Масоликов Н.Ю. Проблемы психосексуального развития и воспитания детей в современных условиях // Психологическая наука и образование. - 2000. - №4. - с.27-37.
Медведева И. Новые модели поведения? // Воспитание школьников. - 1998. - №5. - с.26-28.
Медицина, этика, религия и право: материалы конференции/ сост.В.И. Шамшурин. М.: Международный университет (в Москве). 2000. - 244 с.
Мнацаканян М.О. . Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность // Социологические исследования. М.: 2003. №2. с.22-23.
Молчанова Н.В. Социально-педагогическая деятельность по профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков // Молодёжь в XXI веке: Материалы Третьей региональной молодёжной научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. - с.112-114.
Момов В. Норма и мотив поведения // Вопросы философии, 1972, №8.
Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. Гл.3, §3. с.129-135.
Орлов Ю.Н. Половое развитие и воспитание. - М.: просвещение, 1993. - 240 с.
Орловский В.Г., Топчин Ю.А., Бочаров Е.Ф., Валихова С.С. Взгляд на проблему ВИЧ-инфекции/СПИДа, история и перспективы // ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания в Сибирском регионе. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 10-летию образования службы по профилактике и борьбе со СПИД в Российской Федерации. Барнаул, 1999. с.31-32.
Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение: Моногр. - М.: Высш. шк., 1990. - 176 с.
Пеньков О.В. СПИД: сущность и проблемы/ Беседа с 11-классниками // Биология в школе. 2002. №7. с.51-54.
Попов Ю.В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков // Саморазрушающее поведение у подростков.Л., 1991.
Попова Г. Выживи, взрослея. Я - барьер ВИЧ // Алтайская правда. - 1996. - №83 (20 апреля). С.2.
Резникова Т.П. Контрацептивное поведение молодёжи // Социологические исследования. - 2002. - №1. - с.131-135.
Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА•М, 1998. с.381.
Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. Изд-во «Наукова думка» Киев. 1976. с.21-48.
Самойлов А.П. Так называемый секс. - Л.: Лениздат, 1991. - 175 с.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Безрикова Л.В., Водзинская В.В., Докторова Л.Д. Академия наук СССР. Изд-во «Наука».Л. 1979. с.10-12.
Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово, 1999.92 с.
Социальное качество российской молодёжи на рубеже веков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика воспитательной работы в высшей школе» 21-23 марта 2000 года. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - 154 с.
Социологические исследования. - 2001. - №2. - с.83-87.
Султанов Л.В. Профилактика СПИДа как инвестиция в будущее // ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания в Сибирском регионе. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 10-летию образования службы по профилактике и борьбе со СПИД в Российской Федерации. Барнаул, 1999. с.173.
Султанов Л.В. Публикация тезисов как один из показателей научно-методического потенциала и форма сотрудничества специалистов учреждений // ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания в Сибирском регионе. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 10-летию образования службы по профилактике и борьбе со СПИД в Российской Федерации. Барнаул, 1999. с.178
Султанов Л.В., Литвинов М.В. К вопросу о повышении уровня информированности населения о проблеме ВИЧ-инфекции/СПИД // Актуальные проблемы ВИЧ-инфекции в Сибири. - Барнаул; Изд-во АГУ, 1995. - с. 209-213.
Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М.: Стратегия, 1998.
Татунец Е.А. Опыт профилактической работы по вопросам ВИЧ/СПИДа врачей Тюменского областного центра клинической иммунологии среди учащихся средних школ г. Тюмени // ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания в Сибирском регионе. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 10-летию образования службы по профилактике и борьбе со СПИД в Российской Федерации. Барнаул, 1999. с. 205-207.
Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: ИНФРА, 1998.
Фомин Э.А., Фёдорова Н.М. Стратегии в отношении здоровья // Социологические исследования. М.: 1999. №11. с.35-40.
Ценности социальных групп и кризис общества / сб. статей под ред. Лапина Н.И. М, 1991.
Чернов А.С., Берзунова Е.М. СПИД и подростки: поиск эффективных инструментов для профилактики // ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания в Сибирском регионе. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 10-летию образования службы по профилактике и борьбе со СПИД в Российской Федерации. Барнаул, 1999. с.189-192.
Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М.: Логос, 2001. - 136.: ил.
Шаповалов С.В., Боровский И.В., Байтугаева С.А., Музафаева С.Н. Социологическая характеристика предпосылок возможного распространения ВИЧ-инфекции среди школьников // ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания в Сибирском регионе. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 10-летию образования службы по профилактике и борьбе со СПИД в Российской Федерации. Барнаул, 1999. с.107-108.
Шевелев А.С. СПИД - загадка века. - М.: Сов. Россия, 1988. - 144 с.
Шилова Л.С. Здоровье в системе ценностей личности // Отношение населения к здоровью/ Под ред. И.В. Журавлёвой. М.: Институт социологии РАН, 1993. Гл 3, с.51-63.
Шилова Л.С. Подростки и молодёжь в России - перспективные группы распространения социальных заболеваний // Здоровье и здравоохранение в условиях рыночной экономики/ Под ред.Л.С. Шиловой, Л.В. Ясной.М., 2000.
Шилова Л.С. Стресс, здоровье и изменение самосохранительного поведения населения Москвы за годы реформ // Россия: риски и опасности «переходного» общества/ Под ред.О.Н. Яницкого. Институт социологии РАН. - 2-е изд. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000. с.161-191.
Шилова Л.С. Трансформация женской модели самосохранительного поведения // Социологические исследования. М.: 2000. №11. с.134-140.
Шилова Л.С. Трансформация самосохранительного поведения // Социологические исследования. М.: 1999. №5. с.84-92.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет, 1995.
Ядов В.А., Семенова В.В. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998.596 с.
Яницкий М. С, Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
ПРИЛОЖЕНИЕТаблица 1. Экспресс-информация по ВИЧ-инфекции в Алтайском крае на 25.04. 2004 год по данным Алтайского краевого центра по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниямиАбсолютное число | Пол | Путь заражения | Возраст инфицированных | ||||||||||||
Всего | 2004 год | М | Ж | Половой | Парентеральный при немедленном введении наркотиков | Внутрибольничный | Эпидрасследование продолжается | Перинатальный | 2-14 лет | 15-17 лет | 18-19 лет | 20-29 лет | 30 лет и старше | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Всего: | 3107 | 133 | 2346 | 761 | 304 | 2444 | 2 | 349 | 8 | 19 | 219 | 390 | 2001 | 478 | |
Прибыло в Алтайский край с установленным диагнозом | 32 | 24 | 8 | 5 | 19 | 1 | 7 | 1 | 1 | 6 | 20 | 4 | |||
Выявлено в Алтайском крае: | 3075 | 133 | 2322 | 753 | 299 | 2425 | 1 | 342 | 8 | 18 | 218 | 384 | 1981 | 474 | |
Умерло, в том числе СПИД - 6 человек | 142 | 11 | 120 | 22 | 8 | 114 | 20 | 4 | 9 | 72 | 57 | ||||
Кумулятивное количество ВИЧ - инфицированных беременных, выявленных в Алтайском крае, в том числе: | 290 | 43 | 78 | 189 | 23 | 6 | 37 | 231 | 16 |
- беременность закончилась родами (в том числе мертворождённый ребёнок - 1); | 166 | 18 | 58 | 97 | 11 | 3 | 21 | 136 | 6 | ||||||
- прервали беременность; | 97 | 19 | 14 | 75 | 8 | 2 | 15 | 72 | 8 | ||||||
- состоит на «Д» учёте | 27 | 27 | 6 | 17 | 4 | 1 | 1 | 23 | 2 | ||||||
Дети, рождённые от ВИЧ - инфицированных матерей (окончательный диагноз детям пока не установлен) | 165 | 18 | 94 | 71 | |||||||||||
Дети, рождённые от ВИЧ - инфицированных матерей, с установленным диагнозом ВИЧ-инфекции | 5 | 2 | 3 | 5 |
Рис.1 Распределение оценок уровня знаний подростков о ВИЧ-инфекции, СПИДе
Рис.2 Уровень осведомлённости подростков об основных путях инфицирования вирусом иммунодефицита
человека
Рис.3 Распределение ответов подростков по использованию способов
зашиты от ВИЧ-инфекции.
Рис.5 Основные доступные и приемлемые источники получения
информации по проблеме ВИЧ/СПИД.
Рис.6 Основные пути увеличения риска инфицирования вирусом иммунодефицита человека
Рис.8 Распределение возраста начала употребления наркотиков
Рис.12 Распределение величин рисков заражения ВИЧ-инфекцией
Рис.14 Основные стереотипы поведения в отношении ВИЧ -
инфицированных людей
Анкета для подростков по ВИЧ/СПИД
Дорогой друг!
На сегодняшний день тема распространения ВИЧ-инфекции стала актуальной не только для специалистов, работающих по данной проблеме, но и для самих подростков. Поэтому мы очень рады, что наша анкета попала именно к Вам, и Вы сможете помочь нам в работе по предупреждению дальнейшего уровня заболеваемости населения.
Анкета абсолютно анонимная, поэтому просим отвечать Вас как можно искренне. Это очень важно для нас.
Внимательно прочтите вопрос и все предложенные варианты ответов, обведите кружком подходящий Вам вариант или впишите свой.
Ваш пол: 01 мужской; 02 женский.
2. Ваш возраст: __________________
3. Выберите только правильные ответы:
01 ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека, который передаётся только от человека к
человеку;
02 ВИЧ - это последняя стадия СПИДа;
03 СПИД - это последняя стадия ВИЧ-инфекции, которая заканчивается смертельным
исходом.
4. Согласны ли Вы со следующими утверждениями, что вирус ВИЧ-инфекции:
(отметьте все правильные на Ваш взгляд ответы)
01 быстро погибает вне организма человека;
02 передается через кровососущих насекомых (комары, клопы и др.)
03 находится в воздухе и передается как грипп;
04 находится только в жидкостях человеческого организма (крови, сперме).
5. Как Вы думаете, можно ли заразиться ВИЧ-инфекцией:
(обведите нужную цифру против каждого утверждения)
да | нет | не знаю | ||
В плавательном бассейне | 1 | 2 | 3 | |
При инъекции лекарств | 1 | 2 | 3 | |
Через сидение унитаза | 1 | 2 | 3 | |
При использовании общих игл при употреблении наркотиков | 1 | 2 | 3 | |
При поцелуе | 1 | 2 | 3 | |
При небезопасном половом контакте | 1 | 2 | 3 | |
При рукопожатии | 1 | 2 | 3 | |
При сдаче крови и переливании | 1 | 2 | 3 |
6. Знаете ли вы как вести себя, чтобы не заразиться ВИЧ-инфекцией:
01 да;
02 нет.
7. На Ваш взгляд, можете ли Вы защитить себя от ВИЧ-инфекции:
(обведите нужную цифру против каждого утверждения)
да | нет | не знаю | ||
Если совсем не заниматься сексом | 1 | 2 | 3 | |
Если использовать противозачаточные таблетки | 1 | 2 | 3 | |
Если использовать презервативы | 1 | 2 | 3 | |
Если избегать грязных мест общественного пользования | 1 | 2 | 3 | |
Если не употреблять наркотики | 1 | 2 | 3 | |
Если при инъекции использовать стерильные шприцы | 1 | 2 | 3 |
8. Как Вам кажется, увеличивается ли риск заболеть СПИДом при:
(обведите нужную цифру против каждого утверждения)
да | нет | не знаю | ||
Половом контакте с проститутками | 1 | 2 | 3 | |
Половом контакте с наркоманами | 1 | 2 | 3 | |
Половом контакте после употребления алкоголя | 1 | 2 | 3 | |
Групповом сексе | 1 | 2 | 3 | |
Общении с больным СПИДом | 1 | 2 | 3 |
9. Ответьте, пожалуйста, боитесь ли Вы заразиться ВИЧ-инфекцией?
01 Да; 02 Нет; 03 Не знаю.
10. Как Вы думаете, насколько велик риск заражения ВИЧ-инфекцией у Вас?
01 Высокий риск;
02 Средний;
03 Низкий;
04 Риск отсутствует;
05 Затрудняюсь с ответом.
11. Представьте ситуацию, что Вы больны ВИЧ-инфекцией. Как бы Вы себя повели?
01 Рассказал бы всё родственникам и предупредил своего сексуального партнёра;
02 Держал бы всё в тайне, но не подвергал других опасности;
03 Держал бы всё в тайне и намерено распространял инфекцию («не всё мне одному
страдать»);
04 Другое __________________________________________________________________
_____________________________________________________________12. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы и выберите один нужный ответ:
(обведите нужную цифру против каждого утверждения)
Да | Нет | Не знаю | ||
Если кто-нибудь из Ваших родственников заразится ВИЧ-инфекцией, станете ли Вы за ним ухаживать; | 1 | 2 | 3 | |
Если член Вашей семьи заразится ВИЧ-инфекцией, будете ли Вы держать эту информацию в тайне; | 1 | 2 | 3 | |
Могут ли учащиеся, больные ВИЧ-инфекцией, посещать занятия вместе с остальными ребятами; | 1 | 2 | 3 | |
Если кто-нибудь из преподавателей заразится ВИЧ-инфекцией, можно ли ему (или ей) в дальнейшем продолжать преподавание; | 1 | 2 | 3 | |
Будете ли Вы общаться с вновь познакомившимся человеком, зная, что у него ВИЧ-инфекция; | 1 | 2 | 3 | |
Если Вы узнаете, что продавец в магазине заразился ВИЧ-инфекцией, будете ли Вы продолжать покупать у него продукты. | 1 | 2 | 3 |
13. Каково Ваше отношение к ВИЧ-инфицированным людям?
01 мне их жаль;
02 они сами виноваты в этом;
03 я отношусь к ним без предубеждений, так как сам не застрахован от заражения ВИЧ-инфекцией;
они мне противны, я их избегаю;
мне всё равно.
14. Ответьте, пожалуйста, есть ли связь между ВИЧ/СПИДом и поведением, образом жизни человека?
да (если есть, то какая:
_________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
нет;
не знаю.
15. Употребляете ли Вы алкоголь (пиво, вино, водка и т.д.): 01 да; 02 нет.
16. Слышали ли Вы о том, что такое наркотики: 01 да; 02 нет.
17. Есть ли среди Ваших друзей/знакомых те, кто на Ваш взгляд, употребляет наркотики?
01 да;
02 нет;
03 не знаю.
18. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?
(обведите нужную цифру против каждого утверждения)
да | нет | не знаю | ||
Наркотики употребляют сильные и талантливые люди | 1 | 2 | 3 | |
Наркотик делает человека свободным | 1 | 2 | 3 | |
Наркотики употребляют высоко нравственные люди | 1 | 2 | 3 | |
Наркотик избавляет от обыденности жизни | 1 | 2 | 3 | |
Наркотик помогает решать жизненные проблемы | 1 | 2 | 3 | |
Наркотики могут привести к заражению ВИЧ-инфекцией | 1 | 2 | 3 |
19. Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотики (внутривенно) ?
да;
нет (если нет, то переходите к вопросу №21);
не знаю.
В каком возрасте вы в первый раз употребили наркотики? _______________.
21. Употребляете ли Вы наркотики сейчас?
01 да, в виде курения;
02 да, в виде таблеток;
03 да, внутривенно;
04 да, в другом виде (каком?)
___________________________________________________________;
05 нет.
22. По Вашему мнению наркомания - это:
01 безвредная привычка, от которой можно легко избавиться;
02 вредная привычка, от которой трудно, но можно избавиться;
03 болезнь физическая и психическая;
04 возможность заразиться ВИЧ-инфекцией;
05 свой вариант (напишите)
_____________________________________________________________
23. Как Вы думаете, насколько наркотики опасны для здоровья человека?
01 очень опасны; 03 практически не опасны;
02 довольно опасны; 04 совсем не опасны.
24. Как Вы думаете, в каком возрасте можно начинать жить половой жизнью?
01 до 14 лет; | 04 18-19 лет; | |
02 14-15 лет; | 05 20 лет и старше; | |
03 16-17 лет; | 06 другое ____________________. |
25. Как Вы думаете, позволительно ли вступать в сексуальные связи до брака?
01 да, и в этом нет ничего предубедительного;
02 нет (если нет, то почему
_______________________________________________________);
03 не знаю.
26. Был ли у Вас первый сексуальный контакт?
01 да (в каком возрасте _____________);
02 нет (если нет, то переходите к вопросу №30).
27. Какое количество половых партнеров было у Вас за это время? _____________.
28. Пользовались ли Вы презервативом при последнем сексуальном контакте?
01 да; 02 нет; 03 не помню.
29. Можете ли Вы говорить со своим сексуальным партнёром об использовании презервативов:
01 да, могу; 02 нет, не могу; 03 не знаю.
30. Поощряете ли Вы своих друзей практиковать более безопасный секс:
01 да; 02 нет.
31. Достаточно ли вы информированы по проблеме ВИЧ/СПИД%
01 достаточно;
02 нуждаюсь в полной и подробной информации;
03 требуется информация по отдельным вопросам.
32. От кого Вы получили основную информацию по проблеме ВИЧ/СПИД:
(обведите одну нужную цифру по каждой проблеме)
01 от друзей; | |
02 от родителей; | |
03 от медицинских работников; | |
04 от учителей; | |
05 из печатных изданий; | |
06 из Интернета; | |
07 по телевидению; | |
08 из листовок, брошюр, буклетов. |
33. Из каких источников вы хотели бы получать информацию по проблеме ВИЧ/СПИД
дополнительно?
01 от друзей; | |
02 от родителей; | |
03 от медицинских работников; | |
04 от учителей; | |
05 из печатных изданий; | |
06 из Интернета; | |
07 по телевидению; | |
08 из листовок, брошюр, буклетов. |
Большое Спасибо за ответы!