Роль социального партнерства школы и группы по делам несовершеннолетних в решении актуальных проблем несовершеннолетних правонарушителей
p align="left">Таким образом, из таблицы мы видим, что основной проблемой учащихся специалисты считают - непонимание окружающих людей. А в то же время сами учащиеся на первое место выносят материальные проблемы. На второе место специалисты ставят проблемы связанные с личностью учащихся и только на третье место специалисты ставят проблемы связанные с учебой, посещаемостью, общением с учителями. Сами учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле, считают второстепенными проблемы связанные с учебой, затем - дисциплина, общение с учителями и родителями. Далее выделяю такие проблемы как: сложность во взаимоотношениях, скромность, неуставные отношения, организация содержательного досуга, отсутствие информации о том, куда можно обратиться за помощью в решении проблем, а сами учащиеся даже не упоминают об этих проблемах.

Рис. 1. «Сталкивались ли учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле с проблемами социального и правового характера?»

Данная диаграмма говорит о том, что мнение обеих групп респондентов схоже - и учащиеся и специалисты в большинстве случаев ответили на этот вопрос утвердительно.

Рис. 2 «Кто помогает решить проблемы учащихся?»

Из данной диаграммы мы видим, что специалисты и учащиеся на первое место ставят родителей, затем 40% специалистов называют инспектора по дедам несовершеннолетних, психолога и учителя, аналогичные ответы дают учащиеся. Важно отметить, что в группе тех, кто помогает им в решении проблем, учащиеся не упоминают социального педагога и школьного инспектора.

Рис. 3. «Нужно ли, по Вашему мнению, в школах вводить профессию школьного инспектора?»

На даннй вопрос 73% специалистов и 73% учащихся в большинстве сходятся в своих мнениях и считают, что в школах нужно вводить профессию школьного инспектора.

Рис. 4. «Имеются ли проблемы у учащихся, состоящих на внутришкольном контроле?»

При ответе на данный вопрос 93% специалистов и 67% учащихся на первое место ставят проблемы учащихся с учителями. На второе место 67% специалистов и 50% учащихся относят проблемы с родителями. Также 52% специалистов говорят о проблемах с одноклассниками и правоохранительными органами, а для учащихся эти проблемы являются не значительными. 7% специалистов выделяют такую категорию как друзья, а учащиеся о ней не упоминают. В отличие от специалистов 12% учащихся называют проблемы с соседями.

Рис. 5. «Появление проблем у учащихся в большей степени связано с:»

Таким образом, обе группы респондентов в большинстве случаев называют следующие варианты ответов: проблемы связанные с непониманием, подростковым возрастом и личными качествами. В то же время 7% специалистов в отличие от учащихся упоминают о проблемах связанных со здоровьем.

Рис. 6. «Как Вы думаете к кому учащиеся обращаются за помощью или консультацией по решению проблем?»

Из полученных нами данных мы видим, что специалисты и учащиеся называют нам ряд аналогичных ответов: помощь со стороны родителей, друзей и незнакомых людей. 47% специалистов и всего лишь 9% учащихся отмечают помощь со стороны социального педагога. Также учащиеся говорят о возможности получения помощи от школьного инспектора, о чем специалисты не упоминают. И специалисты предполагают, что учащиеся могут ни к кому не обратиться.

Рис. 7. «Считаете ли Вы необходимостью укреплять связи между школой и группой по делам несовершеннолетних?»

На данный вопрос 90% специалистов и 75% учащихся считают, необходимостью укреплять связи между школой и группой по делам несовершеннолетних.

В результате анализа анкетирования мы пришли к следующим выводам. Общее в ответах обеих групп респондентов:

- учащиеся отмечают, что сталкиваются с проблемами социального и правового характера, что подтверждают специалисты;

- помогают врешении проблем с точки зрения обеих групп респондентов: родители, инспектор по делам несовершеннолетних, психолог и учитель;

- все опрашиваемые считают, что в школах нужно вводить профессию школьного инспектора;

- большинство респондентов ставят на первое место проблемы учащихся с учителями, родителями;

- все опрашиваемые говорят, что появление проблем у учащихся связанно с непониманием, подростковым возрастом и личными качествами;

- обе группы респондентов называют родителей, друзей и незнакомых людей, теми к которым учащиеся в большей степени обращаются за помощью или консультацией по решению проблем.

Но в то же время можно наблюдать существенные различия:

- основной проблемой учащихся специалисты считают - непонимание окружающих людей, второстепенные проблемы - личностные проблемы, учеба, посещаемость, общение с учителями, дисциплина, отношение с родителями, в то же время учащиеся на первое место выносят материальные проблемы, а потом только проблемы с учебой, дисциплиной, общение с учителями, проблемы с родителями;

- учащиеся не упоминают социального педагога и школьного инспектора как инициаторов в решении своих проблем;

- в отчилие от учащихся специалисты выделяют, что проблемы у учащихся могут быть связанны с друзьями, о чем сами учащиеся не упоминают, но вто же время учащиеся в отличие от специалистов называют проблемы с соседями;

- специалисты считают, что появление проблем у учащихся могут быть связаны со здоровьем;

- специалисты отмечают, что учащиеся обращаються за помощью социального педагога, а также предполагают, что учащиеся могут ни к кому не обращаться;

- учащиеся говорят о возможности получения помощи от школьного инспектора, о чем специалисты не упоминают.

Полученные результаты говорят нам о необходимости организации социального партнерства между школой и группой по делам несовершеннолетних для решения актуальным проблем несовершеннолетних правонарушителей.

И для того, чтобы оптимизировать данный процесс, мы рекомендуем инспектору группы по делам несовершеннолетних и школьному инспектору, следующее:

· реагировать на проблему несовершеннолетнего таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней;

· добиваться понимания у несовершеннолетнего правонарушителя правильности социальных, моральных, правовых, в том числе и уголовно-правовых норм, утверждать в его сознании необходимость их соблюдения;

· непрерывно повышать активность и ответственность правонарушителя;

· ограничивать влияние негативных социальных факторов;

· осуществлять предупредительное влияние на негативные факторы, непосредственного социального окружения личности;

· развивать навыки межличностного общения у учащихся, состоящих на внутришкольном контроле;

· пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию между учащимися и специалистами;

· информировать органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических веществ;

· разъяснять несовершеннолетнему последствия совершения им противоправных действий;

· принимать меры по обмену взаимоинформацией обо всех правонарушениях со стороны учащихся;

· выявлять совместно с психологом и социальным педагогом причины и условия совершения подростками правонарушений;

· проводить в школах и других общеобразовательных и учебных заведениях беседы по вопросу уголовной и административной ответственности несовершеннолетних и взрослых лиц, о сохранности личного имущества, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

· осуществлять проведение декад в дни каникул, совместные выходы в неблагополучные семьи с социальными педагогами;

· постоянно проводить первоначальные ознакомительные беседы совместно с социальным педагогом и психологом.

Таким образом, учитывая результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза частично подтвердилась, что и учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле и специалисты, участвующие в решении их актуальных проблем заинтересованы в создании системы социального партнерства школы и группы по делам несовершеннолетних.

На наш взгляд, принимая рекомендации во внимание и используя их в совместной профессиональной деятельности, инспектор по делам несовершеннолетних и школьный инспектор, могут добиться некоторых успехов в решении актуальных проблем несовершеннолетних правонарушителей.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать следующее: мировой опыт и российская практика последних лет показывают, что одним из условий эффективности рыночной экономики является создание и поддержание социального мира в трудовой сфере, основанного на взаимном уважении сторон, учете взаимных интересов, поиске компромиссных решений и взаимоприемлемых вариантов сотрудничества. Наиболее эффективным способом достижения оптимального баланса интересов в сфере профилактики правонарушений является создание системы социального партнерства.

Роль социального партнерства школы и группы по делам несовершеннолетних в решении актуальных проблем несовершеннолетних правонарушителей - многоаспектная комплексная проблема. Исторический анализ отечественной и зарубежной практики свидетельствует о постоянном сохранении ее актуальности во всех странах. В настоящее время эта проблема особенно обострилась.

Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности школьного инспектора является социально-педагогическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. Анализ данных официальной статистики позволяет сделать вывод о том, что одним из следствий неблагоприятного положения детей и подростков является постоянный и быстрый рост преступности несовершеннолетних. Поэтому необходимы специальные меры, направленные, с одной стороны, на оздоровление социальной жизни детей и подростков, а с другой стороны, на оздоровление их внутреннего мира.

Это предполагает: во-первых, выявление причин деформаций в поведении детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды в интересах ребенка; во-вторых, построение адекватного процесса воспитания, способствующего развитию нормальной личности.

Гарантированная помощь детям и подросткам, совершившим правонарушение, должна осуществляться через работу специальных государственных служб. Организация помощи этими службами должна основываться на работе не только с самим подростком, но и с его микросоциальным окружением, главной составляющей которого является семья, как основная ячейка общества и главный институт социализации.

Однако практика показывает, что в настоящее время ни в одном субъекте Российской Федерации не скомпонован комплекс государственных служб, которые бы эффективно решали проблему преступности несовершеннолетних.

В результате анализа анкетирования мы пришли к следующим выводам. Общее в ответах обеих групп респондентов: учащиеся отмечают, что сталкиваются с проблемами социального и правового характера, что подтверждают специалисты; помогают в решении проблем с точки зрения обеих групп респондентов: родители, инспектор по делам несовершеннолетних, психолог и учитель; все опрашиваемые считают, что в школах нужно вводить профессию школьного инспектора; большинство респондентов ставят на первое место проблемы учащихся с учителями, родителями; все опрашиваемые говорят, что появление проблем у учащихся связанно с непониманием, подростковым возрастом и личными качествами; обе группы респондентов называют родителей, друзей и незнакомых людей, теми к которым учащиеся в большей степени обращаются за помощью или консультацией по решению проблем.

Но в то же время можно наблюдать существенные различия: основной проблемой учащихся специалисты считают - непонимание окружающих людей, второстепенные проблемы - личностные проблемы, учеба, посещаемость, общение с учителями, дисциплина, отношение с родителями, в то же время учащиеся на первое место выносят материальные проблемы, а потом только проблемы с учебой, дисциплиной, общение с учителями, проблемы с родителями; учащиеся не упоминают социального педагога и школьного инспектора как инициаторов в решении своих проблем; в отличие от учащихся специалисты выделяют, что проблемы у учащихся могут быть связаны с друзьями, о чем сами учащиеся не упоминают, но в то же время учащиеся в отличие от специалистов называют проблемы с соседями; специалисты считают, что появление проблем у учащихся могут быть связаны со здоровьем; специалисты отмечают, что учащиеся обращаются за помощью социального педагога, а также предполагают, что учащиеся могут ни к кому не обращаться; учащиеся говорят о возможности получения помощи от школьного инспектора, о чем специалисты не упоминают.

Работа с несовершеннолетними правонарушителями должна осуществляться интегрировано, т.е. являться центром воздействия всех сфер нашего общества.

Список литературы

I. Законодательные и нормативно-правовые акты

1. Аналитическая справка о состоянии преступности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Тотемского района за 2007 год.

2. Конвенция о правах ребенка 1989г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1998.

3. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. 1996.

6. Кодекс об административных правонарушениях. - М.: Спарк, 2002.

7. Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.

II. Специальная литература

8. Алмазов Б.Н. Психология отклоняющего поведения. - Свердловск, 1987.

9. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Учебн. пособие / А.С. Бланков, И.А. Бурмистров, Н.И. Крюкова и др. - М.: ВНИИ МВД России, 1999.

10. Базаров Р.А. Наследственная преступность несовершеннолетних: тенденции, меры предупреждения // Совершенствование деятельности органов внутренних дел в условиях решительного усиления борьбы с преступностью - М., 1990. С. 164-167.

11. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2004.

12. Валкова Е. Преступность молодежи // Вопросы борьбы с преступностью. - М.: Юрид. лит., 1988. С. 172-174.

13. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. - М., 2002.

14. Волков Ю.Г. Социология молодежи - Ростов на Дону, 2001.

15. Волкова Е. Преступность молодежи // Вопросы по борьбе с преступностью. - М.: Юрид. лит., 1988.

16. Вершинина Г.В., Михайловская И.Б. «Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения», М., «Просвещение», 1990г.

17. Галагузова М.А. Социальная педагогика. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

18. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики - М., 1999.

19. Гребешева И.И. Социальные аспекты репродуктивного здоровья и ответственного родительства // Социология и общество.

20. Каневский Л.Л. Расследование и профилактики преступлений несовершеннолетних. - М., 1982.

21. Завгороднева А.Д. План работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних школы №594 г. Москва // Журнал «Классный руководитель» - М, №1 за 2001 г.

22. Захаров Н.С., Лысов М.Д., Волков Б.С. Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение / и др. - Казань: Казанский ун-т, 1983.

23. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей // журнал «Воспитание школьника» - М., №7 за 2000г.

24. Коренев П.И. Трудный подросток // журнал «Источник», июль - август за 1997.

25. Корсакова Н. Маленькая страна за колючим забором // газета «Красный Север» - №106 за 2001 г.

26. Кочетов А.И. Работа с «трудными» детьми - М., 1986.

27. Канаевский Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. - М., 1882.

28. Лексикон социальной работы: учебное пособие / Гл. ред. С.М. Кибардина, Т.А. Поярова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Вологда, 2005 - 540с.

29. Мильковский Г.М. Профилактика правонарушений среди молодежи - Киев, 1995.

30. Мудрик А.В. Социальная педагогика - М., 1999.

31. Мухина В.С. Психология - М., 1999.

32. Минина С.П. Преступность несовершеннолетних: Сер. «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе» - СПб., 1998.

33. Немов П.С. Практическая психология - М., 1998.

34. Никитин А.Ф. Положительные взаимоотношения трудных подростков с коллективом класса как фактор воспитания - М., 1974.

35. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. - М.: Наука, 1991.

36. Основы социальной работы // под ред. Павленка П.Д. - М., 1997.

37. Овчарова Г.Е. «Настольная книга социального педагога». - М., 2002.

38. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений / В.Ф. Воробьев, С.Т. Гаврилов, А.В. Покаместов, А.В. Ткаченко, В.С. Ткаченко. - Воронеж: ВИ МВД России, 2001.

39. Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних / Под ред. В.Ф. Воробьева, В.А. Лелекова, С.Т. Гарилова. - Воронеж: ВИ МВД России, 2001.

40. Рябухин С.Н. Детская беспризорность и преступность несовершеннолетних как следствие социально-экономической трансформации российского общества // Аналитический вестник №15 - М., 1999.

41. Социальная педагогика // под ред. Галагузовой М.А. - М., 2000.

42. Социальная работа: теория и практика // под ред. Холостова Е.И. - М., 2002.

43. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 368с.

44. Словарь - справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 1998.

45. Тарас А.Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних - Минск, 1982.

46. Теренский С.В. Введение в социальную работу. - М., Академический проект, 2004.

47. Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - 340 с.

48. Холостова Е.И. Инновационные методы профилактики социальной дезадптации несовершеннолетних: научно-методические. - М., 2002.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты