Служба развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Служба развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 080504.65 "Государственное и муниципальное управление"

Кафедра социальной работы и социологии

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине "Социология управления"

СЛУЖБА РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Студент В.Н. Воронов

Группа 141 - СПЗ

Преподаватель Л.А. Кривоносова

д.соц.н., профессор

Хабаровск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. АНАЛИТИКО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Обоснование актуальности выбранной темы

1.2 Цели и задачи

2. ПРОЕКТНАЯ МОДЕЛЬ

2.1 Характеристика проекта

2.2 Нормативно - правовое обеспечение

2.3 Организационно - управленческое обеспечение

2.4 Кадровое обеспечение

2.5 Финансовое обеспечение проекта

2.6 Препятствия и риски

2.7 Социальный эффект

3. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. АНАЛИТИКО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

1.1 Обоснование актуальности выбранной темы

Во всех регионах Российской Федерации остро стоит проблема нарастания числа детей - сирот и числа неблагополучных семей. Число детей, ежегодно остающихся без попечения родителей, выросло по сравнению с 2005 г. в 1,7 раза. Число детей, ежегодно помещаемых в интернатные учреждения, выросло в 2,7 раза. А число изъятых государством детей из неблагополучных семей с последующим лишением родительских прав выросло в 4,7 раз.

В последнее время вопросам семьи и детства уделяется особое внимание на всех уровнях власти. Президент РФ В.В. Путин выделил проблему демографии как основную. Серьезные изменения акцентов в социальной политике России происходят в сфере защиты детства. Государство ставит перед собой новые задачи: укрепление системы защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в ней; профилактика социального сиротства; внедрение новых технологий профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Принятые в Хабаровском крае нормативные правовые акты, закрепляющие меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняют права детей на все гарантии, действующие в соответствии с федеральным законодательством.

Детям из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно оказывается государственная поддержка: ежемесячные выплаты денежных пособий; закрепление жилья; оплата проезда к месту учебы; трудоустройство; оказание бесплатной медицинской помощи; направление на учебу в средние и высшие учебные заведения на льготных условиях; бесплатный отдых в оздоровительных лагерях, санаториях, профилакториях.

Произошли позитивные сдвиги и в вопросе материального стимулирования семей, взявших на воспитание в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на произошедшие изменения (динамику развития, решение некоторых задач, выделение дополнительных средств), работа системы социальной защиты детства в нашей стране в настоящее время недостаточно эффективна. Одна из причин такой неэффективности заключается в том, что в силу своего исторического развития, система оказалась "перегружена" детьми, уже получившими статус сироты или оставшегося без попечения, и основные средства, по - прежнему, идут на их содержание и обеспечение.

Кроме того, круг воспроизведения социального сиротства возникает за счет того, что большинство детей из неблагополучных семей попадают в приюты и детские дома, после проживания, в которых они не могут образовать устойчивые семьи, становятся неблагополучными родителями и их дети попадают также в приют. Круг социального сиротства воспроизводится.

Одним из основных путей решения данной проблемы является семейное жизнеустройство детей, оставшихся без попечения, в форме усыновления, приемной семьи или опеки. Если ребенка вынуждено забирают из семьи, важно поместить его не в приют, а в семьи, чтобы минимизировать его травматизацию от проживания в интернатных условиях.

Препятствием к развитию семейных форм жизнеустройства детей является то, что далеко не в полной мере на сегодняшний день решены вопросы социальной поддержки замещающих семей. Исходя из имеющихся проблем, можно определить возможные пути для их решения:

- улучшение координации и взаимодействия всех структур, которые занимаются вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение эффективности деятельности органов опеки и попечительства;

- активизация работы по пропаганде семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поднятию престижа замещающей семьи;

-создание Служб развития семейных форм устройства во всех государственных учреждениях, Служб сопровождения приемных и опекаемых семей во всех районах города, для подготовки и поддержки усыновителей, опекунов, приемных родителей на всех этапах формирования, становления и жизнедеятельности замещающих семей;

- решение вопроса о дальнейшем материальном стимулировании семей, взявших на воспитание в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Северном округе проживает 27 046 несовершеннолетних в возрасте от 0 до 18 лет.

На территории округа находятся 4 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в которых воспитываются 322 ребенка, из них: 48 - сироты, 269 - социальные сироты, 60 - инвалидов.

На 01.10.2009 года под опекой граждан в 347 семьях состоит 397 детей, в 24 приемных семьях воспитываются 30 несовершеннолетних. Денежные средства на содержание опекаемых и приемных детей получают 320 человек.

В 2008 году на территории округа выявлено 93 несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (2007 - 63), в том числе 14 детей - сирот.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что, к сожалению, пока недостаточно результативна работа в вопросах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по сравнению с количеством выявляемых детей. Проблемой остается и большое количество определений в государственные учреждения из числа выявленных детей.

Устройство выявленных в 2008 году выявленных несовершеннолетних:

2

Все это требует поиска новых методов и форм работы по жизнеустройству несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, изменению отношения общества к этой проблеме.

Чаще всего в учреждения общественного воспитания попадают дети и подростки, имеющие определенный опыт, так называемый "жизненный сценарий". И у всех он разный. У кого-то родители погибли, чьих-то лишили родительских прав, чьи-то родители отказались от дочери или сына. Все это не может бесследно пройти для ребенка. Поэтому очень важно помочь ему изменить этот сценарий, подарив ему, тепло своей души, любовь, знания и умения, да и просто состояние счастья и благополучия. Для нормального формирования личности ребенку необходимо окружение таких людей, которые принимали бы его личность, с которыми бы он жил одними интересами. Каждому ребенку в первую очередь нужна мать или человек полностью ее заменяющий.

Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья представляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она так же естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его вступления в самостоятельную жизнь.

Ребенок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений, приемными родителями, их детьми, родственниками. У детей появляется положительный опыт семьи, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.

Всего в 2008 году в отдел опеки и попечительства Северного округа обратился 147 человек, изъявивший желание взять детей на воспитание в семьи, в том числе: 103 - российских, 44 - иностранных гражданина.

Устройство детей в 2008 году:

В 2008 году помещено в семьи 137 детей:

Ш 8 воспитанников государственных учреждений возвращено в кровные семьи;

Ш 80 детей оформлено под опеку (из них 8 детей из государственных учреждений);

Ш 42 ребенка усыновлено (в том числе 32 - иностранными гражданами, 10 - гражданами РФ (6 - отчимами, 4 - гражданами РФ)).

Ш 7 детей переданы в приемную семью (из них 6 - из государственных учреждений, 1 - оставшийся без попечения родителей).

Информация об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей в Северном округе в 2005 - 2009 годах

Всего выявлено детей, оставшихся без попечения

родителей

Всего устроено

Определены в гос.

учреждение

Помещены в семьи

Усыновление

(в т.ч. зарубежное)

В том числе:

Приемная семья

Возвращены родителям

Опека (попечительство)

2005

59

119

27

93

3(44)

1

7

31

2006

93

177

43

138

73(62)

2

10

49

2007

63

123

38

85

50(37)

4

1

30

2008

93

183

46

139

42(32)

7

8

80

2009

115

154

62

92

15(2)

16

4

57

Снижение количества усыновленных детей в 2009 году произошло в связи с приостановкой деятельности агентств по зарубежному усыновлению.

Таким образом, наиболее популярной формой семейного устройства детей, лишившихся попечения родителей, остается опека. Это связано с простотой и оперативностью оформления документов и тем, что в первую очередь при решении вопроса об устройстве ребенка специалисты отдела опеки изучают его "семейный ресурс", а так же с тем, что в случае отсутствия "юридического статуса" ребенка возможно оформление опеки без денежного содержания.

На усыновление, обычно решаются семьи, которые желают взять детей малолетнего возраста, с целью изменения данных о ребенке (фамилии, имени, отчества, даты и места рождения) и сохранения тайны усыновления. Популярность данной формы устройства у граждан РФ невелика, в том числе и в связи с тем, что усыновление устанавливается только в судебном порядке и влечет за собой возникновение алиментных и наследственных правоотношений.

Наиболее перспективная и социально защищенная форма семейного устройства - приемная семья, которая отличается от других форм принятия детей на воспитание (усыновления, опеки) договорным способом оформления отношений, труд приемных родителей в определенной части компенсируется государством. Количество приемных семей неуклонно растет.

В настоящее время в Северном округе образовано 24 приемных семьи, в которых воспитываются 30 приемных детей.

Анализируя количественный и качественный состав приемных семей, можно сделать некоторые выводы.

2

В приемные семьи попадают дети различных возрастов, но в основном это подростки школьного возраста, для которых шансы попасть в замещающую семью уменьшаются с каждым годом.

По половому признаку приемные родители отдают предпочтение девочкам, их 17 из 30 приемных детей.

Основной возраст приемных родителей от 35 до 50 лет. Большинство из них имеют собственных детей и соответственно обладают опытом воспитания. При этом в 4 приемных семьях детей воспитывают одинокие мамы.

Преобладающее количество семей (18 из 24) воспитывают по одному приемному ребенку, однако, в последнее время наметилась положительная динамика увеличения количества детей, передаваемых на воспитание в одну семью. Так, в 2009 году две приемные семьи взяли на воспитание по 3 приемных ребенка; еще две семьи- по 2 ребенка.

Положительной тенденцией является и то, что две семьи, уже имевшие приемных детей, в 2009 году расширили свой состав, дополнительно приняв в семьи воспитанников учреждений общественного воспитания в качестве второго и третьего.

В 2007 - 2009 годах совместно с Управлением образования администрации города проводилась работа по поиску новых форм семейного устройства. По согласованию с отделом опеки, жители города, не имеющие возможности взять в семьи воспитанников Детских домов на постоянной основе, или еще не определившиеся в своем решении, принимали ребят в каникулярное время и выходные дни. Только в 2008 году в гостевых семьях побывало 97 воспитанника детских домов и школы - интерната округа.

1.2 Цели и задачи

А.С. Макаренко в "Книге для родителей" развил мысль о том, что воспитание ребенка в семье - это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети - это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом. Сегодня печальное подтверждение этим словам классика педагогики (рост числа детей-сирот, малолетних мам и т.д.) требует от государства создания системы учреждений для изоляции от общества своих "плохо воспитанных" граждан, их перевоспитания, лечения.

В настоящее время по официальным данным в детских учреждениях различной ведомственной принадлежности РФ проживает 200 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. В банке данных для передачи в семьи числится 177 тыс. детей.

Детский дом, давая приют ребенку-сироте, создает проблему социальной адаптации к жизни за рамками детского дома.

Не имея опыта проживания в семье, воспитанники детских домов испытывают трудности в создании собственной семьи и воспитании детей, которые вновь образуют группу риска.

Семья для ребенка- первый и важнейший социально-педагогический институт. В семье определяется социальная ситуация развития и формируется "зона ближайшего развития" ребенка. Семья закладывает систему отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры.

Однако в современном обществе семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности: изменяются старые, общепринятые нормы поведения, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.

Две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, проблемы в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи, допускают серьезные просчеты и ошибки в воспитании детей. Имеют место неумение управлять собой, скрытый родительский авторитаризм, ведущий к неуважению личности ребенка, формированию комплекса родительской неполноценности по отношению к детям.

Современной семье необходима профессиональная помощь и поддержка. Что же тогда говорить о замещающей семье?

Как показывает практика, к воспитанию детей в замещающих семьях привлекаются люди, не имеющие специальных знаний (педагогических, психологических, медицинских). Тем более это важно, потому что дети, которые приходят в семьи, имеют проблемы в развитии, образовании, здоровье. Надо знать, как помочь таким детям, и уметь это делать.

Некоторые семьи, берущие на попечение ребенка, нередко решают собственные проблемы, существующие на момент принятия ребенка. Это может быть, например, состояние депрессии, конфликтные отношения с супругом или детьми и др. Со временем состояние стабилизируется, а обстоятельства семьи могут измениться (развод, болезнь или смерть одного из супругов) и принятый ребенок становится тяжелым бременем. От него либо отказываются, либо условия, в которых он развивается, становятся неблагоприятными.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты