Особенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребывания
p align="left">Критериями социализации, готовности к самостоятельной жизни можно выделить следующие:

1. Законченность школьного или профессионального образования: психолого-педагогическая поддержка старшеклассников, вступающих в самостоятельную жизнь после окончания школы-интерната, облегчит им социальную адаптацию, поможет быть принятыми в социуме.

Выделим основные направления психолого-педагогического и социального сопровождения выпускников: подготовка к итоговой аттестации (коррекция эмоционального состояния, совершенствование навыков самопрезентации, уверенного поведения); индивидуальное консультирование (помощь в решении личностных проблем, помощь в решении проблем взаимоотношений, коррекция выбора профессионального самоопределения); коммуникативные тренинги (обучение методам саморегуляции в стрессовых ситуациях, обучение техникам общения, обучение техникам релаксации, повышение самооценки); профилактика асоциальных форм поведения (совместное проведение классных часов, помощь в решении конфликтных ситуаций, просветительская деятельность); профориентация подростков с проблемами здоровья (личностное самопознание, совершенствование коммуникативных навыков, актуализация личностного самоопределения, помощь в выборе образовательного учреждения и профессии). Реализация этих условий в детском доме, школе-интернате возможна только при соблюдении важного педагогического принципа воспитания: разумные к человеку и как можно больше уважения к нему.

1. Основание собственной семьи.

Статистических данных по этому направлению нет.

2. Реальные жизненные цели.

Обучение в данном направлении не ведётся.

3. Социальная зрелость.

4. Социальная адаптированность (знания, умения и установки, необходимые для реализации себя в различных сферах деятельности, необходимой на данном возрастном этапе уровень образования).

5. Социальную автономность (умение творчески подходить к жизни - креативность, т.е. поведенческая автономия).

6. Социальная активность (мера согласованности самооценки и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды, мера приобщения на внешнее «надо», т.е. приобщение к должному).

Одна из важнейших задач психологической поддержки и сопровождения социального развития воспитанника учреждения для детей-сирот состоит в том, чтобы обеспечить как осознание ребенком своей потребности во взрослении, так и понимание им своих возможностей занять определенное место в социуме. Решение этой задачи невозможно без выбора тех внутренних психических средств, которые помогут ребенку достичь желания результата своего жизнестроительства. Этапы взросления как процесса социального самоопределения проявляются в формировании жизненных планов, имеющих соответственные возрасту и индивидуальным характеристикам ребенка особенности. Л.С. Выготский говорил, что ребенок развивается из перспективы будущего, из того образа «желаемого себя взрослого», который задается во многом групповыми, в основном родительскими, ожиданиями. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, лишен их помощи в построении образа будущего, его представления об ожидающей его взрослой жизни крайне расплывчаты. Вследствие этого крайне актуальна постановка задачи психологической поддержки ребенка в построении адекватной его потенциалу жизненной перспективы. В ходе взросления жизненная перспектива конкретизируется в понятии жизненного плана. Этот план в точном смысле этого слова возникает лишь тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему понадобятся [16].

Возможность достижения желаемого результата определяется не только ясным пониманием хода и условий реализации жизненного плана, но и психологической готовностью подростка к тому или иному действию. Характерные для личности способы решения социальных проблем, как и та система ценностей, с которой они соотносятся, формируются, прежде всего, в ходе практической деятельности ребенка и его общения с окружающими людьми.

Поведение людей любого возраста в новых для них проблемных ситуациях зависит от наличия опыта разрешения аналогичных ситуаций. Любая новая проблема сопоставляется с прошлым опытом, и чем более личным был этот опыт, тем сильнее его последующее влияние. Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более значима, чем та, о которой он только слышал или читал. Реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях. Таким образом, еще одной задачей психолога является предоставление ребенку-сироте опыта проживания личностно значимых для него ситуаций в специально спроектированных условиях (ролевые и деловые игры, тренинги) [5].

Важнейшим требованием к решению данной задачи является организация рефлексии по результатам полученного опыта и помощь в присвоении его (выявлении личностных смыслов).

Способы социализации на разных возрастных этапах представлены по-разному, и для поддержки процесса социального развития воспитанника психологу необходимо учитывать как общие возрастные особенности усвоения социального опыта, так и специфические характеристики, свойственные развитию с последствиями депривациями. Исследования показывают, что подростки-воспитанники и выпускники сиротских учреждений испытывают затруднения в осознания себя и своего места в мире, проявляют неуверенность в понимании собственного Я.

Эти затруднения могут приводить к различным последствиям: уходу от психологической интимности, избеганию тесных межличностных отношений; размыванию чувства времени, неспособности строить жизненные планы, страху перед взрослением и переменами; размыванию продуктивных, творческих способностей, неумению мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; формированию «негативной идентичности», отказу от самоопределения и выбору отрицательных образцов для подражания (Э. Эриксон) [10].

Наиболее слабым аспектом в общей характеристике социально-личностного развития выпускников сиротских учреждений является их недостаточная личностная готовность к процессам взаимодействия с людьми. Результаты исследования степени готовности воспитанников-сирот - учащихся старших классов интерната к самостоятельной жизни показали, что её низкий уровень вызван несформированность необходимых ценностей ориентаций, личностных качеств, знаний и навыков, обусловленной не только нарушениями психофизического и интеллектуального развития, но и отсутствием или недостаточностью соответствующей работы психолога образовательного учреждения. В качестве основных направлений работы психолога по коррекции нарушений личностного становления детей-сирот можно выделить следующие: развитие самооценки; развитие образа «Я» и образа окружающего мира; развитие установки и отношения к себе как полноценному человеку; создание пространства (как межличностного, так и профессионального) для реализации такой установки и отношения.
Очевидно, что деятельность психолога будет эффективна в том случае, когда она осуществляется во взаимодействии со всеми службами и направлениями работы образовательного учреждения [17].

Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников сиротского учреждения обеспечивается, если:

ь программа психолого-педагогической поддержки процесса социального развития разработана с учетом особенностей детей, развивавшихся в условиях детской депривации;

ь содержание программы ориентировано на подготовку молодых людей данной категории к самостоятельному решению основных жизненно важных проблем после выпуска;

ь условия учреждения позволяют реализовать эту программу.
Преодоление неготовности к самостоятельной жизни воспитанников сиротских учреждений требует психолого-педагогической работы в следующих направлениях:

1. становление жизненной перспективы

2. формирование положительного отношения к труду

3. обеспечение продуктивности социальных контактов

Оценка социальной зрелости личности воспитанника сиротского учреждения должна основываться на таких личностных свойствах, как эмоциональная устойчивость, общительность, высокий уровень самоконтроля при общении в коллективе, спокойствие, доверчивость. Решающее условие, позволяющее говорить о возможности успешного жизнеустройства выпускника школы-интерната, - чувство удовлетворённости своим положением, своей работой, взаимоотношениями с взрослыми и сверстниками. В основе критериев оценки готовности выпускников к самостоятельной жизни лежат:

1. адекватное профессиональное самоопределение

2. готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи

3. соответствие моральным нормам и требованиям общества

4. использование личного опыта в изменяющихся условиях.

В самостоятельной жизни выпускникам придется вступать в общественные отношения, что требует развития социальных умений и навыков личности - ответственности, умения делать выбор и работать в сотрудничестве. Необходимо разнообразить обстановку и формы социальной жизни. Поскольку речь идет о ребенке-сироте, воспитывающемся в школе-интернате, то именно здесь должна быть создана развивающая среда, максимально содействующая расширению и углублению его социализации в трех основных сферах: деятельности, общении, самопознании. Этому во многом будет способствовать активное участие детей-сирот в работе школьной детской организации при одном очень важном условии - совместной деятельности детей и взрослых, т.е. сотрудничестве. Необходимо предоставлять детям возможность предлагать свои варианты предстоящей деятельности, обустройства жизни и быта, оформления учебных помещений и школьного двора, и прийти им на помощь, не оставляя их одних в трудную минуту [16].

Таким образом, для социализации детей-сирот, формирования социальной компетенции выпускника, адекватной оценки себя и других в социуме педагогам и специалистам интернатного учреждения следует обратить внимание на развитие таких качеств личности, которые обеспечивают успешность именно в современной жизни: коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации; умение сделать осознанный и ответственный выбор; умение работать в группе, коллективе; универсальные навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха (умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач); способность к творческой деятельности, к продуцированию новых идей (умение решать проблемные ситуации при дефиците имеющихся средств, способов и знаний, проявляющееся в способности к обнаружению и постановке проблем; способности к генерированию большого числа идей; в гибкости и оригинальности способности действовать нестандартно, способности усовершенствовать объект, добавляя детали и др.). Именно эти аспекты следует усиливать в образовательном процессе, как в учебных занятиях, так и во внеурочное время, во внеклассной и внешкольной деятельности [13].

1.3 Особенности социализации воспитанников детского дома

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения [19].

Человек по-разному реагирует на перемены в социальных условиях, что зависит от характера и особенностей той среды, в которой он формировался и в которой существует в данное время. Причем адаптационные процессы идут постоянно.

Социум - это та среда, в которой человек и формирует, и, в меру своих сил и способностей, удовлетворяет свои потребности, приобретая индивидуальные, только одному ему присущие черты характера. Человек, естественно, не играет пассивной роли в своем социальном становлении: у него есть определенные задатки, он активен в освоении социального опыта. Это утверждение в полной мере относится и к детям [10].

Социализация воспитанников детского дома носит особенный характер.

Дети - сироты - это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних [19].

Дети, оставшиеся без попечения родителей - это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей. Эта категория делится на несколько групп: дети, брошенные в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребенка; дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам, т.е. дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье; беспризорные дети - это специфические дети, имеющие опыт жизни на улице [18].

Каждая из этих условных групп несет на себе свою особую печать родительской депривации.

В 80-90-х гг. XX в., был проведен целый ряд отечественных исследований, доказательно представивших отрицательные последствия институционального воспитания. В этих исследованиях делается акцент на то, что воспитание детей в условиях традиционной модели опеки и попечительства, которой является детский дом, основывается без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно содержит факторы, сдерживающие психическое

развитие. Авторы выделяют следующие негативные черты общественного воспитания:

1) неправильная организация общения взрослых с детьми, неадекватность тех его форм, которые доминируют в сиротских учреждениях:

- сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми;

- дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым;

- наличие сменяющих друг друга взрослых с несовпадающими программами поведения, высокая частота сменяемости этих взрослых;

- групповая, а не индивидуальная, направленность воспитательных воздействий, жесткая регламентация поведения ребенка, гиперопека в деятельности - пошаговое планирование и санкционирование поведения детей взрослыми;

- положительное отношение взрослого ребенок должен заслужить выполнением его требований, примерным поведением, хорошими отметками;

2) недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей;

3) недостатки программ воспитания и обучения, не компенсирующих дефекты развития, вызванные отсутствием семьи;

4) бедность конкретно-чувственного опыта детей, обусловленная чрезмерной суженностью окружающей их среды: малого числа и однообразия предметов, с которыми они действуют;

5) постоянное нахождение детей в условиях коллектива.

Зачастую атмосфера сиротских учреждений холодна, формальна, насыщена чувствами тревоги, страха и агрессии. Активность детей и возможность принимать решения, практически исключены. Личность подавляется. Деформация личности, происходящая на этом фоне, со временем закрепляется [14].

Как показывают исследования М.А. Калининой и М.Е. Проселковой, воспитанники детских домов в большинстве своем с трудом усваивают программу массовой школы, не проявляют активности в овладении профессиональными знаниями. Они плохо воспринимают общепринятые этические нормы поведения, неустойчивы к криминальным установкам среды и легко вовлекаются в правонарушения [25].

Нахождение ребенка в стационаре любого типа влечет за собой обеднение среды, что приводит к сенсорной депривации; уменьшение коммуникаций с окружающими - к социальной депривации; уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом - к эмоциональной депривации; жесткая формальная организация среды детского дома - к когнитивной депривации [23].

Во многих отечественных исследованиях высказывается идея формирования особого типа личности у ребенка детского дома. Авторы описывают формирование личности с недоразвитием внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения [11].

Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Так, вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности поведения - ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией - тенденция к излишне бурному реагированию, обиде [19].

Для детей из закрытых учреждений специфичен особый тип общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Ученые указывают на гипертрофированную потребность в общении с взрослыми. Зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность последнего и создает специфический тип общения с взрослым, который, в свою очередь, влияет на отношения со сверстниками. У таких детей наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта, что проявляется в агрессии, неумении признать свою вину, склонности переложить всю ответственность на окружающих [18].

Ограничение общения и деятельности детей - сирот преимущественно искусственной социальной средой детского дома приводит к тому, что у них не развиваются в должной мере навыки жизнедеятельности в обычной социальной среде сверстников и взрослых (недостаточно формируется инициативность) [7].

Дефицит адекватного общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям. Дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам и в процессе общения оказываются не способными устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими людьми [28].

Особая проблема в условиях детского дома связана с феноменом «мы». Здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «мы» - чувство, отражающее причастность именно к своей семье. В жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать других людей в своих целях. У них своя особая нормативность поведения: они часто живут по двойному стандарту - одни правила для своих, а совершенно другие для «чужих».

Таким детям присущ особый социальный статус «ничейности» - никто ими не интересуется, по существу они никому не нужны, что порождает состояние незащищенности, неуверенности в себе, в своем будущем. Официальные категорические нормативы, с одной стороны, положительны: дисциплина, организация жизнедеятельности, с другой - отрицательны: ограничивается возможность личностного выбора в поведении, удовлетворение потребности в самореализации. Отмечается дефицит общения воспитанников с взрослыми, минимум индивидуальных контактов. Все это затрудняет осознание своего «Я», своей уникальности, замедляет развитие эмоциональной сферы, познавательной деятельности [14].

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты