Организация социальной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительном учреждении (на примере ФГУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области)

Организация социальной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительном учреждении (на примере ФГУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области)

3

РЕФЕРАТ

Дипломная работа содержит 71 страницу, 54 источников, 10 приложений, 2 таблицы, 2 рисунка

Пенитенциарные учреждения; исправительная система; сущность социальной работы в пенитенциарных учреждениях; социально-полезные связи; ресоциализация, социальная работа с осужденными, места лишения свободы, осужденные

В данной дипломной работе будут рассмотрены аспекты, касающиеся сущности социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях и организация социальной работы с осужденными в Лечебно-исправительном учреждении №1 г. Свободного. Социальным работникам по содержанию своей деятельности приходится иметь дело с самыми разными людьми, в том числе чье поведение не соответствует или вступает в прямое противоречие с существующими социальными нормами.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Сущность и содержание социальной работы в пенитенциарных учреждениях

1.1 Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы

1.2 Методы социальной работы в пенитенциарной системе

1.3 Деятельность социального работника в учреждениях исправительной системы

2. Социальная работа с лицами, отбывающими наказание в пенитенциарных учреждениях

2.1 Технологии социальной работы, направленные на восстановление, поддержание и развитие социально-полезных связей осужденных

2.2 Ресоциализация лиц, готовящихся к освобождению из исправительного учреждения

2.3 Активизация жизненного пространства в перевоспитании и содержании осужденного в местах лишения свободы

3. Организация социальной работы с осужденными в ЛИУ-1 г. Свободного

3.1 Общая характеристика ЛИУ № 1 г. Свободного как специальное учреждение для отбывания наказания осужденных

3.2 Анализ социальной работы с лицами, находящимися в местах лишения свободы в ФГУ ЛИУ-1 г. Свободного

3.3 Исследование проблем осужденных, готовящихся к освобождению из исправительной колонии (На примере ФГУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области)

3.4 Рекомендации по разработке мер для решения проблем ресоциализации осужденных, готовящихся к освобождению

Заключение

Библиографический список

Приложение А Должностная инструкция сотрудника ФГУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области старшего инспектора группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных

Приложение Б Программа исследования организации социальной работы с осужденными в ЛИУ-1 г. Свободного

Приложение В Программа исследования проблем осужденных, готовящихся к освобождению из ЛИУ-1 г. Свободного

Приложение Г Бланк анкеты лиц, готовящихся к освобождению из исправительного учреждения

Приложение Д Таблица ранжирования проблем осужденных, готовящихся к освобождению из ЛИУ-1 г. Свободного

Приложение Е Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы

Приложение Ж Структурные подразделения ЛИУ-1 г. Свободного

Приложение З Программа социальной профилактики рецидивов преступлений осужденных

Приложение И Результаты исследования динамики преступлений осужденных, отбывающих наказание в ЛИУ-1 г. Свободного

Приложение К Программа: «Школа подготовки осужденных, готовящихся к освобождению»

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях вопрос о реформировании российской пенитенциарной системы и уточнение содержания социальной работы в рамках исправительных учреждений представляется одним из актуальных. Это обусловлено, в частности, состоянием социальной дезорганизации, в котором оказалось российское общество, и необходимостью решения проблем, связанных с воспитательными функциями социальных институтов, в том числе и пенитенциарного, масштабы и значимость которого выросли в последнее десятилетие.

Становление современного правового государства и развитие гражданского общества в РФ не возможно без коренной реконструкции всей отечественной пенитенциарной системы. Для упорядочения этой работы необходима координация усилий правоохранительных органов, органов социальной защиты, здравоохранения, органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, местного самоуправления, общественных организаций и исправительных учреждений, направленных на решение проблем по ресоциализации осужденных готовящихся к освобождению, что и обусловило исследование в данной дипломной работе.

Рассматривая социальную работу в пенитенциарных учреждениях с точки зрения степени изученности темы, необходимо отметить, что данная тема является мало изученной и требует определенных новшеств и доработок. Рекомендации автора данной дипломной работы являются дополнительным элементом для усовершенствования и дополнения содержания социальной работы в рамках исправительных учреждений.

Теоретическую основу дипломного исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов. Значительный вклад в разработку данной темы внесли труды В.А. Елеонского, В.Ф. Абрамкина, А.В. Бабушкина, А.М. Яковлева.

Научная новизна дипломной работы состоит в анализе и обобщении теоретических и концептуальных основ пенитенциарной социальной работы, а также систематизации понятийно-категориального аппарата социальной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях.

Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что результаты данной дипломной работы могут быть использованы в учебной работе, а также в практической и научной деятельности в рамках социальной работы в пенитенциарной системе.

Объектом исследования данной дипломной работы является социальная работа в пенитенциарных учреждениях.

Предметом исследования является - организация социальной работы с лицами, отбывающими наказание в пенитенциарных учреждениях.

Цель исследования настоящей работы - изучение организации социальной работы с лицами, отбывающими наказание в ЛИУ № 1 г. Свободного, а также разработка рекомендаций по работе с заключенными, готовящимися к освобождению из исправительного учреждения.

Задачи исследования:

1) описать специфику социальной работы в учреждениях исправительной системы;

2) рассмотреть методы социальной работы в пенитенциарной системе;

3) изучить функции социального работника в учреждениях пенитенциарной системы, а также технологии социальной работы, направленные на восстановление, поддержание и развитие социально-полезных связей осужденных;

4) дать общую характеристику ЛИУ № 1 как специального учреждения для лиц отбывающих наказание и провести исследование организации социальной работы с лицами отбывающие наказание, а а также провести исследование проблем заключенных, готовящихся к освобождению из ЛИУ-1;

5) разработать рекомендации по разработке эффективных мер для решения проблем ресоциализации осужденных, готовящихся к освобождению;

6) разработать программы: «Школа подготовки осужденных, готовящихся к освобождению из исправительного учреждения» и «Программа социальной профилактики рецидивов преступлений осужденных».

Методы исследования: обобщение, анализ литературы, анализ нормативно-правовых актов и документов, анализ статистических данных, синтез, аналогия.

1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕН ЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1 Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы

Опыт социальной работы с заключенными в России небольшой. Так, в дореволюционной России такая работа заключалась в основном в лечении телесных болезней (вспомним знаменитые тюремные больницы доктора Гааза) и духовных помочей (этим занималась Русская православная церковь). Уже в то время некоторые представители пенитенциарной российской системы осознавали необходимость социальной работы с заключенными. «Люди, покидающие тюрьмы, возвращаются в общество или окончательно больными, и неспособными ни к какому труду, или же еще более развращенными, чем были при своем заключении. Тюрьма служит для них или физической заразой, или высшей школой всевозможной преступности», - это высказывание, которому насчитывается 130 лет, принадлежит не педагогу и не правозащитнику, а первому начальнику Главного тюремного управления Российской Империи М. И. Галкину - Врасскому [17, с. 169].

Клиентская база пенитенциарных учреждений российской федерации, будучи наиболее специфической, массовой и потенциально опасной для общества социальной группой, в силу советской уголовной традиции десятилетиями рассматривалась лишь как объект репрессивного государственного воздействия (коллективного перевоспитания) силовыми методами. Для советской пенитенциарной системы были характерны негативные черты: несоразмерное использование репрессий, а так же физическое, психическое и моральное насилие над личностью осужденного. Основной советской пенитенциарной политики был исправительно-трудовой аспект, а сами осужденные рассматривались лишь как дешевая рабочая сила на «великих стройках социализма». Советская же пенитенциарная политика при этом исходила из примата государственных интересов над интересами личными. Индивидуальные потребности людей рассматривались и учитывались настолько, насколько они совпадали с интересами государства [21, с. 108].

После развала Советского союза пенитенциарная система РФ находится в состоянии длительного реформирования. Тюремные реформы не получали развития, т.к. каждый новый реформатор начинал с нуля. Что же представляет собой современная система пенитенциарных учреждений РФ? По данным Минюста к системе пенитенциарных учреждений РФ сегодня относятся: 742 исправительно-трудовые колонии, 61 воспитательно-трудовая колония, 413 тюрем и 191 следственный изолятор, в которых находится около 1400000 чел., из них в Амурской области 5 исправительно-трудовых колоний, 1 воспитательно-трудовая колония, 1 СИЗО, наблюдается рост колоний поселений [1, с. 155].

Исправительные учреждения являются органами государства, входящими в пенитенциарную систему, на которую возложено исполнение лишения свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы в целях исправления осужденных и предупреждения с их стороны новых преступлений, а также обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, безопасности осужденных и персонала, должностных лиц, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального образования, обеспечение охраны здоровья осужденных.

Существует несколько моделей поведения заключенных относительно установления, поддержки и развития социально полезных связей:

1-я модель: объект социально полезных связей отсутствует, и заключённый не предпринимает попыток наладить связь;

2-я модель: объект социально полезных связей отсутствует, однако заключенный проявляет активность в налаживании социально полезных связей;

3-я модель: объект социально полезных связей пропал, и заключенный стремится его обнаружить;

4-я модель: объект социально полезных связей противится установлению и поддержанию этих связей, а заключенный, наоборот, стремится к этому;

5-я модель: заключенный поддерживает социально полезные связи, однако его интересы не выходят за пределы использования объекта этих связей только в качестве источника материальной и физической поддержки (получение посылок, передач, справки для досрочного освобождения и т.д.);

6-я модель: социально полезные связи являются источником не только материальных и физических благ, но и моральной и социальной поддержки; заключенный активно интересуется всеми изменениями, произошедшими у объекта связей, и стремится оказывать на них позитивное влияние;

7-я модель: заключенный не только активно поддерживает социально полезные связи, но и сам оказывает материальную и духовную поддержку объекту этих связей [25, с.67].

Поддержание социально полезных связей весьма важно для заключенных, поскольку:

1) в условиях, когда заключенные лишены доступа ко многим значимым для них ценностям, объект связей, также воспринимаемый ими как значимая ценность, способен вытеснить из их сознания отсутствующие ценности, занять их место, стать жизненной целью, не только сглаживая психотравмирующую ситуацию, избавляя человека от апатии или склонности к агрессивному поведению, но и предлагая социально позитивные логику и модель поведения;

2) ощущая ответственность не только за себя, но и за объект социально полезных связей, его будущее и судьбу, заключенный становится более осторожным при выборе форм поведения, между ним и его преступным прошлым, а также потенциально преступным будущим возникает устойчивый «защитный экран». Таким образом, растет уровень, и развиваются навыки социального самоконтроля субъекта;

3) поддержание социально полезной связи открывает перед заключенным определенные перспективы изменения своей жизни, делает его будущее более определенным, конкретным;

4) за счет появления социально значимой цели (создать или восстановить семью, устроиться после освобождения на интересную работу, стать членом религиозной общины и т.д.) снижается уровень, физических и психических издержек, которые испытывает заключенный в период отбытия наказания;

5) как правило, при поддержании социально полезных связей, сохраняется или повышается социальный статус личности. В частности, материальная поддержка, оказываемая семьей или иным объектом связи, с одной стороны, делает заключенного более независимым от иных источников материальной поддержки, которые могут носить криминальный или субкриминальный характер, с другой -- предоставляет ему возможность в случае совершения действий, являющихся наказуемыми по «тюремному закону», откупиться от источника опасности. Наблюдения показывают, что среди лиц, лишенных социально полезных связей, наиболее высок процент тех, кто не имеет семью, и тех, кто относится к категории отверженных тюремного мира

В нормативных документах, регламентирующих деятельность учреждений пенитенциарной системы, нет упоминания о социальной работе, как самостоятельном виде деятельности, а в штатном расписании не предусмотрена должность социального работника. Однако социальная работа как таковая ведется всеми сотрудниками этих учреждений и отличается специфическими чертами:

1) она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях;

2) ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

3) она проводится в обстановке противостоящих этико-правовых концепций, обусловленных менталитетом «тюремного персонала» и менталитетом «тюремного мира»;

4) она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания;

5) она не прекращается с окончанием исполнения наказания, т.к. бывший заключенный нуждается в ресоциализации, адаптации к внешнему миру;

6) социальный работник (или сотрудник, осуществляющий социальную работу в рамках пенитенциарного учреждения) объективно занимает особое место, являясь не только посредником между властью и гражданином, но и осуществляя миссию посредничества между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира. Он способствует поиску социально приемлемых точек соприкосновения обеих сторон в этих антагонистических отношениях [10, с.86].

В соответствии с требованиями Всеобщей Декларации прав человека социальные работники призваны выступать против жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий их проживания, проводить меры по охране их здоровья.

Согласно приказу «Об утверждении Положения о группе социальной защиты и учета трудового стажа, осужденных исправительной колонии, лечебно-исправительного учреждения» от 28 марта 2002г. В целях упорядочения деятельности по социальной защите осужденных уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, в каждой исполнительной колонии, лечебном исправительном учреждении уголовно-исполнительной системы создается группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, являющаяся структурным подразделением исправительного учреждения, предназначенном для проведения социальной работы с осужденными [21, с.1].

Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения. Социальная работа проводится с осужденными, а также их группами, нуждающимися в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. Социальная помощь в первую очередь оказывается таким категориям осужденных, как:

1) инвалиды;

2) престарелые;

3) пенсионеры;

4) лица, переведенные из воспитательных колоний;

5) беременные женщины;

6) женщины, имеющие при себе малолетних детей;

7) лица, больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями;

8) не имеющие определенного места жительства;

9) утратившие родственные связи;

10) страдающие алкогольной или наркотической зависимостью.

Суверенная Россия в качестве основополагающего принципа работы с осужденными провозгласила приоритет интересов личности: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Ст.2.Конституции РФ, 1993г.). Этот принцип и лег в основу формирования теоретических основ современной государственной пенитенциарной политики. Однако в условиях общего роста уровня преступности в государстве, исправительные учреждения наоборот усилили строгость в обращении с заключенными. Стереотипическое восприятие личности преступника, представление об его неисправимости, сформированное в массовом общественном сознании и у персонала ряда пенитенциарных учреждений привело к тому, что тяжесть наказания определялась не самим фактом лишения свободы, а установлением определенного объема ограничений материально-бытового характера и минимизацией контактов с внешним миром [30, с.55].

Принципы социальной работы являются одновременно и элементами научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. В то же время, социальная работа в пенитенциарной сфере дополняется такими специфическими принципами, как гуманизм, законность и справедливость.

Принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарной системе имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению.

Наиболее общее содержание принципа законности вытекает из Ч.2 Ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию РФ и законы». Лица, отбывающие наказания обязаны неуклонно соблюдать требования законов, определяющие порядок и условия исполнения наказания. В соответствии с новой редакцией ст.10 Исполнительно-трудового кодекса, осужденным должны быть разъяснены в полном объеме их права и обязанности, условия труда и отдыха, предусмотренные для них законом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты