Зависимость поведенческой культуры подростков от уровня информированности по проблеме СПИДА
. Особая подверженность инфицированию в среде молодых людей (особенности поведения).

2. Если провалится ВИЧ-профилактика среди подростков, которая в нашей стране составляет более 30%, государство будет поставлено перед ещё более серьёзной проблемой, где самой острой является вымирание взрослого населения от СПИДа.

3. Именно молодые люди, находящиеся на жизненной стадии эксперимента, наиболее открыты для новой информации, они в силах сделать своё поведение безопасным и адаптироваться к сложным условиям современного мира.

Философия предупреждения ВИЧ-инфекции должна признавать важность снижения риска, даже если его нельзя полностью устранить. Если санитарное просвещение будет проводиться правильно и интенсивно, прогнозируемое число случаев ВИЧ-инфицированных подростков может быть уменьшено почти в 2 раза. Только просвещение каждого подростка в отдельности и человечества в целом может сдвинуть решение проблемы ВИЧ/СПИДа с мёртвой точки.

Для эффективной борьбы с ВИЧ-инфекцией среди подростков необходима информация по поведенческой культуре подростков. Как они ведут себя в той или иной ситуации, чтобы защититься (использование презервативов) или наоборот подвергнуть себя возможности заражения ВИЧ-инфекцией (наркомания, практика беспорядочных половых связей).

Чтобы разобрать поведенческую культуру подростков необходимо детально рассмотреть такие её составляющие как поведенческую культуру, направленную на защиту своего здоровья (самосохранительный тип поведения); поведенческую культуру, направленную на непричинение вреда здоровью других людей (забота о своём сексуальном партнёре, друзьях, сверстников); поведенческую культуру, связанную с отношением к больным ВИЧ/СПИД (уважение прав и достоинств ВИЧ-инфицированных).

2.2. Поведенческая культура, направленная на сохранение своего здоровья

Начиная со второй половины 20 века, в мире наблюдаются существенные изменения в оценке роли здоровья в жизни каждого человека и общества. Важным показателем здоровья как элемента качества жизни является уровень самодетерминации поведения, то есть ответственного отношения к сохранению и поддержанию людьми своего здоровья. В этом смысле здоровье выступает как реальный человеческий ресурс, которым можно по-разному распорядиться с неодинаковыми результатами [67, с.38].

Зафиксирована несформированность сознательного, самодетерминирующегося поведения по отношению к здоровью как базовой ценности, предопределяющей возможности (успешность) жизненного пути человека. Отчётливо проявившееся осознание неудовлетворённости имеющимся потенциалом здоровья как жизненным ресурсом практически у всех основных социальных групп населения не сопровождается формированием и реализацией особой культуры поведения, ориентированной на повышение, укрепление и сохранения потенциала здоровья [67, с.40].

Всё более актуальной становится проблема здоровья подростков. Её острота порождена тенденцией распространённости опасного поведения в отношении своего здоровья, характеризующегося снижением возраста начала употребления психоактивных веществ и дебюта сексуальной жизни. Подростковому возрасту свойственны преувеличенные представления о резервах своего организма, своих физических возможностях, неадекватный оптимизм в отношении здоровья в будущем. Именно поэтому они не задумываются об опасных последствиях поведения, которые могут привести к заражению ВИЧ-инфекцией [28, с.34].

Существует набор ставших уже традиционными показателей, характеризующих отношение подростка к своему здоровью [20, с.46]:

Самооценка здоровья.

Медицинская информированность о ВИЧ-инфекции, СПИДе.

Место здоровья в системе жизненных ценностей.

Наличие у подростка привычек, связанных с курением, употреблением алкоголя и наркотиков.

Установки на безопасное сексуальное поведение.

В настоящее время за счёт подростковой возрастной группы наиболее быстрыми темпами распространяются наркомания, ВИЧ-инфекция, инфекции, передающиеся половым путём, вирусные гепатиты В и С.

Подростки, соприкасаясь с криминальным миром, приобщаются ко всем особенностям его жизни: начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики. Они раньше своих сверстников вступают в половую жизнь, к которой нередко приобщаются через насилие, чаще подвержены риску заражения социальными болезнями.

Огромное влияние на формирование индивидуальной модели сексуального поведения оказывает культура, в которой воспитывается подросток. Культура через систему моральных норм направляет развитие сексуального влечения и любви, формирует конкретные планы и программы полового поведения [70, с.26].

Весьма важно отметить, что половое поведение характеризуется ярко выраженным половым деморфизмом, который является результатом сложного процесса половой дифференциации и половой идентичности ребёнка.

Как показал И.С. Кон, «культура не просто запрещает или разрешает те или иные проявления сексуальности, она определяет их социальную, этическую и эстетическую ценность» [70, с.27]. Культура регулирует нормы полового поведения, при этом, имеют место разные нормы сексуального поведения для мужчин и женщин (существует двойной стандарт поведения).

Начав употреблять наркотики, подростки не заботятся о безопасности их введения, так как у них не сформированы качества и навыки, позволяющие беспокоиться о своей безопасности. Во время приёма наркотиков контроль за своими поступками у них особенно снижается.

Таким образом, особенности подросткового возраста с характерными для него неразвитым чувством опасности, зависимостью от групп сверстников, поиском новых ощущений и склонностью к риску при низкой информированности о последствиях становятся факторами риска наркомании и ассоциативных заболеваний (ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путём) [28, с.37].

Значение поведения в структуре факторов, формирующих здоровье населения, в последние десятилетия резко возросло. Помимо общепринятого утверждения об обусловленности наиболее распространённых заболеваний особенностями образа жизни, а, значит, и поведением человека, особую актуальность поведенческий фактор приобрёл в связи с огромным ростом подверженности людей болезням, передающимся половым путём. Эта проблема становится всё более острой для различных возрастных групп, но более всего - для молодёжи и подростков [22, с.66].

Поведение подростков, направленное на сохранение своего здоровья, называется самосохранительным (охранительное, витальное, здоровьесохранительное).

«Самосохранительное поведение» разрабатывается в Институте социологии РАН с 1985 года. В основе изучения самосохранительного поведения лежит исследование ценностно-мотивационной структуры личности и ценности здоровья в этой структуре [20, с.15]. Непосредственно изучением самосохранительного поведения в сфере проблемы ВИЧ/СПИД занимаются Журавлёва И.В., Шилова Л.С.

Характер самосохранительного поведения может быть как позитивным, так и негативным. Позитивное - направлено на сохранение и укрепление здоровья (использование презервативов, избегание беспорядочных половых связей, использование одноразовых шприцев при введении лекарств), а негативное - на его разрушение (наоборот, беспорядочные половые связи, пренебрежение презервативами, использование одной иглы при групповом введении наркотиков). Негативное может выражаться в осознанных действиях (когда здоровьем жертвуют ради достижения какой-то цели, например, получения удовольствия) или неосознанных (поведение человека при плохой информированности о симптомах заболеваний, о влиянии вредных привычек) [20, с.16].

Даже проживающие в одной семье подростки (например, братья и сестры), чаще всего имеют разное здоровье и по-разному к нему относятся и сохраняют его. И эго определяется различиями самосохранительного поведения: наличием или отсутствием вредных привычек, разным уровнем информированности и грамотности относительно рисков в сфере здоровья, ценности здоровья и степени активности для его поддержания. С другой стороны, находясь в неблагоприятных для здоровья условиях, подросток может за счет культуры своего самосохранительного поведения уменьшить или избежать заражения ВИЧ-инфекцией или приобщения к наркотикам.

Смысл самосохранительного поведения заключается в том, какие попытки будут предприняты подростками, чтобы избежать заражения ВИЧ-инфекцией.

Культура самосохранения ставит здоровье на высочайший уровень в личностной структуре жизненных ценностей, определяет активность в отношении к здоровью, исключение из жизни факторов риска заболевания ВИЧ-инфекцией через грамотность и информированность [75, с.163].

В настоящее время стратегия государственного здравоохранения опирается на раннее информирование подростков о ВИЧ-инфекции/СПИДе, на её предотвращение, формирование правильной сексуальной культуры поведения, предотвращение наркотизации и алкоголизации подростков. Всё это подтверждается программами государственного значения, направленными на предупреждение заболеваемости ВИЧ-инфекцией/СПИДом среди подростков, охват которых ещё не очень велик.

Это более эффективно, чем лечение уже развившегося заболевания, так как СПИД - это смертельно опасная болезнь.

Формирование культуры самосохранения среди подростков в области проблемы ВИЧ/СПИД, должно являться одной из постоянных целей социальной политики государства.

2.3. Поведенческая культура, направленная на непричинение вреда здоровью других людей

Нет никакого сомнения в том, что на данный момент просвещение подростков по вопросам ВИЧ-инфекции - лучший способ предотвращения этой болезни. Просвещение должно давать ясную, правдивую и точную информацию о том, какое влияние оказывает ВИЧ-инфекция на жизнь каждого человека и на здоровье общества в целом. Как нужно вести себя со своим сексуальным партнёром, от каких вредных привычек нужно избавиться, во избежание заражения ВИЧ-инфекцией.

Подростки не могут вести себя ответственно, если они не обладают достаточными знаниями и не имеют навыков принятия решений, необходимых для того, чтобы действовать благоразумно. Подросток не может осознавать последствий своего поведения, если не будет знать, каковыми могут оказаться эти последствия.

Подростки в свой возраст экспериментов, пытаются узнать как можно больше информации, перечувствовать как можно больше эмоций. Они без отказа могут попробовать сначала алкоголь, сигарету, а затем и наркотики (для сравнения). В дальнейшем подросток уже не будет отказываться от наркотика, так как он приносит большое удовольствие, и ему будет всё равно - заразится он ВИЧ-инфекцией или нет. И естественно ему будет не интересно, что станет с его друзьями, с которыми он вместе колится из одного шприца.

Половое поведение, для которого характерно пренебрежение средствами защиты от ВИЧ-инфекции, беспорядочные и множественные половые связи, вызывают угрозу не только для здоровья самого подростка, но и для здоровья своего сексуального партнёра.

Некоторые социальные нормы не поощряют те особенности поведения, которые приводят к передаче ВИЧ-инфекции, в то время как другие могут способствовать опасному поведению или вызывают у подростков нежелание придерживаться более безопасного поведения [39, c.104].

Интерес и риск приводит подростка к смене большого числа сексуальных партнёров. При этом не каждая половая связь сопровождается применением презервативов. Это может быть в следствие либо забывания, либо нежелания им воспользоваться, либо простого смущения говорить о применении презерватива со своим партнёром.

Сексуальный консерватизм может являться одним из лучших способов защиты от ВИЧ-инфекции на уровне общества, тем не менее, соблюдение моральных норм никогда не бывает всеобщим. Эпидемия ВИЧ-инфекции может, тем не менее, начаться, и консерватизм может в результате проявиться в презрении к людям, которые были инфицированы или принадлежат к социальным группам, ассоциирующимся с опасным поведением, что затрудняет мероприятия среди них, связанные с пропагандой более безопасного поведения [39, с.105].

Несмотря на возраст, современные подростки владеют значительной информацией и определённым жизненным опытом.

Тем не менее, многие хорошо осведомлённые подростки, которые обладают навыками и умениями в плане уменьшения риска и осознают все опасности, будут продолжать практиковать опасное поведение.

Многие не знают, инфицированы ли их партнёры или нет, или даже о степени настоящего или прошлого опасного поведения партнёра.

Здесь существует двусторонняя связь в отношениях. Это возможность и самому заразиться и, если болен ты сам (но не знаешь об этом, или знаешь, но преднамеренно это делаешь), то заразить своего сексуального партнёра.

Действующее уголовное законодательство Российской Федерации в отношении ВИЧ-инфицированных носит карательный характер. Уголовная ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией предусмотрена статьёй 122 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая состоит из трёх самостоятельных составов [42, с.118].

Проблема применения этой статьи заключается в том, что в настоящее время в доктрине российского уголовного права нет единого мнения в отношении форм вины этого преступления. ВИЧ-инфекция представляет собой огромную опасность для общества и это делает необходимым введение уголовной ответственности за поставление в опасность заражения и за заражение ВИЧ-инфекцией, но при этом необходим дифференцированный подход к квалификации деяний - ведь заражение может наступить и в случае некачественных презервативов, и умышленно (с использованием заражённой крови). Больные заведомо ставятся в неблагоприятное положение, подвергаются остракизму.

Поэтому забота о партнёре, пропаганда безопасного полового поведения среди своих друзей и знакомых может защитить самого подростка от заражения ВИЧ-инфекцией.

2.4. Поведенческая культура, связанная с отношением к больным

ВИЧ/СПИДом

На всём протяжении существования ВИЧ-инфекции больные ВИЧ/СПИДом подвергаются стигматизации со стороны здоровых людей.

Стигма - это ситуация индивида, который лишён права на полное социальное понятие. Стигматизация, по Крокеру и Мейер, связана с негативными стереотипами, предубеждениями в отношении некоторых социальных категорий. В её основе лежит страх заболеть смертельной, мало изученной болезнью. Для больных ВИЧ/СПИД (маргинальных по отношению к морали гомосексуалистов, проституток, наркоманов) это уже вторичная стигматизация. [6, с.211].

Реализация и защита прав человека - одна из глобальных проблем современности. Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства (статья 2).

Если подходить к этой проблеме в контексте ВИЧ/СПИДа, то можно отметить, что наличие благоприятных условий для соблюдения прав человека позволяет понизить степень уязвимости к ВИЧ/СПИДу, даёт возможность инфицированным ВИЧ или больным СПИДом лицам вести достойную жизнь без какой бы то ни было дискриминации и смягчает негативное воздействие ВИЧ-инфекции на человека и общество [42, с.116].

В современном мире ширится осознание того, что без здоровья населения невозможно обеспечить необходимый уровень защиты прав человека в конкретной стране. Тем не менее, дискриминация по признаку наличия заболевания остаётся одним из самых распространённых видов дискриминации на всех континентах земного шара. Наличие такого заболевания, как ВИЧ-инфекция и СПИД влечёт за собой определённые медицинские, этические и, что особенно важно, правовые последствия.

ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом нуждаются в защите от дискриминации при получении медицинской помощи (им необходимо особое, специфическое лечение), образования, устройстве на работу, создании семьи. Сегодня ВИЧ-инфицированные в России лечатся только в СПИД-центрах (но не все регионы располагают таковыми), что лишает их права на выбор врача, получение квалифицированной медицинской помощи в случае развития сопутствующего заболевания. Наличие специальных лечебных учреждений не позволяет гарантировать тайну диагноза, что в свою очередь порождает трудности с трудоустройством, получением образования [42, с.118]. Хотя сегодня существует множество учреждений, где можно обследоваться анонимно.

На адекватное отношение подростков к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом оказывают большое влияние воззрения родителей и родственников подростков, учителей в школе. В зависимости от того на какой ступени находится их нравственная планка, как они сами будут относится к больным, такое же отношение они будут «навязывать» и своим детям, знакомым, ученикам. Поэтому родители и учителя должны быть информированы на высоком уровне по этой проблеме, так как являются агентами социализации подростков.

Труднее в этом отношении обстоит дело со сверстниками, так как они находятся в одинаковом положении и могут ложно информировать друг друга о ВИЧ-инфекции, о путях её распространения.

С точки зрения формирования навыков безопасного поведения и социальных установок на здоровый образ жизни в подростковой среде, на их отношение к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом, особое значение имеет продукция СМИ, обращённая к молодым людям, которые, проводя значительное время перед экранами телевизоров, нередко копируют модели небезопасного сексуального общения и способы проведения свободного времени с расслабляющими наркотиками [18, с.8].

Проблема дискриминации ВИЧ-инфицированных больных является достаточно широко освещённым в прессе вопросом, однако, иногда сами журналисты способствуют формированию негативных стереотипов.

Немалая часть статей о ВИЧ/СПИДе начинается громкими заголовками, как, например, «Спидоносцы, рассчитайтесь! », или «ВИЧ-инфицированные дети будут жить в обычных детдомах». Всё это усиливает страх среди подростков, способствует развитию негативных предрассудков, ведущих к насилию, покушениям, беспочвенным оскорблениям и унижениям.

Среди терминов, описывающих людей, больных ВИЧ/СПИДом, в статьях приводилось противопоставление ВИЧ-инфицированных детей «нормальным» или «обычным», использовались обращения «горе-матери», «проститутки» к матерям, инфицированным ВИЧ, что предполагает пренебрежительное отношение и носит ярко выраженный дискриминационный характер, нарушающий права и свободы человека и гражданина, и преследуемый по закону согласно статьи 17 и 24 ФЗ №38 от 30 марта 1995 года «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека».

Описывая людей с ВИЧ/СПИД в терминах «мученик», «жертва», «невинный», журналисты способствуют формированию ошибочных представлений [18, с.10]. Во-первых, абсолютно любой человек может быть инфицирован. Сегодня ясно, что в контексте эпидемии уже не существуют групп риска, а есть рискованное поведение, результатом практики которого может стать заражение.

Во-вторых, описание человека при помощи слова «жертва» предполагает его беспомощность и вызывает жалость, что рассматривается многими людьми со СПИД и ВИЧ, пытающимися противостоять вирусу и вести нормальную жизнь, как оскорбление.

В-третьих, люди со СПИД не обязательно являются постоянно больными, и поэтому неправильно описывать их с помощью термина «мученики».

На страницах газет можно встретить рассуждения о принудительном лечении больных ВИЧ/СПИДом или об изоляции их от общества. Практика и наука не даёт научно обоснованных подтверждений эффективности подобных методов. Опыт тех стран, где на первых порах такие меры практиковались показывает, что они [18, с.11]:

- представляют собой нерациональную растрату людских и финансовых ресурсов и, в плане профилактики заболевания.

- противоречат основным правам человека, и, следовательно, не только правам тех, кто инфицирован, но и правам каждого гражданина.

- препятствуют созданию служб поддержки, консультирования и защиты здоровья людей, чьё поведение связано с повышенным риском заражения.

- увеличивают уровень стигматизации и страха, как среди тех, кого проблема СПИДа касается непосредственно, так и общества в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты