Особенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребывания
p align="left">Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих её саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающая система, как продукт самовоспитания [18].

Эти два подхода в определённой степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя приоритет чаще отдаётся первому (И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, А.В. Мудрик и др.).

Наблюдения показывают, что названные подходы имеют место и в педагогической практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспитания. Такая абсолютизация объясняет тем, что многими исследованиями и практиками не осознан двусторонний характер социализации.

Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает социальный опыт путём вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путём усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам [13, 23].

Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Тенденция автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта [5].

Обе названные тенденции социальной типизации и автономизации личности, объясняющие социализацию, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, самовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой - реализацию личностных задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъективности. Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких её процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающеё средой [19].

Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли.

Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности [28].

В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие её стадии:

Дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

1. ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребёнка до поступления его в школу

2. юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.; трудовая - охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека; послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности [17].

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения [28].

Социализацию можно представить как объединение четырёх составляющих, которые образуют социализацию в целом:

1. хаотичная социализация.

2. направляемая социализация, которая объективно влияет на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этносокультурных и возрастных групп.

3. относительно социально контролируемая социализация (воспитание) - планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека более или менее сознательное самоизменение человека, имеющего просоциальный или асоциальный, антисоциальный вектор (самосовершенствования, саморазрушения).

Таким образом, социализация - это процесс вхождения человека в общество через усвоение важных социальных качеств, как следствие формирования социального опыта. Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении, он активен в освоении своего социального опыта. По-этому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему.

1.2 Социализированность и критерии готовности к жизни

Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействий с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных средств и механизмов [7].

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависят самоизменение человека на протяжении его жизни и в целом его социализированность [11].

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (трудовая или профессиональная социализация), был компетентным членом общества (языковая социализация) и т.п. [14].

Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают специфический и неидентичный характер этих требований. Содержание же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

В рамках проблемы социализированности как результата социализации на каждом возрастном этапе особняком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контролируемой социализации [21].

Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично е связи с многообразием трактовок понятия «воспитание».

Все известные попытки охарактеризовать воспитанность с помощью эмпирических показателей вызывают те или иные возражения. Более или менее корректно это делается по отношению к таким аспектам воспитанности, как образованность, профессиональная подготовка, установки и ценностные ориентации в различных сферах жизнедеятельности и пр. Однако выявленный уровень образованности человека или его социальные установки, например, в сфере межэтнического взаимодействия, далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению [14].

С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психологи педагог Л. Колберг подчеркивал, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными [22].

В многочисленных исследованиях все больше внимания уделяется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем [15].

Социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами.

Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой изменения статуса больших групп населения, превращают их социализированность в неэффективную для новых условий. Переезд человека из страны в страну, из региона в регион, из села в город и наоборот также делает социализированность проблематичной.

Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с переходом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей [7, 18].

Таблица 1.1. Критерии и показатели социализированности

Критерии социализированности

Показатели социализированности

Ценностная ориентация

- присуща система устремлений личности и характер этой устремленности;

- сформировано представление об идеалах, смысле жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности;

Ценностная устойчивость

- существует наличие собственных взглядов и умение их аргументировать;

Ценностная гибкость

- умение изменять свои взгляды и вырабатывать новые;

Умение самостоятельно решать свои проблемы

- сможет самостоятельно решать свои проблемы;

- имеет представление о том, как можно самостоятельно решить свои проблемы;

Наличие устойчивого интереса к чему-либо и мере его реализации

- существует устойчивый интерес к чему-либо;

- имеет представление о мере его реализации;

Креативность

- присущ творческий подход к своим планам, делам, общению;

- нестандартное решение ситуации;

Адекватность самооценки

- присуща психологическая зрелость;

- адекватное восприятие себя и своих возможностей;

Ответственное отношение к себе, делу, группе, людям

- ответственно относиться к себе;

- ответственно относиться к делу;

- ответственно относиться к другим людям;

- качественное выполнение заданий;

- ЗОЖ как приоритет;

- помощь другим людям;

Умение понимать другого человека (взрослого и сверстника)

- умение идти на контакт;

- умение понимать сверстников;

- умение понимать взрослого;

- умение вести конструктивный разговор;

Умение сотрудничать в группе

- умение идти на контакт;

- восприятие других людей как реальных членов группы;

- умение прислушиваться к другим людям;

- умение соглашаться с мнением других людей;

Сформированность отношения к другому человеку как высшей ценности

- проявление доброты внимания, заботы, помощи, милосердия;

- умение помочь другому человеку;

- умение оказывать помощь своевременно;

- оказывать помощь безвозмездно;

Характер отношений с людьми

- умение доброжелательно относиться к людям;

- умение вести конструктивный разговор;

- общительность;

- оказание помощи другим людям, поддержки и заботы безвозмездно;

Наличие жизненных планов и представлений о способах их реализации

- наличие жизненных планов;

- представление о способах реализации своих жизненных планов;

- умение реализовывать эти планы;

Толерантность

- присуща терпимость к другим людям;

- отношение к человеку не зависимо от его пола, расы и социального положения;

- равноценное отношение ко всем людям;

Умение идти на компромисс и искать конценсунс

- умение идти на компромисс;

- умение искать конценсунс;

- умение уступать людям;

- умение соглашаться с другими людьми;

- умение жертвовать своими желаниями ради других людей;

Знание своих прав и обязанностей (учащегося, абитуриента, пациента, клиента сферы услуг)

- знание своих прав;

- знание своих обязанностей;

- умение применять знания на практике;

- имеет разносторонние знания;

Знание учреждений, обеспечивающих реализацию и защиту прав

- знание учреждений, обеспечивающих реализацию прав;

- знание учреждений, обеспечивающих защиту прав;

- умение обратится в данные учреждения;

Знание об источниках и умение искать в них необходимую информацию (общекультурную, об образовании, о работе, о товарах и услугах)

- знание источников информации;

- умение найти в них необходимую объективную информацию;

Наличие практических умений

- умение шить;

- умение моделировать;

- умение конструировать;

- владение разными инструментами;

Знание способов заработать на жизнь, умение написать заявление, составить резюме

- знание способов заработать на жизнь;

- умение написать заявление;

- знания о резюме;

- умение составить резюме;

Умение качественно и продуктивно выполнять бытовую (домашнюю)
работу

- знание о том, как выполнять домашнюю работу;

- умение пользоваться различными бытовыми приборами;

- умение выполнять бытовую работу;

- умение качественно выполнять домашнюю работу;

- умение продуктивно выполнять бытовую работу.

Каждый из предлагаемых критериев является качественным так как раскрывает динамику преобразования личностных характеристик воспитанника, характеризующих социализированность на том или ином этапе, а также указывают на те аспекты в деятельности детского дома по социализации, на которые следует обратить более пристальное внимание.

Почти каждый выдающийся педагог-теоретик также предлагал свой взгляд на то, что представляет собой воспитанный человек. Поскольку социальная педагогика рассматривает воспитание в контексте социализации и воспитанность как результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой и стихийной социализации, постольку весьма интересным представляется мнение К.Д. Ушинского. который писал, что воспитанность - это «образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, ' спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» [26].

Социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами [13].

Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой изменения статуса больших групп населения, превращают их социализированность в неэффективную для новых условий. Переезд человека из страны в страну, из региона в регион, из села в город и наоборот также делает социализированность проблематичной.

Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с переходом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей [23].

С точки зрения педагогики социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно, так как одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. Поэтому личностью индивид становится в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Так, Э. Эриксон отмечает, что социальное влияние не противоречит природе ребенка, его жизненным импульсам, он подчеркивает гармоничность психобиологических и социальных факторов в личностном развитии ребенка [17].

Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен в освоении своего социального опыта. Поэтому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему [21].

Современная образовательная практика в лучшем случае обеспечивает учащемуся усвоение знаний и умений, не уделяя внимания присвоению их ребенком. Если опыт не присвоен, он не может быть использован в реальных жизненных ситуациях. В этом случае можно говорить о том, что цель образования - подготовка к самостоятельной жизни - не достигнута. Для того чтобы найти личностные смыслы во всеобщем социальном опыте, ребенок-сирота нуждается в помощи. Такая помощь не может оказываться без участия психолога [24].

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты