Деловая риторика

более строгий вариант литературного языка.

Доминирующие черты разговорного стиля - неполнота выражения и

эмоциональность - обусловлены «устностью» контакта, цель которого - обмен

впечатлениями, сведениями. Язык данного стиля отличается употреблением

разговорных слов и выражений, эмоционально - оценочных лексем (вечерка,

сгущенка, светленький, домик, я тебе уеду). Предложения разговорной речи

простые, неполные, нераспространенные.

Функциональные стили реализуются в соответствующих речевых жанрах.

Так, к научному относится статья, реферат, монография, к разговорно -

бытовому - разговор, беседа, спор и т. д.

ВОПРОСЫ

1.Чем различаются понятия «устная» и «разговорная речь»?

2.Назовите языковые признаки функциональных стилей.

3.Охарактеризуйте основные элементы композиции текста.

4.Подумайте, каким из методов изложения материала вы чаще пользуйтесь

при составлении текстов?

5.Чем отличается доказывание от убеждения?

ЗАДАНИЯ

1.Определите, в каком из писем (жанр разговорной речи) используются

характерные признаки книжного стиля:

а) «Дорогая Любаня! Вот уже и весна скоро, в скверике, где мы с тобой

познакомились, зазеленеют листочки. А я люблю тебя по - прежнему, даже

больше. Когда же наконец наша свадьба, когда мы будем вместе? Напиши, жду с

нетерпением. Твоя Вася»;

б) «Уважаемый Василий! Действительно, территория сквера, где мы

познакомились, в ближайшее время зазеленеет. После этого можно будет

приступить к решению вопроса о бракосочетании, так как время года весна

является порой любви. Л. Буравкина».

2.Подберите «аргументы к человеку», чтобы доказать утверждение:

«Смешение стилей, неуместное использование книжных либо разговорных

языковых средств ведет к речевой ошибке».

3.Перечислите слова, относящиеся к вашей будущей профессии, бытующие

в разных стилях языка.

4.Составьте текст о своей будущей профессии в разговорном, официально

- деловом, научном, публицистическом стиле.

5.Представьте в виде схемы или таблицы соотношение речевых жанров

делового общения (приветственная речь, переговоры, доверенность и т. д.) и

функциональных стилей.

6.Сделайте стилистический анализ текстов по плану: 1)Характеристика

ситуации общения (условия и задачи речи); 2)Основные стилевые черты;

3)Языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические,

синтаксические); 4)Определение стиля и речевого жанра.

а) «Язык А. И. Солженицына лингвисты считают новой эпохой в языковой

эволюции, ставят реформаторскую деятельность художника в один ряд с

новаторским творчеством М. В. Ломоносова и А. С. Пушкина. Литературные

нормы, как правило, «добываются» путем наблюдений над словоупотреблением

известных, талантливых писателей, способных влиять на развитие языка. А. И.

Солженицын - авторитетнейший художник, обостренно воспринимающий историю и

современность, находящийся в непрестанном поиске духовных, нравственных,

философских основ бытия. Таким образом, актуальность реферируемой

диссертационной работы обусловлена значением попытки сознательного

вмешательства крупного мастера в жизнь языка, а также недостаточной

изученностью важного в общетеоретическом плане явления лексического

потенциала. Исследование языковых идеалов писателя необходимо и потому, что

оно открывает возможность постигнуть глубины его творчества».

б) «Объективности ради надо сказать вот о чем. Жизнеспособное слово

не может быть создано механически (хотя бы и в полном соответствии с

нормами языка с тенденциями его развития). Все дело в том, как это слово

будет воспринято говорящими и пишущими, как выдержит испытание временем и

общественной языковой оценкой. Только тогда «языковое расширение» из

индивидуальной авторской программы способно превратиться в подлинную

политику языкового преобразования, возрождения, реформирования. Такие мысли

у меня возникают при чтении работы ...» (Из речи доктора филологических

наук, профессора Л. И. Скворцова).

в) « писано 27 мая 99, будет

отправлено через неделю

Глубокоуважаемая Светлана Владимировна! Ваша статья «О лексическом

расширении А. И. Солженицына» получена и находится у меня, редактора отдела

«Язык художественной литературы» Юрия Ивановича Семикоза. Давать ее мы

обязательно будем, но, пожалуйста, наберитесь терпения. Идет «пушкинский»

год, образовалась цепочка обиженных, обойденных авторов. А посему - не

раньше первой книжки будущего года. Если учесть, что сегодня, в четверг 27

мая, прошла редколлегия по нашему пятому номеру, то не за горами, прости

Господи, последний шестой, а там уж, не взирая на припозднившиеся лето,

закружат снега, метели... Печатают «Русскую речь» не спеша, в производстве

мы полных четыре месяца...»

7)Укажите какие из определений относятся к языку, речи, речевой

деятельности, тексту?

1)Любое речевое произведение.

2)Система единиц и правила их функционирования.

3)Процессы говорения и понимания.

4)Система знаков, выражающих идеи.

5)Всякое словесное сообщение.

6)Внешняя сторона, форма текста.

7)Устное или письменное словесное произведение.

8)Совокупность работ человеческого организма, создающая речь.

9)Инвентарь единиц и правила их применения.

10)Организованная последовательность единиц языка.

11)Система для словесного выражения мысли.

12)Процесс производства и восприятия текстов.

13)Устройство, «механизм» для производства текстов.

14)Предметный результат процесса говорения.

15)Линейная цепочка языковых единиц.

16)Словарь и грамматика.

17)Система категорий, извлекаемых из речи, управляющих речью.

18)Язык в действии.

19)Результат коммуникативного акта.

20)Главное средство человеческого общения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Барлас Л. Г. Русский язык. Стилистика М. , 1978.

2.Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М. , 1988.

3.Кожина М. А. Стилистика русского языка. - М. , 1993.

4.Одинцов В. В. Стилистика текста. - М. , 1980.

5.Солганик Г. Я. Русский язык. Стилистика. - М. , 1995.

6.Солганик Г. Я. Стилистика текста. - М. , 1997.

7.Чуковский К. И. Живой как жизнь. - М. , 1966.

4.ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

(1.Понятие о литературном языке

Русский национальный язык представляет собой совокупность

разнообразных явлений, таких, как литературный язык, территориальные и

социальные диалекты (жаргон), просторечие. Литературный язык - исторически

сложившаяся высшая форма национального языка, обладающая богатым

лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой

системой стилей. Это язык образцовый, нормированный, описанный грамматиками

и словарями. Территориальные диалекты (местные говоры) - язык ограниченного

числа людей, живущих на одной территории. Жаргон - речь отдельных

профессиональных, сословных, возрастных групп. Просторечие - это язык

малообразованных, в основном городских жителей, характеризующийся

отклонением от литературных норм.

Литературный язык обслуживает такие сферы человеческой деятельности,

как политика, культура, наука, делопроизводство, законодательство,

официальное и неофициальное общение, словесное искусство. Человек может в

равной степени владеть двумя или более формами языка (например,

литературным языком и диалектом, литературным языком и просторечием),

пользоваться ими в зависимости от условий. Это явление получило название

диглоссии.

Главный признак литературного языка - нормированность. Норма - это

единообразное, общепринятое употребление элементов языка, правила их

использования в определенный период. Нормы не выдумываются учеными, а

отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке,

поддерживаются речевой практикой. К основным источникам нормы относятся

произведения писателей, язык средств массовой информации, общепринятое

современное употребление, научные исследования лингвистов.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и

общепонятность, защищают его от потока диалектной речи, социальных

жаргонов, просторечия. Однако языковые нормы постоянно изменяются. Это

объективный процесс, не зависящий от воли и желания отдельных носителей

языка. По мнению исследователей, данный процесс активизировался в последние

десятилетия в связи с социальными преобразованиями. В переломную эпоху

существенно изменяется логосфера, т. е. речемыслительная область культуры,

что, в свою очередь, свидетельствует о переменах в общественном сознании

языкового коллектива. Изменения определяются новой установкой: «При

демократии можно все!» Однако раскрепощенность как черта современного

языкового вкуса осуществляется параллельно со стремлением к «вокнижению», к

изощренности речи, что выражается прежде всего в широком использовании

заимствованной специальной лексики (лизинг, холдинг, риэлтор и т. д.).

В пределах литературной нормы существуют варианты (книжные,

разговорные), один из них является предпочтительным. Эти объективные

колебания нормы обычно связаны с развитием языка. Варианты являются

переходными ступенями от устаревающей нормы к новой. Например, уставный,

маркетинг и уставной, маркетинг (разговорные); в отпуске и в отпуску

(разговорное).

Норма проявляется на всех уровнях языковой системы:

|Устная речь |Письменная речь |

|Орфоэпическая |Орфографическая, пунктуационная |

|словообразовательная |

|лексическая |

|морфологическая |

|синтаксическая |

Норма - центральное понятие теории культуры речи.

(2.Культура речи и речевая культура

Известный лингвист Е. Н. Ширяев так определяет понятие «культура

речи»: «Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых

средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных

языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в

достижении поставленных коммуникативных задач [5, с. 57]. Наука,

занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по

умелому пользованию языком, также называется культура речи. Она содержит в

себе три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный, этический.

Качественная оценка высказывания с точки зрения культуры речи предполагает

ответы на вопросы:

1.Является ли речь правильной, построена ли по литературным нормам?

2.Является ли речь «хорошей», уместной в определенной ситуации,

действенной, искусной?

3.Соответствует ли речь правилам этики общения (речевому этикету)?

Культура речи - часть более широкого понятия - речевой культуры,

которая, в свою очередь, входит в культуру речевой деятельности, общения, в

общую гуманитарную культуру.

По мнению В. Е. Гольдина и О. Б. Сиротининой, речевая культура

«включает в себя язык, формы воплощения речи, совокупность общезначимых

речевых произведений на данном языке, обычаи и правила общения, соотношение

словесных и несловесных компонентов коммуникации, закрепление в языке

картины мира, способы передачи, сохранения и обновления языковых традиций,

языковое сознание народа в бытовых и профессиональных формах, науку о

языке» [6, с. 413-414].

Существует 4 типа речевой культуры носителей литературного языка.

Элитарная - эталонная речевая культура, означающая свободное владение

всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присуще

строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.

Среднелитературная характеризуется неполным соблюдением норм,

чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями

этой речевой культуры является большинство образованных горожан;

проникновение ее в некоторые современные средства массовой информации,

художественные произведения способствует широкому распространению.

Литературно - разговорный и фамильярно - разговорный тип объединяет

тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно -

разговорный отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью

речи, что сближает его с просторечием. Используется «ты - обращение» вне

зависимости от возраста собеседника и степени знакомства с ним.

Риторика в своих ценностных рекомендациях всегда опиралась на

элитарную культуру. К овладению ей должны стремиться участники современного

делового общения.

(3.Правильность речи

Правильность речи - это соблюдение действующих норм русского

литературного языка.

Говорящий должен владеть литературным произношением и ударением, то

есть знать орфоэпические правила. Рассмотрим некоторые трудности

звукоупотребления и ударения.

1.Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [о],

обозначенный буквой «е», иногда ошибочно подменяют ударным [э], или

наоборот.

|Произносится [э] |Произносится [о] |

|Афера |белесый |

|Бытие |желчь |

|Гренадер |завороженный |

|Истекший |заселенный |

|Опека |маневры |

|Оседлый |новорожденный |

2.В связи с тем, что в русском языке действует тенденция к

приспособляемости звукового облика заимствованных слов с «е» после твердого

согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся теперь с мягким

согласным перед «е». Другие сохраняют твердый согласный.

|Твердое произношение |Мягкое произношение |

|Альтернатива |брюнетка |

|Антенна |бенефис |

|Бизнес |бухгалтерия |

|Бестселлер |герцог |

|Генетический |деканат |

|Демиург |декада |

|Диспансер |дезинфекция |

|Индексация |депеша |

|Компьютер |камердинер |

|Кодекс |компетенция |

|Кредо |прогресс |

|Менеджер |претензия |

|Модель |пресса |

|Продюсер |термин |

|Рейтинг |терминал |

|Сервис |техас |

|Стресс |текст |

|Тезис |шинель |

|Тест |экспресс |

|Тенденция |юриспруденция |

|Энергия | |

3.Звонкие согласные в абсолютном конце слова оглушаются: акциз [с],

лизинг [к], киборг [к], демиург [к].

4.Произношение сочетания чн как [шн] требуется в женских отчествах на

- ична: Ильинична, Никитична, Кузьминична и других, а также в словах:

конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, очечник.

5.Сочетание «жд» в слове «дождь» и производственных от него может

быть двояким: [жд(] или [шт(].

6.Не ошибайтесь в ударениях! Аудит, августовский, агент, алфавит,

апостроф, асимметрия, баловать, блокировать, бомбардировать, бюрократия,

вероисповедание, гастрономия, генезис, газопровод, грейпфрут, добыча,

договор, донельзя, дремота, духовник, еретик, житие, завсегдатай, заговор,

закупорить, звонить, избалованный, исповедание, исподволь, исчерпать,

иконопись, камбала, каталог, колледж, квартал, квашение, кладовая, клала,

красивее, кухонный, кета, кулинария, лубочный, маркетинг, маркировать,

мастерски, менеджмент, мизерный, мытарство, намерение, некролог,

нормировать, нефтепровод, обеспечение, обетованный, облегчить, оптовый,

откупорить, парфюм, пасквиль, пиццерия, подростковый, поутру,

предвосхитить, премирование, пломбировать, принудить, раджа, рэкетир,

свекла, сосредоточение, средство, столяр, таможня, творог, толика, тяжба,

тефтели, углубить, украинский, умерший, уставный (фонд), феномен,

ходатайствовать, холеный, христианин, цемент, щавель, экзальтированный,

языковой (относящийся к словесному выражению мыслей).

Часто речевые ошибки связаны с нарушением грамматических норм:

морфологические требуют правильного образования грамматических форм слов

разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное построение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты