Социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца
p align="left"> Расходы на пенсии и пособия инвалидам войны и труда осуществлялись бескредитно, что позволяло осуществлять их выплату независимо от доходов бюджета.

Например, бюджет 1943 года, естественно, не мог предусмотреть ассигнования на выплату пенсий инвалидам, находящимся во временно оккупированных территориях. Тем не менее, когда Красная Армия освободила эти районы, требуемые на эти цели 90 млн. рублей были изысканы и выплаты стали производиться без единой задержки. На всем протяжении войны советское правительство неуклонно увеличивало ассигнования на социальное обеспечение. В частности, по сравнению с 1944 годом расходы на социальное страхование в 1945 году увеличились на 34,9%, на социальное обеспечение - на 12,8%.[24, с.44]

Многие воины возвращались с фронта с серьезными ранениями, контузиями и нуждались в разностороннем социальном обслуживании. Помощь этой категории инвалидов имела большое значение в деле укрепления морально - политического единства фронта и тыла. Руководители предприятий и организаций обязаны были в кратчайшие сроки предоставлять инвалидам Отечественной войны, направляемым органами социального обеспечения, соответствующую работу и обеспечивать им необходимые производственные, жилищные и бытовые условия. В результате большой и целенаправленной работы государственных органов к началу 1943 года 70% инвалидов войны было трудоустроено.[24, с.94]

Однако война продолжалась, и страна испытывала острый недостаток в трудовых ресурсах. 20 января 1943 года СНК СССР принял постановление «О мерах по трудовому устройству инвалидов Отечественной войны». В результате осуществления предусмотренных этим постановлением мер в 1943 году в народное хозяйство вернулось свыше 450 тысяч инвалидов. На 1 марта 1944 года во всех отраслях народного хозяйства РСФСР было занято около 94% инвалидов Отечественной войны 3 группы. Работая на предприятиях, в совхозах и колхозах, они своим самоотверженным трудом вносили свой вклад в победу над врагом. Особая забота проявлялась об инвалидах войны с тяжелыми заболеваниями и функциональными нарушениями.[24, с.136]

В соответствии с вышеупомянутым постановлением профтехшколы системы соцобеспечения были реорганизованы в профессиональные школы-интернаты для обучения инвалидов Отечественной войны. В деле обучения и рационального трудового устройства инвалидов в годы войны значительную роль играла кооперация инвалидов, имевшая огромную сеть артелей и предприятий.

В период войны важную роль играли организованные в 1942 году дома-интернаты. Были созданы учреждения двух видов: трудовые интернаты общего типа и интернаты больничного типа для инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе. В центре внимания государства находилась забота о детях, оставшихся без родителей и больных детях. Несмотря на сложнейшие условия военного времени, детская безнадзорность не допускалась.[45, с.220]

Без всякого преувеличения можно утверждать, что продуманная социальная политика государства и ее четкое и эффективное осуществление в военное время имели огромное, неоценимое значение для достижения победы над врагом. Конечно, социальная политика СССР, основанная на принципе государственного патернализма, не была идеальной, но она позволила выжить миллионам наших сограждан в годы войны. Конституция 1993 года провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, принят целый ряд федеральных законов социальной направленности, однако ни одна социальная проблема в стране не решена на должном уровне.

Может быть, есть смысл объективно оценить опыт работы органов социальной защиты, как в военный, так и в послевоенный период и использовать его в современных условиях? Ведь людям нужны не красивые слова и благие намерения, а реальная помощь в трудных жизненных ситуациях.

1.2 Основные государственные льготы, гарантии и компенсации для членов семей погибших военнослужащих

Во все времена под особой защитой государства находились семьи военнослужащих, погибших в боевых действиях.

К членам семей погибших (умерших) военнослужащих (далее - члены семей) относятся:

а) вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак;

б) несовершеннолетние дети;

в) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

г) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

д) лица, находившиеся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего.

Правовые нормы их социальной защиты содержатся в ряде законодательных актов.

Так, в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 28 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для членов семей погибших (умерших) военнослужащих установлены следующие меры социальной защиты:

- право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;

- запрет на выселение членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями;

- сохранение после гибели (смерти) военнослужащего права на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- преимущественное право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, на прием в садоводческие товарищества (кооперативы);

- право на получение льготных кредитов на строительство индивидуальных жилых домов, строительство, ремонт садовых домиков и благоустройство садовых участков;

- право на производство органами местного самоуправления капитального ремонта индивидуальных жилых домов за счет средств федерального бюджета;

- освобождение от уплаты налогов на имущество физических лиц, с транспортных средств, переходящих в их собственность в порядке наследования, а также от уплаты земельного налога;

- уменьшение совокупного дохода, полученного членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, в налогооблагаемом периоде на сумму дохода, не превышающую за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трехкратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

- сохранение за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более (исключение составляют случаи, когда вдовы (вдовцы) этих военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, вступили в новый брак), права на получение жилой площади, льгот по оплате жилой площади, коммунальных услуг, установке квартирных телефонов, абонентской плате за пользование ими, радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами, которое они имели на день смерти военнослужащего (гражданина) независимо от форм собственности и принадлежности занимаемого жилого помещения. А при проживании их в домах, не имеющих центрального отопления, они имеют право и на обеспечение в первоочередном порядке с предоставлением скидки в размере 50 процентов по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки;

- исключение общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы на одного человека из площади жилых помещений при расчете платежей по оплате общей площади жилых помещений и коммунальных услуг семьям погибших (умерших) военнослужащих, проживающим в домах государственного жилищного фонда, а также в приватизированных жилых помещениях;

- сохранение за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца, родителями, достигшими пенсионного возраста, и родителями-инвалидами старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, права на льготы по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно, которыми они пользовались при жизни военнослужащего;

- предоставление родителям, супругам и несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, права на бесплатную медицинскую помощь и преимущественного права на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб.[2,с.42]

Помимо Федерального закона «О статусе военнослужащих2 нормы о социальной защите семей погибших участников боевых действий содержатся в Федеральном законе от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. № 40-ФЗ) "О ветеранах" (ст.21), в пенсионном законодательстве, в нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ, а также ведомственных нормативных актах.

Льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» для семей погибших военнослужащих, распространяются на нетрудоспособных членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, состоявших на его иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.[5, с.13]

В соответствии со ст. 50 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» нетрудоспособными членами семьи считаются:

а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, при этом братья, сестры и внуки - при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;

б) отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

в) один из родителей или супруг, либо дед, бабушка, брат или сестра, независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает;

г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.[7, с.5]

В соответствии со ст. 53 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом иждивенчество детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств.[7, с.7]

Законодательством установлены два различных основания, при наличии которых члены семьи умершего гражданина, проходившего военную службу, считаются состоявшими на иждивении умершего:

а) полное содержание умершим кормильцем членов семьи. Под полным содержанием членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (жилье, одежда, обувь, питание и т.п.). Члены семьи должны получать содержание только от умершего кормильца, т.е. они не получали материальной поддержки от других лиц, а доходы, имущество умершего кормильца являлись единственным источником их средств существования;

б) помощь умершего кормильца членам семьи, являющаяся для них постоянным и основным источником средств существования. Под постоянным и основным источником средств существования понимается помощь умершего кормильца членам семьи, осуществляемая систематически в течение определенного периода времени перед смертью кормильца (т.е. эта помощь была не разовой, единовременной, от случая к случаю). Из действий умершего кормильца должна прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь членам семьи. Понятие «основной источник средств к существованию» предполагает, что у членов семьи, кроме средств, предоставляемых умершим кормильцем, имелись и другие источники дохода (пенсия, стипендия, зарплата и т.д.).[7, C.40]

Нахождение членов семьи умершего военнослужащего на его иждивении подтверждается справкой, выдаваемой жилищно-эксплуатационной организацией либо администрацией района или города по месту жительства.

В тех случаях, когда жилищно-эксплуатационная организация либо администрация района или города не располагает данными о нахождении членов семьи на иждивении умершего военнослужащего, либо затрудняется вынести такое заключение, факт нахождения (либо не нахождения) на иждивении устанавливается путем ознакомления с материальным положением семьи умершего военнослужащего представителями военного комиссариата района и жилищно-эксплуатационной организацией либо администрацией района или города.

Результаты ознакомления с материальным положением оформляются заключением, в котором должны быть указаны следующие данные: длительность совместного проживания членов семьи с умершим военнослужащим и ведения с ним совместного хозяйства; источники и размеры доходов каждого из них (в том числе от личного подсобного хозяйства); характер и размер материальной помощи, оказываемой умершим военнослужащим этим членам семьи, а в отношении родителей, кроме того, имеют ли они других детей, возраст, трудоспособность этих детей, характер и размер оказываемой ими материальной помощи родителям. В подтверждение указанных данных к заключению при необходимости приобщаются соответствующие документы (талоны почтовых переводов, расчетные листы к денежным аттестатам, копии исполнительных листов и др.).

Заключение о семейно-имущественном положении членов семьи умершего военнослужащего подписывается указанными выше представителями, а выводы о том, находились ли члены семьи на иждивении умершего военнослужащего, подтверждаются подписью военного комиссара района.

Факт нахождения членов семьи на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего при отсутствии подтверждающих документов может устанавливаться в судебном порядке, если установление этого факта в ином порядке не представляется возможным (статьи 247, 248 ГПК РСФСР).

В соответствии с п.4 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. № 9 установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение для назначения пенсии, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п., необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.[20, с.187]

Выдача соответствующим органом (в частности, жилищно-эксплуатационной организацией, органом местного самоуправления) справки о том, что, по имеющимся данным, лицо не состояло на иждивении умершего, не исключает возможности установления в судебном порядке факта нахождения на иждивении.

Заявление об установлении факта нахождения на иждивении члены семьи умершего кормильца должны подавать в суд по месту своего жительства (ст.249 ГПК РСФСР). В соответствии с п.13 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. № 9 дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в том числе о нахождении на иждивении, могут быть возбуждены в суде по заявлениям как непосредственно заинтересованных в этом лиц, так и иных граждан и организаций, когда по закону они вправе обратиться в суд в защиту интересов других лиц. Дело об установлении факта нахождения на иждивении может быть возбуждено также по заявлению прокурора.

В соответствии со ст.250 ГПК РСФСР в своем заявлении заявитель должен указать, для какой цели ему необходимо установить факт нахождения на иждивении, а также привести доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов либо невозможность восстановления утраченных документов.[45, с.223]

В соответствии с п.2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Минтруда России от 11 октября 2000 г. № 69, права и льготы, установленные членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, указанных в ст.21 Федерального закона «О ветеранах», реализуются на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. № 209.[5, с.13]

Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании следующих документов:

а) справка о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим);

б) свидетельство о смерти;

в) документы, подтверждающие родственное отношение к погибшему (свидетельство о браке, свидетельство о рождении);

г) пенсионное удостоверение (либо справка о праве на пенсию по случаю потери кормильца).

Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить пенсионное удостоверение с отметкой: «Вдова (мать, отец) погибшего воина», а также справка установленной формы о гибели военнослужащего.

В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах».[5, с.13]

Льготы по налогообложению семей погибших военнослужащих определены п.3 ст.24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, освобождаются от уплаты налогов на имущество физических лиц, с транспортных средств, переходящих в их собственность в порядке наследования, а также от уплаты земельного налога; совокупный доход, полученный членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, уменьшается в налогооблагаемом периоде на сумму дохода, не превышающую за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трехкратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.[2, с..44]

Законодательством Российской Федерации установлены следующие льготы для семей погибших военнослужащих по уплате налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджет:

а) освобождение членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, от уплаты налогов на имущество физических лиц. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего (п.1 ст.4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»);[10, с.4]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты