Роль школьного инспектора в профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения
p align="left">обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.

Работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних в образовательном учреждении осуществляется по ряду направлений (Приложение 1) [10; 98].

С 20.11.07 г. введена должность «школьного» инспектора милиции.

Во взаимодействии с управлением социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, проводится работа по выявлению и постановке на учет неблагополучных семей. В текущем периоде совместно с представителями данных ведомств проведено 58 рейдов, в ходе которых изъято из семей в связи с угрозой их жизни и помещены в социальный приют 30 детей.

Проводится работа по оказанию шефской помощи Тотемскому детскому дому: имеется план совместных мероприятий по профилактике правонарушений среди воспитанников и профилактике самовольных уходов, проверка в вечернее и ночное время, участие в работе клуба «Подросток и закон», программа которого разработана на 3 года и включает в себя контингент воспитанников в возрасте от 13 до 18 лет, беседы по разъяснению норм уголовного и административного законодательства [1].

Проведена декада по патриотическому воспитанию детей воспитанников детского дома, целью профилактики пьянства в молодежной среде систематически ежеквартально информируется фельдшер-нарколог ЦРБ о несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности за систематическое употребление спиртных напитков и токсических веществ. Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних осуществляется во взаимодействии со всеми службами и подразделениями ОВД.

Во исполнение указаний УВД по Вологодской области проведены декады в дни зимних и весенних каникул, а также проведено 17 дней профилактики в вечерне-ночное время по местам сбора подростковых групп.

Работа по профилактике повторной преступности осуществляется в непосредственном взаимодействии с сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции, каждого несовершеннолетнего, имеется учетно-профилактическое дело, в котором отражается вся проводимая работа со стороны служб ПДН. ОУР, УУМ. шефов-наставников и руководства ОВД.

Данные УПД 1 раз в полугодие проверяются начальником ОВД, начальником МОБ, а также дважды в год проверяющими УВД области.

Все состоящие на учете подростки ежемесячно проверяются по месту жительства в вечерне-ночное время, проводятся беседы с ребятами и родителями [1].

С данной категорией несовершеннолетних ежеквартально, согласно разработанного графика, проводились беседы руководством ОВД.

Приказом начальника ОВД № 94 от 15 мая 2007 года за
подростками, имеющими судимость, закреплены шефы-наставники из
числа офицеров, а приказом начальника ОВД от 5.12.07 г. несколько
шефов-офицеров перезакреплены за данной категорией несовершеннолетних.

Шефы-офицеры были заслушаны дважды на рабочих совещаниях при начальнике ОВД о проводимой профилактической работе с подростками. Однако надо отметить, что с их стороны работа проводится недостаточно хорошо. В отношении 4-х несовершеннолетних направлены представления в суд продлении испытательного срока и вменения дополнительных обязанностей, в отношении 1 на замену условного наказания на реальное, удовлетворено только 2.

Систематически и своевременно осуществляется обмен информацией в отношении данной категории подростков: по фактам совершения с их стороны административных правонарушений, повторных преступлений, невыполнения обязанностей суда. Ежеквартально, а также при достижении возраста совершеннолетия в УИИ направляется обобщенная справка о проведении работы с условно-осужденными подростками.

С целью профилактики повторной преступности среди несовершеннолетних в период с 3 по 13 декабря 2007 года проводится оперативно-профилактическая операция «Условник», в ходе котором были проведены следующие мероприятия:

- по месту жительства проверены все несовершеннолетние, имеющие судимость, проведены беседы,

- все 8 человек отработаны на причастность к совершению преступлений сотрудниками ОУР,

- человек за период операции поставлен на учет как условно-осужденный,

- все имеющие судимость подростки приглашались на индивидуальные беседы к руководству ОВД.

С целью профилактики групповой преступности несовершеннолетних в отделение уголовного розыска ежеквартально направляются списки мест сбора, групп, несовершеннолетних антиобщественной направленности, поставленных на профилактический учет в ГПДН [1].

На учет поставлено 8 групп несовершеннолетних с количеством участников 19 человек. На каждую группу заведено наблюдательное дело,

в котором работа по ее разобщению отражается ежеквартально.

Каждое образовательное или воспитательное учреждение имеет свою систему профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, но направление работы и их содержание в основном ничем не отличается друг от друга. Главная задача этих программ профилактическая работа, т.к. коррекцией и реабилитацией должны заниматься специальные учреждения.

В настоящее время на внутришкольном контроле состоит 35 человек и в ГПДН состоит 51 человека данной категории. Именно они требуют к себе пристального внимания и оперативного контроля со стороны не только служб отдела, но и других ведомств системы профилактики. Категория лиц, совершающих преступления повторно характеризуется устойчивостью и интенсивностью асоциальной направленности личности, высокой степенью ее общественной опасности. Исправление таких лиц требует применения строгих мер уголовно-правового воздействия, чем для лиц, совершивших преступления впервые.

Вместе с тем приходится констатировать наличие фактов мягкости приговоров, вынесенных федеральными судами в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления. Нередко судебные решения выносятся без учета личностных качеств и условий воспитания несовершеннолетних, применение условной меры наказания не всегда сопровождается возложением каких-либо обязанностей. Это формирует у них чувство безнаказанности и вседозволенности, способствует продолжению преступной деятельности. В текущем году 3 подростка, имеющие судимость совершили повторные преступления. Все воспитывались в неблагополучных семьях, не работали и не учились, направлены в МЛС после неоднократности совершения преступлений.

Одной из причин повторности совершения преступлений является применение амнистии к лицам, имеющим судимость. Анализ оперативной обстановки в текущем году свидетельствует о снижении количества подростков, которые являясь ранее судимыми, совершили преступления вновь - с 9 до 1 человека [1].

Таким образом, профилактика правонарушений несовершеннолетних является многоплановой, межотраслевой и межведомственной задачей. На ее решении сосредоточены усилия многих государственных органов, учреждений, общественных объединений и фондов, призванных воздействовать на причины и условия, способствующие распространению безнадзорности и правонарушений в подростковой среде.

2.2 Организация и проведение исследования

Целью практической части нашего исследования является определение роли школьного инспектора в профилактике правонарушений несовершеннолетними в условиях образовательного учреждения (на примере МОУ «Тотемская средняя общеобразовательная школа №2»).

Мы предполагаем, что должность школьного инспектора облегчает решение вопросов возникающих в системе профилактики правонарушений между учащимися, преподавательским составом и органами внутренних дел, выступая связующим элементом между ними.

Основной задачей практической части нашего исследования является разработка программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения.

База исследования: МОУ «Тотемская средняя общеобразовательная школа №2» Вологодской области Тотемского района.

Выборка: выборку составляют несовершеннолетние, 15 человек, возраст 13-15 лет все являются лицами мужского пола.

Методы исследования: программа.

Для достижения цели исследования нами была разработана программа для учащихся (Приложение 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать следующее: одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности школьного инспектора является социально-педагогическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. Анализ данных официальной статистики позволяет сделать вывод о том, что одним из следствий неблагоприятного положения детей и подростков является постоянный и быстрый рост преступности несовершеннолетних. Поэтому необходимы специальные меры, направленные, с одной стороны, на оздоровление социальной жизни детей и подростков, а с другой стороны, на оздоровление их внутреннего мира.

Это предполагает: во-первых, выявление причин деформаций в поведении детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды в интересах ребенка; во-вторых, построение адекватного процесса воспитания, способствующего развитию нормальной личности.

Гарантированная помощь детям и подросткам, совершившим правонарушение, должна осуществляться через работу специальных государственных служб. Организация помощи этими службами должна основываться на работе не только с самим подростком, но и с его микросоциальным окружением, главной составляющей которого является семья, как основная ячейка общества и главный институт социализации.

Однако практика показывает, что в настоящее время ни в одном субъекте Российской Федерации не скомпонован комплекс государственных служб, которые бы эффективно решали проблему преступности несовершеннолетних.

Работа с несовершеннолетними правонарушителями должна осуществляться интегрировано, т.е. являться центром воздействия всех сфер нашего общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Законодательные и нормативно-правовые акты

1. Аналитическая справка о состоянии преступности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Тотемского района за 2007 год.

2. Типовая должностная инструкция школьного инспектора отделения по делам несовершеннолетних, 2006г.

3. Конвенция о правах ребенка 1989г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1998.

4. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. 1996.

7. Кодекс об административных правонарушениях. - М.: Спарк, 2002.

8. Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.

II. Специальная литература

9. Алмазов Б.Н. Психология отклоняющего поведения. - Свердловск, 1987.

10. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Учебн. пособие / А.С. Бланков, И.А. Бурмистров, Н.И. Крюкова и др. - М.: ВНИИ МВД России, 1999.

11. Базаров Р.А. Наследственная преступность несовершеннолетних: тенденции, меры предупреждения // Совершенствование деятельности органов внутренних дел в условиях решительного усиления борьбы с преступностью - М., 1990. С. 164-167.

12. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2004.

13. Валкова Е. Преступность молодежи // Вопросы борьбы с преступностью. - М.: Юрид. лит., 1988. С. 172-174.

14. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. - М., 2002.

15. Волков Ю.Г. Социология молодежи - Ростов на Дону, 2001.

16. Волкова Е. Преступность молодежи // Вопросы по борьбе с преступностью. - М.: Юрид. лит., 1988.

17. Вершинина Г.В., Михайловская И.Б. «Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения», М., «Просвещение», 1990г.

18. Галагузова М.А. Социальная педагогика. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

19. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики - М., 1999.

20. Гребешева И.И. Социальные аспекты репродуктивного здоровья и ответственного родительства // Социология и общество.

21. Каневский Л.Л. Расследование и профилактики преступлений несовершеннолетних. - М., 1982.

22. Завгороднева А.Д. План работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних школы №594 г. Москва // Журнал «Классный руководитель» - М, №1 за 2001 г.

23. Захаров Н.С., Лысов М.Д., Волков Б.С. Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение / и др. - Казань: Казанский ун-т, 1983.

24. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей // журнал «Воспитание школьника» - М., №7 за 2000 г.

25. Коренев П.И. Трудный подросток // журнал «Источник», июль - август за 1997.

26. Корсакова Н. Маленькая страна за колючим забором // газета «Красный Север» - №106 за 2001 г.

27. Кочетов А.И. Работа с «трудными» детьми - М., 1986.

28. Канаевский Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. - М., 1882.

29. Лексикон социальной работы: учебное пособие / Гл. ред. С.М. Кибардина, Т.А. Поярова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Вологда, 2005 - 540с.

30. Мильковский Г.М. Профилактика правонарушений среди молодежи - Киев, 1995.

31. Мудрик А.В. Социальная педагогика - М., 1999.

32. Мухина В.С. Психология - М., 1999.

33. Минина С.П. Преступность несовершеннолетних: Сер. «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе» - СПб., 1998.

34. Немов П.С. Практическая психология - М., 1998.

35. Никитин А.Ф. Положительные взаимоотношения трудных подростков с коллективом класса как фактор воспитания - М., 1974.

36. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. - М.: Наука, 1991.

37. Основы социальной работы // под ред. Павленка П.Д. - М., 1997.

38. Овчарова Г.Е. «Настольная книга социального педагога». - М., 2002.

39. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений / В.Ф. Воробьев, С.Т. Гаврилов, А.В. Покаместов, А.В. Ткаченко, В.С. Ткаченко. - Воронеж: ВИ МВД России, 2001.

40. Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних / Под ред. В.Ф. Воробьева, В.А. Лелекова, С.Т. Гарилова. - Воронеж: ВИ МВД России, 2001.

41. Рябухин С.Н. Детская беспризорность и преступность несовершеннолетних как следствие социально-экономической трансформации российского общества // Аналитический вестник №15 - М., 1999.

42. Социальная педагогика // под ред. Галагузовой М.А. - М., 2000.

43. Социальная работа: теория и практика // под ред. Холостова Е.И. - М., 2002.

44. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 368с.

45. Словарь - справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 1998.

46. Тарас А.Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних - Минск, 1982.

47. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., Академический проект, 2004.

48. Холостова Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - 340 с.

49. Холостова Е.И. Инновационные методы профилактики социальной дезадптации несовершеннолетних: научно-методические. - М., 2002.

50. Шкатулла В.И. Основы правовых знаний - М., 1999.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Организационные мероприятия:

планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений совместно с инспекторами ПДН;

проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям;

систематическая работа со списком и картотекой «трудных» учащихся;

своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся.

Работа с учащимися:

создание консультационных пунктов по оказанию учащимся и их родителям информационно-правовой помощи;

изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое соблюдение этих прав всеми в школе;

охват организованным отдыхом и трудом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение всего года.

организация медицинского обследования подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсичных веществ;

организация занятий для детей и подростков по саморегуляции, по развитию способности правильно выражать эмоции, по овладеванию способами разрешения конфликтов;

организация медико-социально-психолого-педагогической службы по работе с детьми, подростками, педагогами и родителями;

активизация работы прикладных, технических, спортивных, туристических кризисов, создание молодежных клубов неформального общения;

проведение вечерних дискотек, клубов выходного дня, экскурсий и путешествий в выходные дни.

Правовой всеобуч учащихся:

проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся;

разъяснение учащимся ответственности за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма;

проведение тематических бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву;

изучение государственных и межгосударственных документов о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка.

Работа с семьей:

выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей; неблагополучных семей. Целенаправленная работа с ними;

организация консультаций специалистов психологов, педагогов, медицинских работников для родителей;

организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.

Приложение 2

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Для целей настоящей Программы применяются следующие основные понятия:

несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты