Проблемы меценатства, благотворительности и спонсорства в сфере культуры в Российской Федерации

Проблемы меценатства, благотворительности и спонсорства в сфере культуры в Российской Федерации

36

Курсовая

Проблемы меценатства, благотворительности и спонсорства в сфере культуры в Российской Федерации

Введение

1. Актуальность выбора темы

Проблемы спонсорства, благотворительности и меценатства заключаются прежде всего в отсутствии государственного поощрения и поддержки меценатов и спонсоров, в отсутствии законов о меценатстве и спонсорстве, а также, путанице этих понятий, а путаница эта, в свою очередь, вызвана отсутствием необходимых законов и неграмотного разграничения российскими предпринимателями корыстных, деловых, выгодных для бизнеса поступков и крайне важной, но отнюдь не прибыльной деятельности.

При любом состоянии общества - от стабильного до кризисного - профессиональная деятельность в области культуры, искусства, науки, образования, просвещения, спорта, а также благотворительная деятельность не являются прибыльной. Таким образом, всегда существует расхождение между экономической и социальной эффективностью функционирования национального культурного достояния. И меценатство необходимо для поддержания культурного достояния страны, однако в нашей стране нет действующего закона о меценатстве, как и о спонсорстве. Это одна из основных причин нечеткого разграничения между этими тремя понятиями, и вследствие этого, попыток выдать одно за другое.

Благотворительность, как и меценатство, должна быть абсолютно бескорыстной и анонимной. В противном случае меняются их значения, приобретают совершенно другой, корыстный смысл.

Именно неграмотность, наплевательский подход, малоразвитость этих видов деятельности порождают проблемы, связанные с ними.

По «Закону о благотворительной деятельности и благотворительных организациях» РФ от 1995 г.: «Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

По словарю 1891 года Брокгауза и Ефрона,

Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.

Авторы учебного пособия «История социальной работы» К. В. Кузьмин и Б. А. Сутырин дают определение понятию «социальная работа», схожее с понятием «благотворительность», но в широком смысле:

Социальная работа - это вид деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения.

Действующего закона о меценатстве нет, но все-таки есть точное определение меценатской деятельности. Например, по данным Спонсорской программы поддержки социально-значимых событий «Золотое сердце» (www.goldenheart.ru ),

Меценат - лицо:

* обладающее властью и/или богатством; и

* оказывающее покровительство и материальную поддержку мастерам искусства или определенным начинаниям в художественной жизни.

В Древнем Риме (между 74-64 гг. - 8 г. до н. э.) Меценат - приближенный императора Августа, выполнявший его дипломатические, политические и частные поручения.

Покровительство поэтам сделало Мецената именем нарицательным, а сейчас это слово приобрело новый, важный, фактически экономический смысл.

Эффективное спонсорство в России также не осуществляется. Так, по словам автора статьи «Мудрый спонсор» журнала “The chief” Яна Денисенко (#9(43)2005): «В общечеловеческом смысле спонсорство - это финансирование проведения какого-либо мероприятия, сооружения объекта и т.п… Как бы там ни было, очевидно одно: настоящая благотворительность и спонсорство (не говоря уже о рекламе) - вещи разные. Благотворительность не предусматривает отдачи, адекватной вложенным средствам: вклад в строительство храма, исчисляющийся сотнями тысяч долларов, никогда себя не окупит с экономической точки зрения.».

Федеральный закон «О рекламе» гласит: «Под спонсорством понимается осуществление… вклада… в деятельность… юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу…».

Однако этот закон вызвал неоднозначную реакцию у специалистов хотя бы потому, что фактически причислил спонсоров к рекламодателям, а это не совсем корректно.

Более точное определение понятия «спонсорство» приведено в книге И. М. Воробьевой:

Спонсорство - это передача юридическим или физическим лицом вклада (в виде денежных средств, имущества, ретов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица на условиях распространения рекламы.

Таким образом, необходимость также действующего закона о спонсорстве очевидна.

Предпринимаются попытки разработать подобные проекты. Вот что говорит об этом участница международной научно-практической конференции "Инвестиции в библиотечном деле: опыт, проблемы, перспективы" Е. И. Борисова: «Комплексный анализ действующего законодательства Российской Федерации регулирующего общественные отношения, связанные с реализацией права на меценатскую деятельность еще в середине 90-х годов, выявил значительные пробелы, восстановление которых предполагало принятие срочных мер… Дальнейшая судьба Многострадального законопроекта, разработанного в соответствии с концепцией МК и массовых коммуникаций РФ, на данный момент неизвестна».

Цель курсовой:

Изучить проблемы меценатства, благотворительности и спонсорства в сфере культуры в Российской Федерации, найти применимые решения данных проблем.

Задачи работы:

1. Дать определение благотворительной, меценатской и спонсорской деятельности

2. Проследить историю развития меценатской и благотворительной, а также спонсорской деятельности в России

3. Дать характеристику правовому регулированию данных форм деятельности

4. Выработать рекомендации в адрес учреждения культуры по вопросам спонсорства и меценатства.

Предмет исследования:

Спонсорская и благотворительная деятельность в учреждениях культуры России.

Объект исследования:

Применение изучаемых видов деятельности к Муниципальному учреждению культуры «Тосненский районный дом культуры»

Структура работы:

Данная курсовая работа состоит из двух глав.

В первой главе рассматривается история развития меценатства и благотворительности в России, а также выделяются основные проблемы спонсорства и меценатства в современной России.

Во второй главе содержится характеристика деятельности домов культуры и клубов по работе со спонсорскими и меценатскими организациями, а также предлагается разработка программы по плодотворной работе со спонсорскими и благотворительными организациями для районного ДК г. Тосно

Глава I. История развития и проблематика меценатства, спонсорства и благотворительности в России

1.1 История развития благотворительности, меценатства и спонсорства в России

Всякое явление имеет свою историю и всякая деятельность людей непременно опирается на опыт предшествующих поколений. История развития меценатства, благотворительности и особенно спонсорства невозможна без истории развития предпринимательства. То есть ни один из этих видов деятельности невозможен без существования развитой предпринимательской деятельности. Предпринимательство здесь - это самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, то есть имеющих свое дело, которое приносит им определенный доход.

Исторический путь развития предпринимательства большинство народов мира прошло в поступательном развитии. В истории России этот путь пытались пройти неоднократно на витке предпринимаемых реформ, но по ряду исторических причин не довели ни один цикл этих реформ до конца.

Предпринимательство в нашей стране имеет сложную судьбу с самого начала образования Киевской Руси. Обстоятельства, влияющие на предпринимательство и торговлю, оказывали на них в основном негативное влияние, поэтому особенно интересно, что эта деятельность всё же развивалась и достигала определенных высот в различные исторические периоды.

Преодолевая сложности исторической судьбы, третье сословие в России формировало традиции своей среды, ориентиры одобряемого поведения, сословные идеалы. Среди этих традиций наиболее заметными на недолгий срок существования русской буржуазии сумели стать благотворительность и меценатство. Благотворительность является одной из древнейших русских традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством. Аналогичные этому явлению формы также существовали также в мусульманстве и других религиях. Частная благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения. Добро ближнему делают многие, но в ком есть эта потребность, но у состоятельных людей всегда больше для этого возможностей. Среди этих людей известны и такие, кто и работал-то для кого-то, чтобы эти возможности были. Достаточно спорным является вопрос - нужно ли забирать деньги у одних, обеспечивая себе как бы нетрудовую прибыль, когда деньги делают деньги и т.д., и раздавать на благотворительные цели в виде милостыни? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Действительно, с точки зрения оплаты по труду, некоторых норм морали в такой благотворительности есть спорные моменты, но предпринимательство, прибыль, накопление состояний больших, чем требуется для жизни человека - это реальности уже существующие. И вопрос заключается в том, как сделать их более цивилизованными.

В то время как государство должно обязательно оказывать помощь нуждающимся, иногда оно даже мешало частным благотворителям проявлять своё желание помочь попавшим в беду.

Например, было запрещено М. Горькому организовать, обращаясь западным писателям, кампанию помощи голодающим в Поволжье в 1921 г., не разрешалось американским благотворительным организациям оказывать помощь людям продуктами и медикаментами, а во время голода 1933 г. отправлялись обратно грузы, посланные европейской общественностью в виде помощи.

Частная благотворительность имеет глубокие исторические корни в России, практические навыки такой деятельности воспитывались в старину. Древнерусское общество, принимая христианство, с пониманием восприняло вторую из основных заповедей - о любви к ближнему. Своё выражение это получило в раздаче милостыни. Идея этой милостыни лежала в основании практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики.

Любить ближнего - это прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья. Древнерусский благотворитель менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, а более о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. Древняя Русь ценила и понимала только личную, непосредственную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душевную пользу; нуждающийся должен был видеть своего благодетеля, чтобы знать, за кого молиться. Как и повсюду в Европе, в Древней Руси дело призрения бедных находилось в руках Церкви и особенно монастырей, располагавших обширными фондами. Именно при монастырях возникли богадельни, бесплатные больницы. Через Церковь, куда передавали свои пожертвования доброхоты, благотворительность осуществлялась практически до конца XVII в.

Древнерусские цари накануне больших праздников, рано по утрам, делали тайные выходы в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавали милостыню арестантам и призреваемым, также посещали и отдельно живших убогих людей.

Нищенство считалось на Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из средств нравственного воспитания народа. Как живое орудие душевного спасения, нищий нужен был древнерусскому человеку во все важные минуты его личной и семейной жизни, особенно в минуты печальные. Трудно сказать, в какой степени такой взгляд на благотворительность содействовал улучшению древнерусского общества.

Невозможно вычислить, какое количество добра вливала в людские отношения эта ежедневная, молчаливая тысячерукая милостыня, насколько она приучала людей любить человека и отучала бедняка ненавидеть богатого. Явственнее всего обнаруживалось значение такой личной милостыни, когда нужда в благотворительной помощи вызывалась не горем отдельных несчастливых людей, а народным бедствием.

Такое бедствие случилось во время трехлетнего голода 1601-03 гг. при Борисе Годунове. Царь не жалел казны, щедро раздавал в Москве милостыню, предпринял обширные постройки, чтобы доставить заработок нуждающимся. Прослышав об этом, народ толпами повалил в Москву из неурожайных провинций, чем усилил нужду в столице, началась сильная смертность. При первых же признаках неурожая началась хлебная спекуляция. Царь принимал строгие и решительные меры против этого. Благотворительность власти, - хорошо, что она была, но в период такого бедствия помогала мало. Смягчить положение голодающих могли бы накопленные людьми частные средства, но население было чрезвычайно вредно, и, возможно, помогла бы свободная продажа хлеба по вольным ценам, так как никакие реквизиции всё равно народ не кормили.

Ульяна Устиновна Осорьина, вдова-помещица, жена зажиточного провинциального дворянина, отличалась чрезвычайной скромностью и жалостью к бедным и убогим. Когда мужа отсылали на 2-3 года на царскую службу куда-нибудь в Астрахань, Ульяна Устинова шила и пряла, рукоделье своё продавала и выручку тайком раздавала нищим.

Эта любовь к ближнему помогла Ульяне Устиновне легко переступить через самые закоренелые общественные предрассудки Древней Руси. Глубокая юридическая пропасть лежала между барином и его холопом: последний был для первого по закону не лицом, а простой вещью. Десятками наполняющая дворы зажиточных домовладельцев, плохо одеваемая и всегда содержимая впроголодь, челядь составляла толпу домашних нищих, даже более жалких сравнительно с вольными, публичными нищими. Древнерусская церковная проповедь указывала на них господам как на ближайший предмет для сострадания.

В усадьбе Ульяны Устиновны было много челяди. Она её хорошо кормила и одевала, не баловала, но щадила, не оставляла без дела, но задавала каждому работу по силам и что могла, всё делала сама, не допускала себя разувать и подавать воды умыться. При этом она не позволяла себе обращаться к крепостным по кличкам, какими домовладельческая Русь вплоть до 1861 г. окрикивала своих «людей»: Ванька, Машка. Она каждого и каждую называла своим настоящим именем. Во время великого голода она последнее имущество продавала и раздавала голодающим, особенно заботясь о прокормлении своей челяди. Предания нашего прошлого не сохранили нам более возвышенного и более трогательного образца благотворительности и любви к ближнему. Видимо, таких благотворителей было много, потому что Русская земля пережила эти страшные годы и обманула ожидания своих врагов.

В середине XVII в. был ещё один человек, он показал, как можно соединить частную благотворительность с общественной, построить устойчивую систему благотворительных учреждений. Это Ф. М. Ртищев, ближний постельничий, обер-гофмейстер при дворе царя Алексея Михайловича, а потом его дворецкий. Во время Польского похода он сопровождал царя и, несмотря на болезнь ног, по дороге во множестве собирал раненых и больных, устраивал содержание и уход за ними. Всё это он устраивал на сои деньги, не без материальной помощи жены царя - Марьи Ильиничны. В свои госпитали они принимали даже пленных врагов, нуждающихся в помощи, подобная помощь повторилась еще и в Ливонском походе. Ртищев выкупал из плена тысячи русских, используя личные средства и средства из казны. В Москве он также устроил госпиталь, где лечили больных и вытрезвляли пьяных. Этот дом под именем «Больницы Фёдора Ртищева» существовал и после смерти, поддерживаемый пожертвованиями.

Известно, что занималась частной благотворительностью знаменитая раскольница, боярыня Морозова, вдова приближенного царя боярина Глеба Морозова, богатейшая женщина того времени. По ночам, переодевшись в простое платье, чтобы быть неузнанной, она ходила по темницам и богадельням, подавая щедрую милостыню, кормила, лечила. У неё в доме был целый приют для странников и калек. Вся многочисленная прислуга была заодно с госпожой.

Частная благотворительность таких людей, как Ульяна Осорьина, Фёдор Ртищев, боярыня Морозова, не останавливала голода и не прекращала несчастий, но улучшала нравы. Общество, благодаря им, делало шаг в сторону гуманности отношений, благотворители помогали многим людям не пропасть. Но эта нерасчётливая благотворительность Древней Руси создала ремесло нищенства, стала средством поддержания праздности и сама нередко превращалась в холодное исполнение церковного приличия, вместо помощи нуждающимся. Ртищев и Ульяна восстанавливали истинное христианское значение милостыни, источник которой - тёплое сострадательное чувство, а цель - уничтожение нужды, нищеты, страдания.

В этом же направлении начинает действовать и законодательство. Со времен царя Фёдора Алексеевича идёт длинный ряд указаний против праздного ремесленного нищенства и частной ручной милостыни. В то же время устраиваются благотворительные заведения. Беспомощных велено было содержать на казённый счёт в особом приюте, а здоровым нищим нуждающимся дать работу. Предложено было построить в Москве больницу и богадельню для бродящих и лежащих по улицам нищих.

Предприниматели Древней Руси - купцы и промышленники, жертвовали деньги больше на строительство храмов и сами строили церкви. Так в сознании русских отражалась идея искупления за богатство, которое всегда было связано с грехом. В их действиях была не столько благотворительность в виде помощи ближнему, эта помощь на их пожертвования шла опосредованно через Церковь, сколько желание спасти свою душу в той жизни, которую православие считало главной и которая начиналась после физической смерти.

Петр Великий был первым, кто попытался запретить частную благотворительность, считая, что она только плодит бездельников. Он боролся против праздного нищенства, поддерживаемого частной милостыней. Теперь подающие милостыню подвергались штрафу, нищие наказывались. Благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при церквах. Но эта борьба не увенчалась успехом, так как велась насильственными методами и пыталась искоренить следствие, а не причину бедственного положения людей.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты