Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
акросистема охватывает социокультурные, социально-экономические и политические факторы. Это и влияние широкого социального окружения на формирование точки зрения, с позиции которой члены семьи смотрят на инвалидность своего ребёнка. Это и характер, и уровень ресурсов семьи. Это и состояние экономики, и политическая атмосфера региона или страны в целом, влияющие на содержание и качество программ, принимаемых в интересах инвалидов и их семей.

Таким образом, усилия должны быть направлены на социальную реабилитацию семьи, а, с другой стороны, нужно создать условия для поддержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями. Именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет демонстрировать, а это может быть роль больного, роль здорового (ведущая к отрицанию факта своей инвалидности). И та, и другая роль негативны. С психологической точки зрения только в семье может быть выработана единственно правильная установка - адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в развитии ребенка.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод - инициатива реабилитации ребёнка в семье должна совпадать с инициативой реабилитации самой семьи. И здесь роль общественных объединений инвалидов, родителей детей-инвалидов неоценима.

Вторая точка приложения социальной работы по реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями и семьи - состыковка нисходящих и восходящих программ реабилитации. Что это такое? Нисходящая программа планируется, организовывается и контролируется главным образом государством, и ориентирована на долгосрочное исполнение и весь массив и зачастую не учитывают конкретную семью. Восходящие инициативы реабилитации из-за материальных трудностей, отсутствия методологии не находят поддержку и в лучшем случае сводятся к организации ещё одного учреждения ведомственного характера, которое решает какую-то частную задачу.

Отсутствие общегосударственного подхода в реабилитации семьи не стимулирует заинтересованность власти на местах развивать технологию социальной работы с детьми-инвалидами и их родителями.

Из всего вышесказанного вытекают конкретные задачи реабилитологов, социальных работников и представителей общественных объединений. Это: превращение семьи в реабилитационное учреждение; реабилитация самой семьи; состыковка восходящих и нисходящих инициатив. Говоря проще, это забота о правах инвалидов; предоставление конкретной помощи инвалиду, его семье; принятие участия в разработке программ социального обеспечения; стимулирование усилий семьи по реабилитации ребенка-инвалида; интеграция инвалида и его семьи в жизнь местного сообщества.

"Обобщённый" психологический портрет родителей детей-инвалидов характеризуется выраженной озабоченностью, высоким уровнем тревожности, слабостью, хрупкостью эмоциональных структур, социальной робостью, подозрительностью. По своей инициативе родители редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся кс всем, кто пытается общаться с детьми. Жалость или удивление окружающих при виде их больного ребёнка способствует тому, что родителе начинают скрывать ребёнка от посторонних глаз: они стараются не бывать с ними в общественных местах, тем самым ещё больше способствуя социальной дезадаптации ребёнка. В таких семьях больной ребёнок становится причиной семейных конфликтов, приводят" нередко к дестабилизации семейных отношений, распаду семьи, а неполная семья - это тормоз в физическом и психическом развитии ребенка. Дефект ребенка некоторые родители воспринимают как собственную неполноценность, ущербность, подавляющуюся в виде переживания острого чувства вины, вины перед ребенком и окружающими их людьми.

По мере взросления ребёнка проблем не становится меньше, они приобретают социальную окраску. Опросы родителей показывают, что если заботы и проблемы родителей ребёнка дошкольного возраста связаны с его поведением, сном, ходьбой и обеспечением общего ухода за ним, то дальше во весь рост встают проблемы будущего ребёнка, его профессионального определения и его отношений с окружающими.

Ситуация в семье с появлением ребёнка с ограниченными возможностями усугубляется ещё и по причине трудностей материального порядка: возникает необходимость обеспечения платного ухода, медицинских консультаций, приобретения лекарств, дополнительного питания, реабилитационных средств. Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что дефект, ограниченность ребёнка в развитии имеют два уровня компенсации, которые реализуются в соответствии с решением тех или иных задач семьи с ребёнком с ограниченными возможностями: высокий - с активным преодолением и низкий, заключающийся в приспособлении к нему (к дефекту). Воспитание ребёнка в соответствии с первой стратегией обеспечивает удовлетворение потребностей ребёнка в признании, в самостоятельности, не ограничивает его в общении и взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Если выбрана вторая стратегия, то ребёнку прививается специфический статус, который становится организующим фактором всей жизни семьи. Роль больного, инвалида удовлетворяет потребность ребёнка в признании, любви, заботе, но существенно ограничивает его самостоятельность, развитие способностей к социальной адаптации. В связи с этим специалисты выделяют несколько особых типов семейного воспитания. Наиболее часто в семьях, где проживают дети с ограниченными возможностями, имеет место такой стиль воспитания, как гиперопёка, которая проявляется в чрезмерной заботе о больном ребёнке, в преданности ему, что приводит к формированию у ребёнка эгоцентрических установок, отрицательно сказывается на проявлении у него инициативы, чувства ответственности и долга. Контакт с окружающими нарушается, что сказывается на последующем приспособлении ребёнка к социуму. В 50 % случаев у родителей отмечается неуверенность в своих силах, воспитательных возможностях, и они идут на поводу желаний и потребностей своего ребёнка. С сожалением приходится констатировать тот факт, что "гиперопёка ведёт к возникновению выученной беспомощности". Реже, но наблюдается эмоциональное отвержение больного ребёнка. Родители, недопонимая сложившейся ситуации, пытаются компенсировать своё негативное или пассивное отношение к ребёнку подчёркнутой заботой о его здоровье и материальном благополучии. В этих семьях нет тесного эмоционального контакта родителей с детьми. Часто родители обвиняют врачей в возникновении и неизлечимости болезни у ребёнка.

Благоприятным типом семейного воспитания считается "принятие и любовь", где родители помогают ребёнку в таких делах, которые важны для него, поощряют, наказывают, одобряют независимость ребёнка. Если родители хотят понять ребёнка и помочь ему, то они должны научиться сознавать, что, с одной стороны, они являются окружающей средой, в которой ребёнок живет и растёт, а, с другой, они оказываются непосредственными участниками становления ребёнка в борьбе с болезнью. При этом родители, как и специалисты, работающие с детьми-инвалидами, должны опираться на те функции, которые у ребёнка остаются сохранными, то есть в какой-то степени совершенными и лучшим образом развитыми.

Очевидно, что во всех трех ситуациях должна проводиться кропотливая серьезная работа с родителями. Необходимо: направить их усилия по более оптимальному пути; обучить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей; вооружить хотя бы минимумом психологических, педагогических, медицинских знаний и раскрыть возможности их использования; помочь родителям признать за ребёнком потенциальную исключительность. Если в семье нет ясности по этим вопросам, то серьёзным препятствием на пути развития ребёнка-инвалида становится сама семья.

Все услуги должны быть скоординированы таким образом, чтобы помочь детям и их семьям, поддержать индивидуальное и семейное развитие и защитить права всех членов семьи. Помощь максимально возможно должна оказываться в естественном окружении ребенка, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. Работа в данном направлении -- забота не только специалистов органов здравоохранения, образования, системы социальной защиты населения. Сами родители, общественные организации и объединения должны воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способствовать устранению всех препятствий, мешающих успешному социальному развитию, обучению, социальной адаптации и интеграции ребенка-инвалида.

3. Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске

3.1 Характеристика и содержание социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске

В области по состоянию на 01 апреля 2008 года численность инвалидов составила 82 514 человек, или 10% населения области [21].

В целях реализации полномочий и соблюдения социальных гарантий, обеспечивающих социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, в Амурской области принят Закон от 28.11.2006 № 246-03, который определяет порядок воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому, размеры компенсации затрат родителей на эти цели и регулирует вопросы воспитания и обучения в дошкольных и общеобразовательных учреждениях области.

На территории области проживает 3949 детей-инвалидов. Из них 716 - дошкольного возраста. По сведениям муниципальных органов управления образованием в 2008 году планировалось посещение дошкольных учреждений 377 человек из числа детей-инвалидов. Исходя из этого количества Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2009 год" на субвенцию для финансового обеспечения расходов на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях предусмотрено 3893 тыс. рублей.

По состоянию на 01.09.2008 дошкольные учреждения посещали 199 детей с ограниченными возможностями здоровья , в муниципальные районы и городские округа было направлено 1976 тыс. рублей для финансирования мероприятий их социальной реабилитации.

В области осуществляется интегрированное обучение детей-инвалидов:

- 985 - в общеобразовательных учреждениях;

- 76 - в учреждениях начального профессионального образования;

- 71 (в возрасте до 18 лет) - в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Для 426 детей организовано обучение на дому, оплата труда производится в соответствии с установленной ставкой в пределах фонда оплаты, труда общеобразовательного учреждения. Существующая сеть специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя 11 государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (с общей численностью 1396 человек), подведомственных министерству образования и науки области:

- 1 школа-интернат для детей с нарушениями слуха (99 воспитанников);

- 1 школа-интернат для детей с нарушениями зрения (165 детей);

- 1 детский дом для детей с речевыми нарушениями (85 воспитанника);

- 8 школ-интернатов для детей с умственной отсталостью (1047 чел.), из них 2 - для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [21].

Вопрос обучения детей с ограниченными возможностями здоровья находится на контроле министерства образования и науки области.

Законодательное собрание Амурской области приняло решение о разработке областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2009 - 2012 годы". Будут предусмотрены подпрограммы по реабилитации детей - инвалидов, развитию образования для с ограниченными возможностями. На уровне правительства рассматривается возможность предоставления инвалидам "социальных кредитов" для покупки дорогостоящих технических средств реабилитации. Планируется, что впоследствии компенсировать их будет Амурское региональное отделение Фонда социального страхования.

Основной целью подпрограммы "Дети-инвалиды" является комплексное решение проблем детей с ограниченными возможностями, создание им условий для включения в общественную жизнь. В рамках подпрограммы намечалось решить задачи по совершенствованию социокультурной реабилитации детей-инвалидов, развитию сети реабилитационных специализированных учреждений для детей-инвалидов, совершенствованию их организационно-правового, информационного, кадрового и материально-технического обеспечения. В результате реализации этой целевой программы в области будет сформирована сеть реабилитационных центров, специализированных образовательных учреждений, спортивно-адаптивных школ для детей с ограниченными возможностями.

Содержание целевых программ Амурской области свидетельствует о стремлении дифференцировать социальную политику в регионе по социальной поддержке и защите различных категорий населения, в том числе и детей-инвалидов.

В Благовещенске проживает 47,37 тысячи пенсионеров, 25,594 тысячи федеральных и 14,712 тысячи региональных льготников, 10 тысяч человек получают субсидии и 16 тысяч - детские пособия. Более 5,6 тысячи малообеспеченных граждан состоят на учете в органах социальной защиты населения. Более 80 тысяч жителей Благовещенска и Благовещенского района получают социальную помощь [21].

Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма среди населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами.

Такое серьезное положение заставляет разрабатывать и принимать меры, способствующие профилактике инвалидности, меры реабилитационного характера с тем, чтобы обеспечить жизнедеятельность тех людей, которые уже стали инвалидами, постараться вернуть какую-то часть из них к нормальной жизни в обществе.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в этой сфере, цель которой - обеспечение инвалидов равными с другими возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

С 1 января 2008 г. в Приамурье работает единая государственная система социального обслуживания во главе с профильным министерством.

Министерство социальной защиты населения Амурской области является исполнительным органом государственной власти Амурской области, реализующим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в сфере социальной защиты населения Амурской области, а также координирующим деятельность иных исполнительных органов государственной власти области по предоставлению мер социальной поддержки, социальных услуг отдельным категориям населения, социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области.

Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом Амурской области, законами Амурской области, постановлениями и распоряжениями губернатора Амурской области и Правительства Амурской области.

Предоставление государственных услуг по социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в учреждениях осуществляется в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и Законодательством Амурской области (Приложение А).

Оказание социальных услуг учреждениями осуществляется в условиях непрерывного реабилитационного процесса в установленном порядке с обеспечением доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи на основе индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

Оказание социальных услуг осуществляется в соответствии с принципами:

а) адресность (предоставление услуг конкретным лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и семьям в социально опасном положении для поддержания достойных условий существования с учетом индивидуальных потребностей и имеющихся возможностей по их удовлетворению);

б) доступность (все граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и семьи в социально опасном положении имеют равные гарантированные государством права и возможности на получение необходимых услуг);

в) добровольность (предоставление социальных услуг гражданам может осуществляться только при условии добровольного согласия на получение услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

г) гуманность (при предоставлении гражданам социальных услуг должны проявляться уважение к их человеческому достоинству, чуткость, забота, справедливость, предусмотрительность, вежливость, в максимальной степени должны учитываться их физическое и психическое состояние);

д) приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, как наиболее социально незащищенной и уязвимой категории населения;

е) конфиденциальность (не должны разглашаться ставшие известными сведения личного характера, составляющие профессиональную тайну, а при необходимости оказываться услуги анонимно);

ж) профилактическая направленность (социальные услуги должны оказываться как для преодоления гражданами трудной жизненной ситуации, и семьями в социально опасном положении, так и для предупреждения и профилактики различных негативных явлений (болезней, психологических стрессов, конфликтов, безнадзорности и социального сиротства детей и других) могущих усугубить ситуацию).

Государственная функция по социальной работе с детьми - инвалидами исполняется специалистами Учреждений СЗН самостоятельно или во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений:

территориальными органами министерства социальной защиты населения Амурской области;

органом опеки и попечительства;

территориальной комиссией Амурской области по делам несовершеннолетних и защите их прав;

органами управления образованием Амурской области;

органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения Амурской области;

органами внутренних дел Амурской области.

К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающимся в социальной реабилитации, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики" относятся следующие учреждения:

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних -специализированное государственное учреждение, создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

социальный приют для детей - специализированное государственное учреждение, создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, а также способствующее устранению кризисной ситуации в родной семье и возвращение в нее ребенка, в случае невозможности - определение ребенка в замещающую семью.

Пятнадцать лет социальную защиту в г. Благовещенске осуществляло управление социальной защиты населения города Благовещенска. За время существования этой структуры для горожан было сделано немало.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты