Природа и модели международной безопасности
p align="left">Национальные цели - это основополагающие ориентиры в деятельности государства, общества и отдельных личностей по реализации и защите национальных интересов, они определяют приоритеты внутренней и внешней политики государства.

Однако использование понятий цель и средства ее достижения, возникает проблема неоднозначности, затрудняющая оперирования ими в политологии, поскольку средства сами могут быть целями, а цели могут стать средствами. Например, если использовать категорию силы в качестве меры измерения национальных интересов, то сила из средства превращается в цель внешней политики, и становится неясным, является ли сила целью или инструментом политики.

Современные угрозы безопасности для нации носят комплексный характер, зачастую их трудно разделить на внутренние и внешние, экономические и политические, и т.д. Многие процессы, развертывающиеся в различных регионах мира, влияют на состояние данного государства, возможности развития общества и каждого его члена, на определение и формулирование национальных целей.

Система мер по достижению целей нации, защите ее интересов и отражению угроз в сочетании с их ресурсным обеспечением составляют стратегию обеспечения национальной безопасности. Мероприятия стратегии обеспечения национальной безопасности могут быть сведены в пять групп:

1. политические (от дипломатических нот до "психологической войны" и убийства неугодных политических деятелей),

2. военные (от "демонстрации флага" до применения ядерного оружия),

3. экономические (от отказа в поставках определенных видов технологий до полной экономической блокады),

4. социальные (от помощи бедным до расстрела забастовщиков),

5. экологические (от запрета производства фреонов до вывоза ядовитых отходов в другие страны).

Для всех мер по обеспечению безопасности свойственна большая взаимозависимость.

Между безопасностью и стабильностью существует прямая зависимость. Чем стабильнее система, тем выше уровень ее безопасности. Следовательно, стабильность выступает одним из показателей, характеризующих степень безопасности системы. Поэтому национальная безопасность во многом зависит от стабильности общества, от стабильности экономических, политических, социальных, военных и других отношений.

Система национальной безопасности должна обладать свойством предвидения, способностью своевременно принимать превентивные меры для предотвращения возникающих угроз. Кроме того, она должна быть сопряжена с глобальной и региональными системами безопасности, с системами безопасности других стран.

Методологически схема выработки концепции национальной безопасности предполагает несколько последовательных операций: определяются национальные интересы, затем реальные и потенциальные угрозы этим интересам, и только потом формулируется политика предотвращения или нейтрализации угроз, т.е. политика национальной безопасности.

Национальные интересы одной страны должны отвечать национальным интересам других государств. Это значит, что в процессе формулирования целей и поиска путей их достижения в политике национальной безопасности необходимо придерживаться:

1. признания за другими права определять, что именно отвечает их интересам,

2. сдержанности в утверждении собственных национальных интересов относительно интересов других,

3. отказа от попыток представить собственную трактовку национальных интересов в виде нормы,

4. готовности к восприятию альтернативных доктрин национальных интересов и политики национальной безопасности.

К сожалению, все названные требования, будучи весьма привлекательными с моральной точки зрения, настолько широки и размыты, что вряд ли могут служить основой для политологии национальной и международной безопасности.

Тем не менее, высшие интересы мирового сообщества, прежде всего выживание человеческой цивилизации, предполагают безусловную необходимость формирования системы международной безопасности.

Интересы нации определяют национальные цели, цель - это интерес, побуждающий действовать. Цель воплощается в категории "деятельность", которая в свою очередь описывается цепочкой терминов - "действие", "влияние", "взаимодействие", "объем отношений", "активность". Политика национальной безопасности - это сознательная деятельность, направленная на достижение целей в соответствии с национальными интересами.

Национальная безопасность - это категория политики, обозначающая способы, средства и формы обеспечения национальных интересов как внутри страны, так и в системе международных отношений.

Предпочтительность той или иной формы международной безопасности для каждой конкретной страны зависит от ее национальных интересов. Поскольку интересы разных держав чаще всего неодинаковы, то они оказываются источниками опасности, т.е. напряженности, конфликтов и войн на мировой арене.

Структура международных отношений и содержание системы международной безопасности взаимосвязаны: содержание системы международной безопасности определяет тот, кто доминирует в геостратегическом пространстве международных отношений.

Геостратегическая структура международных отношений определяется через категорию "центра силы". Центр силы - это субъект, имеющий возможность подчинить деятельность других субъектов или акторов международных отношений в соответствии с собственными национальными интересами. В зависимости от сферы распространения такого контроля центр силы может быть локальным, региональным или глобальным. Гегемония - это сила, направленная на подчинение всех акторов международной политики, на реализацию интересов гегемона.

Геоэкономическая структура мира определяется экономическим потенциалом государств, который принято оценивать через индикатор, равный отношению внутреннего национального продукта к внутреннему валовому продукту (ВНП/ВВП). Принято считать, что в геоэкономическом пространстве, глобальный или региональный полюс означает субъект, отличающийся от других субъектов превосходством своего экономического потенциала над экономическим потенциалом ближайшего к нему по потенциалу государства, как минимум, в 2 раза.

При всей переменчивости внутренней и внешней политики государств их экономический и военный рост можно с достаточной уверенностью прогнозировать на 10 - 15 лет вперед, поскольку на относительно длительных отрезках времени эти два направления развития тесно взаимосвязаны и вместе обусловливают внешнеполитическую роль отдельных стран и их союзов. Прогностическое исследование, которое велось в последние годы в Институте мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН), показывает, что в настоящий момент доля США в мировом ВВП составляет примерно 21%, Европейского союза - тоже 21%, Японии - около 8%, Китая - около 7%, Российской Федерации - 1.7%. По прогнозу на 2015 г. положение России в этой иерархии принципиально не изменится: предполагается, что США вместе с Канадой и Мексикой будут обладать примерно 19% мирового ВВП, Европейский союз - 16%, Китай обгонит Японию, его доля достигнет 10%, доля Японии - примерно 7%. Выйдут на авансцену новые группы государств, такие, как страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа, скорее всего, они будут иметь 7%, и известные азиатско-тихоокеанские "тигры" - Южная Корея и Тайвань, чья доля в совокупности может составить около 5%.

Максимум, на что может рассчитывать Российская Федерация, - это примерно 2% от мирового валового внутреннего продукта, причем при самых благоприятных, оптимистических прогнозах экономического развития, то есть если ежегодно экономический рост будет составлять в среднем 5 - 6%. Вместе со странами СНГ, при условии, что и там будет такой же экономический рост, можно рассчитывать на 2.5 - 3%.

Двух процентов недостаточно для того, чтобы претендовать на роль одного из центров силы в многополярном мире. И эти 2% непосредственно скажутся на внешнеполитической роли России, потому что, соответственно, около 2% составит и ее доля в общемировом торговом обороте, около 1% - в мировых капиталовложениях, до 10% - в международной торговле оружием. Эти экономические показатели свидетельствуют, что политическая роль России, поскольку она прямо связана с экономической мощью, будет не очень заметной.

Полюс превращается в центр силы при условии проведения активной и агрессивной внешней политики, нацеленной на подчинение других акторов своим внешним и внутренним интересам. Превращение полюса в центр силы предполагает превосходство внешнеполитического потенциала (ВПП) над ближайшим по силе конкурентом, как минимум, в четыре раза.

Внешнеполитический потенциал - это суммарный ресурс, затрачиваемый на внешнюю политику, он складывается из финансовых потоков, реализуемых через аппарат внешней политики. Хотя нередко трудно четко определить, что относится к внешней, а что к внутренней политике, тем не менее, существуют некоторые институты, которые однозначно встроены во внешнеполитический процесс. Это - министерства иностранных дел, министерства обороны, информационно-пропагандистские службы, пограничная охрана, внешнеэкономические организации, службы внешней безопасности или разведки и т.д.

Все составляющие внешнеполитического потенциала центра силы работают на реализацию всех аспектов национальных интересов, однако объемы ресурсов на каждом из основных направлений внешней политики определяют тип "центра силы": экономический, политический или военно-стратегический.

5. Международные организации

В обеспечении международной безопасности важную роль играют международные организации. В настоящее время насчитывается более 3 тыс. международных организаций. Россия, как правопреемница СССР, участвует в работе более 500 организаций.

В межправительственных международных организациях участвуют официально назначенные правительством представители и делегации государств-членов.

Неправительственные международные организации объединяют национальные группы, союзы, ассоциации и частных лиц.

Все организации должны иметь собственный устав, международный статус и быть открытыми. Классифицировать международные организации можно следующим образом.

1. Всемирные и региональные правительственные организации:

- Организация Oбъединенных наций (ООН);

- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;

- Совет Европы;

- Организация американских государств (ОАГ);

- Лига арабских государств (ЛАГ);

- Группа 77;

- Содружество независимых государств (СНГ) и др.

2. Всемирные и региональные неправительственные организации:

- Всемирный Совет мира;

- Всемирная Конфедерация труда;

- Европарламент;

- Группа тридцати;

- Международный Красный Крест;

- Международный олимпийский комитет (МОК);

- Международные спортивные объединения (ФИФА, ФИДЕ, ФАИ и др.);

- Международный союз студентов и др.

3. Военно-политические организации:

- Североатлантический пакт (НАТО);

- Азиатско-Тихоокеанский совет (АЗПАК);

- Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

4. Экономические и финансовые организации:

- Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, "Общий рынок");

- Международный валютный фонд (МВФ);

- Всемирная торговая организация (ВТО);

- Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

- Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);

- Парижский клуб и др.

5. Неправительственные группы и клубы:

- Бильдербергский клуб;

- Римский клуб;

- Пагуошское движение и др.

Рассмотрим наиболее крупные и влиятельные международные организации-субъекты международной политики.

Организация Объединенных Наций - создана 26 июня 1945 года государствами-победителями во второй мировой войне на учредительной конференции в Сан-Франциско.

Основные цели ООН:

- поддержание международного мира и безопасности;

- развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

- осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

- быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

В своей деятельности ООН руководствуется следующими принципами:

- суверенное равенство всех членов организации;

- добросовестное выполнение принятых на себя добровольных обязанностей согласно Уставу;

- решение всех споров только мирными средствами;

- воздержание всех членов ООН от угрозы силой или ее применения;

- всемерная помощь и содействие в действиях Организации и неоказание помощи и поддержки государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

- невмешательство во внутренние дела любого государства.

Членом ОНН может быть любое государство, признающее и выполняющее Устав организации. К концу 90-х годов членами ООН являлись более 200 государств.

Основными органами ООН являются:

- Генеральная Ассамблея. Состоит из всех членов организации, причем каждое государство имеет не более 5 представителей. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно на свои сессии.

- Совет Безопасности (СБ). Состоит (по Уставу) из 15 членов, причем Китай, Франция, Россия, Англия и США являются его постоянными членами с правом "вето". Остальные страны-участницы избираются на 2 года.

В настоящее время идет процесс расширения как постоянных, так и непостоянных членов СБ.

1. Экономический и социальный совет. Избирается Генеральной Ассамблеей на три года и состоит из 54 членов ООН. Совет исследует экономические и социальные проблемы, вырабатывает рекомендации и предложения по этим проблемам для Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.

2. Совет по опеке. Призван изучать и представлять Совету Безопасности предложения и информацию о положении на территориях, народы которых не достигли еще полного самоуправления.

3. Международный суд. Состоит из коллегии независимых судей (15 членов), в составе которой не может быть двух граждан одного и того же государства. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и СБ сроком на 9 лет. Сторонами по делам, разбираемым судом, могут быть только государства.

4. Секретариат. Состоит из Генерального Секретаря (с 1997 г. - Кофи Атта Аннан, уроженец Ганы) и необходимого персонала. Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом ООН.

Структуру ООН составляют также 16 специализированных учреждений и многочисленные вспомогательные органы, комитеты и комиссии. Наиболее важными и известными являются:

- организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

- организация ООН по промышленному развитию;

- экономические комиссии: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА);

- конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.

ООН имеет вооруженные силы ("голубые каски") - многонациональные воинские формирования, создаваемые по решению Совета Безопасности ООН и выполняющие задачи по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Движение неприсоединения - крупнейшее межгосударственное политическое объединение развивающихся стран. Возникло на рубеже 50-60-х годов. Входят более 100 стран, не участвующих в военно-политических группировках. Активно поддерживалось СССР, как орган борьбы с империализмом и неоколониализмом. С начала 90-х годов активная деятельность движения стала снижаться.

Европейское экономическое сообщество - образовано в 1957 годы с целью создания общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и постепенного сближения экономической политики стран-участниц. В ее состав входят Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия. К вступлению в ЕЭС стремятся бывшие социалистические страны Восточной Европы и некоторые бывшие республики СССР.

Основными органами ЕЭС являются:

- Европейский Совет сообществ;

- Совет министров ЕС;

- Комиссия ЕС;

- Европейский парламент;

- Суд ЕС;

- Экономический и социальный комитеты.

При ЕЭС аккредитовано около 150 стран-наблюдателей.

Европейский парламент, являясь консультативным органом ЕЭС, приобретает все большее влияние и самостоятельность.

Выборы в Европарламент являются всеобщими и прямыми в странах-участницах.

Парламент избирает президента, президиум, помощника президента. По результатам голосований образуются партийные фракции.

Основными направлениями деятельности Европарламента являются:

- участие в обсуждении бюджета ЕЭС с правом внесения изменений (до 30 % суммы) или отклонения бюджета в целом;

- рассмотрение отчетов Комиссии исполнительного органа ЕЭО;

- контроль деятельности Совета министров ЕЭС и др.

Организация Североатлантического договора (НАТО) - крупнейшая военно-политическая организация. Создана в 1949 году.

Органами управления НАТО являются:

- Сессия Совета НАТО - высший орган; проводится 2 раза в год на уровне министров иностранных дел.

- Постоянный Совет - функционирует между сессиями Совета.

- Международный Секретариат во главе с генеральным секретарем НАТО осуществляет текущую работу.

Военную организацию НАТО возглавляет сессия Комитета военного планирования, которому подчинены военный комитет и комитет ядерного планирования.

НАТО имеет 4 основных объединенных командования по географическому принципу:

- верховное командование объединенными вооруженными силами НАТО в Европе;

- верховное командование в Атлантике;

- верховное командование зоны пролива Ла-Манш;

- объединенное командование региональной группы стратегического планирования США-Канада.

6. Модели международной безопасности

Международная безопасность является отражением геостратегической структуры мира. Основной каркас данной структуры формируют наиболее мощные в экономическом и сильные в политическом отношении государства, что позволяет им навязывать остальному миру свои национальные интересы, превращая их в интересы международные. Существуют два способа добиться этого: или самому стать сильным, или присоединиться к сильным государствам.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты