Проблемы и перспективы социальной работы с молодыми семьями в сельской местности

Проблемы и перспективы социальной работы с молодыми семьями в сельской местности

84

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Проблемы и перспективы социальной работы с молодыми семьями в сельской местности

2010

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. современные социальные проблемы молодых Семей проживающих в сельской местности
    • 1.1 Понятие семьи и ее функции
    • 1.2 Состояние современной семьи
    • 1.3 Социальные проблемы молодых семей, проживающих в сельской местности
  • Глава 2. Социальная работа с семьей
    • 2.1 Социально - психологический подход к исследованию семьи
    • 2.2 Организация социальной защиты семьи в России
    • 2.3 Социологические методы исследования изучения молодых семей проживающих в сельской местности
  • ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ СЕЛА ВОРОНОВКА
    • 3.1 Общая характеристика с. Вороновка Шегарского района Томской области
    • 3.2 Анализ социальных проблем молодых семей проживающих в селе Вороновка
  • Заключение
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение

Актуальность темы исследования определена, что проблема становления, устойчивости семьи - одна из основных проблем современного общества. Семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства, а также постоянно растущей актуальностью социального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически все исследователи проблемы. Следует отметить, что поддержка, забота о семье является важнейшим направлением социальной политики как Российской Федерации, так и региональной социальной политики Томской области. Актуализация проблем семьи приводит к разработке и внедрению комплексных программ, направленных на социальную, психологическую, медицинскую поддержку семей. Одна из проблем при разработке таких программ возникает в связи с отсутствием единой психологической концепции, единого теоретического подхода к семье и происходящих в ней процессов, механизмов, обеспечивающих ее стабильность и устойчивость.

Семья есть важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. «Семья - ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно - это место самых горячих связей; духовно - это место совершенного идеализма…», т.е. благодати, бескорыстия, - заметил русский философ В.В.Розанов, считавший семейный вопрос наиважнейшим в общественной жизни.

Характер такого сложного человеческого и социального явления как семья определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно- экономическими, историческими, национальными и другими условиями. Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. В настоящее время изменения социокультурных условий резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, которые нередко определяются как «ценностный кризис семьи».

Общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения - это и здоровье нации в целом. Именно в семье формируются основы личности гражданина, его ценностные установки и ориентации, содержание которых отвечает потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества. Семья еще до недавнего времени служила организующим началом в выполнении индивидом собственно основных семейных функций, являлась источником овладения человеком некоторых трудовых навыков и умений, что гарантировало успешную адаптацию в социуме.

Цель дипломной работы исследовать социальные проблемы молодых семей в сельской местности и перспективы социальной работы с ними на примере села Вороновка.

Гипотезой исследования является предположение о том, что большинству молодых семей, проживающих в сельской местности, необходима социальная помощь для решения социальных проблем.

Таким образом, объектом нашего исследования является молодая семья, проживающая в сельской местности

Предметом исследования являются социальные проблемы, с которыми сталкивается молодая семья в сельской местности.

Степень разработанности проблемы. Семья с древнейших времен являлась предметом пристального внимания философов, историков, демографов, социологов и др. Семья и семейные отношения в исследовательских работах рассматриваются по нескольким векторам.

Исторический путь развития форм брачно-семейных отношений как структуры, воспроизводящей человека как биологическую особь. Список наиболее значимых работ в этой области открывается работами И. Бахофена "Материнское право" (1861г.), Л.Моргана, Д.Мак-Леннана, Ф.Энгельса, Э.Вестермарка. Среди отечественных исследователей необходимо назвать в первую очередь Ю.И. Семенова, Л.А. Файнберга.

Среди современных исследований института семьи особо хотелось бы выделить работы А. Антонова и В. Медкова, которые уделяют в свои работах пристальное внимание социологии семьи. Среди отечественных авторов можно так же выделить работы И. С. Григорьева, Р. С. Немова, Р. В. Овчаровой, Л. С. Выготского,и других авторов.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов дипломного исследования заключается в анализе и теоретической разработке молодых семей, проживающих в сельской местности. Показана необходимость рассмотрения и изучения социально - экономических проблем молодых семей, проживающих в сельской местности.

Практическая значимость данной работы заключается в разработке инструментария (анкеты) позволяющего изучать социальные проблемы молодых семей, проживающих в сельской местности.

Глава 1 современные социальные проблемы молодых Семей проживающих в сельской местности

1.1. Понятие семьи и ее функции

Семья - одна из первых исторических форм социальной общности людей и социальных отношений, элемент структуры общества, его "ячейка". Сложность научного определения семьи как социального образования обусловлена ее многотысячелетней историей, недостаточной научной исследованностью человеческих сообществ и этапов их развития в разных уголках нашей планеты, многочисленными научными походами в ее изучении. Семья как древнейшая человеческая система имеет исторически определенную и изменяющуюся форму отношений между супругами, между родителями и детьми, родственниками. Общей макротеории семьи в строгом ее понимании не существует именно в силу чрезвычайной сложности и многогранности этого социального объекта. Существуют различные направления и подходы при ее анализе. Одними известными мыслителями и учеными семья рассматривалась с биологизаторских позиций (Платон, Аристотель, Кант, Фихте и др.), другими - с эволюционистских (Й. Бахофен, Дж. Мак-Леннан, Л. Морган, Ф. Энгельс, М. Ковалевский, С. Шпилевский, Л. Штернберг и др.). Среди самых известных подходов к изучению семьи: культурологический - К. Циммерман, М. Мид; структурально-функциональный - Э. Дюркгейм, У. Огборн, Т. Парсонс; интеракционистский - Ф. Ле-Пле, Э. Берджесс, Ч. Кули, Ф. Знанецкий, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Дж.Г. Мид и др.; конфликтологический - К. Маркс, Ф. Энгельс, Хартманн, Софилиос-Ротшильд и др.; институциональный и групповой - А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, Н.Г. Юркевич и др. Каждый из подходов имеет свои изъяны и ограничения. Проблема понимания семьи как целостного явления состоит в адекватности применяемых концепций и терминологии. Необходимо наличие таких концептуальных конструкций, которые способны зафиксировать характер и степень реализации общественных функций семьи на макроуровне в зависимости от внутригруппового взаимодействия членов семьи, которые одновременно стремятся удовлетворить и свои личные потребности (А.И. Антонов, В.М. Медков). Этому может соответствовать системный подход (Мацковский М.С., Антонов А.И., Медков В.М.) [8. c. 5]. Рассмотрение семьи как системы предполагает ее анализ на макро- и микроуровнях в пространственном и временном континууме. Однако это перспективная цель, чрезвычайно сложная и осуществимая лишь общими усилиями многих специалистов и ученых, для достижения которой необходимо решить очень многие методологические и методические задачи.

Родительство и родство - специфическая форма отношений, присущая семье, и имеющая как биологическую, так и социальную основу. Связь, возникающая в результате рождения нового человека, имеет биологическую природу и является естественной. Но если биолого-генетические связи между людьми существуют независимо от того, знают о них люди или не знают, то социально-родственные связи существуют только потому, что проходят через сознание людей [Ю.И. Семенов 10, c. 25]. Таким образом, наличие прав и обязанностей между родственниками свидетельствует о социальном характере их связи, обусловленности ее социально-экономическими отношениями. Биологическое и социальное родительство, как отцовство, так и материнство, дублируется только в обществах с моногамным браком. В ранних обществах при групповом браке наблюдалось разделение биологического и социального материнства. Дети, родившиеся от разных женщин, но принадлежавшие одному роду, вскармливались и воспитывались всеми женщинами совместно, которые выступали в этом случае в качестве общественных матерей. Мать была естественной кормилицей. Социальные отношения по содержанию детей матерью были биологически обусловлены. И понятие о матери возникло как понятие о кормилице [Ю.И. Семенов 10, c. 25]. У. Риверс, исследовавший дуально-родовую организацию, пришел к выводу, что родство, которое исследуется этнографами, является социальным отношением, и его нельзя путать с биологическим родством. Понятие об отце также возникло как понятие о кормильце детей. Понятие "отец" совпадало с понятием "муж матери", но не как с ее сексуальным партнером, а с тем, кто поддерживал ее экономически. Биологическое отцовство, или так называемое породительство, обществом во внимание не принималось и поэтому не имело общественного значения [Ю.И. Семенов 10, c. 28]. По данным исследования П.А. Лавровского в 1869, во всех индоевропейских языках первоначальным смыслом слов, обозначающих отца, было не породитель, а кормилец. Общество не могло бы полноценно развиваться, если бы заботы о потомстве несли только женщины. Ю.И. Семенов [10, c. 30] указывает на то, что во многих современных обществах существует линейно-степенное родство, а, следовательно, и линии происхождения, которые связывают человека с обоими родителями и их родственниками. Биологическое отцовство стало выступать в качестве и социального лишь тогда, когда мужчина стал единственным кормильцем семьи. Это было связано с возникновением и распространением моногамного брака. Необходимость содержать потомство обусловила стремление мужчины знать наверняка, что он является биологическим отцом каждого ребенка, в отношении которого он должен нести социальную ответственность. Дети, рожденные вне брака, мужчинами не поддерживались.[7, c. 150]

Поскольку и супружество и родительство регулируются социально, получают государственную и общественную поддержку, Семья выступает как социальный институт. Как институированное общественное образование семья обладает всем комплексом социальных функций и ролей, для которых общество создает, охраняет и поддерживает этот институт. Как малая социально-психологическая группа семья предполагает непосредственность общения между своими членами, эмоциональность, немногочисленность, общность быта, взаимную моральную ответственность и взаимопомощь.

У специалистов, рассматривающих вопросы семьи и брака с разных позиций (юристов, демографов, экономистов, педагогов и т.д.), нет общего определения семьи. Но не только потому, что проявления семьи многолики и семейные отношения отличаются большой сложностью и многогранностью, но и потому, что существует множество критериев, которые можно положить в основание этого понятия (социальное предназначение, качество связей, структура, принцип организации и т.д.) Многие определения, даваемые специалистами, страдают односторонностью, т.к. учитывают лишь некоторые ее формы и стороны. Наиболее полными являются определения социологов, которые рассматривают семью в социальном контексте.[12.с155]

Семья - это социальный институт (по характеру общественного воздействия на брачно-семейные отношения) и в то же время обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной ответственностью, что детерминировано социальной потребностью в воспроизводстве человеческого рода, как физического, так и духовного обновления общества. Это одна из вариаций самого распространенного в отечественной литературе определения, авторами которого являются известные российские социологи А.Г. Харчев и М.С. Мацковский [8 c. 7].

Семья может быть основана на браке, близком (кровном) родстве и на факте усыновления (удочерения). Последнее основание является исключением из общего правила возникновения семьи на основе брака или близкого родства. Семья может включать в себя брачную пару, а может и не включать. Во второй половине XX столетия широкое распространение получили неполные семьи, возникшие в результате разводов и внебрачных рождений, и наличие супружеской пары перестало быть обязательным компонентом семьи. Отличие семьи от брака заключается не только в количестве субъектов отношений, но и в качестве этих отношений. Как социальная организация семья отличается от брака тем, что эти отношения имеют многосторонний и разновекторный характер. Они направлены на удовлетворение разнообразных потребностей членов семьи, на выполнение многих социальных и индивидуальных функций. Семьей можно назвать и мужа с женой, если их отношения шире, чем брачные. Другими словами, при разделе понятий брака и семьи нельзя ограничиваться только количественными характеристиками, необходимо учитывать и качественное различие между ними. [12. c. 45]

Как социально-правовой институт семья охраняется законом. Правовое регулирование брачно-семейных отношений важно как для граждан, так и для государства. Граждане получают защиту от государства в случае нарушения своих прав (например, истребование через суд матерью алиментов на детей от расторгнутого брака с отца, уклоняющегося от выполнения своей обязанности материально обеспечивать детей). Государство же при помощи юридических норм устанавливает права и обязанности лиц, выполняющих ответственные общественные функции (прежде всего рождение и воспитание детей), тем самым, осуществляя контроль в области брака и семьи.

По форме различают нуклеарные и расширенные семьи. Под нуклеарной понимается семья, состоящая из ядра - двух поколений: родителей и детей. Расширенной называют многопоколенную семью, имеющую в своем составе кроме супружеской пары и их детей и других родственников. Социальная сущность семьи определяется двумя основными функциями, которые она выполняет в обществе: репродуктивной и первичной социализации нового поколения, осуществляющейся в самой интимной форме с самого рождения человека. Семья является единственной группой, которая увеличивается благодаря рождению детей, а не в связи с приемом новых членов (усыновление - исключение). Социальное предназначение семьи связано с тем, что она поддерживает биологическую непрерывность общества путем осуществления родительских стремлений; обеспечивает удовлетворение первичных, биологических потребностей своих членов в пище, тепле, целостности тела и организма и др., необходимых и для их социальной деятельности; а также вторичных, социальных - удовлетворяет эмоциональные потребности своих членов и поддерживает их эмоционально-психологическую стабильность; передает культурное наследие новому поколению и формирует у него нормы совместной жизни в обществе; осуществляет первичный социальный контроль за поведением своих членов; предопределяет социальное положение детей. Все это свидетельствует о необходимости существования семьи для нормального функционирования общества. В соответствии с потребностями, которые удовлетворяются в семье, выделяют ее функции: репродуктивную, социализации, экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреационную, эмоциональную, коммуникационную, сексуальную, первичного социального контроля и др. Можно утверждать, что ценность семьи, как некоей общности людей, является непреходящей. Требования к семье в разные времена выдвигаются разные, но потребность в ней сохраняется всегда. Как утверждал в незапамятные времена апостол Павел, лишь редкие люди способны вести самостоятельную жизнь. Подавляющее же большинство нуждается в опоре, которой выступают близкие люди. Природа наделила человека определенным набором психологических потребностей, которые в наибольшей мере реализуются только в семье. Семья призвана предотвращать дезинтеграцию личности, является амортизатором между обществом и индивидуумом. В семье существуют три основных вида отношений: супружество, родительство, родство. Члены семьи обычно живут под одной крышей и ведут общее совместное хозяйство. Отношения между членами семьи определяются их чувствами друг к другу, семейными ролями, традициями, нормами права и религии [5, c. 41].

Семья и общество взаимосвязаны. Эволюция семьи как социального института обусловлена развитием общества, спецификой социально-экономических и социально-политических процессов. При этом брачно-семейные отношения обладают относительной самостоятельностью, так как помимо объективных, внешних факторов на семью влияет ряд других обстоятельств, в частности, нравственно-психологические характеристики индивидов. В связи с тем, что у многих людей семья сегодня ассоциируется прежде всего с общностью близких людей, нравственно-психологическая и эмоциональная стороны семейной жизни приобретают все большую значимость. При этом семья может восприниматься индивидами в двух значениях. Во-первых, когда двое или более человек создали для себя теплую интимную среду обитания, которую они рассматривают как семейную группу. Это окружение, с которым они обычно разделяют общее жизненное пространство, обязанности, выполняя разнообразные роли и функции. Семья в данном случае связана с понятиями тепла и близости по принципу "здесь и теперь". В другом значении семья воспринимается как группа родственников, связанных кровными узами по вертикали и по горизонтали, т.е. это родство поколений и совокупность всех родственников - как живых, так и мертвых. Наличие такой семьи, осознание своей причастности к ней крайне важно для человека в психологическом плане, независимо от того, поддерживает он с ней близкие отношения или нет. Важность этого связана с необходимостью знать свои корни, свое происхождение, ощущать свою причастность к будущему. Такая трактовка семьи поглощает и нормативную, традиционную модель (брачные, родительские и родственные связи), и отклонения от нее, например, неполные, бинуклеарные, бикарьерные семьи. В современных обществах выполнение важнейших функций традиционной семьи - деторождение и воспитание подрастающего поколения - могут переходить к другим формам семьи [10, c. 25].

С 1970-х в европейских индустриальных и постиндустриальных странах растет число людей, которые в состоянии на базе высокопроизводительной экономики и высокоразвитого рынка услуг и товаров обеспечить воспроизводство населения без вступления в брак и создания семьи в ее обычном понимании. Это еще одно свидетельство того, что на протяжении истории семейные формы видоизменяются. Семейная форма, подходящая одному поколению, может не подходить другому. Переход от одной семейной структуры к другой связан с приведением ее в соответствие с новыми социальными обстоятельствами и нуждами членов семьи и данного общества, поэтому появление новых семейных форм и их разнообразие не означает патологии. Более того, застывшая форма и стабильность семьи как критерии ее оценки весьма сомнительны, так как постоянное движение и изменчивость более присущи семье как живому организму, чем устойчивость и неподвижность. Все процессы, происходящие в обществе, воздействуют на семью и ее структуру. Сегодня семья больше, чем раньше, подчиняется требованиям общественного производства. Заботясь об индивиде, его личностном потенциале, она находится под прессом требований рыночных отношений и должна считаться с ними. Будучи общественным институтом, семья должна создавать и формировать индивидов, которые соответствуют существующим общественным ожиданиям и в состоянии активно участвовать в общественной жизни. Кроме этого, в свете новых походов к осмыслению развития человеческого потенциала (феминистского, гендерного и др.) актуализируется и новое представление о мужчинах и женщинах, их предназначении в семье и обществе, т.е. семья должна быть той средой, которая помогает мальчикам и девочкам, женщинам и мужчинам полнее самореализоваться, стать совершеннее и через них сделать общество более гармоничным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты