Содействие в получение мер социальной поддержки согласно Закону Амурской области от 19.01.2005 г. № 408-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей" получили 128 многодетных семей, состоящих на учете в социально-консультативных пунктах.
Договора о взаимодействии и сотрудничества с семьями группы "социального риска" в 2008 году не заключались, т.к. в связи с реорганизацией структуры социальной защиты не выделялись средства для изготовления бланков договоров. Первые договоры заключены в ноябре 2006 года, на конец 2007 года договоры заключены с 385 семьями, в которых воспитывается 1170 детей. Количество расторгнутых договоров за весь период 71 в. т. ч. по причине невыполнения обязательств 18. На 31.12.2008 года действующих договоров 314. Работу по перезаключению договоров с семьями нужно продолжить, в связи с тем что договор стимулирует родителей вести здоровый образ жизни, заниматься с детьми, интересоваться их учебой, здоровьем и т. д.
В течение года работали с коммерческими структурами по привлечению благотворительных средств на проведение мероприятий. Более 10 организаций оказали благотворительную помощь в виде продуктов питания, одежды, обуви, канцелярскими товарами, игрушками на сумму 82359-90 тысяч рублей
Специалисты социально-консультативных пунктов активно принимали участие в городских операциях "Здоровье", "Семья", "Всеобуч". Совместно со специалистами отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних выезжали в семьи группы риска, в семьи, находящихся в социально опасном положении.
В рамках операции "Всеобуч" проведена акция "Здравствуй, школа", организованная с целью оказания помощи в подготовке детей из малообеспеченных семей к школе. В Центре на базе социально консультативных пунктов с. Садовое, с. Белогорье, КПП производился сбор по приему вещей. По сравнению с 2007 г. количество участников ярмарки уменьшилось на 109 человек, что составляет 33 %
Уменьшилось и количество принявших в акции предпринимателей города.
Таблица 4 - Участие в акции "Здравствуй, школа",
участники акции | 2007 год | 2008 год | |
жители города и СКП | 336 | 227 | |
предприниматели | 11 | 4 | |
всего | 347 | 231 |
Рисунок 10.1 - Участие в акции "Здравствуй, школа! " 2007
Рисунок 10.2. - Участие в акции "Здравствуй, школа!"2008
Помощь учебниками, вещами, обувью, канцелярскими товарами получили граждане в БЦСПС и Д в 2008 году на 9% меньше, чем в 2007 году
Таблица 4 - Количество граждан, получивших помощь по подготовке к школе
2007 год | 2008 год | ||
количество граждан получивших помощь | 460 | 416 |
Рисунок 11 - Количество граждан, получивших помощь по подготовке к школе
Специалисты социально- консультативных пунктов тесно сотрудничают с председателями ООС, участвуют в решении социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства. В 12 социально-консультативных пунктах составлен социальный паспорт района (п. Аэропорт, п. Плодопитомник, Микрорайон № 2, Микрорайон №3, Мебельная фабрика, СОШ № 2, Спичфабрика, п. Астрахановка, п. Белогорье, КПП, Моховая падь, с. Садовое). В связи с тем, что каждый год меняется численность горожан, с ростом строительства, изменением структуры города данные социальных паспортов района необходимо пересмотреть. Необходимы средства для изготовления карт районов, социальных паспортов.
В течение 2008 года не оплачивались коммунальные услуги на социально-консультативных пунктах п. Плодопитомник, Спичфабрика (СОШ № 18), СОШ № 2, КПП (ДОУ № 12), в связи с отсутствием финансирования.
Для продолжения работы специалистов в этих пунктах необходимо решение вопроса о предоставлении помещений в безвозмездное пользование или о выделении средств на оплату коммунальных услуг.
Работа социально-консультативного пункта Микрорайон № 3 затруднена в связи с отсутствием помещения. Два специалиста принимают горожан в одном кабинете.
Выводы: В целом анализ оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Управлением министерства социальной защиты населения Амурской области по г. Благовещенск показывает, что система социальной защиты на территории города не только обеспечивает выполнение социальных гарантий, но и активно развивается с учетом социальных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
С учетом потребностей детей-инвалидов происходит внедрение новых социальных услуг (общественная приемная).
Расширяетсямногофункциональная система социальной поддержки семей с детьми-инвалидами.
Организуются инновационные формы и социальные технологии по социальной поддержке семей с детьми с ограниченными возможностями.
В Амурской области по состоянию на 01 апреля 2009 года численность инвалидов составила 82 514 человек, или 10% населения области, из них детей-инвалидов (или детей с ограниченными возможностями здоровья) - 3 949[21].
Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма среди населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами.
Такое серьезное положение заставляет разрабатывать и принимать меры, способствующие профилактике инвалидности, меры реабилитационного характера с тем, чтобы обеспечить жизнедеятельность тех людей, которые уже стали инвалидами, постараться вернуть какую-то часть из них к нормальной жизни в обществе.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в этой сфере, цель которой - обеспечение инвалидов равными с другими возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Однако на пути достижения этой цели имеется немало проблем. В частности, инвалиды испытывают большую потребность в автотранспортных средствах, путевках на санаторно-курортное лечение, лекарственных средствах, в специальных стационарных учреждениях социального обслуживания.
Остается низким уровень обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, вспомогательными устройствами, приспособлениями для быта, труда. Инвалиды не имеют в полной мере беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Медленными темпами развивается сеть учреждений реабилитации, основная задача которых - помочь инвалидам адаптироваться к новым условиям жизни. В области нет реабилитационного центра, оказывающего инвалидам весь комплекс реабилитационных услуг в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
Семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды, не имеют возможности для комплексного индивидуального лечения, реабилитации.
Те же специальные стационарные учреждения, которые существуют, недостаточно финансируются, не укрепляется их материально-техническая база. Всё это происходит из-за неудовлетворительного выделения средств на реализацию областных целевых программ "Развитие и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Амурской области в 2007-2012 годах" и "Развитие образования Амурской области на 2006-2010 годы".
Значительно затрудняет осуществление комплексной реабилитации инвалидов отсутствие в области центра реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями. Хотя в принципе такой центр у нас предполагается. Его строительство начато еще в 2004 году в Благовещенске. Сметная стоимость составляет сегодня более 400 миллионов рублей, но за все это время было выделено только 5 миллионов рублей. К сожалению, включить этот объект в федеральную программу не удалось, тем не менее в этом году из областного бюджета планируется выделить 15 миллионов рублей на его строительство.
Из опыта работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, неполными многодетными семьями, родителями инвалидами, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, выявлено, что данные категории семей нуждаются в оказании социально-бытовых и медико-социальных услуг на дому (покупка и доставка на дом продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости, содействие в оплате жилья и коммунальных услуг, сопровождение детей в лечебно-профилактические учреждения, помощь в уходе за детьми и т.д.).
3.3 Предложения по оптимизации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в г. Благовещенске
Проведенное исследование показало, что для оптимизации работы необходимо внести изменения в постановлении губернатора Амурской области от 25.июня 2007 года № 396 "Областной стандарт качества предоставления социальных услуг". Добавить категории граждан, которым предоставляются социальные услуги на дому:
- Семьям, имеющим детей-инвалидов
- неполным многодетным семьям
-родителям инвалидам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей.
Необходимо ввести в штат центра социального работника для оказания социальных услуг на дому.
Несмотря на эффективность тренажерного зала, существует проблема в обеспечении техники безопасности в использовании тренажеров. В штате центра необходим специалист, который мог бы обеспечивать своевременный ремонт тренажеров, так как в условиях города существуют организации, которые занимаются только куплей-продажей тренажерного оборудования, но нет специалистов, которые занимались бы ремонтом и обслуживанием тренажеров.
Требует дальнейшего совершенствования реабилитация, социально-трудовая адаптация детей с инвалидностью, особенно детей, имеющих сложности в передвижении, лежачие. Необходимо уделить внимание занятости в летний период детей с ограниченными возможностями. В 2008 году путевки на санаторно-курортное лечение для детей-инвалидов не выделялись.
Ограничение финансирования (отсутствие средств на ГСМ) не позволяло в течение года своевременно посещать семьи, которые состоят на учете, на патронате в отделении по профилактики безнадзорности несовершеннолетних и быстро отреагировать по информации или по звонку "Горячей линии". Уменьшилось по сравнению с другими годами проведение досуговых мероприятий для детей из неблагополучных семей (ни разу не проводилась "Социальная гостиная"), в связи с невозможностью доставки детей на эти мероприятия.
Увеличение ставок психологов, позволило более качественно и эффективнее оказывать населению психологические услуги. И все таки нагрузка на психологов распределяется не равномерно. Это зависит от отношения сотрудников к работе, завоевание авторитета у клиентов, времени сопровождения клиентов.
Важным моментом в социализации ребенка с ограниченными возможностями является получение образования детьми с ограниченными возможностями.
Для повышения эффективности мероприятий по решению социальных проблем детей с ограниченными возможностями, их адресной поддержке, необходимо создать электронный банк данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях, обеспечить согласованную и последовательную деятельность всех региональных органов власти и муниципального управления для решения социальных проблем этой группы населения. Опыт передовых регионов подтверждает, что лишь при условии активного сотрудничества всех региональных структур возможны улучшение качества жизни и успешная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями.
По-прежнему остро стоит вопрос о систематическом проведении досуговых мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья, их социально-бытовой и трудовой реабилитации. Все организации, занимающиеся социальной работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья организуют досуг только в дни больших праздников. Возникла необходимость о систематическом проведении досуговых мероприятий. Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья остаются недоступными детские учреждения, соответственно необходима организация социальной работы с детьми-инвалидами, проживающими дома, не находящихся в специализированных учреждениях. Специализированные школы для детей с ограниченными возможностями здоровья показаны. В Благовещенске есть только две школы для детей с ограниченными возможностями здоровья: школа для детей с нарушениями слуха и коррекционная школа для детей с нарушениями психики.
Для решения задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни в обществе необходима реализация следующих мероприятий:
1) организационно-методическое обеспечение реабилитации, воспитания детей-инвалидов в семье и их социальная адаптация;
2) развитие и актуализация банка данных о детях с ограниченными возможностями;
3) внедрение современных технологий и форм реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями;
4) социальная интеграция и профессионально-трудовая реабилитация детей-инвалидов;
5) обеспечение обучения родителей детей-инвалидов методикам реабилитации, оказание им психолого-педагогической и юридической помощи;
6) научно-методическое решение проблем детской инвалидности.
Для обеспечения для детей, в первую очередь нуждающихся в особой заботе государства, доступности организованных форм отдыха и оздоровления необходимо:
1) развитие и качественное улучшение инфраструктуры летнего отдыха и оздоровления детей;
2) развитие малозатратных форм отдыха и оздоровления детей;
3) использование возможностей учреждений социального обслуживания населения для сочетания оздоровительной работы с социальной реабилитацией детей, нуждающихся в особой социальной поддержке;
4) совершенствование механизма межведомственного взаимодействия и сотрудничества с негосударственными организациями по вопросам организации отдыха, оздоровления детей.
Описанные рекомендации общего характера могут быть внедрены в рамках существующей системы СЗН в г. Благовещенске и Благовещенском районе, а также в деятельности НКО для семей с детьми-инвалидами.
Кроме того, автором предлагаются следующие конкретные рекомендации по оптимизации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
1. Проложить практику межведомственного социального партнерства и сотрудничества специалистов различного профиля в решении проблем детей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, возможно привлекать волонтеров НКО и из числа лучших учащихся города для проведения различных мероприятий на основе договоров о сотрудничестве ( Приложение) .
2. Активно проводить мероприятия по обеспечиванию инвалидов техническими средствами реабилитации
3. Для повышения квалификации специалистов НКО, государственных учреждений СЗН в области социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья организовать курсы повышения квалификации. В качестве примера прилагается учебный план ФПК по направлению. ( Приложение). ФПК может проводиться на базе ГОУ ВПО АмГУ, где имеется ФДО и квалификации ППС, а также налаженные связи с базами практики. В качестве слушателей для прохождения ФПК могут быть приглашены специалисты НКО и ГУ, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
4. В области социального обеспечения семей с детьми-инвалидами: использовать дифференцированный подход к пенсионному обеспечению детей-инвалидов; к размерам компенсационной выплаты для неработающих родителей; к содержанию социальных льгот семьям на основе данных о социально-демографических ресурсах семей, возрасте и реабилитационном потенциале детей-инвалидов; усилить программы социальной помощи семьям, вынужденным использовать платное медицинское лечение для детей-инвалидов; обеспечить государственный контроль над их выполнением;
5. В области занятости работников, имеющих детей-инвалидов: разработать законодательные акты, предусматривающие экономические стимулы и льготы, направленные на повышение заинтересованности работодателей в приеме на работу граждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому; ввести государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о правах работающих родителей детей-инвалидов и системы санкций за его нарушение; разработать программу занятости для работников, имеющих детей-инвалидов, с учетом данных о социально-демографических ресурсах семей, возрасте и реабилитационном потенциале детей-инвалидов и адаптационном потенциале родителей; создать в муниципальных службах занятости базы данных, предоставляющих сведения о гибких рабочих местах для работников, имеющих детей-инвалидов; разработать программу переквалификации и переобучения работников, имеющих детей-инвалидов; ввести альтернативные виды занятости для родителей детей-инвалидов, в том числе использование компьютерных технологий для обеспечения надомной занятости; обеспечивать родителей, нуждающихся в надомном труде, необходимой техникой на условиях временного безвозмездного использования или оплаты через систему кредитов.
6. В области социального обслуживания: использовать тендерный подход при оказании социальной помощи семьям; ввести тарифы платного социального обслуживания для обеспеченных семей, нуждающихся в квалифицированной социально-бытовой помощи; программы социально-бытового обслуживания семей проводить с учетом информации из базы данных о социально-демографических ресурсах семей, возрасте и реабилитационном потенциале детей-инвалидов и адаптационном потенциале родителей.
7. В области пенсионного обеспечения: привести в соответствие с прожиточными стандартами размеры компенсационных выплат неработающим лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами; предусмотреть социальную защиту родителей детей-инвалидов, достигших пенсионного возраста, осуществляющих постоянный уход за инвалидами, лишенных возможности сформировать накопительную часть пенсии;
8. В области образования детей-инвалидов необходимо: развивать программы по разработке методик надомного компьютерного обучения детей-инвалидов, по оснащению квартир, где живут дети-инвалиды, необходимой компьютерной техникой; использовать компьютерные технологии для их самостоятельного обучения на дому; создать систему социально-педагогической надомной помощи детям, не посещающим школу, или часто пропускающим занятия по болезни.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10