Ресоциализация - это комплекс государственно-правовых, организационно-практических мер по восстановлению утраченных или ослабленных в результате изоляции социальных связей, усвоение осужденными стандартов поведения и ценностных ориентации, подчинение правовым нормам поведения, оказание содействия в их трудовом и бытовом устройстве в период подготовки к освобождению и после отбывания уголовного наказания.
Ресоциализация включает в себя технологические аспекты профилактики, коррекции и восстановления.
Профилактика в системе ресоциализации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она ориентирована на среду, социальное окружение человека. Специальная профилактика помогает создать такой климат в обществе, который позволяет исключить или затруднить совершение преступлений. Общая профилактика направлена на формирование в общественном и индивидуальном сознании установки на неотвратимость наказания за совершенное преступление, формирование антикриминогенных мотивов поведения.
Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на личность осужденного, его поведение.
Под влиянием определенных стереотипов жизни у каждого человека образуется устойчивая система реагирования на факторы окружающей среды, складывается динамический стереотип. У преступника при длительном занятии преступной деятельностью также вырабатываются своеобразные привычки и навыки - то есть преступный стереотип. Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает систематически трудиться, теряет трудовые навыки, зато приобретает преступные. Прежде чем приспосабливать такого человека к жизни в нормальной социальной среде, необходимо разрушить его преступный стереотип и заменить трудовым [51, с.342].
Коррекция основана на присущей человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Реализация таких целей наказания, как кара, «карательный эффект», достигается требованиями режима и срока действия наказания и осуществляется изоляцией и принудительной регламентацией личностных проявлений осужденных, их жизни и быта. «Исправительный эффект» достигается путем ресоциализации личности, путем исправления и перевоспитания.
Восстановление в правах предполагает учет основных положений Конвенции ООН о правах человека: право на жизнь и выживание, достойное существование, образование, труд, обеспечение возможностей для благоприятного развития участия в жизни общества, защиту всех основных прав и свобод личности.
Подготовка к освобождению осужденных - важный участок деятельности исправительных учреждений. Исполняя наказание в виде лишения свободы, они осуществляют комплекс мероприятий, направленных на оказание содействия в решении освобождаемыми вопросов трудового и бытового устройства, подготовку к адаптации в условиях полной свободы, ресоциализация осужденных.
Основу ресоциализации осужденных готовящихся к освобождению из исправительных учреждений составили следующие аспекты:
Социальная ресоциализация связана с восстановлением бывших осужденных в статусе и дееспособности. В психологическом смысле это означает их восстановление как социальных субъектов. Основой социальной ресоциализации осужденных должно стать изменение к ним отношения окружающих на всех уровнях: макроуровне (общество в целом), мезоуровне (социальные институты, производственные коллективы, общественные организации), микроуровне (семья, родственники, малый круг общения).
В целом речь идет о гуманизации отношения общества к бывшим осужденным. Необходимо не только признание всеми членами общества неотвратимости наказания за преступление. Кара не должна продолжаться всю жизнь: она ограничена сроком наказания. Гуманное общество не мстит, оно проявляет сочувствие, сострадание, терпимость и лояльность. Такое общество не ограничивается признанием самого факта существования бывших преступников - «быть» (ты тоже человек, живи рядом), по и признанием их права «иметь» (ты такой же человек, живи вместе с нами). Общество, осознав идею, о человеке как высшей ценности, должно подтвердить свои благие намерения конкретными акциями: социальная поддержка, социальная зашита социальные гарантии, социальная справедливость [34, с.154].
Наше государство хорошо научилось наказывать за преступления, мстить за них. Ему еще предстоит научиться поддерживать оступившихся, ущербных, деградирующих, девиантных, давать им жизненный шанс и создавать условия для возвращения к себе-другому. Бывшие заключенные не должны быть изгоями общества, а тюрьма - единственным для них приютом.
Социальная ресоциализация осужденных должна иметь не только морально-психологическую, но и юридическую основу: Закон о социальной адаптации бывших осужденных; ответственность местных органов власти; правовые трап тип на сохранение жилья, на трудовое и бытовое устройство после освобождения.
Социально-психологическая ресоциализация не только связана с преодолением социальной дискриминации, репрессий семьи, производственных коллективов бывших осужденных, но и изменением их представлении о самом себе - Я-конценции, ценностных ориентации и социальных установок. Следствием таких личностных преобразовании могла бы стать работа по самоизменению.
Этот вид ресоциализации осуществляется в исправительных учреждениях и за их пределами. Он осуществляется заместителем начальника по воспитательной работе, старшим инспектором по трудовому и бытовому устройству, воспитателями и начальниками отрядов во взаимодействии с районными (городскими) органами внутренних дел, участковыми уполномоченными, отделами социальной защиты населения, общественными наблюдательными советами. Она может стать более целенаправленной и эффективной при наличии четкого государственного механизма постпенитенциарной опеки. Участвуя в этом виде работы, психолог может влиять психологическими средствами на семью осужденного, его родственников, гуманизировать в рамках режима отношения к заключенным со стороны сотрудников ИУ, обеспечивающих диалог с осужденными. Он может осуществлять психологическую подготовку осужденных к вероятным конфликтным ситуациям после выхода на свободу.
Ресоциализация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей человека после какого-либо нарушения средствами пенитенциарной педагогики. В результате создается определенное равновесие в психике и поведении человека, отвечающее нормам социального поведения, адекватное требованиям среды, в которой он живет. Оно достигается включением и интегрированием поведения индивида в условиях, соответствующих требованиям нормальной жизни. В этом плане ресоциализацию часто называют перевоспитанием [37, с.62].
Попадая в ИУ, почти каждый осужденный планирует для себя только окончание срока наказания. Перед воспитателями ИУ, психологами стоит гораздо более сложная задача: планирование нового человека, основанное на способности проектировать личность - видеть в каждом осужденном нового человека и добиваться, чтобы он сам стремился к перестройке собственной личности.
Факторами перевоспитания являются: личность воспитателя, воспитательно-профилактические методы, труд и его характер, личность осужденного с ею увлечениями, привязанностью к близким, стремлениями к образованию, получению профессии. Именно эти факторы приводят к реконструкции личности осужденного.
Психологическая ресоциализация может рассматриваться как психологическое сопровождение перестройки личности осужденного в процессе исполнения наказания. Она включает психопрофилактику, психокоррекцию, психологическую поддержку и психотерапию в кризисных и критических ситуациях и базируется на психологической диагностике. Результатом психологической ресоциализации осужденных, с одной стороны, являются осознание вины, покаяние, очищение, а с другой - выработка социального иммунитета, толерантности личности к асоциальным воздействиям. Подобные результаты возможны, если психологическая установка осужденного на новый образ жизни подкрепляется комплексом социальных условий для ее реализации. В противном случае мы часто получаем рецидивы преступного поведения.
Медицинская ресоциализация - система мер, предполагающая сохранение и восстановление здоровья человека на уровне, обеспечивающем его дееспособность. Она исходит из понимания сущности здоровья и отклонений в его состоянии. Здоровье - состояние человека, характеризующееся полным физическим, духовным и социальным благополучием, а не только отсутствием болезней. В этом смысле каждый заключенный нуждается в ресоциализации. Известно, что криминогенная среда обладает критической массой умственно отсталых в степени дебильности, асоциальных психопатов, невротиков, лиц с последствиями черепно-мозговых травм, деградировавших под влиянием алкоголизма, наркомании и многолетней тюремной жизни личностей. Многие из них нуждаются не только в психологическом сопровождении, но и психиатрическом лечении. Психопатология под влиянием психотравмирующих обстоятельств, связанных с лишением свободы и режимом, лимитирующих насущные потребности личности, приводит к декомпенсации и вызывает психопатологические расстройства и реактивные состояния.
Любые модели ресоциализации должны строится на основе комплексной диагностики. Этимиологическая диагностика может восстановить историю криминального поведения: какие факторы ( медико-биологические, социокультурные, психолого-педагогические) спровоцировали актуальное состояние: какая часть микросреды оказала наиболее пагубное воздействие на человека; является ли влияние перечисленных факторов многоплановым, многосторонним, интенсивным, длительным: на какой период жизни падают эти воздействия; как человек реагирует на позитивное, негативное или дезинтегрирующее влияние микросреды; какова его сопротивляемость. Симптоматическая диагностика определяет предмет работы по ресоциализации, ее содержание.
Исходя из комплексной диагностики исследуемого явления, можно предлагать самые различные специальные модели ресоциализации: «профилактика», «диагностика», «коррекция», «реабилитация», «развитие», «восстановление» или их комплекс. Сущностный характер названных моделей будет различным: психологическая, социальная, коррекционно-педагогическая, медицинская или комплексная (медико-психолого-социалыю-педагогическая), каждая модель требует реализации определенного содержания, форм и методов работы, включает круг заинтересованных и компетентных участников, предполагает соответствующие технологии и ориентирована на конкретные результаты.
Наиболее эффективной представляется комплексная модель ресоциализации осужденных, которую возможно реализовать в условиях межведомственного взаимодействия [41, с.52].
Служба исправительного учреждения, занимающаяся ресоциализацией осужденных - это весь коллектив и команда специалистов, взаимодействующих рамках функциональных обязанностей и профессиональной компетентности на основе общего подхода в рамках определенной содержательной модели и осуществляющих систему взаимосвязанных мер, направленных на подготовку осужденного к жизни на ободе, его реинтеграцию в общество [25, с.256].
Итак, ресоциализация осужденных в исправительных учреждениях имеет свою специфику и носит приоритетно социально-психологический характер. Ее содержание, формы и методы зависят от особенностей субъектов ресоциализации. Чаще всего в личности осужденного как в фокусе сконцентрированы проблемы биологического, социального к психолого-педагогического генеза, что предполагает комплексную помощь со стороны различных специалистов. Цели, общие задачи, принципы и характер помощи при этом являются универсальными для всех участников процесса ресоциализации [29, с.153].
2.3 Активизация жизненного пространства в перевоспитании и содержании осужденного в местах заключения
Наиболее распространены и востребованы в пенитенциарных учреждениях ряд технологий, в число которых, в частности, входят организационные, информационные и консультативные технологии.
Организационные технологии
С учетом того, что одна из наиболее острых проблем, переживаемых в условиях заключения, - это проблема отчуждения, отторжения близкими, наряду с режимными мероприятиями актуализируются меры, включающие в себя различные формы сотрудничества: между заключенными; заключенными и администрацией, сотрудниками; заключенными и их родственниками; заключенными и общественными, государственными органами и организациями. Цель такого сотрудничества - регулирование отношений между заключенными (освободившимися) и обществом, содействие их адаптации и ресоциализации в жизненном пространстве исправительного учреждения и обществе; предупреждение рецидивов преступления. Такое сотрудничество осуществляется в разных формах и требует профессиональной поддержки.
Организация групп заключенных
Коллективный характер деятельности усиливает воспитательное воздействие. Специально организованная общность заключенных для выполнения каких-либо задач может иметь разные направленности: образовательные, культурно - досуговые, трудовые, проблемные.
Действия социального работника
Оценка интересов и возможностей заключенных, организация групп самопомощи, групп родственников заключенных, групп содействия заключенным. Социальный работник устанавливает плодотворные и содержательные отношения с клиентом, осуществляет диагностику причин криминального поведения, содействует осознанию необходимости изменить поведение, особенно в связи с повседневными проблемами: быта, отношения с администрацией, другими заключенными.
Соблюдение порядка - одно из условий, поддерживающих позитивное положение заключенных, дающее различного рода льготы. Участие в работе по предупреждению нарушения порядка также стимулирует выгоды заключенных. Социальный работник оценивает возможности включения того или иного человека в секции дисциплин и порядка, которые организуются по инициативе администрации. Для заключенных, обеспечивающих соблюдение порядка, допускается свободный режим перемещения (патрулирование по территории колонии). Они получают дополнительные льготы (права на внеочередные свидания, отпуск, посылки) и возможность перевода на режим колония-поселение и условно-досрочное освобождение. Традиционно действующие секции часто включают в свой состав людей, имеющих образование, опыт профессиональной деятельности [19, с.25].
Информирование и консультирование заключенных
Ограждение от внешнего мира объективно сужает информационные каналы для заключенных. Возросшая по заключению потребность в правовой информации не удовлетворяется.
Информационно-консультативная работа в пенитенциарных учреждениях должна опираться на требование международного сообщества к социальной работе о незамедлительной организации воспитательного процесса, включая и процесс социокультурной ресоциализации.
Таким образом, выделяются следующие направления информационной работы в пенитенциарном учреждении:
1) о правах, которыми может пользоваться заключенный;
2) об особенностях и условиях нахождения в заключении (внутренний распорядок, социальные услуги);
3) о внешнем мире, в который заключенный должен вернуться.
Учитывая, что в отечественной практики особую актуальность приобретает подержание правового информирования и консультирования, требуется разработка мер по развитию этого направления с учетом зарубежного опыта и предложений по реформированию пенитенциарной системы в России.
Например, в Англии в первые часы заключения в тюрьму человек получает «Информационный пакет заключенного», состоящий из 15 брошюр, где изложены выдержки из тюремных правил и подробные разъяснения к ним [17, с. 84].
Консультанты службы социального обеспечения имеются в каждой тюрьме и в каждой колонии для малолетних правонарушителей. В их задачи входит:
1) помощь в разрешении ежедневных проблем заключенных;
2) налаживание контакта с внешним миром, с семьей;
3) подготовка заключенного к освобождению и адаптации в открытой среде;
4) подбор необходимой образовательной программы;
5) организация консультирования со специалистом по конкретной проблеме.
В России, в частности, заслуживают поддержки предложения правозащитных организаций о разработке нормативных актов, регулирующих порядок работы дежурного адвоката или защитников из состава правозащитных организаций в пенитенциарной системе; равно как и о действиях, предваряющих заключение [27, с.52].
Действия социального работника по информированию и консультированию:
1) помощь в оценке проблемы;
2) разъяснение последствий и различных альтернатив решения;
3) сообщение в доступной форме о новой информации, ранее не доступной заключенному (семье, организации) или способах ее получения;
4) обучение приемам, технологиям, необходимых заключенному для пребывания в тюрьме и по освобождении.
Индивидуальная реабилитация заключенных
Нахождение в пенитенциарном учреждении требует реалистичной оценки положения и неизбежной ограниченности в действиях, включения в субкультуры тюремной жизни. Важное место здесь занимает работа, сосредоточенная на отдельной личности и ее нуждах.
Во многих странах социальные работники организуют специальные программы по реабилитации преступников, которые основаны на методах активного изучения права, государственного устройства и участия в правоотношениях. По мнению специалистов, такие новейшие программы должны сочетать тренинги по осознанному изменению образа мыслей, поведенческих установок с практикумом по социальным взаимоотношениям, поиску возможных путей выхода из кризисной ситуации.
Действиями социального работника в процессе индивидуальной работы являются:
1) оказание помощи в осознании необходимости изменения поведения (установление плодотворных отношений с заключенными, оценка причин криминального поведения);
2) помощь в изменении поведения в связи с повседневными проблемами тюремного быта;
3) оказание помощи в рассмотрении альтернатив и поиска правильного выбора решения, включая проблемы заключенного после освобождения (поиск работы, жилья, трудности общения с людьми);
4) поддержание социального полезных связей заключенного с семьей, бывшими сослуживцами, общественными организациями;
5) социальная работа с семьей, направленная на преодоление психологических, социальных и экономических последствий заключения члена семьи
6) содействие в защите прав заключенного.
Организация трудовой занятости
Труд осужденного стоит в ряду основных способов исправления в условиях пенитенциарного учреждения. Однако право на труд здесь реализуется с большими ограничениями. Труд осужденных оплачивается значительно ниже, чем труд работников на свободе, и чтобы реализовать свое право на заработок средств не ниже установленного законом минимума заработный платы, осужденный трудится значительно больше.