Социальная защита семьи
p align="left">Заслуживающий внимания опыт накоплен многими центрами Краснодарского края, центрами в г. Сергиев Посад (Московская область), центрами в Новгороде и Новомосковске (Тульская область). Здесь с помощью ученых разработана система психологической помощи детям-инвалидам и их семьям, детям из семей “групп риска”, ведется планомерная работа по подготовке молодежи к семейной жизни (действуют школы молодой семьи, клубы молодых родителей, налажена система консультаций и тренингов для подростков и их родителей, действуют клубы практического психолога “познай себя” для подростков, выявляется психологическая готовность детей к школе. Все чаще в центрах открываются “телефоны доверия”, ведущей фигурой которых является психолог.

Во многих центрах оказывается помощь в решении раз-личных психологических проблем, касающихся взаимоотно-шений между супругами, родителями и детьми. Нередко в таких центрах работают "телефоны доверия", клубы и обще-ства взаимопомощи и взаимоподдержки, группы дневного пребывания детей и матерей с детьми. Это и место для про-ведения семейного досуга -- праздников, соревнований, конкурсов, организации курсов по ведению домашнего хо-зяйства.

Сказанным не исчерпывается набор социальных услуг, оказываемых центрами социальной помощи семье и детям. Многие из них организуют для детей-сирот, детей-инвали-дов, детей из малообеспеченных семей бесплатно или на льготных условиях оздоровительные лагеря в дни зимних и летних каникул; доставку горячих обедов на дом; ремонт квартир и сложной бытовой техники; снабжение топливом домов малообеспеченных многодетных и одиноких матерей; помогают таким семьям в приобретении их детям всего не-обходимого для учебы в школах.

Среди категорий и групп населения, которым центры оказывают социальные услуги в первоочередном порядке, являются семьи, где живут дети-инвалиды . Проведя подробную паспортизацию семей, имеющих детей-инвалидов, Мурманский областной центр социальной помощи семье и детям получил всестороннюю информа-цию, анализ которой дал возможность центру наметить чет-кий план дальнейшей работы с этими семьями. Были со-ставлены комплексные программы медико-социальной реа-билитации детей с ограниченными возможностями, разра-ботаны методические рекомендации для родителей по уходу за такими детьми и их воспитанию, индивидуальные планы реабилитации на каждого ребенка. Самое активное участие в этой работе, которая уже приносит свои плоды, приняли не только специалисты центра, но и специалисты областной больницы.

Помощь центров детям-инвалидам, семьям, где они воспитываются, носит разные формы. Это выставки юных художников, передвижные библиотеки для детей-инвалидов, вечера с их участием (Псковский областной центр социаль-ной помощи семье и детям), обучение детей с ограниченны-ми возможностями художественной росписи и резьбе по де-реву, обучение ребят пользованию ЭВМ (Центр "Солнеч-ный", г.Красноярск). Многие центры помогают семьям в приобретении и оплате путевок для детей-инвалидов и их проезда к месту назначения, в оплате их консультирования высококвалифицированными специалистами и решении других проблем.

Постоянный социальный надзор необходим и за други-ми семьями, нуждающимися в помощи центров, например, где не является редкостью внутрисемейное насилие, жесто-кость, от чего больше всего страдают дети. Деятельность специалиста по социальной работе, осуществляющего соци-альный патронаж такой семьи, непременно должна быть связана с соответствующим изучением поведения ребенка и привлечением при необходимости психолога.

Нередки обращения в центры по поводу пьянства в семьях. Сотрудникам центров здесь очень важно выяснить, что в каждом конкретном случае является причиной, а что следствием: внутренние нелады и распад семьи в результате пьянства одного из супругов, или же пьянство стало резуль-татом кризиса в семье, формой иллюзорной компенсации неудовлетворенности кого-то из супругов сложившимися отношениями. Во всяком случае эти процессы взаимосвяза-ны, и корректировка семейных отношений крайне необхо-дима.

Одним из сложных испытаний для семьи являются се-мейные конфликты. Вообще говоря, конфликты -- нормальный компонент течения семейной жизни; они должны играть конструктивно-созидательную роль в стабилизации функционирования семьи. Однако загнанный внутрь, кон-фликт может действовать разрушительно на психологиче-ское состояние и физическое здоровье супругов. В то же время конфликтная ориентация, отсутствие культуры ком-промисса, неблагоприятное стечение обстоятельств может вывести процесс из-под контроля и придать ему разруши-тельный характер. Вот почему столь важно, чтобы в центрах работали специалисты-конфликтологи, чтобы с основами конфликтологии были знакомы специалисты по семейной социальной работе.

Характерной чертой деятельности многих центров, как уже накопивших определенный опыт, так и находящихся в стадии становления, является заметное усиление внимания к вопросам психологической помощи населению. Этому есть свое объяснение: сегодня, когда подверглись девальва-ции прежние ценности, и не оформились новые, семья как никогда нуждается в психологической, психотерапевтиче-ской поддержке.

Интересна практика Центра социальной помощи семье и детям "Вдохновение" (г.Воркута). В работе отдела кон-сультативно-психологической помощи этого центра основ-ным является диагностика психологических нарушений у детей без аномалий психического развития, психодиагно-стика. Одновременно ведется коррекционная работа, касаю-щаяся взаимоотношений супругов, родителей и подростков, нарушений общения у школьников и др.

Приведенные примеры (подобных им можно было бы найти немало) наглядно показывают, как при содействии центров социальной помощи семье и детям решается целый комплекс вопросов, крайне важных для той или иной се-мьи. Эти вопросы весьма различны, как различны жизнен-ные коллизии, возникающие в семье, в жизни конкретного человека.

Для некоторых посетителей центр семьи -- их послед-няя надежда: бывают ситуации, когда человек остается без дома, без денег, без одежды. Для таких остронуждающихся людей во многих центрах имеются определенные запасы одежды, которую приносят местные жители, передают бла-готворительные и религиозные организации. Эта одежда бесплатно раздается в центрах всем, кому она необходима. Проводятся с этой целью центрами и благотворительные ак-ции. Практика показывает, что такая, казалось бы, простая помощь очень нужна.

В этом проявляется важная функция центров -- участие в профилактике бедности, с тем, чтобы не допустить "спол-зания" человека на грань нищеты, обеспечить ему мини-мальные возможности для поддержания жизнедеятельности. Разумеется, формы реализации названной функции много-образны и не сводятся только к материальной поддержке.

С учетом современной социально-экономической си-туации и в целях повышения социальной защищенности се-мьи центры уделяют растущее внимание вопросам трудозанятости граждан, создания условий, позволяющих им самообеспечить должный уровень жизни.

В ряде случаев центры излишне увлекаются организа-цией вечеров отдыха, досуговых мероприятий, различных кружков: делают упор на консультативную деятельность: слабо сотрудничают с органами местного самоуправления, общественностью, социальными учреждениями и службами других ведомств, религиозными и благотворительными орга-низациями, коммерческими и предпринимательскими структурами.

Анализ деятельности территориальных социальных служб показывает, что, как правило, позитивные результаты в области социального обслуживания семьи достигается в тех территориях, где к решению на-сущных проблем в этой области подключаются все органы управления социального блока (социальной защиты насе-ления, образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи, занятости, миграции и т.д.). где админи-страция региона осуществляет координационную деятель-ность (создаются межведомственные комиссии, советы. принимаются программы и др.), где главы администраций и их заместители лично направляют процесс становления и развития социальных служб.

Становление учреждений социального обслуживания семьи особенно учреждений нового для России типа, происходит не во всем так, как хотелось бы его идеологам и организаторам на федеральном уровне.

Во-первых, не могут удовлетворять темпы развития сети учреждения. Медленно разви-ваются центры экстренной психологической помощи по телефону. Создано незначительное число центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, практически не получают развития кризисные центры для женщин, для несовершеннолетних мам, социальные служ-бы для безнадзорных детей, недостаточно развита практи-ка усыновления и опекунства.

Во-вторых, имеются претензии к профессиональному уровню социальной работы, выполняемой сотрудниками учреждении социального обслуживания семьи. Многие действуют не в полную силу, не удовлетворяя су-щественные потребности, и запросы клиентов.

Становление и развитие системы учреждений социаль-ной помощи семье сопряжено с целым рядом объ-ективных и субъективных факторов, причин и трудностей.

По-прежнему остается недостаточно разработанной правовая база системы социального обслуживания. Государственная семейная политика находится в начальной стадии становления, не разработан Федеральный закон о социальном обслуживании семьи и детей, не утверждены государственные стандарты и поря-док лицензирования социальных услуг и т.д.

Не удовлетворяет уровень профессиональной подго-товки специалистов, работающих в учреждениях социаль-ного обслуживания семьи. Статистика свидетель-ствует, что только треть из них имеет специальное образо-вание или учится. Многие социальные работники не про-шли обучения на курсах повышения квалификации.

Остается низким статус и престиж социальной работы в обществе, неадекватная заработная плата работников со-циальных служб.

Ограничены финансовые ресурсы, имеющиеся в распо-ряжении исполнительных органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях, а также недостаточно используются финансовые средства, материально-технические и интеллектуальные возможности негосудар-ственных учреждений.

На качестве социального обслуживания сказывается слабость материально-технической базы учреждений. Пока еще чрезвычайно мало специально спроектированных комплексов, зданий, помещений. В основном центры рас-положены в приспособленных помещениях. Не хватает реабилитационного оборудования, средств связи, авто-транспорта, компьютерно-вычислительной техники, меди-каментов, продуктов питания и т.д.

Практически отсутствуют методики оказания социаль-ных услуг, не разработаны современные технологии соци-альной работы с семьей и детьми.

Слабо скоординирована деятельность федеральных ор-ганов исполнительной власти, общественных организаций, фондов, объединений в области социального обслужива-ния. На качество работы учреждений влияет дефицит спе-циальной литературы по работе с семьей и подростками, недостаток рекламы о работе центров социальной помощи семье и детям в средствах массовой информации. Не сформировано общественное мнение о важности и необхо-димости социальной работы в обществе.

Следовательно, можно сделать вывод , что центры помощи семье являются важнейшей частью социальной защиты семьи в нашей стране. Роль их огромна, иногда это единственное место куда могут обратиться люди в случае нужды, поэтому необходимо работать над системой развития подобных учреждений как на местах в регионах, так и на государственном уровне.

Заключение.

Семья сталкивается с рядом острейших проблем, часть из которых она не может разрешить без помощи специалистов по социальной работе. Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы, т.е. все люди и организации, которые включены в процесс социальной работы. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику, и общественные объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления. Поэтому в условиях многообразия форм собственности, существенных различий в уровнях доходов граждан, усиливающейся имущественной дифференциации следует искать новые подходы к организации социальной защиты. В этой связи требует корректировки реализация принципа сочетания платности и бесплатности услуг, предоставляемых нетрудоспособным по линии социальной помощи.

Потребность населения в социальных услугах возрастает, но государственные и муниципальные учреждения зачастую не имеют возможности предоставлять их в необходимом объеме, своевременно и качественно. Как правило, выгодным становится размещение госзаказов на оказание социальных услуг в негосударственном секторе.

Необходимо приступить к подготовке законопроектов "О негосударственном секторе социального обслуживания населения", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в части совершенствования понятийного аппарата, уточнения номенклатуры учреждений социального обслуживания населения, форм и методов предоставления как государственных, так и негосударственных социальных услуг.

Успешное выполнение перечисленных задач предполагает обеспечение серьезной информационной поддержки. Хорошо структурированная, правильно поданная информация способствует не только приходу в сферу социальных услуг новых организаторов, но и созданию положительного имиджа всей благотворительной деятельности. Это важно как для вовлечения в нее большего числа волонтеров, так и аккумулирования спонсорских средств для целенаправленной помощи нуждающимся.

В настоящее время несмотря на трудности и сложности переход-ного периода, создана разветвленная сеть учреждений со-циального обслуживания различного профиля, которые, находясь в подчинении различных ведомств, составляют территориальные социальные службы. Но говорить о сло-жившейся системе социального обслуживания семьи еще рано. Практически функционирует около 2 тыс. государ-ственных учреждении социального обслуживания семьи и детей, что, разумеется, для России очень мало.

С целью ускорения становления системы учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи, по мнению автора, необ-ходимо в первоочередном порядке принять следующие ме-ры.

На федеральном уровне целесообразно ускорить при-нятие комплекса постановлений Правительства Россий-ской Федерации, направленных на реализацию Федераль-ного закона “Об основах социального обслуживания насе-ления в Российской Федерации”.

Следует продолжить разработку примерных положений о деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей (комплексного центра социального обслужи-вания населения; кризисного центра для женщин; област-ного, городского и районного центров социальной помо-щи семье и детям); подготовить предложения по созданию межведомственной комиссии, включающей в свой состав представителей органов образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, молодежи, общественных, негосударственных фондов и организаций, занимающихся проблемами семьи и детей, основной задачей которой яв-лялась бы координация усилий и интеграция финансово-экономических, материальных, научно-методических и иных ресурсов по проблемам социальной защиты, под-держки и помощи семей.

Предстоит разработать рекомендации по аттестации специалистов в области социальной работе семейной на-правленности, определить критерии эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.

В субъектах Российской Федерации и на уровне местного самоуправления предстоит:

принять меры по целевому финансированию регио-нальных и муниципальных программ, предусматривающих развитие

социального обслуживания семьи и детей; ввести в местном бюджете защищенную строку, предусматри-вающую финансирование учреждений социального обслу-живания;

упорядочить рассмотрение вопросов, связанных с пе-редачей освобождающихся зданий, помещений под учреж-дения социального обслуживания семьи и детей;

организовать обеспечение в первоочередном порядке учреждении социальною обслуживания специальным реабилитационным оборудованием, транспортными средствами, материально-техническими ресурсами и др.;

сформировать систему подготовки, переподготовки к повышения квалификации кадров специалистов учрежде-ний социального обслуживания, используя для этого как бюджетные, так и внебюджетные средства; укрепить кад-ровый состав социальных служб специалистами по соци-альной работе;

усилить координацию деятельности исследователь-ских коллективов и практиков на разработке современных, социальных технологий, новейших форм и методов соци-альной работы с различными категориями семьи и детей;

регулярно обобщать и распространять опыт работы исполнительных органов власти по развитию учреждений социального обслуживания семьи и детей по применению новых форм и технологий социального обслуживания;

- находить дополнительные основания для повышения статуса работников социальных служб.

Развитие системы социального обслуживания семей является необходимым звеном в целостной системе мер, направленных на улучшение положения семьи и детей в России. В настоящее время семьи получили более широкие возможности пользовать-ся услугами развивающейся системы социальных служб, направленных на учет особенностей семьи как естественной среды жизнедеятельности личности и жизнеобеспечения детей. К сожалению, пока комплексный подход к становлению и развитию территориальных служб по проблемам семьи, детей и молодежи характерен лишь для немногих территорий России.Материал представленный в данной работе, еще раз подтверждает, что на фоне расстройства экономики и финансовой системы в России семья и дети является наиболее уязвимой и нуждающейся в мерах социальной защиты, адекватных катастрофическому состоянию общества. И одной из форм наиболее реальной и полноценной помощи семьям, может стать открытие территориальных Центров социальной помощи семье и детям. И невзирая на трудности становления (формирование штатов и подбор кадров, нехватка помещений, финансовых ресурсов, автотранспорта, недостаточном научно-методическом и информатизационном обеспечении и др.) центров социального обслуживания, они реально помогают решению проблем, связанных с организацией социального обслуживания семьи и детей на территориальном уровне. Территориальные центры социального обслуживания, служат надежным аппаратом выявления наиболее нуждающихся в социальной защите категорий населения и проводником передовых методов и приемов в работе служб социальной защиты семьи и детей.

Основной итог данной работы, по мнению автора, сводится к тому, что государственная семейная политика имеет особое значение в современной России, когда исторические процессы трансформации семьи, сами по себе протекающие болезненно и противоречиво, переплетаются с острейшими про-блемами, вызванными социально-экономическим кризисом. Необходимость сильной государственной семейной политики обусловлена прежде всего обще-ственными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждении нравствен-ных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реали-зовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выжива-ние, но и развитие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты