Проблемы меценатства, благотворительности и спонсорства в сфере культуры в Российской Федерации
p align="left">При Императрицах Елизавете и Екатерине II благотворительность снова входит в моду. Частная благотворительность развивается в высших слоях общества. Например, по инициативе Бецкого, который всю жизнь посвятил воспитательной работе в России, был заложен Смольный институт благородных девиц.

Во время Александра I, частная благотворительность получает особый расцвет. Большей частью благотворительностью занимались женщины, в первую очередь императрицы. Например, жена Павла I, императрица Мария Фёдоровна выступала за женское просвещение и основала благотворительную организацию «Ведомства учреждений императрицы Марии». Жена Александра I также создала Императорское Человеколюбивое и Женское патриотическое общества. Первейшей заботой обществ было «выводить из нищеты тех, кто трудами своими и промышленностью себя пропитать могут».

После войны 1812 г., когда сгорела Москва и люди бедствовали, в петербургском кружке великосветских дам родилась мысль о создании Патриотического общества. При Александре I целые сословия и многие частные лица жертвовали большие суммы на основание учебных заведений и обществ. Профессиональным благотворителем в начале века был принц П. Г. Ольденбургский: он отдал служению обездоленным людям 42 года жизни. Он открыл первый детский ночной приют. До революции было много благотворительных обществ, и все они были упразднены. Практическая ситуация в России складывалась так, что честный, но на беду хорошо обеспеченный человек любыми способами старался скрыть следы своего благополучия, мораль не позволяла подниматься над уровнем нищеты. Жертвование, благотворительность - при всём различии побуждающих к ним причин - являлись искуплением за нажитое богатство.

Интуитивная тяга к грамоте, книге, знанию вообще, возникнув в начале XIX в. у переселившихся в город крестьян, через 2-3 поколения породила в среде купечества не только покровителей искусств и науки, но и ученых, врачей, художников, публицистов. Необходимость же благотворения становилась одним из ценностных и поведенческих стереотипов, постепенно закреплявшихся в пореформенные десятилетия в сознании российской буржуазии.

Благотворительность тесно связана с предпринмательством ещё и потому, что при переходе России к капиталистическому способу производства происходит важный сдвиг в структуре народонаселения: крестьянство, переселявшееся в города, порождало как богатейших капиталистов-фабрикантов, банкиров, домовладельцев, так и наиболее обездоленных людей, часть которых неизбежно пополняла ряды воров, проституток и бродяг.

На этом этапе исторического развития благотворительность стала приобретать характер частных и общественных добровольных пожертвований, известный нам и сейчас. Одновременно изменялась политика государства по отношению к неимущим, не только оттого, что репрессиями уже не удавалось удержать нищавшие слои населения в спокойном состоянии, но и в связи с укоренением в общественном сознании гуманистических идей, порожденных эпохой Просвещения, в частности, таких, как природное равенство людей, пробуждение достоинства личности и искоренение грубости нравов через распространение образования и правильного воспитания. Именно при капитализме, который свободу предпринимательства должен был сочетать со свободой идей, благотворительность стала значительным общественным явлением.

В этих условиях, при крайней поляризации богатства и бедности, благотворительность становилась неким регулятором социального равновесия, часто неосознанным средством устранения общественного эмоционального дискомфорта, возникавшего в результате несправедливого соотношения труда и присвоения.

С конца XVIII в. открываются и другие проявления благотворительности в виде меценатства - покровительства наукам, искусству, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров и т.д., то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры. Культура во все времена оказывалась тесно связанной с богатством и без его поддержки не могла полноценно существовать. Меценатство на Западе - явление, которое, наряду с нравственными, имело и юридические основания (снижение налогов или освобождение от них). В России оно чаще было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Среди предпринимателей, как и среди других слоёв населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью, начинавшие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением обыденной жизни, найти в ней какие-то другие отношения. Сначала молельни и домашние церкви купцов превращались в настоящие музеи. Да и само музейное дело было поставлено купцами-промышленниками.

Внуки крестьян и мещан - отпрыски богатейших купеческих семей, пройдя через университет, а также деловые и увеселительные путешествия по Европе, становились ценителями литературы и искусства.

Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской торгово-промышленной среды: Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А. В. Морозова, собрания икон С. П. Рябушинского, собрания картин В.С. Гиршмана, Частная опера С. И. Мамонтова, Опера С. И. Зимина, Художественный театр К. С. Алексеева-Станиславского и С. Т. Морозова.

Наибольшего размаха достигла меценатская деятельность со второй половины XIX в. Именно к этому времени российская буржуазия осознала свою экономическую мощь, стала искать своё место в общественной жизни. Поскольку от политической деятельности царское правительство держало предпринимателей на расстоянии, а профессиональной деятельностью заслужить признание было трудно, учитывая усиливающиеся настроения против эксплуататоров, буржуазия пыталась уходить в иные области, пользовавшиеся большим общественным престижем: меценатство и благотворительность. Меценаты хотели не только спасти свою душу, сделать добро людям, но и оставить память о себе среди людей.

Со второй половины XIX в. все крупнейшие российские предприниматели занимались благотворительностью и меценатством.

Торговые и промышленные дела Третьяковых шли очень успешно. Тем не менее при создании Третьяковской галереи и на другие пожертвования Павел Михайлович (1832-1898 гг.) тратил огромные по тому времени деньги, может быть, в ущерб семье. В частности, им было создано в Москве Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых. Сергей Михайлович занимался общественной деятельностью, много работал по городскому самоуправлению, был городским головой, собирал картины как любитель. Павел отдал себя целиком собиранию картин. Сначала он купил картины старых голландцев. Потом он начал покупать картины русских художников и развешивал их в своем кабинете, а потом и по всему дому. В 1872 г. было принято решение о постройке галереи. Он не только собирал картины, но становился как бы историком русской живописи, а также активным участником её истории. В своём заявлении в Московскую городскую думу о передаче его галереи Москве он писал, что делает это, «желая способствовать устройству в дорогом мне городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России, и, вместе с тем, сохранить на вечное время собранную мной коллекцию».

Из всех Мамонтовых самой выдающейся фигурой был Савва Иванович (1841-1918 гг.). Промышленник, строитель железных дорог, музыкант, режиссёр, писатель, скульптор - человек, который говорил, что его главный талант - это находить таланты. Он не столько коллекционировал и поддерживал искусство, сколько «двигал его вперед». Участвовал в его развитии, созидал. Он участвовал в театральных постановках, занимается пением, скульптурой. Строит Донецкую железную дорогу, расширяет вагоностроительный завод в Мытищах. В то же время он поддерживает художников, интересуется живописью. В Москве он открыл свой тестр - Русскую оперу. Её путь к успеху был нелёгким, но в конце концов она снискала всеобщее признание. В 1899 г. Савва Иванович был арестован и посажен в тюрьму, там он лепил бюсты. Выйдя из тюрьмы, занялся скульптурой и керамикой. Про него сказал Васнецов: «Нужны личности…творящие ту атмосферу, в которой может жить производить, развиваться и совершенствоваться искусство».

Бахрушины торговали скотом и сырыми кожами. Потом была куплена маленькая кожевенная фабрика. Они широко и щедро жертвовали на благотворительные цели, возвели приют для брошенных детей. Были построены дом бесплатных квартир для нуждающихся, Народный дом для досуга детей и подростков. Приняли финансовое участие в создании Московского Коммерческого института, помогали рабочим во время Первой мировой войны. 30 октября 1894 г. Бахрушин в третьем поколении организовал в родительском доме в Кожевниках выставку коллекции для желающих - этот день считается официальной датой открытия музея. Вскоре музей был передан Российской академии наук.

Морозовы были хлопчатобумажными фабрикантами. При фабрике была оборудована больница, ясли, библиотека. Десятки тысяч тратили Морозовы на культурные программы: поддерживали Московский Художественный театр, построили Кустарный музей, жертвовали на нужды культуры и искусства.

Также были известные и значимы династии: Харитоненко, Прохоровы, Найденовы, Щукины, Алексеевы, Солдатенковы, Абрикосовы, Боткины, Шелапутины, Абрикосовы, Вишняковы и другие.

В целом с полным основанием можно сказать, что именно российские предприниматели материально подготовили расцвет национальной культуры в конце XIX - начала XX века. По сути дела, третье сословие в России выполняло те функции, которые в других странах лежали на интеллигенции и образованном слое. А русская интеллигенция в это время бунтовала народ, строила невыполнимые проекты. В меценатстве многие предприниматели видят также способ рекламы своей деятельности.

Искусство, культура, как «непроизводительные» сферы деятельности людей, не могут существовать без поддержки, и чем больше будет меценатов, тем больше талантов они смогут открыть и сохранить. Искусство всегда является продажным, в смысле продажи работы на заказ. Но чаще всего меценат или покупатель не подавляют индивидуальность художника, а помогают ему лучше проявить себя через более высокую оплату.

Меценатство, и в ещё большей степени благотворительность, позволяют решить и более насущные задачи. Богатеть одновременно все не могут, и опыт России подтвердил этот вывод практически. Значит, в истории любого общества есть период, когда более богатые должны помогать менее состоятельным, решая в то же время и свои нравственные и другие проблемы. В России, при почти невозможных для частного предпринимательства обстоятельствах, третье сословие использует всякие возможности для создания своих предприятий, ведению своих дел. В таких условиях в более ранние времена возникало желание как-то искупить свои грехи. В более позднее время - желание как-то компенсировать обществу потери. С одной стороны, необходимо создать условия и воспитывать общественное уважение к самим предпринимателям, чтобы они избрали более цивилизованный путь своей деятельности, честным, законным путём смогли приобретать свои богатства; а с другой стороны - поддерживать их стремление совершенствовать общество, в котором они сами живут, в частности, через благотворительность и меценатство. Если поляризация общества - это присущее ему состояние, то следует поддерживать стремление людей к сотрудничеству, а не к противостоянию. В истории России накоплен определённый опыт взаимодействия групп, слоёв населения, и общество заинтересовано в его более полном использовании.

Спонсорство (лат. spondeo -- ручаюсь, гарантирую) - это, как правило, деятельность юридических лиц и основано (при отсутствии посредника) на соглашении между организаторами события или деятельности, с одной стороны, и коммерческой компанией, с другой. Спонсорская поддержка отличается от других видов материальной помощи именно тем, что в обязательном порядке предусматривает встречную услугу. Средства вкладываются в обмен на ожидаемую пользу.

Напрашивается нелестная для спонсорства мысль о том, что благотворители, меценаты, филантропы и покровители действуют исключительно из благих побуждений, не требуя ничего взамен, наслаждаясь самой возможностью творить добро. А спонсоры во всем блюдут собственную выгоду и тщательно считают доход на вложенный рубль. То есть поступают из коммерческого расчета, столь ненавистного иной широкой душе… Да, это так! Спонсорство - это реальный бизнес.

Как справедливо заметил измученный нарзаном монтер из театра Колумба, герой романа Ильфа и Петрова, «согласие есть продукт при полном непротивлении сторон». Как говорится, «утром деньги…». По сути, спонсорство - это взаимовыгодное сотрудничество, построенное на реализации совместных проектов. Недаром спонсорская поддержка оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон - спонсора и получателя. Спонсорство обязано быть выгодным как самому спонсору, так и его адресанту.

1.2 Основные виды, формы и направления благотворительной и меценатской деятельности

Таким образом, форм и видов благотворительности множество.

По определению (Спонсорская программа поддержки социально-значимых событий «Золотое сердце»), благотворительные программы - государственные или общественные программы помощи низкодоходным, низкооплачиваемым слоям населения.

Прежде всего, необходимо сказать, что благотворительность - это не только деньги в конверте. К сожалению, для большинства благотворителей такая форма благотворительности видится самой простой и наименее хлопотной, а, следовательно, является наиболее распространенной. При этом надо заметить, что некоммерческие организации зачастую сами не стремятся пересмотреть и разнообразить свою деятельность по привлечению благотворительной помощи.

Формы предоставления благотворительной помощи

Ресурс Финансовый (денежный):

· Перечисление денег на счет благополучателя в виде разового благотворительного взноса;

· Регулярные денежные перечисления (ежемесячные, ежеквартальные и т. д.);

· Взносы в виде ежемесячных отчислений со счета в банке;

· Сбор денежных средств среди сотрудников организации;

· Льготы и скидки на товары и услуги для организации-благополучателя;

· Включение в цену товара доли на благотворительные цели;

· Оплата текущих расходов благотворительной организации;

· Завещание личных денежных средств;

· Финансирование благотворительных программ "под ключ"; и пр.

Пожертвование - целевые средства, предоставляемые безвозмездно российскими или иностранными гражданами и юридическими лицами некоммерческим организациям в денежной или натуральной форме для реализации проекта в той или иной форме.

Ресурс Материально-технический (вещный):

· Передача (в том числе списанного) имущества: мебель, транспорт, оргтехника и пр.;

· Передача продуктов питания, товаров, расходных материалов;

· Предоставление помещений;

· Организация сбора вещей среди сотрудников организации;

· Завещание личного имущества; и пр.

Ресурс Человеческий:

· Оплата труда привлеченных в благотворительную организацию работников;

· Выполнение работ силами работников организации-благотворителя (ремонт помещения могут сделать работники фирмы);

· Добровольческий (волонтерский) труд; и пр.

Ресурс Символический:

· Письма поддержки, рекомендательные, гарантийные письма и прочие формы ходатайств;

· Общественная (публичная) поддержка, продвижение; и пр.

Ресурс Интеллектуальный:

· Консультационная профессиональная поддержка (юридическая, бухгалтерская, организационная и пр.)

· Разработка рекламных кампаний;

· Информационная поддержка; и пр.

Несложно выявить основные направления меценатской деятельности, ведь она напрямую относится к сфере культуры. Меценатская деятельность направлена на материальную поддержку мастерам искусства или определённым начинаниям в художественной жизни. Так что направления меценатской деятельности определяются областью, в которой осуществляется меценатская деятельность.

1.3 Проблемы благотворительности, меценатства и спонсорства в современной России

Спонсорство - это один из возможных видов поддержки различных сфер общественной жизни, одну из форм социальных инвестиций. Это не альтруизм, не филантропия, не меценатство. Известный английский специалист по PR Сэм Блэк даже считал, что «правильнее всего определить спонсорство как один из видов предпринимательской деятельности». В российской практике относительно спонсорства нередко бытуют две крайности. Одна крайность - когда начисто упускается из виду необходимость общности интересов и к спонсору идут, фактически как к меценату: просить у него средства на решение некоммерческих или даже собственных проблем. Этакий «социально-культурный наив», который не несет ничего, кроме обид и взаимонепонимания. Другая крайность - когда бизнес под видом спонсорства производит примитивную покупку рекламных и других услуг.

Все это следствие элементарной неосведомленности в области маркетинга и PR, но также и смысловой путаницы, которая царит всюду, начиная с законодательства. Еще в начале становления нового российского донорства, когда слово «спонсор» звучало модно, и его произносили к месту и не к месту, оно фактически употреблялось как синоним благотворительности.

Затем российское законодательство достаточно четко определило понятие «благотворительная деятельность», менее конкретно - «спонсорство», и совсем не было определено «меценатство». Соответственно, нечеткий правовой статус деятельности приводит к вопросам в области налогообложения. А активная практика использования слова, как знака двух различных и, подчас, противоположных видов деятельности, создает массу смысловых проблем. Поэтому мы постоянно встречаемся с тем, что оперируя понятием «спонсорство», журналисты, консультанты, фандрейзеры, чиновники, активисты некоммерческих организаций, экономисты и бухгалтеры, подразумевают под этим благотворительность и меценатство. И наоборот.

Закон Российской Федерации «О рекламе» (1995 г.) трактует спонсорство как «осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсируемый вклад признается платой за рекламу…». К сожалению, эту редакцию определения нельзя назвать удачной. Закон фактически относит спонсора к рекламодателям, а информацию о нем - к рекламе. Что касается конечной «инвективы» статьи: «Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого», то вряд ли на этих условиях состоялась бы вообще история спонсорства в современной России. А она тем не менее есть -- хоть и недолгая, но интересная.

Культура и искусство - одно из наиболее значимых направлений в спонсорской деятельности. Для спонсоров чрезвычайно привлекательно из-за огромной зрительской аудитории, и из-за системы финансирования, объединяющей как государственные источники, так и множество других.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты