Деловая риторика

фактором технологического процесса производства, бизнеса.

Устные виды делового общения подразделяются на монологические и

диалогические. К монологическим относятся:

-приветственная речь;

-торговая речь (реклама);

-информационная речь;

-доклад (на заседании, собрании).

Жанры, основанные на диалоге, - это:

-разговор;

-беседы;

-интервью;

-переговоры;

-дискуссия;

-совещание (собрание);

-пресс-конференция.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные

документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и

объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение,

инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и

другие.[1]

ВОПРОСЫ

1.Каковы предпосылки зарождения риторики?

2.В чем состоит основная задача древнегреческого ораторского

искусства?

3.Назовите известных вам теоретиков красноречия.

4.Чем отличаются понятия риторики в узком и широком смыслах?

5.Что сохранилось в неориторике от традиционной науки о красноречии?

6.Чем вызван ренессанс отечественной и зарубежной теории ораторского

искусства в XX веке?

7.Какие качества вы отнесли бы к «природным дарованиям» оратора?

8.Согласны ли вы, что обучение по вузовским дисциплинам формирует

риторические навыки? Какие рекомендации преподавателей явились наиболее

ценными для вас?

9.Назовите предмет и объект изучения деловой риторики.

10.В чем отличие делового общения от обыденного (неформального)?

11.Назовите основные функции служебного этикета, проиллюстрируйте их

существование примерами.

12.Как вы думаете, можно ли с помощью этикета «измерить» отношения

между людьми: далекие или близкие, равные или неравные, дружеские или

натянутые?

ЗАДАНИЯ

1.Используя словари и энциклопедии, («Русский язык. Энциклопедия» (М.

, 1998), «Языкознание. Большой энциклопедический словарь» (М. 1998),

Ахманова О. С. «Словарь лингвистических терминов» (М. , 1966), определите,

что обозначают понятия, связанные с неориторикой: коммуникация,

функциональный стиль, языковая политика, теория текста, психолингвистика.

2.Составьте таблицу, отражающую связи риторики с другими научными

дисциплинами.

3.Подготовьте речь, рассчитанную на 3 минуты, о важности знаний по

риторике, о необходимости умения говорить публично и выступите с ней в

учебной группе.

4.Оцените качество вашей речевой эрудиции следующими параметрами:

а)состав прочитанной литературы (художественной, профессиональной);

б)наиболее авторитетные, «любимые» авторы и тексты.

5.Главный постулат бизнесменов всего мира: «Хорошие манеры

прибыльны». Поддерживаете ли вы эту точку зрения? Приведите аргументы.

6.Составьте небольшое выступление, цель которого - убедить

слушателей, что соблюдение правил этикета создает престижный имидж

интеллигентного человека. Для аргументации используйте приведенные

высказывания:

Манеры не пустяки, они плод благородной души и честности ума (А.

Теннисон).

Воспитанность - единственное, что может расположить к тебе людей с

первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно

больше времени (Ф.Честерфилд).

Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более

наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящных

искусств (Р. Эмерсон).

Ничто не ценится так дорого и ничто не обходится нам так дешево, как

вежливость (Сервантес).

Вежливость - это желание всегда встречать вежливое обращение и слыть

обходительным человеком (Ларошфуко).

Этикет - это разум для тех, кто его не имеет (Вольтер).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Андреев В.И. Деловая риторика - М. , 1995.

2.Аннушкин В.И. Риторика. - Пермь, 1994.

3.Античные риторики. Под ред. А. А. Тахо - Годи - М. , 1978.

4.Апресян Г.З. Ораторское искусство. - 1978.

5.Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. - М., 1991.

6.Власова Л.В., Сементовская В. К. Деловое общение. - Л., 1980.

7.Граудина Л.К. О современной концепции отечественной риторики и

культуре речи// Культура русской речи и эффективность общения. - М.,

1996.

8.Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского

красноречия. - М., 1989.

9.Григорьева М.Ю. Нужно ли уметь мастерски говорить // Русская речь,

1994, № 1.

10.Кирсанова М. В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства. - М., 1998.

11.Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1994.

12.Львов М.Р. Риторика. - М., 1995.

13.Маккей Х. Как уцелеть среди акул. - М., 1991.

14.Николаева Т.Н. , Илларионов С.И. Этикет и мы. - М., 1993.

15.Ораторы Греции. - М., 1985.

16.Панов М.И. Риторика от античности до наших дней (Вступительная

статья)// Антология русской риторики. - М., 1997.

17.Снелл Ф. Искусство делового общения. - М., 1990.

18.Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. - М. , 1997.

19.Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

20.Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. - М., 1993.

21.Шепель В.М. Имиджелогия. - М., 1997.

22.Якокка Л. Карьера менеджера. - М., 1991.

2.ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(1.Понятие о языке и речи

Слова «язык» и «речь» многозначны, иногда они соотносятся как

синонимы. По представлениям современной лингвистики, речь связана с языком,

но не отождествляется с ним.

Язык - это система знаков, объективное, исторически сложившееся

явление духовной жизни общества. Знаком принято называть «заместителей»

других объектов. Кроме языка, естественной знаковой системы, существуют

искусственные, например, сигналы светофора, нотное письмо, символические

записи, используемые в математике (цифры и символы ; +, - , =) и других

науках. В отличие от этих искусственных систем, язык способен передавать

сообщения любого, ничем не ограниченного содержания, то есть он

универсален. Жестикуляция и мимика - системы невербального общения -

придают звучащей речи лишь добавочные эмоциональные и смысловые оттенки.

Любая система состоит из множества элементов, которые находятся в

связях друг с другом, образуют одно целое. Языковые единицы (знаки)

объединяются в подсистемы и формируют уровни (ярусы) языка:

|Единицы |Уровни |

|Предложение |синтаксический |

|Части речи (словоформы) |морфологический |

|Лексемы (слова) |лексический |

|Морфемы (части слова) |морфемный |

|Фонемы (звуки) |фонемный |

Таким образом, язык - это модель иерархии: большее включает меньшее

как составную часть, меньшее проявляет свои функции в большем. Так, самые

низшие единицы языка (фонемы) реализуют себя в единицах следующего, более

сложного уровня, т. е. в морфемах и т. д.

Язык служит средством общения, познания, хранения и передачи

национального самосознания, традиций культуры и истории народа. Язык

обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое главное,

коммуникативное, назначение.

Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под

речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных

ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами

языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения,

лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и

индивидуальна.

(2.Виды речи

Письменная

Устная

Монологическая

Диалогическая

Выделяют следующие виды речи:

Внешняя

Внутренняя

Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Ее механизм был

исследован в начале XX века психологом Л. С. Выготским. Эта речь беззвучна,

непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой

сформированности: опускается большинство второстепенных членов предложения,

в словах русского языка выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки.

Вся духовная жизнь человека - его размышления, планы, споры с самим собой,

переработка увиденного и услышанного протекают в скрытой форме, на

мыслительном уровне. Внутренняя речь «работает» всегда, исключая лишь

глубокий сон. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с

трудностями. Именно об этом этапе порождения высказывания говорят: «На

языке вертится, а сказать не могу».

Внешняя речь существует в устной и письменной формах. Различия между

ними определяются:

1.Способами кодирования. Устная речь - произносимая, звучащая,

слышимая - выражена звуками (акустическим кодом), а письменная - видимая,

написанная - буквами (графическим кодом).

2.Механизмами порождения. Письменный текст, как правило, -

подготовленный, - записывается на черновиках, подвергается редактированию,

совершенствованию. Устная речь не имеет таких возможностей, она спонтанна,

т. е. создается в момент говорения, поэтому требует огромной тренировки,

быстроты выбора слов, автоматизма синтаксического конструирования.

3.Механизмами восприятия. Устная речь должна восприниматься сразу,

письменная осмысливается при многократном чтении.

4.Грамматическими и лексическими особенностями. В письменной речи

четче подбираются слова, преобладает книжная лексика, сложные развернутые

предложения, страдательные конструкции. В устной наблюдаются повторы,

неполные, простые предложения. Известен предел, ограничивающий количество

слов звучащей речи: от пяти до девяти.

5.Видами норм. Только к устной речи предъявляются орфоэпические

требования, и только к письменной - орфографические, пунктуационные и

каллиграфические.

6.Выразительными возможностями. Устная речь обладает средствами

звуковой выразительности, отличается богатством интонаций, паузами,

логическими ударениями, а также сопровождается жестами и мимикой. Знаки

препинания, кавычки, шрифтовые выделения компенсируют меньшие возможности

экспрессивности письменного текста.

7.Характером адресата. Устная речь зависит от того, как ее

воспринимают, потому что, как правило, коммуниканты не только слышат, но и

видят друг друга. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим.

Органическую связь между двумя видами речи психологи объясняют

наличием общей основы - внутренней речи. Процесс порождения высказывания

чаще всего имеет такую структуру: мысленная подготовка фразы - воображаемое

проговаривание с микродвижениями речевого аппарата - графическая фиксация

мысли.

Устная речь может быть записана, а письменная - произнесена.

Например, письменный текст при «озвучивании» приобретет некоторые

особенности устной речи (интонационную окраску, ритм), но будет

характеризоваться как письменная речь в устной форме.

При подготовке и в процессе публичного выступления возникает

противоречие между письменной речью и устным ее исполнением. А. М.

Пешковский, известный лингвист, называл ораторский монолог «подделкой

письменной речи под устную». Говорящему перед аудиторией следует уместно

объединять два вида, две «стихии». Если одна из них победит, выступление

будет звучать или слишком строго, сухо, или слишком свободно, раскованно.

В жизни обычно преобладает устная речь, поэтому ее считают первичной,

ведущей. По словам В. Г. Костомарова, в наше время устная речь «приобрела

перед письменной важное преимущество - моментальность, что крайне важно для

стремительных темпов и ритмов XX века. А также ... другое качество:

способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и

воспроизводиться» [4, с. 176]. Среди источников хранения вербальной

информации доминируют аудитивные, аудиовизуальные: радио, телевидение,

телефонная связь. Таким образом, устная речь сегодня существует в

совершенно новых разновидностях.

Устная речь имеет две формы - монологическую и диалогическую. Монолог

представляет собой развернутое высказывание (элементарная единица текста)

одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической

особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей

угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге. Монолог -

это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей.

Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то

есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например,

ответы на вопросы присутствующих.

Диалог - это непосредственный обмен высказываниями между двумя или

несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики - стимула и

реплики - реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом.

Диалогическая речь - первичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге

партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники

публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь

литературно.

(3.Речевая деятельность. Культура речевой деятельности

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической

и другими существует самая распространенная - речевая деятельность. Без нее

невозможна никакая другая, она предшествует, сопровождает, а иногда

формирует, составляет основу деятельности. Речевая деятельность - это

деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание

формируется и используется для достижения определенной цели (общения,

сообщения, воздействия). Психолог Л. С. Выготский характеризовал речевую

деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в

слово.

Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов), которые

представляют собой подготовку и реализацию высказывания, целиком,

независимо от его объема (это может быть реплика в диалоге, рассказ и т.

д.)

В лингвистике наиболее известна схема речевого акта, предложенная Р.

О. Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий

(адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой

производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный обед),

передаваемая информация (сообщение).

Графически ситуацию общения можно представить так:

Теория речевой деятельности учитывает прежде всего, что коммуникация

- это не передача информации, а обмен ею между собеседниками. Они

поочередно меняются ролями («я» - коммуникатор, «ты» - перципиент),

высказываясь об общем предмете разговора. Акт речевого взаимодействия, с

этой точки зрения, выглядит следующим образом:

Речемыслительный механизм необыкновенно сложен и до настоящего дня до

конца не изучен. Выделяют 3 ступени речевого акта: подготовка и исполнение

высказывания, его восприятие и понимание, обратная связь. Первая ступень

состоит из этапов:

1)Возникновение ситуации, побуждающей к выражению мыслей. Например,

менеджер готовит проект договора, журналист берет интервью и другие.

2)Мотивация. Потребность высказывания, порождаемая жизненной

ситуацией, постепенно осознается, превращается в конкретную, ясную цель

(мотив), которая начинает руководить действиями автора.

3)Вероятностное прогнозирование (интенция). Намерение произнести

фразу как бы подвергается проверке, решается, к кому будет обращена речь, с

какими интонациями, громкостью, скоростью она прозвучит.

4)Внутренний план, определяющий содержание и структуру сообщения.

5)Языковое структурирование - это три операции подготовки средств

языка на внутреннем уровне: выбор слов, определение порядка слов и

словосочетаний, средств связи лексических единиц.

В психолингвистике существует три гипотезы выбора слов: а) по теории

Н. И. Жинкина, сначала выбираются слова, обозначающие логические субъекты,

затем - предикаты (то, что утверждается или отрицается), затем - предметные

признаки; б) по теории словесных ассоциаций, уже употребленное слово

вызывает из памяти другое, связанное с первым по прежним сочетаниям; в) по

гипотезе проб и ошибок, действующий механизм как бы перелистывает в памяти

все слова нужного тематического блока, выбирая подходящее по смыслу.

Порядок слов и сочетаний объясняет теория актуального членения

предложения. Подавляющее большинство русских предложений интонационно

делится на две части - тему (данное, известное) и рему (новое,

неизвестное). Мысль обычно движется от темы (Т) к реме (Р). Например:

Жизнь (Т) - не холмик пологий (Р).

Иван Иванович (Т) давно ушел (Р).

Новый директор завода (Т) сразу приступил к переезду (Р).

Связи между словами обеспечиваются с помощью окончаний, предлогов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты