Социальная защита семьи
p align="left">Основные социальные проблемы военнослужащих-контрактников, принадлежащих к разным составам (офицер, прапорщик, старшина или солдат), могут быть сходными: малообеспеченность; проблемы с образованием и воспитанием детей; проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи; проблемы с жильем; проблемы с работой и социальным положением жены военно-служащего. Напряженность в семье военнослужащего может обусловли-ваться не только общими семейными проблемами, но и целым рядом специфических факторов: неуверенность в будущем, уста-лость от материальных лишений и частых переездов на необустро-енные места, трудной и напряженной службы; недовольство жены недостаточным участием мужа в семейной жизни и воспитании детей, нереализованность своих возможностей; тревога за судьбу детей и др.

Такое состояние может усугубляться ощущением вынужденнос-ти своего пребывания на военной службе, невозможностью из-менить свою жизнь, неизвестностью своего будущего, поскольку увольнение с военной службы влечет за собой утрату права на какие-то льготы (не секрет, что для значительной части военнослужащих-контрактников военная служба -- это единственная или наиболее подходящая возможность получить жилпло-щадь для семьи).

Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с воен-ной службы, а также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис, глубина которого зависит от длитель-ности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с воен-ной службы, степени решенния их социальных проблем.

Непредсказуемость и стохастичность отношений, характерные для гражданских лиц, противоречат четкости и определенности военной службы; навыки директивного обращения с людь-ми не всегда оказываются применимыми в гражданских усло-виях. Кроме того, многие военнослужащие не могут найти при-менение своим способностям в условиях рыночных отноше-ний, адаптироваться к этим отношениям. Задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, -- социальное и юридическое консультиро-вание по всем вопросам, связанным с их правами и возможностя-ми до и после увольнения, правами членов их семей, защита их ;.. интересов перед командованием части, вышестоящими инстанция-ми, органами местной власти. В случае нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информа-цию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановле-нию прав. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные разрешить конфликт.

Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система дет-ских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном ста-тусе воинской службы, уважение к труду родителей.

Одна из функций социальной работы в Вооруженных Силах -- обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-эко-логических условий для военнослужащих. Улучшение условий тру-да и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязне-ния окружающей среды, несомненно, будет способствовать повы-шению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию.

Одна из важных функций социальной работы -- развитие со-циальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества). С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы группо-вой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинга общения и обуче-ние коммуникативным навыкам, выявление психологической со-вместимости или несовместимости индивидов для комплектова-ния наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов.

Технологии психологического тренинга, психотерапии и пси-хокоррекции наиболее распространены в работе с больши-ми группами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие. Стимуляция положительных психологиче-ских реакций и подавление или сглаживание негативных ре-акций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми. Нужно учить людей смягчать от-рицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует воз-можную агрессию со стороны окружающих, разрешать про-блемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоция-ми, самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Прове-дение такой работы возможно также в форме групповой те-рапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимо-поддержки.

Определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей могут внести социально-экономическая работа, органи-зация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, раз-витие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Организаторы социальной работы могут выполнять функции кон-сультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и уч-реждениями.

Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, пре-дотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значе-ние имеет развитие специальной системы семейного консультиро-вания и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи.

Если в городах, в которых функционируют центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военно-служащих нецелесообразно по экономическим или иным со-ображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи. Специфическими задачами социального работника в Воору-женных Силах являются обучение и переобучение уволенных во-еннослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориента-ция и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному измене-нию образа жизни.

Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, воз-можно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жиз-недеятельности. Она предоставляет возможность не только рекреа-ции, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более ши-рокому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответ-ствующим оборудованием и инвентарем.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная работа с семьей и технологии коррекции семейных взаимоотношений многочис-ленны; выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиен-тов, так и личностными качествами самого специалиста по семей-ной терапии, его вкусами и предпочтениями. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, созда-ет собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств -- осуществление и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желан-ной стабилизации семьи. К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций под-даются коррекции, причем это зависит не только от недостаточно-сти или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно с большой долей вероятности предсказать неблаго-приятный прогноз будущего семейного союза еще до его заключе-ния. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социаль-ный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем -- это прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.

2.2. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье.

Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России, сопровождающаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к значительному ухудшению положения семьи и детей, серьезным деформациям в их жизнедеятельности. Резко возросло число малообеспеченных семей, семей с тревожными негативными нарушениями в межличностных отношениях, семей с отрицательным психологическим климатом, неблагоприятной эмоциональной атмосферой. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связей между ними крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие миллионов детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.

В этих условиях становление системы социального обслуживания населения, прежде всего семьи и детей, стало объективной необходимостью. Серьезным импульсом ее поступательного развития явилось принятие Федерального закона “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” СЗ РФ.-1995.-№50.-ст.4872., который устана-вливает основы правового регулирования в области соци-ального обслуживания, в частности, право всех граждан на социальное обслуживание в государственной системе со-циальных служб по основным видам помощи: (материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных, полустацио-нарных и нестационарных учреждениях, консультативная помощь, реабилитационные услуги, услуги срочной соци-альной помощи), которые предусмотрены настоящим за-коном.

Особую значимость для семьи и детей имеет ст. 17 Фе-дерального закона, в которой в числе учреждений соци-ального обслуживания независимо от форм собственности названы учреждения, непосредственно предоставляющие этим категориям населения социальные услуги - комплекс-ные центры социального обслуживания населения, терри-ториальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родите-лей, социальные приюты для детей и подростков, центры психолого-педагогической помощи, стационарные учреж-дения для детей с ограниченными возможностями, центры социальной взаимопомощи и самопомощи. Федеральный закон устанавливает полномочия как фе-деральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания, что позволяет осу-ществлять дальнейшую разработку политики социального обслуживания на всех уровнях государственной власти. В частности, такой подход повышает роль и ответственность субъектов Российской Федерации в принятии соответ-ствующих решений и создании регионального механизма их реализации в интересах семьи и детей.

После принятия закона в 1995 году активизировалась работа по развитию в различных регионах территориальных соци-альных служб. На основании статистических данных, по-ступивших из субъектов Российской Федерации, можно отметить позитивные тенденции в становлении и развитии учреждений социального обслуживания семьи. Динамика основных статистических показателей, ха-рактеризующих становление и развитие учреждений социального обслуживания семьи , свидетельствует о том, что число учреждении социального обслуживания семьи системы социальной защиты населения за последнее время выросло в несколько раз. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям.-М.,1997.-С.12. Наша область тоже не осталась в стороне: в #G0 соответствии с Примерным положением о территориальном центре социальной помощи семье и детям, утвержденным приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 апреля 1994 года N 47 было разработано #G0Положение о центре социальной помощи семье и детям комитета по социальной защите населения Администрации Мурманской области (см. Приложение 1); в 1997 году был создан “Экспертно-координационный Совет по реализации региональных социальных программ в интересах семьи и детства при администрации Мурманской области”. Главные цели которого: ф#G0ормирование и реализация государственной семейной политики на территории области с учетом региональных особенностей; объединение усилий и обеспечение взаимодействия областных, общественных и благотворительных организаций в работе, направленной на улучшение положения семьи и детей в Мурманской области; создание системы комплексной (социальной, экономической, юридической, психологической и иной) поддержки семьи, матери и ребенка на основе обязательного участия всех заинтересованных ведомств. СЗ МО.-1997.-Сборник.№10.-С.85.

И все же процесс становления сети учреждений нового типа, ко-торые оказывают социальные услуги семье и детям, весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к ста-новлению и развитию территориальных социальных служб по проблемам семьи, молодежи и детей практически осу-ществляется только в одной четвертой части территорий Российской Федерации. О значительном продвижении в этой области можно говорить в отношении таких субъек-тов Российской Федерации, как Красноярский и Красно-дарский края, Московская, Пермская, Курская и Тюмен-ская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Псковская область, Карелия, Башкортостан, Кемеровская область, Удмуртия, Архангельская, Мурманская, Калужская и Тульская области, Санкт-Петербург и Москва.

Деятельность учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье рассмотрим на примере территориальных центров со-циальной помощи семье и детям различных регионов Российской Федерации ( в работе мною использованы материалы из таких изданий как : "Формы и методы работы с детьми центров социальной помощи детям" и сборника дипломных работ Петрозаводского Государственного университета.

В ряду учреждений, предоставляющих социальные ус-луги населению и интенсивно развивающихся в последнее время, особое место занимают территориальные центры со-циальной помощи семье . Выполняя приоритетные функции в системе социальной защиты населения, данные учреждения ориентированы на оказание комплексной соци-альной помощи, при этом их деятельность направлена на конкретные категории населения, нужды отдельной семьи.

Создание центров социальной помощи семье в различных регионах Российской Федерации, крайне важная задача по скорейшему формированию единой общероссий-ской системы таких центров разного территориального уровня ставят в повестку дня два актуальных вопроса: о со-держании работы таких центров и об их месте в ряду других государственных и общественных органов и организаций, призванных решать многосложные проблемы семьи.

Сфера деятельности центров обширна:

в центрах ока-зывается содействие в получении льгот, пособий, компенса-ций, денежной и натуральной помощи, кредитов;

организо-вываются выставки-продажи поношенных вещей, благотво-рительные аукционы;

осуществляется социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, социаль-ная поддержка выпускников детских домов и школ-интер-натов;

поддерживаются контакты со службой занятости в решении вопросов трудоустройства, переквалификации;

ве-дется консультирование по вопросам жилищного, семейно--брачного, трудового, гражданского, пенсионного законо-дательства, прав детей, женщин, инвалидов;

центры оказы-вают помощь беременным и кормящим матерям, заботятся о детях-инвалидах, ведут работу по вопросам планирования семьи.

Сказанным далеко не определяются все функции центров помощи семье. Различные центры по разному решают проблемы социального обслуживания семьи.

При центрах открываются швейные цехи и различного рода мастерские (Ермаковский районный центр Красноярского края, большинство районных центров в Республике Тува и др.); создается материально-техническая база для развития народных промыслов и организации надомного труда одиноких матерей, взрослых членов многодетных и неполных семей (Большереченский районный центр Омской области, городской центр в г. Кирове); организуются в сельской местности приусадебные хозяйства и общественные огороды, где семьи с низким уровнем дохода высаживают для себя овощи, картофель, причем посадочный материал предоставляется центрами, как правило, бесплатно или за доступную цену.

Укрепляются деловые контакты центров со службами занятости. Так, Центр в Октябрьском районе г. Барнаула провел совместно с городским Центром занятости серьезную работу по организации рабочих мест для подростков из многодетных малообеспеченных семей (работа на подворьях, огородах, в домах одиноких престарелых, проживающих в частном секторе, помощь им в доставке воды, дров и т. п.). В этих целях некоторыми центрами совместно со службами занятости организуются молодежные биржи труда.

Действуя в тесном контакте со службами занятости, центры содействуют трудоустройству лиц, находящихся в особо сложной жизненной ситуации, организуют переподготовку и обучение безработных, подростков из остронуждающихся семей на различных курсах по ремонту бытовых приборов, теле- и радиоаппаратуры, верхней одежды и т.д. (Республика Тува, Республика Дагестан и др.) как при центрах, так и при других государственных и негосударственных структурах.

В ряде случаев центры организуют групповые формы работы с населением по обучению его азам выживания в сложных социально-экономических условиях. Так, Центром Заводского района г. Орла в рамках школы “Уроки выживания” получили навыки домашнего парикмахера, швеи, домашнего портного, садовода, фитотерапевта, изготовителя мягких игрушек свыше 70 человек.

Спектр социальных услуг, оказываемых центрами, постоянно расширяется. Ими организуются пункты проката предметов первой необходимости, летние площадки и оздоровительные лагери (Центр микрорайона “Первомайский”, г. Красноярск); “службы нянь” для присмотра за детьми на дому в часы отсутствия родителей (Центр микрорайона “Солнечный”, г. Красноярск); бюро экстренной социальной помощи семьям с родителями, оказавшимися в экстренной ситуации, например, в случае помещения в больницу одинокой матери, не имеющей родных и близких.

Располагая данными о том, в чем нуждаются те или иные семьи (имеющие маленьких детей, детей, больных диабетом, детей, находящихся под опекой, многодетные и студенческие с детьми и др.), центры помогают им в организации летнего отдыха детей, их устройстве в санаторные садики, профилактории, снабжении детским питанием, оплате санаторных путевок и дороги к месту лечения больных и др.

Растущее внимание уделяют многие центры психологической поддержке населения, что особенно актуально при наличии у значительной части семей устойчивых настроений неуверенности в будущем, затяжного психоэмоционального стресса, явного ослабления моральных устоев семьи, резкого обострения личных проблем. Сегодня, в условиях крайней малочисленности самостоятельных психологических служб, это направление деятельности центров обретает особую значимость.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты