возрасте от 50-60 лет;

· семейное положение: 60% в зарегистрированном браке, 20% в гражданском; 10% разведенных; 10% не были в браке;

· уровень образования: по 30% имеют высшее и среднее специальное, 40% среднее образование или начальное профессиональное.

1-й вопрос: какие мероприятия вам больше всего запомнились? Работники, имеющие высшее и среднее специальное активно участвуют в жизни Учреждения, сотрудники со средним образованием остались не востребованными в участии общественной жизни.

2-й вопрос: какими чертами характера не должны обладать персонал отделения? Все участники анкетирования выбрали те черты, характера какими не должны обладать социальные работники; были также дополнены некоторые варианты.

3-й вопрос: 60% анкетеров были активны и высказали свои суждения по вопросу: «Что бы Вы хотели изменить в жизни Вашего Учреждения», но в их высказываниях чувствовалось не вера в изменения и в свои возможности;

4-й вопрос: 30% анкетируемых стаж работы составил от 1-3 лет; от 3 -5 лет 40%; от 5-7 лет 10%; и от 7лет и более20%. Это говорит о том, что текучесть кадров не большая и работают люди не случайные, и не равнодушные.

5-й вопрос: была предложена таблица с утверждениями и 6 бальная шкала оценок: больше всего баллов 3,9 недовольство зарплатой и 3,7 баллов недовольны руководством Учреждения. Имеют желание искать 2,8 балла другую работу, также интеллект не востребован в полной мере 2,4б.

6-й вопрос: оцените психологическую атмосферу в учреждении. Была предложена таблица из 10 пар слов противоположных по смыслу и 7 бальная шкала оценок, чем ближе к правому или левому слову в каждой паре будет поставлен любой знак, тем более выражен тот или иной признак. В сторону безуспешности 3,8 б.; в сторону непродуктивности 3,4 б.; по 3,3 б. в сторону скуки и неудовлетворенности. Таким образом, опрос показал, что есть напряженность в коллективе и нужно обратить на это внимание руководству Учреждения.

В связи с экономическим кризисом были приведены в действие мероприятия по экономии воды и электроэнергии в отделении. В комнатах клиентов была отключена вода, оставили только в туалетах. Свет даже в коридорах заставляют отключать, хотя клиенты и так ничего не видят. В комнатах вкручиваются лампочки меньшей мощности. Банные дни установили раз в 10 дней. А если во время помывки клиент заболел, то он пропускает и затем ждет еще 10 дней. Все эти условия созданные руководством не способствуют цели социальной работы: оберегать от всех потрясений слабые слои населения. У нас клиенты, прожившие тяжелую, полную лишений послевоенную жизнь на себе в первую очередь снова почувствовали все тяготы и неудобства.

Чрезвычайных происшествий в отделении не было. Все рабочие выполняют свои должностные обязанности в полном объеме, взысканий никаких не было на протяжении всего времени работы стационарного отделения. Выполнялись все предписания государственного пожарного надзора. В течение 2009 года была заменена электропроводка, произведен демонтаж горючих поверхностей помещений, демонтаж и замена глухих металлических оконных решеток, была проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения. Были выделены средства и произведена замена водопровода.

Не решенными остались проблемы: требуется срочная замена канализации, замена оконных блоков, покупка оборудования для прачечной и кухни, покупка нового автомобиля. Материалы отчета стационарного отделения за 2009г.

В Тарногском стационарном отделении постоянно проживают 15 человек, поэтому не составляет труда проследить развитие отношений поступившего с опекаемыми и сотрудниками, изменения доли его участия в бытовой и общественной жизни отделения, психосоматическое состояние в динамике.

Был проведен опрос «Качество жизни» (март 2010года). Приложение 21.

Исследование проводилось методом беседы с заранее составленными вопросами. Такой метод был выбран в связи с престарелым возрастом исследуемых, которые не могут сами прочесть и написать ответ на вопрос в связи плохого зрения и других физических отклонений здоровья, и полной немощности.

Основными показателями качества жизни являются различные сферы жизни:

- материальная;

- духовная;

- бытовая;

- сфера коммуникации.

Цель исследования: получение полной, достоверной информации о качестве жизни проживающих в стационарном отделении.

Средний возраст проживающих составляет - 85 лет, Всего по списку 15 клиентов, два - ВВОВ; инвалиды 1-й группы -3 человека, остальные инвалиды 2-й группы.

В данном учреждении находятся:

- менее одного года - 1 человек;

- от одного до пяти лет - 3 человека;

- более пяти лет - 11 человек.

Режим дня:

- довольны - 10 человек;

- не совсем довольны - 5 человек.

Рационом питания:

- довольны - 8 человек;

- не совсем довольны -6 человек;

- не довольны - 1 человек.

Взаимоотношения с обслуживающим персоналом:

- доброжелательные - 10 человек;

- когда доброжелательные, когда конфликтные - 5 человека.

Взаимоотношения с поживающими:

- доброжелательные, когда конфликтные - 12 человек;

- конфликтные - 3 человека.

Довольны ли качеством предоставляемых услуг:

- хотели бы улучшения качества медицинского обслуживания - 8 человек;

- хотели бы, чтобы с вами работали психолог и специалист по социальной работе - 5 человек.

Хотели бы, что либо изменить в работе данного учреждения:

- открыть кабинет для встреч с родными - 2 человека;

- сделать пандусы для спуска со второго этажа и сделать поручни вдоль стен - 10 человек;

- ничего не хотели, менять - 3 человека.

Организацией отдыха:

- довольны - 10человек;

- не совсем довольны - 2 человека;

- не довольны - 3 человека.

Таким образом, в результате опроса выяснилось, что качеством предоставляемых услуг 13 человек не довольны и хотели бы улучшения медицинского обслуживания и общения со специалистами.

У опрошенных межличностные взаимоотношения напряженные, наблюдается нетерпимость друг к другу, непонимание.

Взаимоотношения с обслуживающим персоналом у 5 человек конфликтные, что говорит о том, что нужны меры для изменения напряженных ситуаций.

Не смотря на все усилия сотрудников, жизнь пожилых людей, проживающих в отделении «Милосердие», не богата событиями. Здесь, наряду с оказанием социально-медицинской помощи, необходимо налаживать более тесные, неформальные контакты опекаемых с сотрудниками.

В результате проведенных исследований выявились очевидные проблемы, как во взаимоотношениях внутри коллектива так и напряженность, и неудовлетворенность среди поживающих стационарного отделения. Все проблемы не способствуют благоприятному процессу адаптации лиц старшего возраста к условиям проживания в стационарном учреждении.

2.4 Выводы и рекомендации

На основе практического анализа деятельности специалистов комплексного центра социального обслуживания населения с. Тарногский Городок по предоставлению услуг по социальной адаптации гражданам пожилого возраста в стационарных условиях, пришли к выводам.

1. Приняты нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность, направленную на социальную адаптацию.

2. Ведется разработка программ по социальной адаптации, и количество таких услуг с каждым годом увеличивается.

3. Создаются условия с учетом потребностей пожилых людей и с учетом общепринятых стандартов.

4. Оказываются все виды услуг на качественном уровне.

5. Специалисты, которые оказывают услуги пожилым людям, добросовестны и обладают всеми качествами социального работника.

6. Не хватает средств для технической оснащенности отделения и высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, наши предположения, что социальная адаптация людей пожилого возраста будет иметь положительную динамику при соблюдении некоторых условий подтвердились.

На основе сделанных выводов можно дать следующие рекомендации.

· Вести разработку программ по социальной адаптации.

· Обязательное введение в штатное обеспечение домов-интернатов специалистов по социальной работе, психологов.

· Заботиться о техническом обеспечении: протезирование, специальными кроватями для лежачих больных, пандусы для спуска и подъема колясочников, поручни вдоль стен для облегчения передвижения проживающих.

· Должна вестись работа по повышению профессиональной квалификации работников и их участие в семинарах по профподготовке и обмену опытом с другими учреждениями.

· Всех работников заинтересовать и принимать всем участие в общественной жизни учреждения.

Социальная адаптация первоначальный и очень важный этап в реабилитации пожилых людей к условиям проживания в стационарных учреждениях. От того, насколько успешно пройдет первый этап, будет зависеть и дальнейший этап вхождения в новые для пожилого человека социальные отношения. В нашей действительности престиж профессии социального работника низкий, профессия молодая и не получила такого же уровня востребованности, как за рубежом. Но на самом деле на местах делается не все во благо пожилых людей. Здесь сказывается недостаточность финансирования и чисто формальный подход к проблемам и нуждам пожилых людей.

Заключение

Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на решение социальных вопросов, обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей.

Одна из важнейших форм социальной защиты пожилых людей - социальное обслуживание, которое в настоящее время сложилось в целостную систему, постоянно совершенствующуюся, о чем свидетельствует создание новых учреждений социального обслуживания, введение новых видов услуг и т.д. Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей широкое распространение в России получили стационарные учреждения - дома-интернаты для престарелых и инвалидов. В последнее время существенно меняются требования организации всей работы домов-интернатов, что обусловлено:

1) резким «постарением» клиентов, находящихся в этих учреждениях, в первую очередь за счет поступающих в более старшем возрасте;

2) увеличением среди них числа тяжелобольных;

3) изменением социального состава поступающих, большинство из которых получают пенсию;

4) более повышенными требованиями к уходу, медицинскому и другим видам обслуживания.

Значительно изменились причины, побуждающие пожилых людей поступать в дома-интернаты. Основная причина - это ухудшение состояния здоровья и потребность в постоянной медицинской помощи и уходе. Такое положение, несомненно, накладывает отпечаток и на профиль домов-интернатов, которые становятся в большей мере гериатрическими со значительным объемом медицинской помощи.

Социальная работа как профессиональная деятельность способствует социальной адаптации людей, оказавшихся в новых жизненных условиях. Результатом процесса социальной адаптации является развитие у пожилого человека способности к самоконтролю, установление и расширение социальных связей.

При организации социальной адаптации пожилых людей в стационарном учреждении специалист по социальной работе должен понимать и осознавать множество психологических, соматических и морально-этических проблем, существующих у пожилых и старых людей.

В курсовой работе дан анализ социальной работы с пожилыми людьми, проводимой в Тарногском стационарном отделении, важнейшей задачей которой является поддержание уровня жизни пожилых и старых людей, содействие их адаптации в новых для них условиях проживания.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст (с изменениями 25 июля 2003 г.) - Гарболово: Издательский Дом А. Громова, 2005. - 32 с.

2. Материал семинара для специалистов муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания. Вологда, Департамент труда и социального развития Вологодской области, 2007г.

3. Альперович В. Социальная геронтология: пожилым и молодым о старости и старении. - Ростов - на-Дону: Феникс, 1997.

4. Вопросы социального обеспечения №22./ Теория и практика/ Ресурсный потенциал старшего поколения России как основа новых социальных программ/.

5. Воронина О.А. Внутриличностный конфликт и социально-психологическая работа с ним в условиях дома-интерната для престарелых. // Психология старости и старения: Хрестоматия. / Сост. О.В.Краснова. - М., 2003. - с. 284-288.

6. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. / Под общ. Ред. Г.Н. Кареловой. - М., 2001.

7. Гулина М.А. Психология социальной адаптации и дезадаптации личности. // Психология социальной работы. / Под ред. М.А. Гулиной. - М., 2002.

8. Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе. - СПб.: Питер, 2008. - 400с.

9. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования / М.Н.Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 160 с.

10. Дыскин А.А., Решетов А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. - М.: 2003. - 160 с.

11. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости: Учебное пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.

12. Марченко И. Сочетание различных методик социокультурной реабилитации пожилых людей и инвалидов. // Социальная работа. - 2004. - № 1. - с.43.

13. Налджанин А.А. Социально-психологическая адаптация личности: Формы, механизмы, стратегии. - Ереван: Луйе, 1988.

14. Настольная книга специалиста: социальная работа с пожилыми людьми. / Отв. ред. Холостова Е.И. - М.: Институт социальной работы, 1995.

15. О реализации концепции развития сети областных стационарных учреждений. Департамент труда и социального развития Вологодской области. - Вологда, 2003.

16. О Федеральной целевой программе «Старшее поколение на 1997-99 годы»: Постановление правительства РФ от 28 августа 1997 №1090. // Российская газета. - 1997. - 18 сентября. - с. 5.

17. Психологический словарь./ М., 1997. с. 13.

18.Психологический словарь. / Под ред. В.П.Зинченко. - М.: Педагогический процесс, 1996.

19. Социальное обслуживание пожилых. / Под ред. Е.Баскаковой. - М.: Социздат, 2001.

20. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах: методические рекомендации. / Сост. Я.Ф.Дементьева, Е.Ю.Шаталова. - М.: ЦИЭТИН, 1992.

21. Тетенова Г. Социальная психологическая реабилитация в условиях дома-интерната. // Социальная работа. - 2004. - № 1. - 22-23.

22.Технология социальной работы.: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Под ред. И.Г.Зайнашева. - М.: Гуманитарное издание. Центр ВЛАДОС, 2000. - 240с.

23. Условия стационарных учреждений улучшаются. / В. Радыщевский // Социальное обеспечение. - 2003. - № 6. - с. 33-35.

24. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Часть 1. - М.: СТИ, 1999 - 237 с.

25. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - 6-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2009. - 860 с.

26. Шабанов В. Развитие социального обслуживания пожилых людей - одно из ключевых направлений социальной работы. // Социальная работа. - 2004. - № 1. - с. 6-9.

27. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. - М.: ВЛАДОС, 2003.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты