Социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца
p align="left">Условия и нормы пенсионного обеспечения в связи со смертью кормильца дифференцируются в зависимости от причины смерти кормильца и числа членов семьи, на которых устанавливается пенсия. По ранее действовавшему пенсионному законодательству в зависимости от причины смерти кормильца различали трудовую пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях и пенсию на основаниях предусмотренных для семей военнослужащих.

По действующему пенсионному законодательству правом на трудовую пенсию по случаю потери кормильца обладают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении лишь при условии наличия у кормильца страхового стажа и только в том случае, если причиной смерти кормильца не является совершение им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке.

Следовательно, к двум вышеуказанным условиям дифференциации добавляется еще одно, при наличии которого семье умершего кормильца может быть назначена только социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».[6, c.60]

Принципиальное отличие трудовой пенсии по случаю потери кормильца от социальной пенсий заключается в том, что трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей - базовой, которая устанавливается в твердой сумме не каждого нетрудоспособного члена семьи и страховой, которая зависит от суммы накоплений и продолжительности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в то время как социальная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается федеральным законом.

Одним из основных условий социальной защиты военнослужащих и их семей является пенсионное обеспечение. Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определены общие условия пенсионного обеспечения, которые распространяются на всех граждан Российской Федерации, в том числе и на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1992 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». На условиях данного Закона пенсии выплачиваются также лицам, проходящим службу в органах прокуратуры и таможенных органах.[39, c.15]

В настоящее время в Российской Федерации продолжается пенсионная реформа. Многие аспекты напрямую затрагивают интересы уволенных военнослужащих и членов их семей. В связи с этим в органы законодательной и исполнительной власти поступают массовые обращения и жалобы уволенных военнослужащих и членов их семей о предоставлении им равных с другими гражданами прав на пенсионное обеспечение, а также предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Это связано, прежде всего, с тем, что действующая ранее пенсионная система, основанная на государственной собственности, позволяла в рамках пенсионного законодательства решать вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе уволенных военнослужащих и членов их семей. Учитывая, что пенсия указанным лицам исчислялась из среднемесячного заработка и зависела от общего трудового стажа, в который женам военнослужащих засчитывалось время их совместного проживания с супругами в местностях, где они не могли устроиться на работу, уволенные военнослужащие и супруги военнослужащих при выходе на пенсию по старости имели равные права с остальными гражданами.

С учетом этого уволенные военнослужащие и члены их семей в любой момент могли реализовать предоставленное им законодательством право на выбор пенсии. В результате изменений пенсионного законодательства жены военнослужащих, которые проживали вместе с мужьями в отдаленных гарнизонах, где они не могли работать и соответственно уплачивать страховые взносы, в настоящее время в случае смерти мужа-военнослужащего не могут реализовать свое право на получение трудовой пенсии наравне с остальными гражданами и вынуждены обращаться за пенсией по случаю потери кормильца, которая, к сожалению, ввиду низких окладов денежного содержания военнослужащих во многих случаях не достигает среднего размера пенсий в Российской Федерации.[29, c.92]

Особенно в тяжелом положении оказались жены и дети военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по контракту на должностях солдат, сержантов, старшин и прапорщиков, а в некоторых случаях даже младших офицеров, поскольку размеры их пенсий по случаю потери кормильца ниже, чем у членов семей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву.

Само наименование «пенсия по случаю потери кормильца» указывает на основное условие, определяющее право на этот вид пенсии, - это факт утраты кормильца. При этом кормилец должен быть либо военнослужащим, либо пенсионером из числа военнослужащих.

Однако следует иметь в виду, что членам семей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, пенсия по случаю потери кормильца назначается по нормам, установленным Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а членам семей военнослужащих, проходящих службу по контракту, - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1992 г. № 4468-1.

Статьей 28 указанного Закона предусмотрено, что пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.[9]

При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при соблюдении условия, указанного в части первой статьи 18 настоящего Закона), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте. То есть, члены семьи военнослужащего могут приобрести право на пенсию по случаю потери кормильца, если военнослужащий умер:- в период прохождения военной службы;- не позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы;- независимо от срока увольнения, если смерть бывшего военнослужащего наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Причинную связь смерти военнослужащего должна определять военно-врачебная комиссия. При этом в некоторых случаях, например, если военнослужащий погиб в автокатастрофе, причинная связь его смерти с военной службой определяется по результатам расследования (судебного решения, прокурорской проверки). Во всех случаях причина смерти военнослужащего указывается в приказе командира об исключении погибшего военнослужащего из списков личного состава. При этом, для определения размера и права на пенсию по случаю потери кормильца одного приказа командира части недостаточно, поскольку в нем причинная связь смерти военнослужащего с исполнением обязанностей военной службы указывается в соответствии со статьей 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», применять который для назначения указанной пенсии оснований не имеется. Установленная причинно-следственная связь в соответствии с указанной статьей применяется при определении права военнослужащих и членов их семей на выплату страховых сумм.

Причинно-следственная связь смерти с военной службой для назначения пенсии по случаю потери кормильца определяется в порядке, установленном статьей 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1. Членам семьи пенсионера из числа военнослужащих пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена при условии, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.[9, c.332]

Семья пенсионера из числа военнослужащих, умершего вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, пользуется правом на пенсию по случаю потери кормильца и в том случае, если кормилец умер по истечении пяти лет со дня прекращения выплаты ему пенсии. В этом случае кормилец рассматривается как бывший военнослужащий, смерть которого связана с прохождением военной службы и для назначения пенсии семье которого срок, прошедший со дня увольнения его с военной службы, не имеет значения.

Причинную связь смерти пенсионера должны определять учреждения медико-социальной экспертизы. Вместе с тем члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего (военного пенсионера) могут претендовать на пенсию по случаю потери кормильца, если они сами отвечают следующим требованиям.[14, c.3173]

Во-первых, право на указанную пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих либо пенсионеров из числа военнослужащих.

Во-вторых, они должны быть признаны состоящими на иждивении военнослужащего или пенсионера из числа военнослужащих перед его смертью.

Члены семей умершего военнослужащего или пенсионера из числа военнослужащих считаются состоящими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Факт нахождения на иждивении при отсутствии подтверждающих документов может устанавливаться в судебном порядке, если установление этого факта в ином порядке не представляется возможным. В случае если члены семьи проживали совместно с умершим военнослужащим (военным пенсионером), либо у членов семьи имеются документы (квитанции, почтовые переводы, свидетельские показания и т. д.), подтверждающие факт оказания умершим кормильцем помощи членам семьи, то в данном случае решение о назначении пенсии по случаю потери кормильца следует принимать на основании справки о материально-бытовом положении, составленной военным комиссариатом.[14, c.3174]

Члены семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на пенсию по случаю потери кормильца умершего.

При этом независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается:

- нетрудоспособным детям;

- нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию;

- нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, во время их пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины, либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг. Матерям и женам указанных лиц пенсия по случаю потери кормильца назначается на льготных условиях по достижении ими 50-летнего возраста, а отцам и мужьям - с 55-летнего возраста.[7, c.5]

По действующему законодательству нетрудоспособными членами семьи, пользующимися правом на пенсию по случаю потери кормильца, считаются:

- дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста.

Учащиеся дети военнослужащих, умерших вследствие лучевой болезни, иного вызванного воздействием радиации заболевания или увечья (травмы), которые связаны с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения, с участием в испытаниях ядерного оружия и учениях с его применением, работах с ядерными установками и радиоактивными веществами, а также учащиеся дети умерших пенсионеров из числа военнослужащих, являющихся инвалидами вследствие указанных причин (независимо от причины смерти пенсионера), - до достижения ими 25-летнего возраста.

Право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми имеют усыновленные, а также пасынки и падчерицы. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей.[7, c.7]

К сожалению, этим правом на пенсию по случаю потери кормильца стали злоупотреблять. Так, в процессе проверок выявлены случаи, когда дети в целях получения пенсии по случаю потери кормильца, как правило в сентябре, зачисляются на учебу, а затем в мае отчисляются либо за прогулы, либо по неуспеваемости. Фактически после выяснения всех обстоятельств оказывалось, что это зачисление на учебу было фиктивным. Также встречаются случаи, когда указанные дети представляют документы о том, что они обучаются поочередно во всех профессиональных учебных заведениях, находящихся поблизости.

То есть они вначале, например, получают специальность повара, а затем - токаря, слесаря, продавца и так далее, пока им не исполнится 23 года. Практически всегда в этом случае представляются фиктивные документы.

Несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, пасынки, падчерицы, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право и при усыновлении их другими гражданами;

- отец, мать и супруг (жена, муж), если они достигли престарелого возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет), либо являются инвалидами. Усыновители имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями.[7, c.5]

Отчим и мачеха имеют право на пенсию наравне с отцом или матерью при условии, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет;- супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.

Супруги умерших военнослужащих и пенсионеров из числа военнослужащих, умерших вследствие лучевой болезни, иного вызванного воздействием радиации заболевания или увечья (травмы), которые связаны с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения, с участием в испытаниях ядерного оружия и учениях с его применением, работах с ядерными установками и радиоактивными веществами, занятые уходом за детьми умерших, не достигшими 14 лет, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от возраста и трудоспособности и независимо от того, работает супруг или нет.

На таких же условиях назначается пенсия по случаю потери кормильца женам (мужьям) военнослужащих, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, которые заняты уходом за детьми умерших, не достигшими 8-летнего возраста. При этом пенсия по случаю потери кормильца на уход за ребенком назначается независимо от того, является ли это лицо военнослужащим или нет; дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. К лицам, обязанным содержать деда и бабушку, относятся их совершеннолетние трудоспособные дети, а также трудоспособные братья, сестры и внуки, обладающие достаточными средствами.[9, c.338]

Пенсия по случаю потери кормильца супругу, родителям (усыновителям), отчиму или мачехе назначается независимо от времени, прошедшего со дня смерти кормильца до достижения ими пенсионного возраста или наступления инвалидности, и времени обращения за пенсией после приобретения права на ее получение.

На всех членов семьи, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, назначается одна пенсия. Однако по просьбе каждого совершеннолетнего члена семьи (получателя пенсии) причитающаяся ему доля пенсии выделяется и выплачивается отдельно. Выделение доли пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором поступило заявление о разделе пенсии. Пенсия по случаю потери кормильца, назначенная супругу умершего, сохраняется и при вступлении супруга в новый брак.[7, c.10]

По существующим правилам, факт и дата смерти или пропажи на фронте без вести военнослужащего определяются приказом соответствующей инстанции об исключении его из списков Вооруженных Сил или извещением воинской части о его судьбе.

В отношении лиц офицерского состава, пропавших без вести в мирное время, факт и дата пропажи без вести определяются приказом Министра обороны об исключении их из списков офицерского состава Вооруженных Сил, а в отношении других военнослужащих - приказом соответствующей инстанции об исключении их из списков личного состава.

Документом, удостоверяющим факт и дату смерти уволенного с военной службы военнослужащего, не получавшего пенсию, или пенсионера из числа военнослужащих, служит свидетельство о смерти, выданное органами ЗАГС. Факт и дата пропажи без вести уволенного с военной службы военнослужащего устанавливаются через суд в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Безвестно отсутствующими могут признаваться в судебном порядке лица, в отношении которых в течение года в месте их постоянного жительства нет сведений о месте их пребывания.

Российским гражданским процессуальным законодательством военнослужащий, уволенный с военной службы, как и любой гражданин России, может быть в судебном порядке объявлен умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая в течение шести месяцев.[9, c.340]

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты