Особенности современных технологий социальной работы с осужденными в условиях исправительной колонии общего режима
p align="left">Лица, отбывшие уголовные наказания, пользуются правами, которые установлены для граждан Российской Федерации. В числе этих прав, подразделяемых на политические, личные и социально-экономические, особую важность после отбытия наказания в виде лишения свободы, приобретают право на труд, жилище, получение социальной помощи. Несмотря на чёткое конституционное закрепление этих, жизненно важных прав, в их осуществлении в условиях сложившейся экономической ситуации в стране (последствия спада производства, инфляции, безработицы) возникают существенные проблемы. Одной из основных задач ИУ подготавливающих осужденных к освобождению из мест лишения свободы, является психологическая подготовка освобождаемых, формирование у них установки на преодоление временных трудностей.

Впервые на законодательном уровне закреплено такое понятие исправления осужденных, как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Важно и то, что уголовно-исполнительный кодекс направлен, прежде всего, на исправление, отказавшись от непостижимой по существу задачи перевоспитания. Отдельной главой он закрепил правовое положение осужденных, урегулировал основы деятельности учреждений и органов, осуществляющих их исправление.

Принципы уголовно-исполнительного законодательства - это исходные руководящие положения, идеи, отражающие общую направленность и наиболее существенные черты политики государства в сфере исполнения наказаний. Следует согласиться с мнением А.Г. Ковалева [23.С.112], что исправительно-трудовые кодексы РСФСР 1924 г., 1933 г., и 1970 г. не содержали статей, определяющих принципы законодательства, регулирующие исполнение уголовных наказаний. Закрепление принципов в законодательстве - это результат развития пенитенциарной (исправительной) политики нашего государства, в которой отражены достижения отечественной пенитенциарной науки, а также зарубежный опыт в области правового регулирования исполнения наказаний. Поскольку право есть одна из форм выражения политики, следовательно, принципы уголовно-исполнительной политики, будучи выраженными, в нормах уголовно-исполнительного права, становятся и принципами уголовно-исполнительного права и законодательства, а именно:

а) отражают социально-экономические, нравственные и правовые закономерности развития общества, отношение государства к преступлению и наказанию, а также к международным нормам, определяющим стандарты обращения с осужденными;

б) в своей совокупности определяют идейное содержание и нравственный уровень законодательства;

в) обеспечивает внутреннюю согласованность и взаимосвязь институтов уголовно-исполнительного законодательства;

г) способствует правоприменительной деятельности при пробелах в настоящем Кодексе.

В отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства уголовно-исполнительное законодательство определяет цели исполнения наказания, к которым относятся исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.

Законодатель даёт определение понятия «исправление осужденных», в содержание которого входит формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.)

Большой акцент делается на нравственном воспитании, где высшими ценностями является человек, его права и свободы. Основным направлением деятельности уголовно-исполнительной системы считается: создание условий и порядка исполнения наказаний, обеспечивающих гуманное отношение к осужденным; права человека и его интересы; стимулирование правопослушного поведения осужденных; дифференцированный подход к различным категориям осужденных, предусматривающий в отношении лиц, придерживающихся противоправной линии поведения, максимальную изоляцию от основной массы отбывающих наказание и применение к ним ограничения различных льгот.

Для тех осужденных, которые являются правопослушными, должен быть предусмотрен широкий спектр льгот и созданы улучшенные условия содержания. К задачам уголовно-исполнительного законодательства настоящий кодекс относит регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных.

Режим - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий содержания. Режим создаёт условия для применения других средств исправления.

Воспитательная работа, как одно из основных средств достижения цели наказания - исправления осужденных, представляет собой комплексную систему форм и методов воздействия в зависимости от свойств личности осужденного.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством основными формами и методами воспитательной работы с осужденными являются нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание, способствующее их исправлению. Воспитательная работа с осужденными осуществляется дифференцированно, с учётом требований режима отбывания, наказания, на основе психолого-педагогических методов с учётом вида учреждения, исполняющего наказание, срока наказания и условий содержания. Поскольку воспитательная работа с осужденными основывается на психолого-педагогических методах воздействия, она лишена карательных элементов. Участие осужденных в мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Общественно полезный труд законодатель относит к одному из основных средств исправления осужденных. Привлечению осужденных к труду присуща воспитательная, экономическая, социальная и оздоровительная функции. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи учреждений и органов, исполняющих наказания - исправлению осужденных.

Администрацией исправительного учреждения и государственными органами управления образованием для лиц, содержащихся в воспитательных и исправительных учреждениях, создаются условия для получения основного общего и профессионального начального образования, а также для самообразования. Получение осужденными основного общего и среднего (полного) образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Профессиональная подготовка в общем, комплексе основных средств исправления осужденных занимает важное место. Она позволяет осужденным, не имеющим специальности, приобрести её, повысить квалификацию в связи с совершенствованием или изменением технологического процесса на производстве, получить новую специальность. Правовой основой организации профессиональной подготовки осужденных являются положения Конституции Российской Федерации о праве граждан на труд, выбор профессии (ст. 37).

В целях стимулирования приобретения осужденными специальности профессиональная подготовка и получение профессионального первоначального образования учитывается при определении степени их исправления. Профессиональная подготовка и профессиональное образование не содержат карательных элементов, но правила режима отбывания наказания должны обеспечить привлечение отдельных категорий осужденных к обучению.

Законодатель не случайно отнёс общественное воздействие к основным средствам исправления осужденных. Достижение главной цели исполнения наказания - исправления осужденных - является важной государственной задачей, а участие общественности в её решении - важным критерием эффективности преобразований в уголовно-исполнительном системе. Социологические исследования показали зависимость состояния правопорядка и законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, от участия общественных объединений в процессе исправления осужденных. Российскому обществу присущи традиции благотворительности по отношению к местам лишения свободы. Основными формами участия общественных объединений являются учебно-воспитательные советы, советы воспитателей, попечительские советы, родительские комитеты. Концепция реорганизации и реформирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России предусматривает дальнейшее развитие и укрепление связей между осужденными и общественными, религиозными и иными организациями. В процессе реформирования будут совершенствоваться и формы участия общественных объединений в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Средства исправления осужденных применяются с учётом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершённого преступления, личности осужденных и их поведения. Указанное положение отражает принципы дифференциации и индивидуализации наказания, которые регулируют объём применения правоограничений или поощрительных мер и мер исправительного воздействия с учётом следующих признаков: - вида наказания, т. е. в зависимости от того, какое наказание применено судом в отношении лица, совершившего общественно опасное деяние, какие основные средства исправления будут применены в полном объёме либо частично;

- характера совершённого преступления, т. е. направлено ли оно против интересов общества, государства в целом или против конкретного лица, является ли оно насильственным, корыстно - насильственным, либо корыстным;

степени общественной опасности совершённого преступления, исходя
из того, что в УК РФ деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления;

основными критериями при оценке личности осужденного являются его отношение к совершённому преступлению, преступная прошлая деятельность, отношение к мерам исправительного воздействия, поведение до и во время отбывания наказания.

Впервые в законодательстве Российской Федерации, регулирующем порядок и условия исполнения и отбывания наказания, вопросам правового положения осужденных посвящена самостоятельная глава. Тем самым в работах ряда ученых [16, 23, 26] подчёркивается возросшая значимость обеспечения законности исполнения наказания, прав и законных интересов. Одной из особенностей правового положения осужденных является то, что удельный вес законных интересов, как элементов, составляющих содержание статуса этих лиц, значительно выше, чем в статусе гражданина Российском Федерации. Объясняется это тем, что законодатель преднамеренно наделяет их не правами, а возможностями, которые, как правило, обусловлены предъявляемыми к осужденным требованиями хорошего поведения, добросовестного отношения к труду и т. д. То есть в отличие от прав, законным интересам осужденных не противостоят обязанности администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Вместе с тем, осужденные могут отстаивать их, опираясь при этом на закон.

Лица, отбывающие наказание, помимо гражданских прав, законных интересов и обязанностей, которые остаются у них, и после осуждения, наделяются специальными правами, и на них возлагаются специальные обязанности, которые определяются Уголовно-исполнительным кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Знание осужденными своих прав и обязанностей - залог успешной их адаптации к условиям отбывания наказания. В обязанности администрации ИУ входит знакомить осужденных с особенностями их правового положения, предоставлять информацию об условиях и порядке отбывания наказания, а также об их изменениях. Наличие у осужденных подробной информации, с одной стороны, ограничивает рамки правовых норм требований, предъявляемых к ним администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, а с другой стороны, позволяет осужденным осуществлять свои права и выполнять обязанности, не нарушая при этом предъявляемых к ним требований. Права осужденных названы основными, прежде всего потому, что нормативно закрепляют наиболее важные для человека и гражданина субъективные права и выступают в качестве одного из гарантов соблюдения принципа законности в процессе исполнения наказания.

Право на охрану здоровья относится к тем основополагающим или естественным правам человека, которые не могут быть ограничены в связи с исполнением наказания. Медико-санитарная и специализированная медицинская помощь осужденным оказывается как в специализированных медицинских учреждениях, предназначенных для данной категории лиц, так и в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счёт средств бюджетов всех уровней.

Уголовно-исполнительное законодательство отказалось от ограничения на право получения пенсий и иных социальных пособий осужденным к лишению свободы. Данная норма выражает конкретное проявление принципа социальной справедливости в нормотворчестве, результатом реализации которого стало восстановление конституционного права гражданина на социальное обеспечение.

Учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера к осужденным, больным алкоголизмом или наркоманией, а также страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемость. Принудительные меры медицинского характера можно подразделить на две группы: а) применяемые самостоятельно; б) виды принудительных мер медицинского характера, которые применяются наряду с наказанием в отношении лиц, совершивших преступления и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, а также совершивших преступления и признанных нуждающимися в лечении от алкоголизма и наркомании. В случае выявления алкоголизма или наркомании у осужденного в момент отбывания наказания, ему предлагается пройти курс специальной терапии в добровольном порядке.

Международно-правовые документы рекомендуют более активно вовлекать в процесс ресоциализации осужденных общественные объединения. Стандартные минимальные правила обращения с заключёнными подчёркивают, что «... общественные организации следует, поэтому привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведений в целях возвращения заключённых к жизни в обществе».

Подчёркивая значение участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, настоящим кодекс к основным средствам исправления осужденных относит и общественное воздействие. Содействие общественных объединений в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, как один из элементов реализации уголовно-исполнительной политики заключается в привлечении средств для оказания помощи в решении вопросов укрепления материальной базы учреждений, исполняющих наказания, социальной защиты осужденных, членов их семей, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц.

В отдельных регионах страны в последние годы практикой возрождены такие формы участия общественных объединений в деятельности исправительных колоний общего режима, как попечительские советы, которые нашли своё законодательное закрепление в настоящем кодексе. Уголовно-исполнительное законодательство называет и такие формы взаимодействия с ИУ как советы воспитателей отрядов. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации законодательно закрепил положение о том, что осужденные к лишению свободы, по общему правилу должны отбывать наказание в исправительных учреждениях, расположенных в пределах территории того субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Ранее, подавляющее большинство осужденных направлялось к месту отбывания наказания независимо от того, в каком регионе (области) они проживали или были осуждены. Разумеется, такой подход не способствовал достижению целей, поставленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством перед наказанием. Нередко близкие родственники являются единственной связью осужденного с внешним миром, выступают в качестве прочной основы его социальной реинтеграции в общество после отбытия наказания.

Изменение вида ИУ направлено на реализацию одновременно двух принципов уголовно-исполнительного законодательства: 1) дифференциации и индивидуализации исполнения наказания; 2) стимулирование правопослушного поведения осужденных. Названные выше принципы требуют изменения условий отбывания наказания в зависимости от поведения и отношения к труду осужденных. Изменение условий отбывания наказания влияет на правовой статус осужденных к лишению свободы путём уменьшения объема ограничения их прав и свобод или, наоборот, увеличения объёма правоограничений осужденных. Законодателем институт изменения условий отбывания наказания отнесён к мерам поощрения и мерам взыскания, применяемым к осужденным к лишению свободы. Наиболее значимые изменения правового статуса осужденных происходят в результате их перевода из одного вида исправительного учреждения в другое. В зависимости от поведения и отношения к труду осужденных предусматривается изменение вида исправительного учреждения. Изменение вида ИУ, предусматривающее улучшение условий отбывания наказания, осуществляется судом по трём основаниям:

- хорошее поведение осужденного;

- добросовестное отношение осужденного к труду, обучению;

- отбытие осужденным установленного законом срока наказания. Изменение вида ИУ, направленное на усиление правоограничений осужденных, предусматривается для лиц, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

1.2 Тюремное заключение как способ изоляции от общества

Тюрьма, как место реализации государственного принуждения за правонарушения (лишение свободы) возникло относительно недавно, а именно с распространением христианского взгляда на причины, обуславливающие поведение человека. Как подчеркивает М.Н. Гернет, особенностью государственного право применения (наказания) в дохристианскую эпоху было то, что объектом наказания был коллектив кровных родственников (род или община), предметом же наказания был отдельно взятый индивид этого коллектива. Объективной реальностью общества, т. е. полноправным субъектом правоотношения в языческую эпоху был именно коллектив, а не отдельный индивид. В силу кастового неравенства наказание применялось соответственно неодинаково в отношении представителей родов разных каст. Так, например, в Индии, античной Греции, Риме положение человека определялось его происхождением и принадлежностью к тому, или иному коллективу - родственному, соседскому, профессиональному, кастовому.

Другим следствием языческого миропонимания было отрицательное отношение к возможности исправления человека, а, следовательно, наказание преследовало цель возмездия, посредством чего осуществлялось восстановление справедливости с устрашением других «дурных людей» на будущее. Такое отношение к цели уголовного наказания обуславливало и выбор средств наказания. Тюрьмы в современном понимании не существовало - были места предварительного заключения, с целью обеспечить применения других видов наказания: казни, спектр средств которой был достаточно широк (от сравнительно безболезненных до причиняющих сильные страдания, калечащих видов наказания и т. д.). Отдельным видом наказания, который отражает особенности миропонимания в то время было изгнание из общины (города, рода), что в первобытную эпоху означало физическую смерть человека, а в период рабовладения смерть социальную, аналогично - продажа в рабство. Также существовали места изоляции политических противников. В древности тюрьмы устаивались для удержания преступников, пленных и неоплатных должников, как частных, так и государственных, а также для приведения в исполнение других видов наказания (членовредительные, смертная казнь). В средние века в широких размерах практиковалось заключение военнопленных, должников, политических преступников в монастырских стенах, в крепостях, в городских ратушах (Тауэр, темница при дворце доджей в Венеции, подземелье Нюрнбергской ратуши). С распространением христианства впервые распространяется точка зрения на человека, как обладающего индивидуальной волей, причем не запрограммированной на конкретный стиль поведения (добрый или злой). Новой особенностью человека становиться этическая пластичность, и зависимость поведения, прежде всего, от собственных побуждений и мотивов. Возможность реализации индивидуальной воли впервые становится ценностью, которой можно и лишиться. При этом пережитки языческого отношения к человеку (в форме широкого распространения телесных наказаний, публичности исполнения наказания, зависимости вида наказания от родовой принадлежности) в сфере правоприменительной практики были широко распространены и сохранялись до 18 века. Что касается субъекта наказания, тот до Нового времени власть чаще всего персонифицировалась в лице монарха (царя, короля, суверена, принцесса, фараона), соответственно и покушения на правовой порядок государства автоматически рассматривался как покушение на него самого.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты