Проблемы меценатства, благотворительности и спонсорства в сфере культуры в Российской Федерации
p align="left">На Западе, где спонсорство давно превратилось в процветающую область деятельности, сложились прочные «коммерческие привязки» по принципу: определенный продукт или фирма - определенный вид деятельности или событие. В России традиции еще только складываются.

По мнению автора книги «История предпринимательства и меценатства в России» Е. П. Хорьковой, «…осуществлять помощь нуждающимся должно правительство, общественные организации: их задача состоит в том, чтобы этих нуждающихся в частной благотворительности не было. Экономическая политика должна принимать меры, чтобы вывести труд и хозяйство народа из неблагоприятных условий.

Правительственные ссуды должны помочь нуждающимся найти заработки, так как даровые пособия оказывают деморализующее влияние. И еще должны быть решены многие вопросы просвещения, здравоохранения, социального обеспечения. Государство и берёт с граждан налоги на эти цели; а в условиях обобществления производства у людей забиралось практически всё, кроме прожиточного минимума, вроде бы на полное обеспечение социальных потребностей людей. Народ теперь мог рассчитывать в беде только на государство.

Что же на практике? У государства никогда не хватает средств на социальные нужды. Деньги идут на военные расходы, административный аппарат, грандиозные проекты и памятники, и так будет всегда. Люди же, накопившие собственности и рассчитывающие только на помощь государства при непредвиденных событиях личной жизни, стихийных бедствиях, попадают в очень сложные обстоятельства. Поэтому никто не должен мешать частным благотворителям проявлять своё желание помочь попавшим в беду. А такие запрещения были.»

Сергей Федоров, председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе СПб и автор статьи «Нужен закон о меценатстве» считает, что государство может стимулировать меценатов, убрав налог на прибыль: «В России меценатов мало не потому, что у нас нет соответствующей культуры, а потому, что наши законы не позволяют предпринимателям становиться меценатами. Главная проблема заключается в том, что у нас нет федерального законодательства, которое позволяло бы нам совершать благие дела, беспрепятственно вносить меценатские взносы.

Не так давно Владимир Потанин хотел провести целый закон о меценатстве, но ему в этом отказали, ссылаясь на то, что предприниматели сразу будут уходить от налогов, занимаясь только меценатством. Но даже если среди нас будут недобросовестные меценаты, какую-то помощь они все равно будут оказывать.

Вообще, на уровне государства последний закон, касающийся бизнеса, был создан в 1995 г. Уже прошло более 11 лет. Этот закон о меценатстве и развитии малого и среднего бизнеса уже давно надо обновить.

Отсутствие такого законодательства - это большая глупость, и это объясняется тем, что люди наверху немножко по-другому видят объективную реальность. Они совсем по-другому видят мир. Хотя стремление помочь в российской натуре присутствует, но это нужно возрождать. Нужно вводить нужные законы, убеждать в необходимости помогать, показывать все проблемы нашего общества изнутри, показывать детские дома, потому что не всегда из окна своей машины можно все это увидеть.

А законодательно поддерживая меценатство, государство должно также изменить и отношение общества к бизнес-сообществу, а это крайне важно, так как сегодня большая часть населения негативно относится к предпринимательству».

Глава II. Деятельность Тосненского районного Дома культуры по работе со спонсорскими и меценатскими организациями

2.1 Дома культуры и клубы, как важнейший сегмент социально-культурной деятельности, в работе со спонсорским, благотворительными и меценатскими организациями

Клуб - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения. Клубные учреждения - массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения. Организацию отдыха, общения и развлечений представителей дворянских кругов Начало 19 века - время развития салонов, кружков, обществ различной направленности (музыкальных, литературных, спортивных). Предреволюционные процессы изменили коллективные формы дворянского досуга. С целью изыскания средств в дворянские клубы стали допускать представителей других сословий, что помогало поддерживать в них былой блеск и великолепие. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения, получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений : художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и пр. Стали популярны виды спортивных занятий, требующие больших затрат и специально оборудованных площадок, что, в свою очередь, требовало объединения средств:ольшой теннис, конный спорт . Активно развивались клубы в офицерской среде (напр., гостиная офицеров Измайловского полка, увлекающихся литературой).

К началу ХХ века в организационном и финансовом отношении активно участвует в столичных клубах купечество, породив такую новую форму досуга, как совместные обеды в дорогих ресторанах. Стало возрастать число людей в либерально настроенных дворянских кругах, посвящавших свой досуг общественной работе и развитию народного образования. Самым многочисленным сословием стало мещанство (ремесленники, мелкие торговцы, мелкие домовладельцы, «работные» люди). В их среде наблюдалась тесная связь работы с домашним бытом и досугом, так как большинство работали на дому и в производстве принимала участие вся семья. Способы времяпрепровождения у мещан были весьма разнообразны. Это и многолюдные «вечеринки» для завязывания знакомств с играми, сопровождавшимися поцелуями, фантами, танцами и т.д. Данью крестьянским традициям были девичьи «капустницы» которые чаще всего устраивали семьи, где были невесты, так как на обязательную после рубки капусты «вечерку» приглашали холостых парней.

В зажиточных мещанских семьях для молодежи устраивали домашние вечера. Нередко молодые люди проводили время в офицерских или в приказчичьих клубах, когда в них проводились публичные мероприятия. Большим успехом пользовались вечера в Купеческом собрании. Наиболее просвещенная молодежь нередко устраивала домашние спектакли, совместные чтения.

Самым распространенным видом досуга женщин-мещанок было рукоделие, нередко рукодельная работа сочеталась с беседой - так называемые «работные посиделки». Зажиточные же мужчины проводили время в клубах, трактирах, чайных, посвящая это время игре в карты, бильярду, лото, и даже нелегальным петушиным боям. Популярностью всех пользовался кинематограф, в зрительном зале можно было увидеть студентов и жандармов, офицеров и курсисток, интеллигентов и рабочих, приказчиков, торговцев, дам света, модисток, чиновников и т.д. Балаганы сменились стационарными кинотеатрами. Кино входило в повседневный быт.

Начало ХХ века было отмечено расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга (воскресные и вечерние школы, образовательные курсы и кружки, народные университеты), которые могли посещать мещане и рабочие фабрик и заводов. В этой среде стали появляться самодеятельные «общества самообразования рабочих» и первые Народные дома, где силами интеллигенции велась культурно-просветительная работа: проводились лекции, устраивались спектакли, экскурсии, создавались творческие драматические и хоровые коллективы. А также с нарастанием революционного движения велись беседы на политические темы, под видом гуляний проводились маевки и митинги, что послужило причиной их закрытия после разгрома революции 1906-1907 года. Выжили лишь «общества самообразования рабочих», где больше внимания уделялось вопросам образования и духовного развития.

После революции театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства были переданы государству. Важное значение стало придаваться просвещению и образованию людей. Внешкольный отдел при Наркомпросе и местные органы народного образования оказывали содействие в налаживание культурно-досуговой работы. Большая роль отводилась учреждениям культуры в деле обучения людей, не получивших начального образования. Создавались пункты «ликбез». В целях расширения политической пропаганды в клубах стали проводиться митинги, митинги-концерты, лекции, доклады, вечера вопросов и ответов и др. При клубах создавались политкружки. В 20-е годы стала активно развиваться художественная самодеятельность, кружки создавались в воинских частях, клубах, народных домах.

После неурожая 1921 года, явившегося следствием гражданской войны, культурно-досуговые учреждения перевели на местный бюджет, что привело к сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. И лишь с продолжением финансирования в конце началось восстановление сети и ее развитие. В конце 20-х годов были открыты первые Дома Культуры, в начале 30-х - Дворцы культуры, а в сельской местности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки. В 30-е годы КПУ стали проводниками идей индустриализации и коллективизации, выполнения пятилетних планов, социалистических соревнований. В клубах, Домах и Дворцах культуры проводились вечера «обмена опытом», «рабочей смекалки». Стали регулярно проводиться смотры народного творчества.

Со второй половины 30-х годов в жизнь вошли новые типы КПУ - передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, передвижные выставки, агитповозки, агитмашины - обслуживая населенные пункты, не имеющие учреждений культуры, а также крестьян. Произошли изменения в системе управления культурно-просветительной работой: на смену Главполитпросвету в наркомпроссах были созданы сектора массовой политико-просветительной работы. Сфера досуга этого времени отмечена возросшей посещаемостью клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, кинотеатров, театров. Стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.

С началом ВОВ резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, наполовину по сравнению с предвоенным периодом уменьшилась их сеть. Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма. Стали проводиться встречи с фронтовиками, небольшие концерты. Были созданы передвижные учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, библиотеки-передвижки, агитпоезда и др. Использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны. Культработники шли в цеха, в поле, на фермы, разъясняя людям смысл военных событий. Порой, рискуя жизнью, работники культуры спасали культурные ценности, исторические, художественные и литературные памятники. На фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, в частях имелись дивизионные клубы, клубы частей, полков, руководили которыми призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов.

Война нанесла огромный ущерб учреждениям культуры, количество клубов сократилось с 1мил. 18тыс. до 9 тыс. 500. По мере освобождения территории восстанавливались и учреждения культуры. Была поставлена задача: при каждом сельсовете - клуб, в каждом районном центре - Дом культуры.

В послевоенный период возросли затраты на осуществление культурно-досуговой деятельности, расширилась сеть культурно-досуговых учреждений. В восстановлении и строительстве их государство опиралось на безвозмездную помощь населения. Ремонтировались разрушенные здания, приводились в порядок пустующие помещения, в которых открывались клубы, читальни, красные уголки. В 1965 году было положено начало преобразованию сельских клубов в Дома культуры. В пределах районного центра создавался комплекс учреждений культуры (районный Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, ДМШ, музей, районная библиотека, народная филармония, парк культуры и отдыха, художественно-оформительская мастерская) В 70-х годах в среде молодежи началось движение за создание молодежных клубов, развивалось любительское движение (клубы по интересам).

Все действующие в России КДУ подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учрежднний, обладающих характерными признаками.

Библиотеки - подразделяются по назначению и характеру работы, составу книжных фондов, масштабам деятельности, музеи, клубные учреждения, санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско-экскурсионные Центры (с находящимися на их базе библиотеками, музеями, клубами и пр.), социально-культурные комплексы и центры, зрелищные учреждения искусств (мюзик-холлы, театры, цирки, филармонии и пр.), учреждения лекционной пропаганды (лектории, планетарии), выставки и выставочные залы (возрождаются также ВДНХ), учреждения для детей и подростков (Дома Детского творчества, Центры Эстетического Воспитания и др.). Большое распространение получают в наши дни виртуальные учреждения культуры (Интернет-салоны, Интернет-клубы).

За последние 10 лет произошли огромные изменения в системе КДУ. В наши дни гражданам предоставлен большой выбор, появились КДУ, рассчитанные на определенные слои населения по опыту работы на Западе (клубы бизнесменов, клубы лидер-леди). Отрицательно то, что сократилась сеть сельских КДУ (клубов, ДК, библиотек), т.к. государство не в состоянии содержать эту сеть.

Поскольку учреждения культуры в настоящее время финансируются ничтожно малыми суммами по сравнению с теми, которые требуются для нормального функционирования культурно-досуговой работы, администрация КДУ вынуждена искать свои пути решения материальной проблемы.

2.2 Разработка программы по плодотворной работе со спонсорскими и благотворительными организациями для Тосненского Дома культуры

Автор книги «Менеджмент в сфере культуры» Г. Л. Тульчинский считает, что «проблема нехватки средств для УК - проблема интернациональная… Работники культуры уверены, что решили бы все свои проблемы, будь у них деньги. Это так и не так: деньги должен давать кто-то и за что-то. Поэтому главная проблема - не отсутствие денег, а социальная привлекательность.»

Фандрейзинг - привлечение и аккумулирование средств из различных источников. Главным условием, обеспечивающим успех фандрейзинга, является привлекательность проекта, программы или учреждения культуры в целом. Работники культуры - не просители, они должны предлагать интересные другим проекты. В конечном счёте речь идёт о социальном партнёрстве.

Тосненскому районному Дому культуры более 40 лет. На данный момент его директор - выпускник Ленинградского областного колледжа культуры и искусства Ф. К. Седельник.

Что такое фандрейзинг руководство, худ. рук. и сотрудники знают не понаслышке: в отличие от многих районных ДК в Тосненском нет пустующих помещений, абсолютно все они работают на Дом культуры. Тяжёлых финансовых проблем учреждение не испытывает, так как мероприятия, проводимые сотрудниками, способны обеспечить нормальную плодотворную творческую деятельность.

Однако есть организации, спонсирующие Дом культуры. Это, конечно, предприятия города Тосно, такие как «Эра-Henkel», туристические фирмы и т.д. Для привлечения спонсоров и благотворителей (меценатов), необходима программа действий, для обеспечения «привлекательности» учреждения. Ведь организациям, вкладывающим средства, важно быть уверенными, что они попали в правильные руки.

Способов привлечения спонсоров множество. Например, спортивные соревнования, конкурсы, концерты, фестивали, тематические конференции, отдельные зрелищные акции всегда привлекают внимание СМИ и массовой аудитории зрителей, относятся к эффективным каналам массовой коммуникации. Таким образом, они всегда являются привлекательными с точки зрения рекламы и PR для крупнейших компаний. Ни секрет, например, что рекламное время в электронных СМИ (телевидение, радио) и наружная реклама раскупаются за один-два года до начала чемпионата мира или Европы по футболу, или гонок Формулы -1. Конечно, это слишком крупные примеры в рамках одного районного ДК.

Но если для организаторов мероприятия на повестке дня стоит проблема привлечения спонсоров для его финансирования и рекламной поддержки, то для компаний-участников актуален вопрос о своем наиболее эффективном участии в данном мероприятии - получении максимальной пользы для собственного бизнеса.

Спонсоринг, как деятельность по инвестированию средств в специальные мероприятия с целью собственной рекламы и PR, и фандрейзинг, как деятельность по их привлечению, по сути, представляют собой две стороны одной медали.

Технология работы по привлечению спонсоров:

- Определение целевой аудитории мероприятия

- Разработка кампании по работе со спонсорами (возможно, несколько вариантов) под данную целевую аудиторию: анонсирование мероприятия, реклама на мероприятии, информационная поддержка после мероприятия.

- Выделение круга потенциальных спонсоров (фирмы, чей продукт ориентирован на целевую аудиторию).

- Составление спонсорских пакетов, расчет стоимости отдельных рекламных возможностей. Выделение различных категорий спонсоров.

- Работа с потенциальными спонсорами. Встречи. Корректировка спонсорских пакетов и рекламной кампании. Разработка специальных эвентов в рамках мероприятия и спонсорского пакета для конкретного спонсора.

- Работа по привлечению информационных спонсоров (СМИ, ориентированные на ту же целевую аудиторию).

В работе по привлечению благотворительных средств могут использоваться формы активности:

- Проведение благотворительных мероприятий и акций (концерты, фестивали, марафоны, шоу, общественные праздники, благотворительные балы, спортивные состязания, ярмарки и пр.). Это организация и проведение различного рода публичных развлекательных мероприятий, плата за вход на которые является благотворительным взносом. Иногда проводятся закрытые благотворительные мероприятия с ограниченным списком участников категории V.I.P., где стоимость участия намеренно высока, т. к. характер данных мероприятий может указывать на избранность участников, что, в свою очередь, является символическим элементом в благотворительности.

- Продажа сувениров (открытки, плакаты, значки, марки, кружки, кепки, майки и пр.). Эффективный метод, но осложнен необходимостью вкладывать средства в производство самих сувениров. Возможно привлечение спонсоров.

- Социальная реклама - важнейший метод в благотворительной деятельности. Основные задачи социальной рекламы - это обозначение существующей социальной проблемы, целевых групп, с которыми работает благотворительная организация; информирование о сути деятельности благотворительной организации, о возможностях участия граждан в решении проблем. Кстати, разработка рекламной кампании для благотворительной организации или проекта также может быть формой благотворительности (интеллектуальный и трудовой человеческий ресурс).

- Телефонный маркетинг (телемаркетинг). Использование телефона и телекоммуникационных технологий совместно с системами управления базами данных. Это современный метод, широко используемый в западных странах для продвижения товаров и услуг на рынке, но не только. Телемаркетинг эффективно применяется, в частности, организацией "Greenpeace" для привлечения частных пожертвований.

- Целевые благотворительные распродажи, выставки-распродажи. Организация или предприниматель в течение определенного времени оказывает услуги и продает товары со скидкой (либо без скидки), но определенный процент от продаж регулярно (или единовременно по итогам продаж) направляется в некоммерческую организацию.

Заключение

С помощью мнений и аргументов современных авторов, экспертов, политических деятелей можно дать оценку современной деятельности учреждений культуры со спонсорскими, меценатскими и благотворительными организациями.

Можно утверждать, что эта деятельность в современной России актуальна как никогда, учитывая экономическое и духовное развитие страны. Необходимо совершенствовать эти институты, не только потому что они необходимы людям в бедственном материальном положении, но и для успешного развития бизнеса, и как показатель экономического развития страны.

В условиях отсутствия инициативы со стороны государства, без принятия необходимых законов эта деятельность никак не может полноценно осуществляться. Тем более эти глобальные проблемы порождают не менее значительные - путаницу понятий, попытки выдавать одно за другое, нечестное апеллирование понятиями в свою пользу.

Таким образом, решение проблемы очевидно - необходимо срочное вмешательство государства. Без этого невозможно осуществление истинных целей как благотворительности и меценатства, так и спонсорства. Без этого вмешательства достижения этих целей, в принципе, возможно, но необходима ясность, прояснение, четкое разграничение, во избежание путаницы, нарушения закона и для полноценного экономического развития.

Однако, что касается учреждений культуры, в частности Домов культуры, то проблемы с финансированием могут и должны решаться по возможности своими силами. НЕ нужно ждать помощи государства и жаловаться на её отсутствие! Потому что бессмысленно вкладывать средства в культуру, если этой культуры в общем смысле нет. На примере Дома культуры города Тосно очевидно, что рядовой районный ДК может работать вполне полноценно, даже в условиях современной России, иногда находя способы привлечь спонсоров и меценатов, выполняя огромную работу для культуры района. В Тосненском ДК работают детские и подростковые кружки, процветают современные и народные коллективы. Также постоянно проводятся ярчайшие мероприятия, шоу, выездные концерты, для организации которых, конечно же, привлекаются спонсоры и, возможно, меценаты. Именно такие, Дома культуры нужны в стране, чтобы поднимать культуру. Если большинство учреждений будут работать столь же плодотворно, возможно, не будет столько проблем и путаницы в спонсорстве и меценатстве.

В идеале благотворительность должна быть абсолютно анонимной и бескорыстной. А спонсорство должно быть грамотным коммерческим вложением средств. Если их границы будут соблюдаться, не будет столько проблем. А для этого нужно, в свою очередь, вмешательство государства и грамотный подход бизнесменов и дарителей.

Список литературы

1. Борисова, Е.И. Международная научно-практическая конференция "Инвестиции в библиотечном деле: опыт, проблемы, перспективы". - Спб, 2006.

2. Воробьёва, И.М. Пожертвования, спонсорство, гранты. - Спб: Изд-во «ЭГО», 2001.

3. Денисенко, Я. Мудрый спонсор. “The Chief” #9(43)2005

4. Кузьмин, К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы: Учебное пособие . - М: Академический Проект; Трикста, 2006.

5. Тульчинский, Г.Л., Шекова, Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. - Спб.: Издательство «Лань», 2003.

6. Фёдоров, С. Нужен закон о меценатстве. «Деловой Петербург» № 219 (2296) от 23.11.2006

7. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: Учебное пособие для вузов. - М: «Издательство ПРИОР», 1998.

8. http://www.rooid.ru/index.php?action=staties&id=35

9. http://ngo.kirovnet.ru/mecenatstvo-sponsorstvo-blagotvoritelnost-xaos-licemerie-blagorodstvo

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты