Лекции по риторике
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И РИТОРИКА
Родиной ораторского искусства, возникшего на базе судебных
выступлений, является Древняя Греция. Отцом науки о красноречии считается
древнегреческий поэт, философ и врач Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.).
Выходцы из греческих поселений в Сицилии риторы Коракс и Тисий составили
первые систематические руководства по красноречию. Позже, вслед за
красноречием судебным, в котором главную роль играло знание законов и
обычаев, в Древней Греции разрабатываются приемы политического и
художественного красноречия. А именно: умение убедительно излагать свою
речь, остроумно отвечать на вопросы, говорить без подготовки (используя
пункты выступления предыдущего оппонента), спорить против очевидности,
сбивать и путать противника в споре и т.п. Усложнение социально-
политической обстановки в городах-государствах (полисах) Эллады -
вооруженные конфликты между греческими полисами, нападения внешних врагов,
ожесточенная борьба аристократов и демократов, противоречия между
этническими группами, интриги в конкурентной борьбе торговых кланов -
привело к нарастанию напряженности в общественных отношениях. Кроме этого,
формирующаяся греческая нация испытывала гигантский рост пассионарности. В
аудиториях и на площадях закипели жаркие дискуссии по самым различным
вопросам. Эмоции переполняли спорящих, даже если предметом обсуждения
являлись проблемы естествознания или философии.
Быть значимым и уважаемым среди граждан Древней Греции, особенно в
Афинах - культурном, экономическом и политическом центре Эллады, не имея
хороших навыков публичных выступлений, стало невозможно. Поэтому возник
острый спрос на толковых преподавателей ораторского искусства и риторики. И
одна за другой начали возникать школы красноречия. Самой знаменитой
школой (точнее, направлением) в искусстве убеждать стала - софистическая.
Ее представители, софисты, избрали своим главным оружием диалектику
ситуационных коллизий и парадоксы, образующиеся в силу многозначности всех,
даже самых обыденных понятий. Наиболее известными софистами были: Протагор
из Абдер (ок. 481-411 гг. до н.э.) и Горгий из Леонтин (ок. 483-375 гг. до
н.э.).
Протагор выдвинул следующую философскую концепцию: "Человек - мера
всех вещей: существования существующих и не существования несуществующих".
Основываясь на ней, он отверг доктрину существовавших до него риторических
школ о том, что дискуссия - это средство для поиска истины и отстаивания
нравственных принципов. Протагор считал: в споре необходимо ставить перед
собой только одну единственную цель - убеждение аудитории в правоте
оратора, и для воплощения этой цели следует использовать любые средства.
Этот древнегреческий мыслитель, когда его обвиняли в безыдейности и
аморализме, парировал эти обвинения ссылкой на: 1) относительность и
временность любого знания; 2)зависимость человеческих убеждений от
конкретной ситуации; 3) от эмоционального и физиологического состояния
людей "в разное время воспринимающих разное".
Горгий развил идею Протагора о том, что не может быть абсолютного
("истинного") знания о предмете, а могут быть от этого предмета лишь польза
либо вред для конкретного человека, "меры всех вещей". Однако Горгий был не
согласен с мнением Протагора о том, что в Природе вообще нет никаких
реальных объектов, а те, которые мы наблюдаем, существуют лишь благодаря
"нашему мнению о них". Горгий считал, что реальность все-таки существует,
просто "наше мнение" не совпадает с ней. И именно поэтому выражающие
реальность понятия - какой бы силой убедительности они не обладали - всегда
можно опровергнуть, доказав его отдаленность от действительности.
Достижения софистов развил афинец Сократ (469-399 гг. до н.э.), несмотря на
свое публично выражаемое негодование по поводу их безыдейности и
аморальности. Сократ составил первую систему дискуссионной аргументации,
назвав ее "диалектика". Ее главный принцип - заставить противника
опровергнуть самого себя и встать на ту точку зрения, которая выгодна его
оппоненту.
Диалектика Сократа по форме состоит из "иронии" и "майевтики", а по
содержанию - из "индукции" и "определения". Ирония раскрывает внутреннюю
противоречивость аргументов противника, доводя их до абсурда. Ирония
сопровождает индукцию, то есть последовательное рассмотрение мнений
противника и вычленение из них элементов, опровергающих саму суть этих
мнений. На основе этих элементов формируется майевтика (буквально: помощь
при родах) - стадия, на которой у противника должна родится мысль, нужная
его оппоненту. Это и есть - определение, то есть та идея, против которой в
начале дискуссии боролся противник. Главным вкладом Сократа в искусство
ведения полемики было изменение им содержания дискуссии. Если до этого
спорящие стороны не обращали особого внимания на суть выступлений
соперников, сосредотачивая внимание на силе и убедительности собственной
речи, то теперь в риторическом арсенале появились наводящие вопросы, сами
по себе являющимися и аргументами, и контраргументами. Соперники стали
прислушиваться к доводам противной стороны. Споры превратились из горячих
перепалок в изящные и остроумные представления. Вот, например,
юмористический диалог с участием представителя одной из сократических школ
(мегарской):
- Ты уверен, что не рогат?
- Вполне!
- А как насчет того, чего ты не терял?
- То, что я не терял, остается при мне.
- Рога не терял?
- Нет!
- Значит, они у тебя остались...
Большой методологический вклад в искусство красноречия внес великий
мыслитель Эллады Аристотель (род. в Стагире, 384-322 гг. до н.э.). Он
считал, что при отстаивании своих взглядов необходимо опираться не на
дешевые приемы давления на психику слушателей (чрезмерная патетика,
высмеивание противника, введение в заблуждение и др.), а на научный метод.
Аристотель искал универсальное полемическое оружие, механизм действия
которого должен был основан на законах рационального (непротиворечивого)
мышления. Именно такое оружие и было изобретено Аристотелем - это была его
формальная логика.
Главное в аристотелеевой логике - учение о силлогизме. Силлогизм -
это блок взаимосвязанных умозаключений , представляющих из себя в
совокупности доказательство того или иного тезиса. Силлогизм состоит из
трех частей: большей посылки, меньшей посылки и заключения. Виды силлогизма
- модусы - многообразны. Самым известным является модус, имеющий даже
собственное имя - "Barbara":
«Все люди смертны (большая посылка).
Сократ - человек (меньшая
посылка).
Следовательно, Сократ тоже смертен.»
Самым великим оратором Древней Греции по праву считается афинянин
Демосфен, родившийся и умерший год в год с Аристотелем. Первые годы своих
занятий по ораторскому искусству Демосфен провел, тренируясь либо в полном
одиночестве, либо под надзором одного лишь учителя. Поэтому, чувствуя свою
уязвимость перед уловками более опытных в публичном красноречии оппонентов,
Демосфен выработал у себя такую манеру выступления, при которой практически
не оставалось места для импровизации, а выкрики и замечания противников
игнорировались или парировались заранее подготовленным текстом.
В своих речах Демосфен, в отличие от Аристотеля, делал ставку на
воздействие публичного выступления на психику людей, на их волю и эмоции.
Такому воздействию способствовали отлично поставленный голос Демосфена и
тщательно проработанный им текст речи с опорными и кодовыми фразами. Каждая
такая фраза, в сочетании с превосходно отработанной мимикой и
жестикуляцией, поэтапно трансформировала психику масс в нужном оратору
направлении так, что люди сами не замечали момента, когда под воздействием
речи Демосфена переходили на его сторону, даже будучи изначально
настроенными против идей выступающего...На вопрос: что составляет самое
существенное достоинство оратора, - Демосфен неизменно отвечал: "Во-первых,
произношение, во-вторых, произношение и, в-третьих, опять-таки
произношение".
Следующий шаг в развитии искусства красноречия сделали специалисты
Древнего Рима. Они обобщили опыт мастеров Эллады, дополнив их результатами
собственных изысканий. Дискуссии не получили в Римской империи столь
широкого распространения, как это было в греческих полисах. Для римлян было
главным публичное выступление в режиме монолога. В римской школе слились
воедино риторика и ораторское искусство. От греческой риторики к римлянам
пришли юмор, логика и приемы полемики. А от ораторского искусства -
изящество компоновки текста речи, подгонка и шлифовка фраз, отточенная
интонация, оригинальность речевых оборотов, позы, жесты и многое другое.
Римская школа красноречия подразделяется на два стиля: аттицизм и
азианизм. Азианизм господствовал в Риме до 50-х годов I-го века до н.э.
Представители этого стиля превращали свои выступления в яркое и
темпераментное театральное представление, с помощью которого весьма
эффектно преподносили свои идеи толпе. Из ораторов этого стиля наиболее
известным является Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).
Аттицизм стал преобладающим стилем с момента падения республиканского
строя и исчезновения в обществе демократической традиции свободы
выступления. Аттицизм отличает монотонность, строго ограниченный набор
жестов и движений оратора, декларативность и примитивизм аргументации.
Оратор спокойно и высокопарно излагал свою точку зрения аудитории,
совершенно не обращая на нее никакого внимания. Аттицизм вошел в моду
благодаря его горячему поклоннику Юлию Цезарю, взявшему власть над Империей
в свои руки. По окончанию античной эпохи теоретические изыскания в области
красноречия прекратились. А саму сферу публичных выступлений
монополизировала церковь. Речи ораторов обрели форму проповедей, а
свободные дискуссии превратились в богословские диспуты. Единственное, за
что можно сказать спасибо Средневековью, так это за то, что схоласты
сохранили знания Древнего мира для Возрождения и более поздних времен.
Возрождение и Новое время характерны повышением интереса к риторике.
Однако преобладает письменное слово: сатира, памфлеты, рассуждения и пр.
Изучением живого слова на уровне новых доктрин и концепций в то время мало
кто занимался. С падением в большей части Европы оков церковной и сословной
власти под воздействием революционных процессов в обществе публичные
выступления становятся неотъемлемым атрибутом политической деятельности. А
сама она прочно входит в повседневную жизнь европейцев. И к середине XIX-
го века митинги и собрания - и соответственно красноречие - составляют уже
часть мировой культуры, так же как театр или литература. А техника риторики
и ораторского искусства входит в программы обучения крупнейших
университетов.
К сожалению, несмотря на огромный практический опыт, накопленный
наукой о красноречии за века, прошедшие со дня падения Древнего Рима,
каких-либо значительных работ по теории ораторского искусства и риторики, а
также методических наработок в области преподавания этих дисциплин не было.
(Это, собственно говоря, и подвигло меня на создание своего авторского
курса). Несмотря на явные недоработки в теоретическом оформлении достижений
ораторского искусства и риторики, тем не менее последние два столетия -
эпоха их бурного расцвета. XIX-й век. Аттицизм в чистом виде сохраняется
лишь в британской школе ораторского искусства, ярким представителем
которого являлся лидер консервативной партии Дизраэли. В континентальной
Европе со времен Французской революции преобладает азианизм. Виднейшим
оратором этого стиля был вождь французских социалистов Жан Жорес.
Единственной национальной школой претерпевающей серьезные по сравнению с
Античностью изменения становится североамериканская. Система выборов в
органы всех ветвей власти - от сельского шерифа до президента страны - и
острота предвыборных кампаний сформировала у населения США высокую
требовательность к ораторским данным каждого из кандидатов, участвующих в
выборах. Американским ораторам приходилось учитывать разницу в восприятии
их выступлений в различных группах населения - этнических (англо-саксы,
ирландцы, евреи, итальянцы и пр.) и социальных (с одной стороны необходимо
привлечь на свою сторону основную часть электората - людей небогатых, а с
другой стороны - денег на предвыборную кампанию можно достать, лишь
заинтересовав в своей программе бизнесменов). Потребность угодить всем
категориям избирателей, независимо от их интеллекта, уровня жизни,
национальной и религиозной принадлежности, вырабатывает у американских
ораторов новый - синтетический - стиль выступления. В нем объединяются
динамизм и эмоциональность азианизма с логикой и информативной
насыщенностью аттизма. Плюс к этому - приемы, используемые протестантскими
проповедниками.
XX-й век. С помощью звукоусилительной техники ораторам стали доступны
самые тонкие эмоциональные и интонационные вариации, а также воздействие на
доселе небывалое количество слушателей, что привело к высочайшему взлету
ораторского искусства. Объем лекции не позволяет остановиться на
характеристиках особенностей манер лучших ораторов XX-го века (Ленин,
Троцкий, Муссолини, Гитлер, Геббельс, Рузвельт, Дж. Кеннеди, Мартин Кинг,
Кастро и многие другие). Частично мы компенсируем этот пробел на наших
практикумах. Однако и вы, студенты Высшей политической школы, должны со
своей стороны приложить все усилия, чтобы найти и ознакомится с видео- и
аудиозаписями речей этих ораторов самостоятельно.
Лидерами по уровню мастерства участников публичных выступлений в 30-х
годах становятся Германия и СССР. Диктаторские режимы этих стран ввели
выступления в ранг общеобязательных мероприятий, больше похожих на
культовый обряд, нежели на высказывание собственного мнения. Собрания и
митинги в данных государствах стали практически ежедневными мероприятиями -
в школах и университетах, заводских цехах и солдатских казармах,
учреждениях и даже домах престарелых...
После Второй мировой войны в ораторском искусстве мира медленно, но
верно торжествует аттицизм. С начала 70-х годов он становится ведущим
стилем планеты. Я думаю, что это связано общим понижением уровня
пассионарности населения ведущих стран мира (в том числе СССР и КНР), а
также со страхом перед любым радикализмом, в том числе и в сфере публичных
выступлений. Даже в США в последние 25 лет произошло резкое наступление
аттицизма на синтетический стиль, которым сейчас в основном пользуются лишь
проповедники религиозных сект. В современной России напрочь отсутствует
хоть какая-либо мало-мальски удобоваримая методика обучения ораторскому
искусству и риторике. Поэтому ораторов, да что там ораторов, людей, которые
могут хотя бы пару слов связать на публике, - кот наплакал. Поэтому я
взялся за это дело и в течении десяти лет создавал основы своей системы
обучения ораторскому искусству. И вижу эффект: после 5-10 занятий (теория и
практика) мои студенты резво взбираются на трибуну и оттуда неплохо
излагают свои мысли. В заключении - немного о терминологии. В этой и во
всех других лекциях я подразумеваю под "риторикой" науку о достижении
победы в дискуссии и умении вести полемику. А под понятием "ораторское
искусство" - систему знаний о принципах публичного выступления в режиме
монолога. В большинстве же учебных пособий и монографий термин "риторика"
употребляется в качестве обобщающего всего того, что связано с внушением,
убеждением, логикой, публичным выступлением, составлением текстов докладов
и сценариями защиты своей точки зрения. В наших занятиях я не претендую на
абсолютную непогрешимость и всегда рад, когда студенты изучают ораторское
искусство еще и по другим методикам, а также приветствую на своих уроках
вопросы и замечания, идущие от вас. Спорьте друг с другом. Спорьте со мной.
Плох тот учитель, чьи ученики со временем не превосходят его. Но помните,
главный критерий для вас - это замершая, затаившая дыхание публика, с
восторгом воспринимающая ваше выступление.
БАЗОВАЯ СТРУКТУРА
Базовая структура публичного выступления - это его основные части:
рационально подогнанные, дополняющие, развивающие и обобщающие друг друга.
В чистом виде в реальном выступлении существуют редко. Обычно плавно
перетекают одна в другую и не имеют четко оформленных границ. Разделение
речи на части необходимо для подготовительной (домашней) работы над
текстом будущего выступления. Такая разбивка текстового массива позволяет
эффективнее компоновать фразы и рассчитывать силу воздействия речи по
времени, а также получить возможность стратегического планирования для
расстановки смысловых акцентов.
Классическая базовая структура речи состоит из: вступления,
доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У
вступления - привлечь к выступающему внимание публики, дать аудитории
почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего
изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во