Природа и модели международной безопасности
p align="left">Первые шаги политологии национальной безопасности практически совпадали с политологией государственной безопасности, но по мере развития она получила свое содержание принципиально отличное от теории государственной безопасности. Однако до сих пор нередко используют термин "национальная безопасность" в качестве синонима термина "государственная безопасность".

В России проблемами национальной безопасности стали заниматься лишь в начале 1990-х годов. До этого занимались исключительно проблемами государственной безопасности.

Практически единственным объектом государственной безопасности является само государство, интересы которого, как известно, не всегда совпадают с интересами общества и личности. Это несовпадение интересов не признавалось в концепции государственной безопасности Советского Союза, декларировалось полное совпадение интересов. Однобокость и следующая из нее деструктивность концепции государственной безопасности привели к необходимости обратиться к концепции национальной безопасности. Субъектами и объектами концепции национальной безопасности являются: личность с ее правами и свободой, общество с его материальными и духовными ценностями, государство с его конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью.

Службы национальной безопасности и службы государственной безопасности имеют свои непересекающиеся области компетенции и могут работать параллельно, усиливая друг друга.

Принципиальным отличием концепции национальной безопасности от государственной безопасности является изменение системы приоритетов на противоположную: главное - личность, затем общество, затем - государство. Термин "общество" в данном контексте принципиально включает в себя термин "гражданское общество" и термин "нация".

Концепция национальной безопасности работает тем эффективней, чем более развито конструктивное гражданское общество. Гражданское общество и государство - это созданные и создающиеся в процессе исторического развития человеческого общества системы реализации прав и свобод граждан.

Правовая форма взаимоотношений людей - это отношения, регулируемые по равной норме дозволений, запретов, воздаяний и т.д. Эта форма взаимоотношений людей включает в себя:

1) формальное равенство субъектов;

2) их формальную свободу, т.е. их формальную независимость друг от друга и вместе с тем подчинение единой равной мере права;

3) формальную справедливость в их взаимоотношениях, т.е. одинаково равную для всех меру и форму дозволений, запретов и т.д., исключающую чьи-либо привилегии.

Равная мера, свобода и справедливость - это триединство, составляющее сущность права, оно не относится к сфере морали, нравственности, религии и т.д. Неправовые сферы носят ограниченный характер, поскольку в силу множественности различных моральных, нравственных, религиозных форм и представлений о должном, отсутствия всеобщепринятой морали, религии и т.д., лишены присущей лишь праву абстрактно-всеобщей формы. Только право является всеобщей, необходимой и единственной формой бытия и выражения равенства, свободы и справедливости в социальной жизни людей. Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба и единой меры - это идеология элитарных привилегий, а "равенство" без свободы - идеология рабов и угнетенных масс. В социальной сфере равенство - это всегда правовое равенство [Нерсесянц В. С., 2001].

Гражданское общество и государство - два сопряженных понятия, первое является лабораторией политических проектов и их локомотивом, а второе - своеобразным якорем, консервативной структурой, которая не позволяет обществу бросаться в авантюры, в которых оно неминуемо бы погибло, если б не было сдерживающей консервативной силы государства.

Гражданское общество - совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих в правовом поле государства независимо от политической власти, но способных на нее конструктивно воздействовать. Гражданское общество -это интеллектуальный партнер государства ирезервная команда государственного управления.

Государство и конструктивное гражданское общество находятся в отношениях дополнительности, они составляют систему двух полюсов, в политическом поле которых живет и развивается каждая личность и вся нация. Причем, государственный полюс образуется не только государством нации, но и другими государствами, а гражданский полюс - не только гражданским обществом нации, но гражданскими обществами других наций. Поле, образованное государственным полюсом и гражданским полюсом, может быть благоприятным, конструктивным для развития личности и нации, а может быть менее благоприятным, даже неблагоприятным, деструктивным. Личность и нация находятся в безопасности, если поле благоприятно для них, в этом случае национальная безопасность обеспечена. Если поле неблагоприятно, то национальная безопасность не обеспечена. Выявление и противодействие любым попыткам сделать благоприятное поле деструктивным является задачей службы национальной безопасности.

Система государственной безопасности и система национальной безопасности, имея противоположно ориентированные приоритеты, работают параллельно каждая в своей области компетенции, не подменяя и не мешая друг другу, а, наоборот, усиливая, если имеют единый высший координирующий их работу центр управления, возглавляемый политическим руководством государства. Система безопасности должна быть подотчетна политикам, а политики подотчетны народу через механизм выборов.

Система национальной безопасности сложная и многоуровневая, ее образует целый ряд подсистем, каждая из которых имеет свою собственную структуру, основой этой системы является личность, она является основным объектом и субъектом системы.

Теоретической целью политики национальной безопасности является создание наилучших возможных условий для свободного поиска, обретения и реализации смысла жизни каждым человеком, что является и оптимальным состоянием общества и государства. К сожалению, практические цели политики национальной безопасности еще далеки от теоретической, как в России, так и в США, и в большинстве государств. Ближе всех к реализации теоретической цели политики национальной безопасности Канада, Дания и Япония.

Мысль о том, что каждая личность обладает совершенным достоинством и абсолютной ценностью, и поэтому для нее неестественно быть средством осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага, очень древняя. Личность - это не средство достижения целей, поставленных обществом, государством, правительством, а сама цель. Но эта мысль с большим трудом воплощается в жизнь, даже будучи уже наконец зафиксированной в политологии национальной безопасности.

В политологии государственной безопасности личность рассматривается как средство для достижения целей, поставленных руководством государства.

Безопасность общества складывается как совокупная характеристика безопасности каждой личности.

Безопасность государства связана, прежде всего, с сохранением конституционного строя, обеспечением суверенитета и территориальной целостности. Но это следует рассматривать опять же через призму защиты личности. Государство со всеми его атрибутами, институтами и органами должно служить интересам каждого человека. Поэтому, если какие-то части и институты государства перестают служить интересам человека, то должен существовать конституционный механизм, позволяющий внести коррективы в государственное устройство.

Вместе с тем следует отметить, что система национальной безопасности должна включать соблюдение баланса интересов каждой личности, общества и государства и их взаимную ответственность за обеспечение безопасности. Сложность этой задачи связана, помимо прочего, с тем, что личность, общество и государство рассматриваются в политологии национальной безопасности и как объекты безопасности, и как субъекты ее обеспечения, но при этом нет пока ясности в специфике модусов их объектного и субъектного сосуществования.

Юная отечественная политология национальной безопасности еще пока только ищет свои пути развития, а в мировой политологии уже возникают новые, более перспективные концепции безопасности. В частности, ООН много внимания уделяет концепции "human security", которая еще более центрирована на личности, на создании для нее наилучших возможных условий для свободного поиска, обретения и реализации смысла жизни. У нас, к сожалению, еще даже нет общепризнанного перевода этого термина. Один из предложенных вариантов перевода термина "human security" - "личностная безопасность". Возможно, неплохим вариантом будет, по аналогии с общепринятым термином "преступление против человечности", переводить "human security" как "безопасность для человечности".

Анализом причин обращения политологов к понятию "human security" и рассмотрением возможностей его практического применения в политике внутренней безопасности, в исследовании внешнеполитического процесса, международных ситуаций и глобальной безопасности обязательно займемся в ближайших статьях, но пока вернемся к политологии национальной безопасности.

Национальная безопасность - это чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам как внутренними, так и внешними.

Национальная безопасность поддерживается на определенном уровне системой обеспечения национальной безопасности - организационной системой сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи национальной безопасности.

В России термин "национальная безопасность" был впервые официально использован в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" 1995 года, а его определение дано в первом Послании президента Российской Федерации Федеральному собранию "О национальной безопасности" 1996 года. В этом документе сказано: "Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства".

Действующая "Концепция национальной безопасности Российской Федерации", утвержденная в 2000 году, представляет собой систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней однозначно определено, что "под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации". Из этого определения следует, что нация России, или русская нация - это все граждане Российской Федерации, каким бы этносам они не принадлежали или какую бы этническую историю не имели. На этом определении русской нации зиждется единение Российской Федерации, из него исходят важнейшие принципы государственной политики, это определение русской нации - краеугольный камень государственного строительства.

Генезис нации и развитие государства взаимозависимы, эти процессы созидают надэтническую культуру и политическую жизнь нации, они порождают национальные ценности и интересы, которые, в свою очередь, определяют соответствующую концепцию национальной безопасности.

Решающую роль в формировании и обеспечении национальной безопасности играют национальные ценности, национальные интересы и национальные цели.

Национальные ценности сводят к трем основным блокам: процветанию народа, защите и обустройство территории проживания, сохранению и развитие национальной культуры.

Национальные интересы сводят к трем группам: жизненно важные интересы, важные интересы и просто интересы.

К первой группе относятся интересы, связанные с реализацией и защитой таких ценностей, утрата которых может привести к подрыву самих основ существования людей, общества и государства. В сфере жизненно важных интересов находятся суверенитет, государственная и территориальная целостность, конституционный строй, обороноспособность страны, нравственное и физическое здоровье нации.

Вторая группа связана с реализацией конституционных прав и свобод граждан, сохранением социально значимого достояния общества, преодолением и пресечением социальной, расовой, национальной и религиозной розни, организованной преступности и т.п.

К третьей группе относятся интересы, связанные с обеспечением благоприятных условий для развития общества, гражданского мира и согласия, реализацией принципов демократического общества и социальной справедливости, защитой окружающей среды, утверждением взаимовыгодного и добрососедского сотрудничества с зарубежными государствами и т.д.

Границы между группами интересов условны и подвижны. В зависимости от конкретных условий те или иные интересы могут приобретать статус жизненно важных и наоборот.

Следует заметить, что широта, размытость и нефункциональность понятия "национальные интересы" затрудняет оперирование им.

Непонятно, чьи интересы имеются в виду, как их определять и кем они должны определяться. Очевидно, что ответы на них невозможно дать, не рассматривая структуру общества, государство, классы, страты и конфликты между ними, при этом вероятность, что будет получен ответ действительно соответствующий такому единству как нация, равен нулю. Но в любом случае национальными интересами будут названы те интересы, которые определены в соответствии с представлениями людей находящихся во власти.

Именно на этапе формулирования национальных интересов существует наибольшая опасность "забыть" о том, что основным объектом и субъектом национальной безопасности является личность.

Проблема формулирования национальных интересов неразрывно связана с проблемой формирования смыслов. Власть принадлежит тем, кто формирует смыслы, которыми оперирует нация. Управление процессами формирования смыслов важнейшая задача политики национальной безопасности, в частности, таких ее разделов как информационная и коммуникативная безопасность.

Реализация так или иначе сформулированных национальных интересов зависит от того, кто их осуществляет, особенно на международной арене, только государство, или также международные корпорации и общественные организации.

Транснациональные и межнациональные компании и банки, равно как и другие значимые общественные факторы типа партий имеют свою внешнюю политику, иногда превосходящую по воздействию на международную среду, официальную политику государства, при этом их интересы скорее корпоративные и интернациональные, они могут и расходиться со сформулированными властной элитой национальными интересами тех стран, где эти организации располагаются.

Национальные интересы по своей сути субъективны, поскольку формулируются людьми. Это чрезвычайно важный момент, поскольку если считать, что властная элита может сформулировать действительные национальные интересы, то концепция национальной безопасности вырождается в неоправдавшую себя концепцию государственной безопасности. В том-то и дело, что субъектами национальной безопасности являются в первую очередь личность, потом общество, и только потом государство. Концепция национальной безопасности подразумевает развитое, влиятельное гражданское общество. Только при сильном гражданском обществе в демократическом государстве, реализующем либертарно-юридическую концепцию права и государства, личность, общество и государство не будут уподобляться лебедю, раку и щуке из известной басни Крылова. Если гражданское общество не развито, то совершенно непонятно, как сформулировать и реализовать именно национальную, а не государственную безопасность.

Если цели, отражающие так или иначе сформулированные национальные интересы, не достигаются, или их осуществление наносит явный ущерб интересам личности и нации, это означает, что формулировка национальных интересов не соответствуют интересам нации.

Реализация действительных интересов нации совершенствует нацию, реализация ложных интересов приводит к деградации или разрушению нации. Если ложно определить нынешние интересы России, то результат не заставит себя долго ждать.

Для того чтобы интересы нации реализовывались через внешнюю политику, требуется соответствующий аппарат, обычно включающий в себя министерства иностранных дел, обороны и т.д. Хотя формально каждый из этих институтов отвечает за одно направление внешней политики, на практике они часто дополняют друг друга, а иногда и мешают друг другу. Главная их функция - реализовывать политику, в том числе и политику безопасности, конечная цель которой заключается, как минимум, в защите фундаментальных интересов и ценностей, как максимум - в беспредельном расширении их объема. В свою очередь политика национальной безопасности дробится на множество политик безопасности в зависимости от их функциональной направленности и восприятия "угроз" нации: политика военной, экономической, технологической, экологической, информационной, культурной и прочей национальной безопасности.

Политика национальной безопасности может принимать разнообразные формы и использовать различные средства: экономические, дипломатические, военные и т.д. Все нации, проводя политику национальной безопасности, защищают свои интересы, разница заключается лишь в том, какими финансовыми ресурсами обеспечивается эта политика. Понятно, что ее финансирование определяется не только целями нации на международной арене, но и ее финансовыми возможностями, которые в свою очередь зависят от экономического потенциала страны. Например, если государство претендует на роль великой державы и при этом выделяет на внешнюю политику 1 млрд. дол., заранее можно сказать, что его попытки обречены на провал, ибо, как показывает практика великих держав, для завоевания подобного статуса необходимо как минимум в 50-60 раз больше. Но если государство тратит на внешнюю политику, допустим, 50 млрд. дол., а его экономический потенциал, определяемый через ВВП, составляет около 250 млрд., то оно начнет себя разорять, поскольку для поддержания внешнеполитических расходов на таком уровне требуется ВВП не ниже 1 трлн. дол. В Советском Союзе больше половины экономики работало на внешние цели, это стало одним из важнейших факторов развала государства.

Другими словами, все звенья цепочки: "международная безопасность" - "национальные интересы" - "национальная безопасность" - "внешнеполитический потенциал" - "экономический потенциал" - взаимоувязаны, что обязывает выполнять оптимальное соотношение между затратами на внешнюю и внутреннюю политику.

При несовпадении фундаментальных национальных интересов двух стран выигрывает та, которая тратит большие суммы на политику национальной безопасности или на внешнюю политику вообще и при этом не разоряется.

Для определения степени опасности национальным интересам употребляются три уровня опасности: угроза, вызов и риск. Каждый из уровней означает возможности какой-либо страны, группы лиц, природного или социального явления угрожать ("угроза"), противодействовать ("вызов") или каким-либо образом мешать ("риск") достижению целей национальной безопасности.

Понятия цель, интересы и угрозы являются основой разработки мер национальной безопасности. Так, угроза интересам выживания нации означает немедленное применение вооруженных сил, включая ядерный потенциал. Жизненно важные интересы могут защищаться политическими и экономическими средствами, но, скорее всего, использование военной силы неизбежно.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты