Особенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребывания

Особенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребывания

Выпускная квалификационная работа

Особенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребывания

Тотьма 2010

Введение

Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения, и в особенности процесс социализации такой категории детей, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Это требует научного осмысления, необходимого учета новых условий в построении процесса общественного воспитания. В связи с этим проблема социализации детей детских домов становится одной из приоритетных в современных социально-педагогических исследованиях.

Социализация - это процесс усвоения человеком социального опыта и включение его в систему социальных отношений для дальнейшей трансляции социального опыта (Л.В. Мардахаев).

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Исследованием процесса социализации детей-сирот занимаются как зарубежные, так и отечественные педагоги и психологи. Процесс становления ребенка полноправным участником современных ему общественных отношений всегда находил свое отражение в педагогике, а также исследованиях по социальной психологии, социологии воспитания и социальной педагогике. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в разное время в работах Л.В. Мардахаева, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.И. Леонтьева, А.В. Мудрика и др. специалистов.

Современный этап развития нашего общества, происходящие изменения в мировом сообществе требуют расширения и углубления исследований процесса социализации подрастающего поколения, в том числе особой категории детей - детей-сирот, так как его изучение и осмысление необходимо для дальнейшей организации процессом передачи социального опыта, в детском доме.

Образовательное учреждение позволяет ребенку, оставшемуся без попечения родителей осознать уровень своей значимости в жизни, как много зависит от него самого, как в своей жизни и жизни окружающих людей.

В педагогической науке последних лет вопросам социализации, воспитания детей - сирот, их профессиональной ориентации посвящено значительное число исследований, однако большинство из них вопросы управления процессом социализации детей - сирот в условиях сельского детского дома не рассматривались.

Для детей-сирот, воспитывающихся вне семьи в отрыве от общества в условиях учреждений интернатного типа интернат - это школа, в которой учащиеся живут и находятся на частичном государственном обеспечении, где формирование системы социальных ценностей приобретает особое значение.

Однако ряд вопросов связанных с организацией деятельности интернатного учреждения по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей и роль в этом процессе специалиста по социальной работе достаточно значительна.

Особенностью социализации воспитанников детских домов является замещение одного из основных институтов социализации - семьи учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными у выпускников детского дома.

Значительная часть воспитанников детских домов подвержена возникновению негативных психических состояний, которые приводят к:

ь Негативному влиянию на их социализацию

ь Неадекватной самооценке

ь Несамостоятельности в суждениях и поведении

ь Низкой коммуникабельности

ь Преобладанию краткосрочных целей

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили тему исследования - «Особенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребывания».

Цель исследования - выявить особенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребывания.

Проблема исследования: как, организуется деятельность детского дома по усвоению социальных ценностей.

Объект исследования: процесс социализации воспитанников детского дома.

Предмет исследования: социализированность воспитанников детского дома с различным периодом пребывания.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по данной теме;

2. Рассмотреть особенности социализации воспитанников детского дома;

3. Сравнить уровень социализированности воспитанников детского дома вновь поступивших и долго пребывающих;

4. Разработать методические рекомендации для социального педагога по вовлечению воспитанников детского дома в процессе усвоения социального опыта.

Методы исследования:

I. Теоретические методы исследования: теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы; обобщение опыта деятельности социального педагога.

II. Эмпирические методы исследования: Методика для изучения социализированности личности воспитанника, разработана М.И. Рожковым.

Гипотеза исследования: воспитанники детского дома, вновь поступившие в детский дом, обладают более низким уровнем социализированности, чем воспитанники долее прибывающие.

Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается сущность понятия социализации; социализированность и критерии готовности к жизни; особенности социализации воспитанников детского дома. Вторая глава посвящена исследованию уровня социализированности воспитанников детского дома с различным периодом пребывания.

База практики: МОУ «Демьяновский детский дом» Бабушкинского района.

Практическая значимость заключается в использовании данной работы социальным педагогом, специалистами по социальной работе, студентами занимающимися данной проблемой.

1. Теоретический анализ процесса социализации воспитанников детского дома

1.1 Социализация, как социально-педагогическая категория

Социализация - самое широкое понятие, характеризующее процесс становления личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (идей, ценностей, норм), сколько выработку собственных ориентаций, своего стиля жизни, социального опыта.

В отечественной науке большой вклад в постановку и изучение проблем социализации внес И.С. Кон. В его работах представлены философские, социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические аспекты социализации. По мнению, И.С. Кона, «объем понятия «социализация» несколько шире, чем «воспитание». Воспитание подразумевает, прежде всего, систему целенаправленных воздействий, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества».

И.С. Кон определил ряд подходов в изучении социализации:

1. Объективный, определяющий какой тип человека стремится сформировать конкретное общество.

2. Субъективный, определяющий как сам человек проявляет свою активность в процессе социализации, как и насколько она удовлетворяется и стимулируется обществом.

3. Экологический, характеризующий объективные факторы и обстоятельства, влияющие на социализацию.

4. Процессуальный, показывающий какими путями и способами осуществляется социализация.

5. Институциональный, выявляющий какие институты и группы осуществляют социализацию человека [6].

Будем исходить из того. Что человек в процессе социализации проходит следующие этапы:

1. Младенчество (от рождения до 1 года);

2. Раннее детство (1-3 года);

3. Дошкольное детство (3-6 лет);

4. Младший школьный возраст (6-10 лет);

5. Младший подростковый возраст (10-12 лет);

6. Старший подростковый возраст (12-14 лет);

7. ранний юношеский возраст (15-17 лет);

8. юношеский возраст (18-23 года);

9. молодость (23-30 лет);

10. ранняя зрелость (30-40 лет);

11. поздняя зрелость (40-55 лет);

12. пожилой возраст (55-65 лет);

13. старость (65-70);

14. долгожительство (свыше 70 лет).

В социологии социализация - есть сложное научное понятие, подразумевающее процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит [27].

В социальной психологии социализация в специальном смысле слова является чрезвычайно важным для общества в целом и различных групп социальным процессом. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей [8].

Социализация личности является сложным процессом и происходит на трех уровнях:

1) воздействие на индивидa общества в целом, общество передает свои ценности, идеалы, установки через само общение - через его «социально организованную структуру»;

2) воздействие на личность в сфере массового общения через средства массовой информации;

3) воздействие на личность в недрах малых групп с контактным общением.

Одной из причин подобной многозначности термина является то, что понятие «социализация» толкуется различно в зависимости от теоретических ориентаций исследователей [12].

Так же с точки зрения социальной педагогики фактически социализация как явление обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию или интериоризацию индивида, что означает приспособление его к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам различных уровней жизнедеятельности общества, к социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «Я», обуславливаемое структурой каждой конкретной личности [26].

В процессе социализации решаются три группы задач: адаптации, автономизации и активизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектических единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Процесс социализации (включение ребёнка в систему социальных отношений), даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват целым рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребёнка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок из мира детства в мир взрослых, то она везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостками и развилками. Под трудностью социализации мы понимаем комплекс затруднений ребёнка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребёнку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребёнка к этим отношениям. Трудности овладения социальной ролью возникают чаще всего тогда, когда ребёнок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребёнка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб) [18].

Для характеристики процесса социализации важно рассмотреть соотношение понятий - развитие, социальное воспитание и социализация.

Развитие - это процесс реализации имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека. Это сложный процесс, происходящий под влиянием как внешних (среда, воспитание), так и внутренних (биологические, наследственные) факторов.

Социальное воспитание - это процесс формирования социально-значимых качеств [13].

Социализация - это двусторонний процесс, с одной стороны, человек воспринимает, усваивает социальный опыт (идеи, ценности, нормы отношений, стереотипы поведения и т.д.); с другой стороны воспроизводит определенным образом (просоциально, асоциально) в своем поведении, отношении к себе, другим людям [24].

Развитие, социальное воспитание и социализация взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Социализация - это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения [31].

Существуют различные подходы к характеристике стадий социализации:

1. Г.М. Андреева выделяет дотрудовую, трудовую и посттрудовую стадии.

2. Психолого-педагогическая возрастная периодизация (младенчество от 0-1, раннее детство от 1-3, дошкольный возраст от 3-6, младший школьный возраст 6-7 - 10-11, подростковый возраст 11-12 - 14-15, юность 15-16 - 21-23 и т.д.)

3. А.В. Петровский считает, что развитие личности может быть понято как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Прохождение макрофаз описывает жизненный путь человека: детство - адаптация, отрочество - индивидуализация, юность - интеграция. Эти же фазы можно разделить в рамках каждого возрастного периода, в различных сферах жизнедеятельности человека [26].

Агенты социализации - люди, оказывающие непосредственное влияние. Например, в раннем возрасте агентами являются родители, братья и сестры, бабушки, сверстники. Важно знать, кто влияет и как влияет (позитивно или негативно), какие агенты наиболее значимы в том или ином возрасте, ситуации.

К средствам социализации относятся: способы вскармливания младенца и ухода за ним, формируемые бытовые и гигиенические умения; стиль и содержание общения, методы воспитания в семье, школе; продукты материальной и духовной культуры; санкции (формальные и неформальные) [19].

К механизмам социализации относятся: социально-психологические и социально-педагогические. К социально-психологическим механизмам можно отнести:

1. Импритинг (запечатление) - фиксирование человеком на подсознательном уровне особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импритинг происходит преимущественно в младенческом возрасте.

2. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

3. Подражание - следование какому-либо примеру, образцу.

4. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой.

5. Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог между несколькими «Я» человека.

К социально-педагогическим механизмам можно отнести следующие:

1. Традиционный - в семье, усвоение норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны доя семьи и ближайшего окружения.

2. Институциональный - действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества (образовательные, досуговые). В них происходит накопление опыта социально-одобряемого поведения, а также приобретение опыта имитации такого поведения.

3. Стилизованный - действует в рамках субкультуры.

4. Межличностный механизм реализуется в общении человека субъективно значимыми людьми.

В структуру механизма социализации включают: субъектов социализации, движущие силы (деятельность, взаимодействие, проигрывание разных ролей: лидера, организатора, исполнителя, посредника), объектом социализации (получателей помощи), формы взаимодействия-средства социализации [12, 29]. Английский социальный психолог М. Аргайл выделяет следующие механизмы социализации: методы поощрения и наказания, мотивацию, потребности, которые А. Маслоу разделил на базисные и метопотребности (производные); приспособление; социальную активность; ролевое общение. Выделяют психологические, социально - психологические механизмы социализации, социально-педагогические механизмы: традиционный (стихийный), институционный, стилизованный, межличностный [16].

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизированный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет в сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизированный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма [29, 13].

Итак, социализация - процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [10].

Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, индивидуализация, персонализация. Одновременно они являются диалектически взаимосвязанными этапами социализации, которые проходит человек на протяжении всей жизни, взаимодействуя с окружающей средой. Социализация предполагает не только сознательное усвоение ребенком норм, ценностей, стереотипов, готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с культурой, адаптацию к социуму, но и формирование в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками собственного стиля жизни и субъективного социального опыта. В процессе социализации ребенок усваивает как положительный, так и отрицательный опыт.

В первом случае вероятность становления ребенка как субъекта развития более вероятна, во втором - отрицательный опыт (асоциальный, антисоциальный) превращает ребенка в жертву социализации, в управляемого объекта спонтанных и стихийных влияний [14].

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используются в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным [3].

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе, которого происходит её приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты