Лекции по риторике

вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические

построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У

заключения - еще раз вбить в сознание слушателей основные (уже высказанные)

идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании слушателей

нужное впечатление (о гнусности оппонентов, о своей уверенности, о

великой роли каждого слушателя в борьбе за "светлое будущее" и т.д.).

Конечно, вышеприведенная классическая триада (вступление,

доказательство, заключение) содержит изрядную долю условности в наш век

изощренности предвыборных технологий и театральности презентаций и

собраний. Базовая структура современного выступления становится все более

размытой. В него могут включаться и концертные номера, и торжественное

вручение призов, и кинокадры, и скандирование групп поддержки, и высадка

парашютистов на поле рядом с трибуной, и еще многое другое из богатого

арсенала нынешнего технического обеспечения публичных выступлений...

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ

1. Позитивное. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная

концепция выступающего в доходчивом, но весьма декларативном виде.

Например: "Нам с вами нужна Великая Россия! А врагам нашей Родины она нужна

слабой и нищей. И все патриоты должны объединиться, чтобы не допустить

исполнения их подлого заговора! Не сделаем этого - будет хаос, смерть,

разруха; и погибнет наше тысячелетнее Отечество!" (Лейтмотив: "Это так и

не может быть иначе!")

2. Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию без

предоставления альтернативы (она дается через подтекст и оформляется

словесно по закону детективного жанра лишь в самом конце выступления).

Например: "Уже который год средства массовой информации пытаются сделать из

нас идиотов. Потому что только идиоты могут верить в то, всего лишь за одну

ночь - с 21 на 22 августа 1991-го года - все коммунисты из лагеря Ельцина-

Гайдара стали ярыми сторонниками демократии и рыночной экономики, забыв о

"диктатуре пролетариата" и "народном хозяйстве" с "плановой экономикой".

Этого не было! Это ложь!" (Лейтмотив: "Нет, это все не так!")

3. Аналитическое. Не навязывает аудитории какую-либо конкретную позицию, а

предлагает вместе с оратором исследовать факты или обдумать суть

происходящих событий. Но сам аналитический материал подобран так, что уже с

самого начала у публики возникает вполне определенное и нужное выступающему

мнение. Например: "В СССР было 18 млн. государственных служащих. В

современной России - их 17 млн. Давайте проанализируем: много это или мало,

и какую пользу они приносят государству". (Лейтмотив: "Подумаем вместе: так

это или не так? ")

4. Парадоксальное. Озадачивает слушателей. Сбивает их с пути стандартного,

построенного на стереотипах мышления и готовит к восприятию чего-то

необычного. Строится, как и негативное, в детективном жанре - лишь в конце

выступления слушатели узнают о позитивном предложении оратора. Например:

"Левые вопят - "влево!", правые орут - "вправо!", а в общем: все они - стая

подонков, толкающих Россию в пропасть. Социализм - дерьмо! Капитализм -

дерьмо! Третьего пути не дано. Так что же остается? Повеситься?

Застрелиться? Броситься, как Анна Каренина, под паровоз?" (Лейтмотив: "Это

не так, то не так, а третьего не дано").

5. Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные

части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на

позитивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует какой-либо

концептуально оформленный призыв или доктрина, на него нет даже намека. "На

нашем заводе уже пятый месяц деньги не платят! Мне детей кормить нечем!

Довели, сволочи, страну до ручки! Чтоб им всем провалиться, мерзавцам! Этих

клопов, сосущих кровь из трудового народа, так и задавила бы собственными

руками".

ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

1. Логическое. Оратор ненавязчиво, опираясь на рациональное мышление,

подводит сознание аудитории к нужной мысли. Например: "Сейчас нам живется

паршиво. Конечно. было бы хорошо, если бы кто-нибудь извне взвалил бы на

свои плечи заботу о нашем благополучии. Претенденты есть? Претендентов на

эту почетную обязанность пока что не нашлось. Что же делать? Ждать? А где

гарантия, что в конце концов дождемся спасителей? А если не дождемся и

помрем? Зачем рисковать? Не лучше ли самим оказать себе помощь? Конечно

будет тяжело. Но если б было легко, мы давно бы уже это сделали. Не так ли?

Есть ли у нас шансы? Уже десятки наций проделали это, а мы не самая худшая

из всех. Есть ли у нас ресурсы? Их у нас, сами знаете, полным полно..."

2. Информационное. Приводится справочный материал, статистические данные,

факты. Оратор не высказывает свое доказательство прямо, оно вытекает из

приводимых им сведений. Например: "И если кто-то еще питает иллюзии насчет

того, что мы "идем верным путем", пусть задумается над следующим: 50 млн.

россиян живут за чертой бедности, 6 млн. наших сограждан - хронические

наркоманы. Ежегодно население страны сокращается на 1 млн. человек".

3. Эмоциональное. Мысль оратора высказывается императивно. Слабость

аргументации компенсируется повышенным пафосом. Например: "И поэтому только

мы спасем мир! Только мы сможем защитить его от гниения и разрушения!

Только нам дано избавить его полной гибели! Либо наша победа, либо смерть

цивилизации - вот как сегодня стоит вопрос".

4. Отсылочное. Оратор в качестве подтверждения ценности и правильности

своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или

организаций. Например: "Если сам Иисус Христос, Господь и Спаситель наш,

объявил 2 000 лет тому назад, что у души есть вечная жизнь, то только сыны

дьявола могут возражать против истины о том, что смерти быть не может".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно: словами,

действиями, пением и т.п. Для того, чтобы у слушателей создалось от

выступления неповторимое впечатление, оратор после двух-трех заключительных

фраз может начать дирижировать оркестром, застрелиться прямо на трибуне,

повести за собой толпу на штурм винного магазина, схватить флаг и обежать с

ним толпу слушателей, пуститься в пляс...

Я же даю вам универсальную схему заключения, исходя из классической

теории ораторского искусства:

1. Оратор подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно.

2. Кратко повторяет основные мысли своей речи.

3. Призывает публику к конкретным действиям по реализации своей идеи.

4. Еще раз на предельном эмоциональном накале кратко (в виде афоризмов)

излагает главную идею выступления.

ТЕЗИСНАЯ ФОРМА И ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ

Тезисная форма - это становой хребет выступления, его краткий сюжет, в

котором фиксируются основные мысли оратора, подлежащие в дальнейшем более

полному раскрытию уже непосредственно во время произнесения речи. Тезис -

это совокупность коротких предложений, отражающих основные смысловые нюансы

той или иной идеи оратора. Тезисы образуют тезисную форму в соответствии с

базовой структурой. Вот пример того, как сочетаются тезисная форма и

базовая структура (для простого 7-8 минутного выступления):

ВСТУПЛЕНИЕ:

Тезис №1. Ежесекундно происходит беззаконие. Власть бездействует. Почему?

Тезис №2. Все дело в том, что власть поражена коррупцией. И не сможет сама

себя исцелить.

Тезис №3. Что же делать? Ужесточить наказания? Ерунда, будут расстреливать

за кражу булки, а за воровство миллиардами - награждать.

Тезис №4. Единственный выход - свобода политической борьбы. Пусть политики

на свободных выборах выливают друг на друга ушаты компромата. Это сделает

власть более "прозрачной".

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:

Тезис №5. Все совершеннолетние обладают избирательным правом. И в принципе

могут избрать достойную власть. Однако у них нет подлинной информации о

политических лидерах.

Тезис №6. Так можно ли вообще сделать "прозрачной", открытой для критики

власть. Не только можно, но и нужно. Как? За счет свободы политической

борьбы.

Тезис №7. Есть ли возможность обеспечить эту свободу? Конечно. Даже в

Москве жители не имеют права избирать главу района или округа. А если бы

могли? А если бы россияне имели бы право избирать всю исполнительную

власть?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Тезис №8. Итак - каждый чиновник должен стать "прозрачным" в результате

выборности его должности. Пусть будет свобода политической борьбы. Пусть за

взяточником и вором следит не прокуратура, а его конкурент на чиновничье

кресло.

Тезис №9. Нам необходима демократическая избирательная система! Такую, при

которой чиновники выдвигаются и прогоняются народом, а не олигархической

сворой!

Тезис №10. Россияне - от вас зависит будущее страны! Требуйте принятия

закона о свободных выборах!

Большинство нынешних российских специалистов в области преподавания

ораторского искусства, к сожалению, недооценивают тезисную форму, считая,

что она может быть полезна оратору только лишь в качестве памятки во время

выступления, чтобы не сбиться и не запутаться при изложении речи.

Главным аргументом сторонников такого взгляда на роль тезисной формы

является утверждение, что при подготовке речи достаточно составить ее план,

в котором уже и будут сгруппированы все сколь-нибудь важные мнения

оратора (или той команды, которая готовит для него речь) по теме

выступления., потому, дескать, и не стоит тратить время на существенную

тезисную разработку речи.

Такой взгляд мне представляется совершенно неверным. План - это

краткий набросок основных сюжетных линий будущего выступления. Планировать

- это составлять каркас того, что будет построено позднее. План - это

декларация о намерениях, в которой намечены пункты, подлежащие в дальнейшем

раскрытию и наполнению содержанием. А тезисная форма - это уже

проработанное содержание речи, сжатое до конспекта. План используется на

начальной стадии подготовки текста. Именно текста! А в живом публичном

выступлении качество текста - это всего лишь одна пятая часть его успешного

воздействия. Основное же - звуковая, интонационная и эмоциональная

насыщенность. А это отрабатывается путем тренировки, через многократное

проговаривание текста в различных вариантах. И на этой стадии работы над

речью не обойтись без тезисной формы. Именно она становится первым шагом в

отходе от написанного на бумаге текста в область импровизации, то есть

свободного изложения своих мыслей вне зависимости от первоначальной

конструкции.

Впрочем, я не отвергаю важности составления плана. Однако опасайтесь

подходить к плану с мерками школьных сочинений. Такие пункты, как "Татьяна

Ларина - идеал русской женщины" или "Гоголь - обличитель крепостничества"

слишком глобальны, да и вообще, лучше всего составлять план из задач,

которые необходимо будет решить в ходе работы над текстом. Например: тема

выступления - "Возрождение сельского хозяйства в России", аудитория -

сельские жители, время на произнесение речи - 40 минут.

Первым делом оратор схематизирует базовую структуру, кратко

набрасывая основные задачи для всех частей выступления (назовем это

предварительным планом). Вступление: дать яркое описание последствий

катастрофы в сельском хозяйстве, не забыть о причинах кризиса и, наконец,

четко изложить ряд предложений по выходу из создавшегося положения.

Доказательство: привести доводы в пользу своих предложений, добавив к ним

историю о благополучно работающем российском предприятии. Заключение:

объяснить слушателям - кому же выгодна гибель отечественного

сельскохозяйственного производителя и что надо сделать сельским жителям для

реализации предложений оратора.

Теперь очередь уже за основным планом. В него включаются все те

задачи, решение которых поможет оратору реализовать его главную цель -

убеждение публики в правильности его основной идеи (например, в

необходимости сосредоточения всей государственной мощи для поддержки и

развития крестьянских хозяйств, вместо траты средств на расширение и

модернизацию бюрократического аппарата). Выглядит такой план приблизительно

так:

1. Дать общую картину гибели сельскохозяйственного производства во всех

регионах страны.

2. Привести конкретные факты по региону (или району), где проживают

слушатели.

3. Дать прогноз дальнейшего ухудшения положения в сельском хозяйстве,

основываясь на вышеизложенной тенденции.

4. Дать описание того пути, который быстро приведет к спасению крестьянства

и процветанию российской деревни.

5. Объяснить слушателям, что их не учат жить (конечно же, как люди,

ежедневно занятые сельским трудом, они знают многие крестьянские проблемы

получше оратора), а просто выступающий хочет обобщить проблемы миллионов

таких, как они, чтобы найти из этого тяжелого положения выход.

6. Привести доказательства в пользу своей точки зрения. Приготовить

риторические вопросы для проверки того, насколько аудитории приняла эти

доказательства.

7. Повторить в обобщенном и упрощенном виде все главные мысли выступления.

8. Объяснить слушателям - чем они могут помочь оратору в его святом деле и

какой враг вредит этому делу.

9. Подчеркнуть, насколько велика роль каждого из собравшихся перед трибуной

в защите Отечества от разрушения.

10. Приготовить ударные фразы для откликов публики (криков одобрения,

аплодисментов).

11. Еще раз кратко высказать главную идею речи и призвать аудиторию к

борьбе за создание великого и процветающего государства.

После подготовки плана идет насыщение фразами всех частей базовой

структуры и раскрытие с их помощью всех пунктов плана. Затем идет

многократное (для запоминания) дословное воспроизведение всего текста речи.

Когда он заучен наизусть, то его следует ужать до тезисов, опираясь на

которые, надо переходить к тренировкам по отработке акустики и интонации в

свободной импровизационной манере.

АКУСТИКА

Основными функциональными мышцами голосового аппарата человека

являются: 1) суживающие голосовую щель (латеральные перстнечерпаловидные,

голосовые, а также поперечная черпаловидная); 2) расширяющие гортань

(задние перстнечерпаловидные); 3) напрягающие голосовые связки

(перстнещитовидные); 4) расслабляющие (щиточерпаловидные и голосовые).

Как видите голосовой аппарат устроен непросто. А ведь я еще опустил за

скобки массу анатомических элементов: органы дыхания, хрящи гортани,

строение грудной клетки и многое другое. Таким образом, тренировать

голосовой аппарат путем упражнений для каждой его части бесперспективно из-

за его чрезмерно усложненной структуры. И мы этого делать не будем. Мы

пойдем другим путем. Путем, при котором, ставя перед сознанием установку на

определенное - пусть и весьма условное - действие, мы сможем с его помощью

заставлять рефлекторно перестраиваться в нужном нам направлении весь

голосовой аппарат целиком.

Для чего я все это говорю? Для того, чтобы вы поняли общий смысл тех

понятий, которые я сейчас буду вам давать. Дело в том, что большинство из

этих понятий весьма условны, так же как условны (то есть абстрагированы от

конкретных явлений) термины таких научных дисциплин, как, например,

квантовая механика или теория пределов. Однако такими понятиями намного

легче оперировать. Мне, к примеру, гораздо проще на наших практических

занятиях корректировать ваши ораторские упражнения фразами, типа - "Вектор

- выше на 150" или "Волну - ближе к "реальной" плоскости на 5 метров", чем

долго

и занудно объяснять: какую именно группу мышц, на какое время и каким

образом нужно напрячь и расслабить или в какой позиции должны находится

язык, подбородок...

Теперь - сами понятия.

Звуковая волна - акустические колебания, производимые голосовым

аппаратом. Вектор звуковой волны - перпендикуляр, направленный от

носоглотки к основанию конуса, образуемого звуковой волной (представьте

себе, что она расходится широкой воронкой и у этой воронки есть круглое

дно, если плюнуть и попасть в его центр, а потом представить себе

траекторию плевка, это, по сути, и означает - провести вектор). В обычном

разговоре этот вектор направлен вниз, под углом 450 к плоскости земли.

Практически все наши беседы друг с другом больше похожи на общение с

асфальтом, паркетом или линолеумом, нежели на обмен с собеседником мыслями

и чувствами. Из-за этого теряется более 90% силы воздействия ваших слов на

психику собеседника. Но то, что безразлично для обычного болтуна,

приобретает огромнейшее значение для оратора, ведь именно ему, как никому

другому, необходима эта сила. Как же сделать так, чтобы содержащиеся в речи

оратора мощь и энергия были бы полностью направлены на слушателей, не

теряя по пути ни малейшей частицы от своего объема? А очень просто. Надо

просто "поднять" вектор звуковой волны, то есть сознательно контролировать

ее направление так, чтобы она шла не в землю, а в публику. Я вижу,

некоторые из вас вытянули подбородки. Хорошая реакция, но одним лишь

приподнятым подбородком здесь не обойдешься. Необходимо тренировать весь

голосовой аппарат. Сейчас, мало кто из вас чувствует направление звуковой

волны. Поэтому на практикумах я поначалу сам буду показывать вам вектор, а

уже через пару занятий вы и сами сможете регулировать его.

Модуль вектора звуковой волны - это расстояние от оратора до центра

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты