Социальная защита семьи
p align="left">Физическое и сексуальное насилие в семье наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни. Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или прихотропных веществ и т.д. Сексуальное насилие по отношению к несовершеннолетним детям -- это прикосновения к их половым органам, принужде-ние к половым сношениям, оральному или анальному сексу, мастурбация, демонстрация детям порнофильмов и другие раз-вратные действия. Нередко для принуждения детей к разврат-ным действиям используется и физическое насилие. Однако по-рой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для “подкупа” взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. Подобное специфическое сексуализированное поведение с трудом поддает-ся коррекции.

Для лиц, переживших физическое и сексуальное насилие, ха-рактерны длительные депрессивные состояния, приступы тре-вожности, страх прикосновении, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.

Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье -- одна из важнейших задач социаль-ного работника. Порой дети, подвергаемые жестокому обращению, запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происхо-дит, в силу непонимания, малолетства, интеллектуально-психических ограничений или по иным объективным причинам. Как правило, та-кой вид .поведения скрыт от глаз окружающих. В некоторых случаях свидетельств жестокого обращения (синяков, царапин и др.) не ос-тается или они быстро исчезают. Поэтому следует знать прямые и кос-венные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессив-ность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуаль-ная осведомленность, боли в животе непонятной этиологии, пробле-мы с едой (от систематического переедания до полной потери аппе-тита), беспокойный сон, ночное недержание мочи. Кроме того, мо-гут присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх ребенка перед каким-то конкретным чле-ном семьи, явное нежелание оставаться с ним наедине.

Иногда родители не разрешают ребенку посещать школу, а дети, посещающие школу, почти не участвуют в школьных делах, у них мало или совсем нет друзей, они отстают в развитии, плохо учатся. Ребенок не доверяет взрослым, он может попытаться убежать из дома, совершить самоубийство. Кроме того, следы побоев, ссадин или ожогов на коже, кровоизлияния в белки глаз, следы крови или спермы на одежде могут свидетельствовать о жестоком обращении с ребенком в семье.

Совокупность таких признаков должна стать причиной для серь-езного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследова-нии специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную кар-тину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ре-бенком. Как правило, есть необходимость его немедленного удале-ния из такой семьи и помещения в учреждение социальной реаби-литации -- это находится в компетенции местных органов опеки и попечительства. Проявление жестокости по отношению к детям, некорригируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.

К технологиям, используемым в случаях семейной жестоко-сти, относится также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям (за рубе-жом существуют приюты и для мужчин, подвергающихся жестоко-му обращению в семье) переждать в безопасном месте кризис се-мейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только та-ким видом помощи бывает непродуктивно, ибо неразрешенные се-мейные конфликты периодически обостряются. Поэтому необхо-димо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориенти-рованным на стабилизацию семьи, восстановление ее функцио-нальных связей, нормализацию отношений между супругами, ме-жду родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных чле-нов семьи с окружающими.

Так, работа с “трудными” детьми и подростками предусматри-вает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление пер-вичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его меди-ко-социального и интеллектуально-психологического статуса. На основе полученных данных составляется программа работы с семь-ей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполня-ется командой специалистов, включающей социального работни-ка, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возмож-ным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью уст-ранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейно-го взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; соци-ально-правовое консультирование, которое позволяет семье осоз-нать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные ме-роприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважи-тельного отношения друг к другу. Нередко такая деятельность со-держит и собственно социальные компоненты -- например, оказа-ние помощи в трудоустройстве родителей, улучшении жилищных условий (что, безусловно, при всей своей важности зависит преж-де всего от социально-экономической ситуации в стране и в кон-кретном населенном пункте).

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напит-ками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребления алкоголем могут быть се-мейная предрасположенность, некоторые особенности личностного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих 3 причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причиной конфликтов в семье, а, наоборот, к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окру-жением -- это лечебные мероприятия, консультации, психотера-пия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилита-ция самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффек-тивна, ибо после реабилитации пациент возвращается в ту же сре-ду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья, дли-тельно существующая в. условиях перманентного кризиса и выра-ботавшая определенный гомеостазис, вольно или невольно спо-собствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недоста-точно, чтобы препятствовать таким тенденциям.

Поэтому работа с такой семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способ-ной быть хозяином собственной судьбы; введение клиента в объе-динения или клубы лиц -- приверженцев безалкогольного образа жизни или создание такого объединения. Одна из самых эффектив-ных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, -- движение “Анонимные алкоголики”, а также программы “Анонимные дети алкоголиков”, “Анонимные наркоманы” и др.

Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления одного из супругов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматиче-ские последствия семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супру-ги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названных причин. Следует отметить, что внешние затруднения -- материально-экономические ограничения, неуверенность в зав-трашнем дне, безработица и т.д., -- как правило, только обост-ряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Не-гативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь ак-туализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. Серь-езное расхождение в семейно-брачных установках может оставать-ся невыявленным довольно долго, однако в переломные, узло-вые моменты развития семейной жизни или под влиянием внеш-них трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), име-ют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социаль-но-психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликт-ного общения.

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и ин-тервью, групповой психотерапии или игровой терапии.

К активно применяемым методам относится так называемая да-терапия -- аутодиагностическая и психокоррекционная ме-тодика, при помощи которой конфликтующие супруги рацио-нализируют свои в целом негативные эмоционально-психиче-ские взаимоотношения. В ходе ее осуществления предлагается ответить “да” или “нет” на ряд четко сформулированных во-просов относительно различных сторон взаимоотношений суп-ругов. В результате баланса своих положительных или отрица-тельных ответов супруг может смягчить свое отношение к дру-гому супругу, которого привык обвинять во всех грехах, и оп-ределить свои истинные намерения -- хочет ли он улучшения отношений или развода. Другая диагностическая методика -- популярный на Западе метод “скульптурной группы”: члены семьи визуализируют свое представление о семейных взаимо-отношениях, создавая скульптурную группу, причем при об-суждении места в ней каждого члена семьи он реально оцени-вает свою позицию в ней и несовпадение своей оценки с оцен-кой других.

Надо сказать, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, по-скольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет чле-нов семьи пересмотреть свое поведение.

Одна из многосторонних методик -- построение генограммы се-мьи, т.е. это схемы семенной истории, создаваемой по опреде-ленным правилам и отражающей взаимоотношения в поколени-ях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Этот процесс довольно увлекателен -- составление своего генеалоги-ческого дерева является одной из глубинных потребностей лю-дей. Кроме того, в ходе его создания вместе с семейным терапев-том и при его участии члены семьи, возможно, практически не общавшиеся в течение длительного времени, вовлекаются в еди-ную деятельность, дополняя друг друга. Наконец, итоговая кар-тина обладает значительной информативностью: чрезмерное количество вдов или случаев разводов в восходящих или боко-вых ветвях семьи могут свидетельствовать соответственно о не-гативной биологической предрасположенности либо о наличии врожденных личностных проблем.

Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осоз-нать и признать необходимость изменения их семейных взаимоот-ношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных нежелательных стереотипов. Следует подчеркнуть, что существующие методики манипулятивного воздействия наличность, не желающую привлечь свои собственные трансформационные воз-можности, не продуктивны.

Например, методика направленного изменения заключается в том, что член семьи, который выявил в другом члене семьи нежелательные черты или особенности поведения, воздейст-вует на того при помощи эмоционального поощрения или нака-зания (под наказанием может подразумеваться отсутствие по-ощрения, эмоциональная холодность). Лишь “хорошее поведе-ние” заслуживает награды. Методика отличается от обыденных взаимоотношений тем, что воздействие на манипулируемого производится не на рациональном, а на подсознательном уров-не, причем, по замыслу ее разработчиков, индивид через доста-точно короткий срок научится автоматически избирать формы поведения, за которыми следует награда. К сожалению, прак-тика использования подобных средств в семейной терапии по-казывает ее довольно низкую эффективность и даже контрпро-дуктивное воздействие прежде всего на самого “манипулято-ра”, так как вместо спонтанных отношений доверия, открытости и взаимоподдержки здесь культивируются отношения односто-роннего воздействия.

Более равноправные отношения предусматривает методика “се-мейного соглашения” (не следует пугать с гражданско-правовым брачным договором). Ее осуществление начинается с субъективного выявления претензий супругов друг к другу и снятия эмоциональных ярлыков типа “у него никогда времени на се-мью не остается” или “она всегда всем недовольна” -- в про-цессе подготовки подобные бессодержательные обвинения должны быть заменены изложением конкретных неправильных действий супругов. Впоследствии вырабатывается минимальный взаимно приемлемый список обязательств относительно изме-нения поведения обеих сторон на средний срок -- от месяца до полугода (за более краткий срок не удастся констатировать из-менения поведения, более длительный срок не позволит под-вести итоги, угаснет интерес к процессу). Этот список оформ-ляется двусторонним договором и подписывается обоими суп-ругами; разумеется, юридическая сила такого договора ничтож-на, санкций за его нарушение быть не может, но не следует недооценивать морально-психологического воздействия тако-го документа. Взятые на себя супругами обязательства должны быть конкретными и проверяемыми.

По истечении срока договора супруги вместе с социальным терапевтом анализируют выполнение его условий и при необ-ходимости заключают аналогичное соглашение на следующий период -- возможно, уже содержащее новые, возросшие тре-бования. Со временем присутствие социального работника ста-новится ненужным, супруги приобретают навыки самостоя-тельного оперирования этим методом.

Социальная работа с семьями военнослужащих различаются в зависимости от характера и глубины их соци-альных проблем, что в значительной степени определяется при-надлежностью к призывному или контрактному контингенту, оп-ределенному составу военнослужащих, длительностью их пребыва-ния на военной службе. Так, безусловно, материальные трудности и социальные огра-ничения, испытываемые солдатами срочной службы и их семь-ями (малое денежное довольствие, жизнь в казарме, вдали от семьи), могут быть не характерными для солдат особых специ-альностей (музыканты, спортсмены), которые порой живут в семье и получают определенное вознаграждение за свой труд в период воинской службы.

Военнослужащие нуждаются в защите своих прав и в проведе-нии воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию в доста-точно монотонных условиях военной службы, в постоянном окру-жении одних и тех же людей. Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы военно-служащих, скорректировать их личностные установки, научив тер-пимо относиться к принудительному общению с другими; внести элементы социальной справедливости в субординационные отно-шения, характерные для военной службы.

Социальная работа с военнослужащими осуществляется кит непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязан-ностью только заместителей командиров по работе с личным со-ставом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны зани-маться социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учрежде-ний. Однако строевые командиры и руководители любого ранга также должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из важнейших задач -- соблюдение всех прав и льгот, которые по-ложены военнослужащим в соответствии с действующим законо-дательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, ко-торые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несу-щих военную службу.

Важную роль играет устранение хотя бы наиболее грубых про-явлений неформальных отношений в Вооруженных Силах в рамках “дедовской” и “земляческой” статусных систем.

К сожалению, в настоящих условиях не представляется воз-можным полностью устранить эти уродливые явления -- тре-буется изменить морально-психологический климат в общест-ве, преодолеть столь распространенный культ жестокости, сни-зить степень криминогенное предотвратить приход в Воору-женные Силы лиц с уголовным прошлым, а также страдающих психологическими или психическими отклонениями, повысить авторитет воинской службы в целом и офицеров в частности. Однако и в существующих условиях можно предпринять по-пытки защитить военнослужащих срочной службы: улучшить социальный контроль в воинских коллективах, создать более доверительные взаимоотношения между солдатами, младши-ми командирами и офицерами, применять суровые санкции за каждый случай насилия над военнослужащим. В этой связи без-условно необходимо покончить с практикой замалчивания пре-ступлений против военнослужащих срочной службы, инфор-мировать военнослужащих об их правовом статусе, разъяснять механизм пользования этими правами, консультировать по поводу конкретных ситуаций и конфликтов. Поскольку семьи военнослужащих срочной службы имеют в соответствии с законодательством ряд льгот, направленных на об-легчение их существования вплоть до возвращения из армии кор-мильца (например, пособие на ребенка военнослужащего срочной службы установлено в размере 1,5 минимальной зарплаты), соци-альный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает помощь в их получении. К сожалению, поскольку здесь задействованы средства местных бюджетов, эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно -- в этом случае семье воен-нослужащего срочной службы может быть оказана адресная соци-альная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денеж-ных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топливо и т.д.). Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудо-устройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.

Социальная работа с родителями пенсионного возраста воен-нослужащих срочной службы аналогична социальной работе с дру-гими пожилыми клиентами. Разумеется, в период вооруженных конфликтов члены семьи военнослужащих особенно нуждаются в информации о жизни и здоровье своих родственников, но организовать такую ра-боту в состоянии только Министерство обороны России и другие министерства и ведомства, служащие которых нахо-дятся в зоне боевых действий, а не учреждения социального обслуживания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты