Социальная адаптация граждан пожилого возраста в условиях стационарных учреждений
p align="left">Основными тенденциями развития стационарных учреждений социального обслуживания являются разукрупнение многоместных домов-интернатов и за счет этого улучшение условий организации жизненного пространства пожилых людей и инвалидов.

Сформирована сеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов малой вместимости (на 10 - 20 мест), которые по большей части открываются в сельской местности, что позволяет приблизить стационарные социальные услуги к нуждающимся в них гражданам пожилого возраста и не отрывать их от привычной обстановки [2].

Данные федерального государственного статистического наблюдения наблюдается рост числа стационарных учреждений социального обслуживания. Приложение 3.

Но вместе с тем государственные статистические данные свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии определенной части социальных объектов. Из 3875 зданий, принадлежащих учреждениям социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, требуют реконструкции 838 зданий, находятся в аварийном состоянии 190 зданий, являются ветхими 294 здания. В указанных учреждениях трудно обеспечить процессы адаптационного и реабилитационного характера, нормальный образ жизни людей, особенно в период, непосредственно следующий за поступлением в дом-интернат [2].

Современная тенденция развития стационарных учреждений социального обслуживания такова, что социальные аспекты (умение клиентов адаптироваться и жить в социуме, решение задач социальной реабилитации клиентов, организация досуга) приобретают особую значимость. В первую очередь это связано с тем, что значительно возросли требования к условиям и качеству жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности [14].

В области функционируют стационарные учреждения следующих видов: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, муниципальные дома-интернаты, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно отсталых детей.

Работа по организации социальной адаптации пожилых людей в муниципальных домах-интернатах, имеет свою специфику:

· компактность проживания, что способствует индивидуальному и дифференцированному подходу к клиентам;

· доброжелательный социально-психологический климат, когда практически все друг друга знают, облегчает социально-психологическую адаптацию лиц пожилого возраста и инвалидов в новых условиях и способствует повышению качества социально-медицинского обслуживания.

Граждане, проживающие в стационарных условиях социального обслуживания, это пожилые люди и инвалиды, представляющие собой своеобразную общность людей, вынужденно объединенных сходными условиями проживания. Жизненная реальность клиентов домов-интернатов, характеризуется признаками, составляющими понятие «госпитализм». К этим признакам относятся:

· монотонный образ жизни;

· ограниченность связей с внешним миром;

· бедность впечатлений;

· скученность, недостаточность жизненного пространства;

· зависимость от персонала;

· ограниченные возможности занятости;

· регламентированность деятельности социального учреждения [15].

В качестве положительных сторон динамики развития стационарных учреждений социального обслуживания следует указать улучшение условий проживания в них за счет сокращения среднестатистического числа обитателей и увеличения площади спален в расчете на одно койко-место почти до санитарных норм. Средняя вместимость дома-интерната общего типа за 13 лет уменьшилось с 293 до 138 мест (более чем в 2 раза), средняя площадь комнат для проживания увеличилась до 6, 91 кв.м. приведенные показатели отражают тенденцию разукрупнения существующих стационарных учреждений социального обслуживания, повышения комфортности проживания в них. Во многом отмеченная динамика обусловлена расширением сети домов-интернатов малой вместимости [25; 708].

По мнению исследователей, в настоящее время, когда провозглашен курс на учет индивидуальных особенностей и потребностей человека, необходимо менять внутреннюю структуру домов-интернатов. Профессионализация этого вида социального обслуживания должна начаться с привлечения специалистов по социальной работе, введения в штаты других необходимых специалистов, повышения статуса социальной работы в целом, создания современной материально-технической базы [13; c.148].

Таким образом, актуальными являются задачи оптимального удовлетворения потребностей людей пожилого возраста: создание домов- интернатов малой вместимости (до 100 мест), организация домов-интернатов в каждом муниципальном образовании. Обеспечение функционирования стационарных учреждений как пансионатов социального обслуживания, создание в них домашних условий проживания и психологического комфорта, укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала учреждений социального обслуживания, рациональное размещение домов-интернатов с учетом социальных интересов людей пожилого возраста, их психологических потребностей и привязанностей к определенной среде обитания.

1.3 Социальная адаптация пожилых людей

Анализ ряда литературных источников по исследуемой проблеме свидетельствует о многообразии взглядов в определении понятия «социальная адаптация». Адаптация понимается как динамическое состояние системы, непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды с одной стороны, а с другой, - свойство любого живого организма, обеспечивающее ее устойчивость в меняющихся условиях.

Цель социальной адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранение и продление социальной активности клиентов. Развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса [4; с. 284].

Ключевым в определении содержания понятия «социальная адаптация» является непосредственно суть адаптационного процесса, т.е. проблема выживания человека через гармоничное приспособление к изменившимся условиям среды. В социологическом справочнике дается следующее определение понятия «социальная адаптация»: «Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды» [18; 13].

Близкие подходы к определению сущности процесса социальной адаптации наблюдаются в психологии. Например, в психологическом словаре под ред. В.П. Зинченко социальная адаптация рассматривается, с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой, как результат того процесса [18; 20].

Рассматривая понятие «социальная адаптация», не следует отделять психологический аспект от социального, т.к. адаптация является комплексным феноменом.

Социальная адаптация - это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность в состояние социальной адаптированности. К достижению такого состояния приводит адаптивное поведение, характеризующееся успешным принятием решений, проявлением инициативы, ясным определением собственного будущего. Или активного приспособления человека к условиям социальной среды. Особенно актуальна проблема социальной адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к условиям проживания в доме-интернате.

Стадии адаптации:

1) начальная (знакомство, узнавание о требованиях среды или группы);

2) стадия терпимости (я не хочу, но надо);

3) аккомодация (принятие правил поведения в социальной среде или группе);

4) ассимиляция (полное принятие тех правил поведения, которые предъявляет группа) [17;19].

Социальная адаптация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной адаптации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств: преобладание граждан преклонного возраста; тяжелое состояние здоровья; ограниченная способность к передвижению.

Изменения психики в пожилом возрасте проявляются в нарушениях памяти на новые события при сохранности воспроизведения давних, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мыслительных процессов, нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространственной ориентировке, в нарушениях моторики (темп, плавность, координация). В домах-интернатах наблюдается:

1) ограниченность жизненного пространства;

2) недостаток бытового комфорта;

3) психологическая несовместимость проживающих;

4) зависимость от окружающих;

5) формальное отношение персонала.

Эти группы обстоятельств отражают особенности социальной адаптации лиц преклонного возраста в домах интернатах [20; 22].

О.И. Зотова и И.К. Кряжева подчеркивает активность личности в процессе социальной адаптации. Они рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношением целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлением личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.

В описании процесса адаптации фигурируют такие понятия, как «преодоление», «целенаправленность», «развитие индивидуальности», «самоутверждение» [7].

Большинство отечественных психологов выделяют два уровня адаптированности личности: полная адаптированность, дезадаптация.

А.Н. Жмыриков предлагает учитывать следующие критерии адаптированности:

· степень интеграции личности с мокро- и микросредой;

· степень реализации внутриличностного потенциала;

· эмоциональное самочувствие.

А.А. Реан связывает построение модели социальной адаптации с критериями внутреннего и внешнего плана. При этом внутренний критерий предполагает психоэмоциональную стабильность, личностную конформность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения. Таким образом, дезадаптация по внешнему критерию может происходить одновременно с адаптированностью по внутреннему критерию. Системная социальная адаптация - это адаптация, как по внешнему, так и по внутреннему критерию.

Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется [20].

Социально психологическая адаптация пожилых людей проживающих в стационарных учреждениях занимает центральное место в деятельности специалистов. Самые трудные для пожилого человека первые 6 месяцев проживания в стационарном отделении.

Признаки неудовлетворительного прохождения адаптационного периода: ухудшается настроение, безразличие, тоска, чувство безысходности. Эмоциональная неустойчивость: слезы, раздражительность, вспыльчивость и т. п.

Типы адаптации:

1) конструктивный (оптимально приспособленные люди) могут адаптироваться в любых условиях. В качестве доминирующих выступают потребности и четкая жизненная позиция;

2) защитный (в целом адекватно приспосабливающиеся) на первом плане выступают потребности в защите собственного «Я», он приспосабливается за счет себя и может себя защитить;

3) активно-агрессивный - вину за собственные трудности приписывают внешним обстоятельствам «виноват не я». Они характеризуются агрессивностью и неадекватностью восприятия действительности;

4) пассивный - для них характерна пассивность, жалость к самому себе, депрессия, безынициативность [8].

По истечении периода карантинного наблюдения работа по социальной реабилитации с пожилыми людьми продолжается с учетом личностных, возрастных особенностей и состояния здоровья.

На этом этапе велика роль социально-педагогического воспитания, усилий психолога и в целом всего обслуживающего персонала по поддержанию благоприятного психологического климата среди проживающих [6].

Основные критерии эффективности социальной и социально-адаптационной работы:

· критерии результативности (характеризуется высокой заинтересованностью пожилых людей, людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной и социально-адаптационной работе);

· критерии оптимальности (характеризуются максимальной эффективностью при наименьших физических, умственных и временных затратах со стороны клиентов);

· критерии мотивационной значимости (характеризуется созданием условий для повышения активности клиентов);

· критерии управляемости (характеризуется предрасположенностью клиентов к различным видам социальной и социально-адаптационной работы);

· критерии системности (характеризуется системным использование каждого из направлений социальной и социально-адаптационной работы).

В целом для работы с пожилыми людьми социальный работник должен осуществлять контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни, знакомиться с состоянием здоровья клиента, его возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию [12;23].

Задача всего общества, и социального работника, в частности, сделать так, чтобы у пожилого человека не возникало чувство отчужденности, ненужности. Это достижимо если он окружен теплом и заботой, имеет возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.

Наблюдается положительная динамика роста числа социальных услуг адаптивного характера, ориентированных на создание наилучших условий для жизнедеятельности граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях. Приложение 4.

Таким образом, определяя перспективы развития содержательной деятельности социальной и социально-адаптационной работы, для муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания населения выделим:

а) совершенствование работы в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания;

б) разработка и реализация социальных проектов;

в) совершенствование методического обеспечения процесса социальной адаптации;

г) внедрение инновационных форм и методов работы с клиентами во всех интернатах;

д) индивидуальный и дифференцированный подход в предоставлении социально-адаптационных услуг.

Именно это и влияет на конечный результат - повышение качества жизни клиентов стационарных учреждений социального обслуживания населения.

Глава 2. Анализ деятельности специалистов стационарного отделения МУ КЦСОН с. Тарногский Городок Вологодской области, направленной на социальную адаптацию клиентов

2.1 История учреждения

Полное наименование Учреждения - муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения». Официальное сокращенное название Учреждения - МУ КЦСОН.

1. Учреждение создано на основании постановления главы Тарногского муниципального района от 16. 06. 1997г. №188.

2. Учредителями Учреждения выступает отдел социальной защиты населения администрации Тарногского муниципального района Вологодской области.

3. Учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, свои банковские счета, печать, штампы, бланки со своим наименованием.

4. Учреждение является некоммерческой организацией и входит в систему социального обслуживания населения.

5. Местонахождение Учреждения: с. Тарногский Городок, Вологодской области.

6. Почтовый адрес: 161 560 Россия, Вологодская область, с. Тарногский Городок, ул. Советская, дом 39.

7. Дата регистрации 23 июня 1999г., МУ КЦСОН был открыт 16 января 1999г.

8. Ведомственная принадлежность: Департамент труда и социального развития г.Вологда, ул. Благовещенская, 9.

9. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательства несет собственник имущества.

10. Учреждение в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Вологодской области и Уставом. Приложение 5.

11. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет ответственность, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Были открыты следующие структурные подразделения:

1. 16.01.1999г. отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

2. 09.02.1999г. отделение срочного социального обслуживания;

3. 11.10.1999г. стационарное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов;

4. 03.03.2003г. отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов командой социальных работников;

5. 01.07.2004г. отделение по работе с семьей и детьми;

6. 02.08. 2004г. социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов;

7. 19.09.2005г. отделение «Социальное такси»;

8. 11.04.2006г. отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;

9. 21.12.2006г. Консультативное отделение.

Основные направления деятельности МУ КЦСОН

Деятельность Центра направлена на проведение социальных, оздоровительных, педагогических, профилактических и иных мероприятий, в связи, с чем Центр осуществляет:

1) мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия граждан на территории обслуживания;

2) выявление и дифференцированный учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления;

3) оказание гражданам социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-психологических, социально-экономических, социально-правовых и иных услуг при условии соблюдения принципов адресности и преемственности помощи;

4) социальную реабилитацию граждан с ограниченными возможностями, в том числе детей;

5) участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

6) оказание различных видов социальной помощи лицам без определенного места жительства и гражданам, освободившимся из мест лишения свободы;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты