Зависимость поведенческой культуры подростков от уровня информированности по проблеме СПИДА
p align="left">Лицом к лицу со СПИДом. Программный доклад об исследованиях Всемирного банка: Пер. с англ. - М.: Изд-во «Весь Мир», 1998. - 290 с.

Масоликов Н.Ю. Проблемы психосексуального развития и воспитания детей в современных условиях // Психологическая наука и образование. - 2000. - №4. - с.27-37.

Медведева И. Новые модели поведения? // Воспитание школьников. - 1998. - №5. - с.26-28.

Медицина, этика, религия и право: материалы конференции/ сост.В.И. Шамшурин. М.: Международный университет (в Москве). 2000. - 244 с.

Мнацаканян М.О. . Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность // Социологические исследования. М.: 2003. №2. с.22-23.

Молчанова Н.В. Социально-педагогическая деятельность по профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков // Молодёжь в XXI веке: Материалы Третьей региональной молодёжной научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. - с.112-114.

Момов В. Норма и мотив поведения // Вопросы философии, 1972, №8.

Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. Гл.3, §3. с.129-135.

Орлов Ю.Н. Половое развитие и воспитание. - М.: просвещение, 1993. - 240 с.

Орловский В.Г., Топчин Ю.А., Бочаров Е.Ф., Валихова С.С. Взгляд на проблему ВИЧ-инфекции/СПИДа, история и перспективы // ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания в Сибирском регионе. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 10-летию образования службы по профилактике и борьбе со СПИД в Российской Федерации. Барнаул, 1999. с.31-32.

Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение: Моногр. - М.: Высш. шк., 1990. - 176 с.

Пеньков О.В. СПИД: сущность и проблемы/ Беседа с 11-классниками // Биология в школе. 2002. №7. с.51-54.

Попов Ю.В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков // Саморазрушающее поведение у подростков.Л., 1991.

Попова Г. Выживи, взрослея. Я - барьер ВИЧ // Алтайская правда. - 1996. - №83 (20 апреля). С.2.

Резникова Т.П. Контрацептивное поведение молодёжи // Социологические исследования. - 2002. - №1. - с.131-135.

Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА•М, 1998. с.381.

Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. Изд-во «Наукова думка» Киев. 1976. с.21-48.

Самойлов А.П. Так называемый секс. - Л.: Лениздат, 1991. - 175 с.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Безрикова Л.В., Водзинская В.В., Докторова Л.Д. Академия наук СССР. Изд-во «Наука».Л. 1979. с.10-12.

Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово, 1999.92 с.

Социальное качество российской молодёжи на рубеже веков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика воспитательной работы в высшей школе» 21-23 марта 2000 года. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - 154 с.

Социологические исследования. - 2001. - №2. - с.83-87.

Султанов Л.В. Профилактика СПИДа как инвестиция в будущее // ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания в Сибирском регионе. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 10-летию образования службы по профилактике и борьбе со СПИД в Российской Федерации. Барнаул, 1999. с.173.

Султанов Л.В. Публикация тезисов как один из показателей научно-методического потенциала и форма сотрудничества специалистов учреждений // ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания в Сибирском регионе. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 10-летию образования службы по профилактике и борьбе со СПИД в Российской Федерации. Барнаул, 1999. с.178

Султанов Л.В., Литвинов М.В. К вопросу о повышении уровня информированности населения о проблеме ВИЧ-инфекции/СПИД // Актуальные проблемы ВИЧ-инфекции в Сибири. - Барнаул; Изд-во АГУ, 1995. - с. 209-213.

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М.: Стратегия, 1998.

Татунец Е.А. Опыт профилактической работы по вопросам ВИЧ/СПИДа врачей Тюменского областного центра клинической иммунологии среди учащихся средних школ г. Тюмени // ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания в Сибирском регионе. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 10-летию образования службы по профилактике и борьбе со СПИД в Российской Федерации. Барнаул, 1999. с. 205-207.

Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: ИНФРА, 1998.

Фомин Э.А., Фёдорова Н.М. Стратегии в отношении здоровья // Социологические исследования. М.: 1999. №11. с.35-40.

Ценности социальных групп и кризис общества / сб. статей под ред. Лапина Н.И. М, 1991.

Чернов А.С., Берзунова Е.М. СПИД и подростки: поиск эффективных инструментов для профилактики // ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания в Сибирском регионе. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 10-летию образования службы по профилактике и борьбе со СПИД в Российской Федерации. Барнаул, 1999. с.189-192.

Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М.: Логос, 2001. - 136.: ил.

Шаповалов С.В., Боровский И.В., Байтугаева С.А., Музафаева С.Н. Социологическая характеристика предпосылок возможного распространения ВИЧ-инфекции среди школьников // ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания в Сибирском регионе. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 10-летию образования службы по профилактике и борьбе со СПИД в Российской Федерации. Барнаул, 1999. с.107-108.

Шевелев А.С. СПИД - загадка века. - М.: Сов. Россия, 1988. - 144 с.

Шилова Л.С. Здоровье в системе ценностей личности // Отношение населения к здоровью/ Под ред. И.В. Журавлёвой. М.: Институт социологии РАН, 1993. Гл 3, с.51-63.

Шилова Л.С. Подростки и молодёжь в России - перспективные группы распространения социальных заболеваний // Здоровье и здравоохранение в условиях рыночной экономики/ Под ред.Л.С. Шиловой, Л.В. Ясной.М., 2000.

Шилова Л.С. Стресс, здоровье и изменение самосохранительного поведения населения Москвы за годы реформ // Россия: риски и опасности «переходного» общества/ Под ред.О.Н. Яницкого. Институт социологии РАН. - 2-е изд. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000. с.161-191.

Шилова Л.С. Трансформация женской модели самосохранительного поведения // Социологические исследования. М.: 2000. №11. с.134-140.

Шилова Л.С. Трансформация самосохранительного поведения // Социологические исследования. М.: 1999. №5. с.84-92.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет, 1995.

Ядов В.А., Семенова В.В. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998.596 с.

Яницкий М. С, Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Экспресс-информация по ВИЧ-инфекции в Алтайском крае на 25.04. 2004 год по данным Алтайского краевого центра по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями

Абсолютное число

Пол

Путь заражения

Возраст инфицированных

Всего

2004 год

М

Ж

Половой

Парентеральный при немедленном введении наркотиков

Внутрибольничный

Эпидрасследование продолжается

Перинатальный

2-14 лет

15-17 лет

18-19 лет

20-29 лет

30 лет и старше

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Всего:

3107

133

2346

761

304

2444

2

349

8

19

219

390

2001

478

Прибыло в Алтайский край с установленным диагнозом

32

24

8

5

19

1

7

1

1

6

20

4

Выявлено в Алтайском крае:

3075

133

2322

753

299

2425

1

342

8

18

218

384

1981

474

Умерло, в том числе СПИД - 6 человек

142

11

120

22

8

114

20

4

9

72

57

Кумулятивное количество ВИЧ - инфицированных беременных, выявленных в Алтайском крае, в том числе:

290

43

78

189

23

6

37

231

16

- беременность закончилась родами (в том числе мертворождённый ребёнок - 1);

166

18

58

97

11

3

21

136

6

- прервали беременность;

97

19

14

75

8

2

15

72

8

- состоит на «Д» учёте

27

27

6

17

4

1

1

23

2

Дети, рождённые от ВИЧ - инфицированных матерей (окончательный диагноз детям пока не установлен)

165

18

94

71

Дети, рождённые от ВИЧ - инфицированных матерей, с установленным диагнозом ВИЧ-инфекции

5

2

3

5

Рис.1 Распределение оценок уровня знаний подростков о ВИЧ-инфекции, СПИДе

Рис.2 Уровень осведомлённости подростков об основных путях инфицирования вирусом иммунодефицита

человека

Рис.3 Распределение ответов подростков по использованию способов

зашиты от ВИЧ-инфекции.

Рис.5 Основные доступные и приемлемые источники получения

информации по проблеме ВИЧ/СПИД.

Рис.6 Основные пути увеличения риска инфицирования вирусом иммунодефицита человека

Рис.8 Распределение возраста начала употребления наркотиков

Рис.12 Распределение величин рисков заражения ВИЧ-инфекцией

Рис.14 Основные стереотипы поведения в отношении ВИЧ -

инфицированных людей

Анкета для подростков по ВИЧ/СПИД

Дорогой друг!

На сегодняшний день тема распространения ВИЧ-инфекции стала актуальной не только для специалистов, работающих по данной проблеме, но и для самих подростков. Поэтому мы очень рады, что наша анкета попала именно к Вам, и Вы сможете помочь нам в работе по предупреждению дальнейшего уровня заболеваемости населения.

Анкета абсолютно анонимная, поэтому просим отвечать Вас как можно искренне. Это очень важно для нас.

Внимательно прочтите вопрос и все предложенные варианты ответов, обведите кружком подходящий Вам вариант или впишите свой.

Ваш пол: 01 мужской; 02 женский.

2. Ваш возраст: __________________

3. Выберите только правильные ответы:

01 ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека, который передаётся только от человека к

человеку;

02 ВИЧ - это последняя стадия СПИДа;

03 СПИД - это последняя стадия ВИЧ-инфекции, которая заканчивается смертельным

исходом.

4. Согласны ли Вы со следующими утверждениями, что вирус ВИЧ-инфекции:

(отметьте все правильные на Ваш взгляд ответы)

01 быстро погибает вне организма человека;

02 передается через кровососущих насекомых (комары, клопы и др.)

03 находится в воздухе и передается как грипп;

04 находится только в жидкостях человеческого организма (крови, сперме).

5. Как Вы думаете, можно ли заразиться ВИЧ-инфекцией:

(обведите нужную цифру против каждого утверждения)

да

нет

не знаю

В плавательном бассейне

1

2

3

При инъекции лекарств

1

2

3

Через сидение унитаза

1

2

3

При использовании общих игл при употреблении наркотиков

1

2

3

При поцелуе

1

2

3

При небезопасном половом контакте

1

2

3

При рукопожатии

1

2

3

При сдаче крови и переливании

1

2

3

6. Знаете ли вы как вести себя, чтобы не заразиться ВИЧ-инфекцией:

01 да;

02 нет.

7. На Ваш взгляд, можете ли Вы защитить себя от ВИЧ-инфекции:

(обведите нужную цифру против каждого утверждения)

да

нет

не знаю

Если совсем не заниматься сексом

1

2

3

Если использовать противозачаточные таблетки

1

2

3

Если использовать презервативы

1

2

3

Если избегать грязных мест общественного пользования

1

2

3

Если не употреблять наркотики

1

2

3

Если при инъекции использовать стерильные шприцы

1

2

3

8. Как Вам кажется, увеличивается ли риск заболеть СПИДом при:

(обведите нужную цифру против каждого утверждения)

да

нет

не знаю

Половом контакте с проститутками

1

2

3

Половом контакте с наркоманами

1

2

3

Половом контакте после употребления алкоголя

1

2

3

Групповом сексе

1

2

3

Общении с больным СПИДом

1

2

3

9. Ответьте, пожалуйста, боитесь ли Вы заразиться ВИЧ-инфекцией?

01 Да; 02 Нет; 03 Не знаю.

10. Как Вы думаете, насколько велик риск заражения ВИЧ-инфекцией у Вас?

01 Высокий риск;

02 Средний;

03 Низкий;

04 Риск отсутствует;

05 Затрудняюсь с ответом.

11. Представьте ситуацию, что Вы больны ВИЧ-инфекцией. Как бы Вы себя повели?

01 Рассказал бы всё родственникам и предупредил своего сексуального партнёра;

02 Держал бы всё в тайне, но не подвергал других опасности;

03 Держал бы всё в тайне и намерено распространял инфекцию («не всё мне одному

страдать»);

04 Другое __________________________________________________________________

_____________________________________________________________12. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы и выберите один нужный ответ:

(обведите нужную цифру против каждого утверждения)

Да

Нет

Не знаю

Если кто-нибудь из Ваших родственников заразится ВИЧ-инфекцией, станете ли Вы за ним ухаживать;

1

2

3

Если член Вашей семьи заразится ВИЧ-инфекцией, будете ли Вы держать эту информацию в тайне;

1

2

3

Могут ли учащиеся, больные ВИЧ-инфекцией, посещать занятия вместе с остальными ребятами;

1

2

3

Если кто-нибудь из преподавателей заразится ВИЧ-инфекцией, можно ли ему (или ей) в дальнейшем продолжать преподавание;

1

2

3

Будете ли Вы общаться с вновь познакомившимся человеком, зная, что у него ВИЧ-инфекция;

1

2

3

Если Вы узнаете, что продавец в магазине заразился ВИЧ-инфекцией, будете ли Вы продолжать покупать у него продукты.

1

2

3

13. Каково Ваше отношение к ВИЧ-инфицированным людям?

01 мне их жаль;

02 они сами виноваты в этом;

03 я отношусь к ним без предубеждений, так как сам не застрахован от заражения ВИЧ-инфекцией;

они мне противны, я их избегаю;

мне всё равно.

14. Ответьте, пожалуйста, есть ли связь между ВИЧ/СПИДом и поведением, образом жизни человека?

да (если есть, то какая:

_________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

нет;

не знаю.

15. Употребляете ли Вы алкоголь (пиво, вино, водка и т.д.): 01 да; 02 нет.

16. Слышали ли Вы о том, что такое наркотики: 01 да; 02 нет.

17. Есть ли среди Ваших друзей/знакомых те, кто на Ваш взгляд, употребляет наркотики?

01 да;

02 нет;

03 не знаю.

18. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

(обведите нужную цифру против каждого утверждения)

да

нет

не знаю

Наркотики употребляют сильные и талантливые люди

1

2

3

Наркотик делает человека свободным

1

2

3

Наркотики употребляют высоко нравственные люди

1

2

3

Наркотик избавляет от обыденности жизни

1

2

3

Наркотик помогает решать жизненные проблемы

1

2

3

Наркотики могут привести к заражению ВИЧ-инфекцией

1

2

3

19. Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотики (внутривенно) ?

да;

нет (если нет, то переходите к вопросу №21);

не знаю.

В каком возрасте вы в первый раз употребили наркотики? _______________.

21. Употребляете ли Вы наркотики сейчас?

01 да, в виде курения;

02 да, в виде таблеток;

03 да, внутривенно;

04 да, в другом виде (каком?)

___________________________________________________________;

05 нет.

22. По Вашему мнению наркомания - это:

01 безвредная привычка, от которой можно легко избавиться;

02 вредная привычка, от которой трудно, но можно избавиться;

03 болезнь физическая и психическая;

04 возможность заразиться ВИЧ-инфекцией;

05 свой вариант (напишите)

_____________________________________________________________

23. Как Вы думаете, насколько наркотики опасны для здоровья человека?

01 очень опасны; 03 практически не опасны;

02 довольно опасны; 04 совсем не опасны.

24. Как Вы думаете, в каком возрасте можно начинать жить половой жизнью?

01 до 14 лет;

04 18-19 лет;

02 14-15 лет;

05 20 лет и старше;

03 16-17 лет;

06 другое ____________________.

25. Как Вы думаете, позволительно ли вступать в сексуальные связи до брака?

01 да, и в этом нет ничего предубедительного;

02 нет (если нет, то почему

_______________________________________________________);

03 не знаю.

26. Был ли у Вас первый сексуальный контакт?

01 да (в каком возрасте _____________);

02 нет (если нет, то переходите к вопросу №30).

27. Какое количество половых партнеров было у Вас за это время? _____________.

28. Пользовались ли Вы презервативом при последнем сексуальном контакте?

01 да; 02 нет; 03 не помню.

29. Можете ли Вы говорить со своим сексуальным партнёром об использовании презервативов:

01 да, могу; 02 нет, не могу; 03 не знаю.

30. Поощряете ли Вы своих друзей практиковать более безопасный секс:

01 да; 02 нет.

31. Достаточно ли вы информированы по проблеме ВИЧ/СПИД%

01 достаточно;

02 нуждаюсь в полной и подробной информации;

03 требуется информация по отдельным вопросам.

32. От кого Вы получили основную информацию по проблеме ВИЧ/СПИД:

(обведите одну нужную цифру по каждой проблеме)

01 от друзей;

02 от родителей;

03 от медицинских работников;

04 от учителей;

05 из печатных изданий;

06 из Интернета;

07 по телевидению;

08 из листовок, брошюр, буклетов.

33. Из каких источников вы хотели бы получать информацию по проблеме ВИЧ/СПИД

дополнительно?

01 от друзей;

02 от родителей;

03 от медицинских работников;

04 от учителей;

05 из печатных изданий;

06 из Интернета;

07 по телевидению;

08 из листовок, брошюр, буклетов.

Большое Спасибо за ответы!

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты