Служба развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
p align="left">Необходима совершенно особая психологическая работа с приемными родителями еще до того, как в их доме появится ребенок.

Меры материального стимулирования семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при всей их позитивной направленности сами по себе не решат проблемы, если не будут созданы профессиональные службы подготовки, сопровождения и поддержки принимающих семей, подбора семьи для ребенка.

Необходимость создания таких служб подтверждается, в том числе и статистикой возврата детей в интернатные учреждения из опекунских и приемных семей.

Органы по защите прав детей в муниципалитетах, согласно законодательству, должны координировать все действия по защите прав и интересов детей на территории данного муниципального образования. При этом, если функции выявления, учета и контроля за соблюдением прав детей можно отнести к управленческим функциям (так же как и координацию деятельности), то функции патроната, психолого - медико-педагогического сопровождения семьи явно носят другой характер - собственной действий по защите прав детей.

До настоящего времени органы опеки и попечительства вели подбор и оформление опекунов и приемных родителей на основании установленного перечня документов и информации из различных источников, не имея возможности, проведения квалифицированной психолого-педагогической экспертизы кандидатов в замещающие родители и индивидуальной работы с семьей в необходимом объеме.

Очевидно, что орган по защите прав детей должен выполнять только управленческие функции. Поэтому тут уместно применить такой механизм, как делегирование полномочий. Когда часть своих функций муниципальные органы делегируют учреждениям, в которых работают специалисты: психологи, дефектологи, социальные педагоги, социальные работники. Функции диагностики, разработки планов, создания и сопровождения замещающих семей делегировать учреждениям социальной защиты населения, образования, здравоохранения.

В Постановлении Правительства Хабаровского края от 28.12.2006 г. № 199-пр "О работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних по решению проблем социального сиротства в Хабаровском крае" отмечается, что "развитие семейных форм устройства детей сдерживается…отсутствием специальных служб подготовки и сопровождения замещающих семей".

В связи с вышеизложенным, возникла острая необходимость создания Службы, которая бы выполняла следующие функции:

осуществление подбор, психолого-педагогическую диагностику и обследование условий жизни лиц, желающих создать замещающую семью;

проведение подготовки и социальной адаптации приемного ребенка;

организацию обучения кандидатов в приемные родители и опекуны;

оказание помощи в сборе материалов, необходимых для оформления документов в органах опеки и попечительства;

оказание организационно-методической помощи замещающим семьям;

осуществление социально - медико - психолого-педагогического сопровождения на всех стадиях создания и существования замещающих семей.

Цели Службы развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, были определены следующие:

Ш Социальная реабилитация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ш Уменьшение числа детей, воспитывающихся в детских домах.

Конкретизируя поставленные цели, можно выделить следующие задачи Службы:

Ш Информирование населения о семейных формах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Ш Организация рекламных кампаний с целью пропаганды положительного опыта замещающих семей.

Ш Проведение информационных собраний для обратившихся граждан, собеседований, индивидуальных и групповых консультаций.

Ш Организация специального обучения граждан, желающих взять детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Ш Организация занятий с педагогами детских домов по обучению программе "Подготовка ребенка к жизни в семье".

Ш Консультирование членов замещающих семей и оказание помощи на основании обращения родителей.

2. ПРОЕКТНАЯ МОДЕЛЬ

2.1 Характеристика проекта

1. Регистр. номер

2. Тема: Служба развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Шифр

4. Автор Воронов Владимир Николаевич

5. Руководитель Научный руководитель: Кривоносова Л.А., д. соц. н., проф.

6. Учебное заведение: ГОУ ВПО ДВАГС

Специальность:

Государственное и муниципальное управление

Форма обучения: заочная

Курс 4, группа 141

Учебная дисциплина: Социология управления

11. Основные достижения и находки проекта: Впервые в г. Хабаровске и Хабаровском крае создана Служба психолого - педагогической помощи кандидатам в приемные родители и замещающим семьям, которая работает со всей замещающей семьей в целом, а так же готовит воспитанников государственных учреждений, которых планируют передать в семьи.

7. Краткое содержание проекта:

Создание Службы развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

12. Основные недостатки проекта:

Отсутствие четкой нормативно- правовой базы регламентирующей деятельность Службы и стабильного финансирования на ее нужды.

8. Особенности методики

Использование совокупности социологических методов,адаптации их под задачи проекта

13. Оценочные характеристики:

9. Управленческая и проектная специфика:

Проект может быть реализован на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной защиты населения, Центров по работе с населением

14. Дополнительные сведения:

Методические материалы об опыте работы Службы одобрены и рекомендованы к печати методическим советом администрации г. Хабаровска.

Классификация проекта

1. Организационно - управленческая структура.

2. Микропроект.

3. Ресурсно - сложный

4. Среднесрочный

5. Инновационный

6. Бюджетный

7. Муниципальный

8. Рефорамторский

15. Ключевые слова

- тип проектирования: управленческая технология;

- статус организации: муниципальная;

- область деятельности: опека и попечительство;

- практическая значимость:

создание Службы психолого - педагогической помощи кандидатам в приемные родители;

- качество проекта: высокое;

- вариант методики: инновационная.

Дата заполнения 01.10.2010

Подпись Воронов В.Н.

Указ. по занесению информации в ПК

2.2 Нормативно - правовое обеспечение

Работа по устройству детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется исключительно органами опеки и попечительства согласно:

· Конвенции ООН о правах ребенка;

· Семейному кодексу РФ;

· Федеральным Законам:

- № 120 от 24.06.1999 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

- № 159-ФЗ от 10.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей"

· Законам Хабаровского края:

- № 109 от 31.03.99 "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства на территории Хабаровского края";

- № 119 от 25.04.2007 "О мерах социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа"

Деятельность органов опеки и попечительства строится в соответствии с требованиями вышеуказанных законов, и направлена на реализацию государственной социальной политики в области защиты прав и интересов детей, обеспечения оптимальных условий для жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их личных, имущественных, жилищных прав.

Постановлением Мэра города Хабаровска № 1359 с 01.11.2006 года в целях социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшения числа детей, воспитывающихся в детских домах, в штат Детского дома дополнительно введены 4 ставки педагогических работников: 3 социальных педагога и педагог- психолог.

В настоящее время отсутствует конкретная нормативно - правовая база, которая бы определяла статус Службы как таковой и регламентировала организацию ее работы. Деятельность службы определена лишь Постановлением Мэра города Хабаровска о введении дополнительных ставок для ведения данного направления деятельности, Положением о Службе, разработанным непосредственно специалистами Службы, Уставом детского дома, который не противоречит Семейному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ, Закону об образовании.

ПОЛОЖЕНИЕ

о Службе по развитию семейных форм жизнеустройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Общие положения.

1.1. Служба по развитию семейных форм жизнеустройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, далее Служба, является структурным подразделением МОУ "Детский дом для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" без права юридического лица, не имеет расчетного счета.

1.2. Служба организована на основании постановления Мэра города Хабаровска от 01.11.2006г. № 1359

1.3. Специалисты службы назначаются, увольняются директором детского дома.

1.4. По вопросам своей деятельности подчиняются директору детского дома.

1.5. В своей деятельности служба руководствуется Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, законодательством РФ в области образования, охраны прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом детского дома, приказами и инструкциями вышестоящих органов управления образования, Положением о приемной семье.

2. Цели и задачи службы.

Цели:

2.1. Социальная реабилитация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.2. Уменьшение числа детей, воспитывающихся в детских домах.

Задачи:

2.3. Информирование населения о семейных формах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

2.4. Организация рекламных кампаний с целью пропаганды положительного опыта замещающих семей.

2.5. Проведение информационных собраний для обратившихся граждан, собеседований, индивидуальных и групповых консультаций.

2.6. Организация специального обучения граждан, желающих взять детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

2.7. Организация занятий с педагогами детских домов по обучению программе "Подготовка ребенка к жизни в семье".

2.8. Консультирование членов замещающих семей и оказание помощи на основании обращения родителей.

3. Структура службы.

В уполномоченную службу входят специалисты детского дома:

- социальный педагог (3 чел.)

- психлог (1чел.)

4. Функции службы.

4.1. Информирует населения о семейных формах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

4.2. Проводит первичную регистрацию граждан, обратившихся в службу и желающих принять ребенка в замещающую семью.

4.3. Проводит информационные собрания, собеседования, индивидуальные и групповые консультации для обратившихся граждан.

4.4. Проводит собеседование с членами потенциальной замещающей семьи, определяя их мотивы к принятию ребенка в семью.

4.5. Организует обучение граждан, желающих взять детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

4.6. Разрабатывает, корректирует программу подготовки кандидатов в замещающие семьи.

4.7. Консультирует членов замещающей семьи по разрешению конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях с ребенком.

4.8. Консультирует членов замещающих семей и оказывает помощь на основании обращения родителей.

4.9. Организует работу по формированию положительного имиджа приемных родителей, опекунов в общественном мнении жителей города.

4.10. Организует занятия с педагогами детских домов по обучению программе "Подготовка ребенка к жизни в семье".

5.Обязанности специалистов службы.

5.1.. Информируют население о формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи через средства массовой информации и другие источники.

5.2. Собирают общую информацию о воспитанниках детских домов.

5.3. Проводят первичную регистрацию граждан, обратившихся в службу и желающих принять ребенка в замещающую семью.

5.4. Проводят информационные собрания, собеседования, индивидуальные и групповые консультации для обратившихся граждан.

5.5. Оказывают содействие органам опеки и попечительства в формировании банка данных о гражданах, желающих взять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.

5.6. Проводят собеседование с членами потенциальной замещающей семьи, определяя их готовность к принятию ребенка в семью.

5.7. Организуют специальную подготовку граждан, желающих взять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

6. Права специалистов службы.

Имеют право:

6.1. Самостоятельно формировать конкретные задачи работы с кандидатами в замещающие семьи, выбирать формы и методы работы, решать вопрос о сроках проведения различных мероприятий, выделении приоритетных направлений работы в определенный период.

6.2. Требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешной реализации поставленных задач.

6.3. Вносить предложения при составлении общего плана работы детского дома.

6.4. Вести работу по формированию положительного имиджа приемных родителей, опекунов в общественном мнении жителей города через СМИ, беседы, выступления, выездные консультации и др. формы.

7. Ответственность специалистов службы.

Несут ответственность:

7.1. За своевременное и качественное выполнение обязанностей, изложенных в должностной инструкции каждого специалиста.

7.2. За отчетную документацию, сохранность и своевременную подготовку документов.

7.3. За соблюдение конфиденциальности в отношении полученной информации, а также знаний, опыта кандидатов в замещающие семьи, о которых специально оговорено, что они имеют конфиденциальный характер.

Взаимодействие службы:

С отделами опеки и попечительства

8.1. Направляет граждан, обратившихся самостоятельно в детский дом, в Отдел опеки и попечительства для решения вопроса об организации замещающей семьи.

8.2. Предоставляет Отделу опеки и попечительства выводы и рекомендации по результатам обучения и обследования замещающей семьи.

8.3.Осуществляет психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи по обращению родителей.

8.4. Предоставляет гражданам, желающим принять ребенка (детей) в семью, перечень документов, необходимых для подготовки заключения о возможности быть замещающими родителями.

8.5. В случае прохождения кандидатами в замещающие родители курсов в детском доме, Отдел опеки и попечительства при выдаче заключения о возможности быть замещающими родителями учитывает результаты психологического обследования семьи, проведенного педагогом-психологом Службы

8.6. При выдаче гражданину, желающему принять ребенка (детей) в семью, разрешения на встречи с ребенком, проживание в гостевой семье, учитывает рекомендации педагогических работников детского дома по итогам обучения.

С Детскими домами города

8.15. Организует семинары и консультации для сотрудников детских домов по программе подготовки ребенка к жизни в семье.

С Краевым центром психолого-медико-социального сопровождения

8.16. Служба имеет право направлять обратившихся за помощью граждан из числа замещающих семей для консультирования в Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения.

8.17. Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения обязуется по согласованию со Службой проводить регулярно консультативную помощь для педагогов и медицинских работников учреждения, а также кандидатов в замещающие семьи и замещающих семей по вопросам развития, воспитания и обучения детей.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты