Лекции по риторике

Лекции по риторике

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И РИТОРИКА

Родиной ораторского искусства, возникшего на базе судебных

выступлений, является Древняя Греция. Отцом науки о красноречии считается

древнегреческий поэт, философ и врач Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.).

Выходцы из греческих поселений в Сицилии риторы Коракс и Тисий составили

первые систематические руководства по красноречию. Позже, вслед за

красноречием судебным, в котором главную роль играло знание законов и

обычаев, в Древней Греции разрабатываются приемы политического и

художественного красноречия. А именно: умение убедительно излагать свою

речь, остроумно отвечать на вопросы, говорить без подготовки (используя

пункты выступления предыдущего оппонента), спорить против очевидности,

сбивать и путать противника в споре и т.п. Усложнение социально-

политической обстановки в городах-государствах (полисах) Эллады -

вооруженные конфликты между греческими полисами, нападения внешних врагов,

ожесточенная борьба аристократов и демократов, противоречия между

этническими группами, интриги в конкурентной борьбе торговых кланов -

привело к нарастанию напряженности в общественных отношениях. Кроме этого,

формирующаяся греческая нация испытывала гигантский рост пассионарности. В

аудиториях и на площадях закипели жаркие дискуссии по самым различным

вопросам. Эмоции переполняли спорящих, даже если предметом обсуждения

являлись проблемы естествознания или философии.

Быть значимым и уважаемым среди граждан Древней Греции, особенно в

Афинах - культурном, экономическом и политическом центре Эллады, не имея

хороших навыков публичных выступлений, стало невозможно. Поэтому возник

острый спрос на толковых преподавателей ораторского искусства и риторики. И

одна за другой начали возникать школы красноречия. Самой знаменитой

школой (точнее, направлением) в искусстве убеждать стала - софистическая.

Ее представители, софисты, избрали своим главным оружием диалектику

ситуационных коллизий и парадоксы, образующиеся в силу многозначности всех,

даже самых обыденных понятий. Наиболее известными софистами были: Протагор

из Абдер (ок. 481-411 гг. до н.э.) и Горгий из Леонтин (ок. 483-375 гг. до

н.э.).

Протагор выдвинул следующую философскую концепцию: "Человек - мера

всех вещей: существования существующих и не существования несуществующих".

Основываясь на ней, он отверг доктрину существовавших до него риторических

школ о том, что дискуссия - это средство для поиска истины и отстаивания

нравственных принципов. Протагор считал: в споре необходимо ставить перед

собой только одну единственную цель - убеждение аудитории в правоте

оратора, и для воплощения этой цели следует использовать любые средства.

Этот древнегреческий мыслитель, когда его обвиняли в безыдейности и

аморализме, парировал эти обвинения ссылкой на: 1) относительность и

временность любого знания; 2)зависимость человеческих убеждений от

конкретной ситуации; 3) от эмоционального и физиологического состояния

людей "в разное время воспринимающих разное".

Горгий развил идею Протагора о том, что не может быть абсолютного

("истинного") знания о предмете, а могут быть от этого предмета лишь польза

либо вред для конкретного человека, "меры всех вещей". Однако Горгий был не

согласен с мнением Протагора о том, что в Природе вообще нет никаких

реальных объектов, а те, которые мы наблюдаем, существуют лишь благодаря

"нашему мнению о них". Горгий считал, что реальность все-таки существует,

просто "наше мнение" не совпадает с ней. И именно поэтому выражающие

реальность понятия - какой бы силой убедительности они не обладали - всегда

можно опровергнуть, доказав его отдаленность от действительности.

Достижения софистов развил афинец Сократ (469-399 гг. до н.э.), несмотря на

свое публично выражаемое негодование по поводу их безыдейности и

аморальности. Сократ составил первую систему дискуссионной аргументации,

назвав ее "диалектика". Ее главный принцип - заставить противника

опровергнуть самого себя и встать на ту точку зрения, которая выгодна его

оппоненту.

Диалектика Сократа по форме состоит из "иронии" и "майевтики", а по

содержанию - из "индукции" и "определения". Ирония раскрывает внутреннюю

противоречивость аргументов противника, доводя их до абсурда. Ирония

сопровождает индукцию, то есть последовательное рассмотрение мнений

противника и вычленение из них элементов, опровергающих саму суть этих

мнений. На основе этих элементов формируется майевтика (буквально: помощь

при родах) - стадия, на которой у противника должна родится мысль, нужная

его оппоненту. Это и есть - определение, то есть та идея, против которой в

начале дискуссии боролся противник. Главным вкладом Сократа в искусство

ведения полемики было изменение им содержания дискуссии. Если до этого

спорящие стороны не обращали особого внимания на суть выступлений

соперников, сосредотачивая внимание на силе и убедительности собственной

речи, то теперь в риторическом арсенале появились наводящие вопросы, сами

по себе являющимися и аргументами, и контраргументами. Соперники стали

прислушиваться к доводам противной стороны. Споры превратились из горячих

перепалок в изящные и остроумные представления. Вот, например,

юмористический диалог с участием представителя одной из сократических школ

(мегарской):

- Ты уверен, что не рогат?

- Вполне!

- А как насчет того, чего ты не терял?

- То, что я не терял, остается при мне.

- Рога не терял?

- Нет!

- Значит, они у тебя остались...

Большой методологический вклад в искусство красноречия внес великий

мыслитель Эллады Аристотель (род. в Стагире, 384-322 гг. до н.э.). Он

считал, что при отстаивании своих взглядов необходимо опираться не на

дешевые приемы давления на психику слушателей (чрезмерная патетика,

высмеивание противника, введение в заблуждение и др.), а на научный метод.

Аристотель искал универсальное полемическое оружие, механизм действия

которого должен был основан на законах рационального (непротиворечивого)

мышления. Именно такое оружие и было изобретено Аристотелем - это была его

формальная логика.

Главное в аристотелеевой логике - учение о силлогизме. Силлогизм -

это блок взаимосвязанных умозаключений , представляющих из себя в

совокупности доказательство того или иного тезиса. Силлогизм состоит из

трех частей: большей посылки, меньшей посылки и заключения. Виды силлогизма

- модусы - многообразны. Самым известным является модус, имеющий даже

собственное имя - "Barbara":

«Все люди смертны (большая посылка).

Сократ - человек (меньшая

посылка).

Следовательно, Сократ тоже смертен.»

Самым великим оратором Древней Греции по праву считается афинянин

Демосфен, родившийся и умерший год в год с Аристотелем. Первые годы своих

занятий по ораторскому искусству Демосфен провел, тренируясь либо в полном

одиночестве, либо под надзором одного лишь учителя. Поэтому, чувствуя свою

уязвимость перед уловками более опытных в публичном красноречии оппонентов,

Демосфен выработал у себя такую манеру выступления, при которой практически

не оставалось места для импровизации, а выкрики и замечания противников

игнорировались или парировались заранее подготовленным текстом.

В своих речах Демосфен, в отличие от Аристотеля, делал ставку на

воздействие публичного выступления на психику людей, на их волю и эмоции.

Такому воздействию способствовали отлично поставленный голос Демосфена и

тщательно проработанный им текст речи с опорными и кодовыми фразами. Каждая

такая фраза, в сочетании с превосходно отработанной мимикой и

жестикуляцией, поэтапно трансформировала психику масс в нужном оратору

направлении так, что люди сами не замечали момента, когда под воздействием

речи Демосфена переходили на его сторону, даже будучи изначально

настроенными против идей выступающего...На вопрос: что составляет самое

существенное достоинство оратора, - Демосфен неизменно отвечал: "Во-первых,

произношение, во-вторых, произношение и, в-третьих, опять-таки

произношение".

Следующий шаг в развитии искусства красноречия сделали специалисты

Древнего Рима. Они обобщили опыт мастеров Эллады, дополнив их результатами

собственных изысканий. Дискуссии не получили в Римской империи столь

широкого распространения, как это было в греческих полисах. Для римлян было

главным публичное выступление в режиме монолога. В римской школе слились

воедино риторика и ораторское искусство. От греческой риторики к римлянам

пришли юмор, логика и приемы полемики. А от ораторского искусства -

изящество компоновки текста речи, подгонка и шлифовка фраз, отточенная

интонация, оригинальность речевых оборотов, позы, жесты и многое другое.

Римская школа красноречия подразделяется на два стиля: аттицизм и

азианизм. Азианизм господствовал в Риме до 50-х годов I-го века до н.э.

Представители этого стиля превращали свои выступления в яркое и

темпераментное театральное представление, с помощью которого весьма

эффектно преподносили свои идеи толпе. Из ораторов этого стиля наиболее

известным является Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).

Аттицизм стал преобладающим стилем с момента падения республиканского

строя и исчезновения в обществе демократической традиции свободы

выступления. Аттицизм отличает монотонность, строго ограниченный набор

жестов и движений оратора, декларативность и примитивизм аргументации.

Оратор спокойно и высокопарно излагал свою точку зрения аудитории,

совершенно не обращая на нее никакого внимания. Аттицизм вошел в моду

благодаря его горячему поклоннику Юлию Цезарю, взявшему власть над Империей

в свои руки. По окончанию античной эпохи теоретические изыскания в области

красноречия прекратились. А саму сферу публичных выступлений

монополизировала церковь. Речи ораторов обрели форму проповедей, а

свободные дискуссии превратились в богословские диспуты. Единственное, за

что можно сказать спасибо Средневековью, так это за то, что схоласты

сохранили знания Древнего мира для Возрождения и более поздних времен.

Возрождение и Новое время характерны повышением интереса к риторике.

Однако преобладает письменное слово: сатира, памфлеты, рассуждения и пр.

Изучением живого слова на уровне новых доктрин и концепций в то время мало

кто занимался. С падением в большей части Европы оков церковной и сословной

власти под воздействием революционных процессов в обществе публичные

выступления становятся неотъемлемым атрибутом политической деятельности. А

сама она прочно входит в повседневную жизнь европейцев. И к середине XIX-

го века митинги и собрания - и соответственно красноречие - составляют уже

часть мировой культуры, так же как театр или литература. А техника риторики

и ораторского искусства входит в программы обучения крупнейших

университетов.

К сожалению, несмотря на огромный практический опыт, накопленный

наукой о красноречии за века, прошедшие со дня падения Древнего Рима,

каких-либо значительных работ по теории ораторского искусства и риторики, а

также методических наработок в области преподавания этих дисциплин не было.

(Это, собственно говоря, и подвигло меня на создание своего авторского

курса). Несмотря на явные недоработки в теоретическом оформлении достижений

ораторского искусства и риторики, тем не менее последние два столетия -

эпоха их бурного расцвета. XIX-й век. Аттицизм в чистом виде сохраняется

лишь в британской школе ораторского искусства, ярким представителем

которого являлся лидер консервативной партии Дизраэли. В континентальной

Европе со времен Французской революции преобладает азианизм. Виднейшим

оратором этого стиля был вождь французских социалистов Жан Жорес.

Единственной национальной школой претерпевающей серьезные по сравнению с

Античностью изменения становится североамериканская. Система выборов в

органы всех ветвей власти - от сельского шерифа до президента страны - и

острота предвыборных кампаний сформировала у населения США высокую

требовательность к ораторским данным каждого из кандидатов, участвующих в

выборах. Американским ораторам приходилось учитывать разницу в восприятии

их выступлений в различных группах населения - этнических (англо-саксы,

ирландцы, евреи, итальянцы и пр.) и социальных (с одной стороны необходимо

привлечь на свою сторону основную часть электората - людей небогатых, а с

другой стороны - денег на предвыборную кампанию можно достать, лишь

заинтересовав в своей программе бизнесменов). Потребность угодить всем

категориям избирателей, независимо от их интеллекта, уровня жизни,

национальной и религиозной принадлежности, вырабатывает у американских

ораторов новый - синтетический - стиль выступления. В нем объединяются

динамизм и эмоциональность азианизма с логикой и информативной

насыщенностью аттизма. Плюс к этому - приемы, используемые протестантскими

проповедниками.

XX-й век. С помощью звукоусилительной техники ораторам стали доступны

самые тонкие эмоциональные и интонационные вариации, а также воздействие на

доселе небывалое количество слушателей, что привело к высочайшему взлету

ораторского искусства. Объем лекции не позволяет остановиться на

характеристиках особенностей манер лучших ораторов XX-го века (Ленин,

Троцкий, Муссолини, Гитлер, Геббельс, Рузвельт, Дж. Кеннеди, Мартин Кинг,

Кастро и многие другие). Частично мы компенсируем этот пробел на наших

практикумах. Однако и вы, студенты Высшей политической школы, должны со

своей стороны приложить все усилия, чтобы найти и ознакомится с видео- и

аудиозаписями речей этих ораторов самостоятельно.

Лидерами по уровню мастерства участников публичных выступлений в 30-х

годах становятся Германия и СССР. Диктаторские режимы этих стран ввели

выступления в ранг общеобязательных мероприятий, больше похожих на

культовый обряд, нежели на высказывание собственного мнения. Собрания и

митинги в данных государствах стали практически ежедневными мероприятиями -

в школах и университетах, заводских цехах и солдатских казармах,

учреждениях и даже домах престарелых...

После Второй мировой войны в ораторском искусстве мира медленно, но

верно торжествует аттицизм. С начала 70-х годов он становится ведущим

стилем планеты. Я думаю, что это связано общим понижением уровня

пассионарности населения ведущих стран мира (в том числе СССР и КНР), а

также со страхом перед любым радикализмом, в том числе и в сфере публичных

выступлений. Даже в США в последние 25 лет произошло резкое наступление

аттицизма на синтетический стиль, которым сейчас в основном пользуются лишь

проповедники религиозных сект. В современной России напрочь отсутствует

хоть какая-либо мало-мальски удобоваримая методика обучения ораторскому

искусству и риторике. Поэтому ораторов, да что там ораторов, людей, которые

могут хотя бы пару слов связать на публике, - кот наплакал. Поэтому я

взялся за это дело и в течении десяти лет создавал основы своей системы

обучения ораторскому искусству. И вижу эффект: после 5-10 занятий (теория и

практика) мои студенты резво взбираются на трибуну и оттуда неплохо

излагают свои мысли. В заключении - немного о терминологии. В этой и во

всех других лекциях я подразумеваю под "риторикой" науку о достижении

победы в дискуссии и умении вести полемику. А под понятием "ораторское

искусство" - систему знаний о принципах публичного выступления в режиме

монолога. В большинстве же учебных пособий и монографий термин "риторика"

употребляется в качестве обобщающего всего того, что связано с внушением,

убеждением, логикой, публичным выступлением, составлением текстов докладов

и сценариями защиты своей точки зрения. В наших занятиях я не претендую на

абсолютную непогрешимость и всегда рад, когда студенты изучают ораторское

искусство еще и по другим методикам, а также приветствую на своих уроках

вопросы и замечания, идущие от вас. Спорьте друг с другом. Спорьте со мной.

Плох тот учитель, чьи ученики со временем не превосходят его. Но помните,

главный критерий для вас - это замершая, затаившая дыхание публика, с

восторгом воспринимающая ваше выступление.

БАЗОВАЯ СТРУКТУРА

Базовая структура публичного выступления - это его основные части:

рационально подогнанные, дополняющие, развивающие и обобщающие друг друга.

В чистом виде в реальном выступлении существуют редко. Обычно плавно

перетекают одна в другую и не имеют четко оформленных границ. Разделение

речи на части необходимо для подготовительной (домашней) работы над

текстом будущего выступления. Такая разбивка текстового массива позволяет

эффективнее компоновать фразы и рассчитывать силу воздействия речи по

времени, а также получить возможность стратегического планирования для

расстановки смысловых акцентов.

Классическая базовая структура речи состоит из: вступления,

доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У

вступления - привлечь к выступающему внимание публики, дать аудитории

почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего

изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты