Дети девиантного поведения как объект социальной работы (на примере г. Ульяновска)

– Операция "Занятость";

– Организационные мероприятия: совещания с директорами учебных заведений района, председателями родительских комитетов, участие в общешкольном родительском собрании в МОУ СОШ № 46, собрание при главе администрации, семинары–совещания, семинары–учебы.

В целом, можно выделить следующие общие мероприятия, направленные на профилактику и решение проблем детей и подростков девиантного поведения:

1.     Контроль и оказание помощи в проведении культурно-массовых мероприятий для подростков.

2.     Работа по трудоустройству или дальнейшему обучению несовершеннолетних.

3.     Индивидуальная работа с несовершеннолетними.

4.     Рейды по неблагополучным семьям.

5.     Работа с безнадзорными подростками.

6.     Координация деятельности учреждений системы профилактики, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в соответствии с Законом РФ № 120 от 09.07.1999 г.

7.     Совместно с РОВД выполнение мероприятий по разобщению молодежных группировок.

8.     Организация занятости и отдыха детей и подростков в летний период времени.

9.     Выполнение мероприятий по укреплению кадрового состава КПДН и материально технического обеспечения.

10. Профилактическая работа с несовершеннолетними, употребляющими алкогольные напитки и токсические вещества.

11. Профилактическая работа с условно осужденными несовершеннолетними.

Анализ деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в Железнодорожном районе г. Ульяновска позволил сделать несколько выводов. Во–первых, в основном в районе преобладают правонарушения, связанные с употреблением спиртных напитков и уклонением от учебы в образовательных заведениях района. Причем, больше всего это характерно для учащихся средних учебных заведений. В рамках борьбы с употреблением спиртного среди несовершеннолетних, комиссией, совместно с ПДН, отделом по делам молодежи, органами здравоохранения, проводится профилактическая работа, которая включает в себя разъяснительную работу, проведение специальных операций, вовлечение подростков в клубы по интересам и ряд других. Во–вторых, можно отметить не очень активное использование такого вида устройства детей на воспитание как приемная семья. В основном для этой цели прибегают к оформлению опекунства. В–третьих, несмотря на определенные недостатки в работе данного рода учреждений, их деятельность можно охарактеризовать как позитивную, а результаты их деятельности считать удовлетворительными. Главная причина этого – совместная деятельность различных органов и направление совместных усилий на достижение одной цели: решение проблем детей и подростков, улучшение их положения в обществе.

Разносторонние связи складываются у центров с таким субъектом государственной системы профилактики детской безнадзорности, как органы опеки и попечительства. В соответствии со ст. 34 Гражданского кодекса РФ и ст. 121 п.2 Семейного кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Их основная задача - обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их личных и имущественных прав.

Социально-реабилитационные центры сотрудничают с органами опеки и попечительства при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для жизнедеятельности в семье. Специалисты центров (психологи, педагоги, медицинские работники) проводят предварительную работу с потенциальными усыновителями и опекунами, тестируют их, не оставляют без внимания в первые месяцы совместной жизни с детьми. Центры взаимодействуют с органами опеки и попечительства в случае возбуждения в суде исков, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов детей.

Одной из старейших структур системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются приемники распределители органов внутренних дел, действующие сегодня как центры временной изоляции. Из них дети, не связанные с криминальной практикой, направляются в социально- реабилитационные центры.

Центры временной изоляции организуют и самостоятельно осуществляют возвращение детей и подростков к месту их постоянного проживания или устройства. В этом случае дети фактически попадают в сферу влияния социально-реабилитационных учреждений, для которых контакт с сотрудниками центров временной изоляции, их информация о ребенке имеют большое значение для дальнейшей работы по его социальному возрождению. Это тем более важно, что сегодня подобная информация приобретает новое качество, так как в бывших приемниках начался процесс гуманизации содержания детей: вводятся ставки психологов, с детьми работают учителя-предметники.

Деятельность социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном законе " О социальном обслуживании населения в Российской Федерации ", распоряжении Правительства РФ от 3.07.96г. № 1063-р и Постановлении Правительства РФ от 13.09.96г. № 1092, утвердившем Положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Создание специализированных учреждений реабилитации дезадаптированных детей и подростков изменило ситуацию, при которой наличие беспризорных и безнадзорных детей и подростков изменило ситуацию, при которой наличие беспризорных и безнадзорных детей признавалось, однако не было определено, какие службы, какие органы управления должны заниматься их судьбой.

Социально-реабилитационные учреждения берут на себя заботу о социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. В стационары центров помещаются дети, не нуждающиеся в изоляции, из приемников-распределителей, а также из больниц, где их вынужденно содержали до помещения в интернатное учреждение.

Наличие социально-реабилитационных учреждений в большинстве территорий позволяет оперативно поместить ребенка в нормальные условия содержания, психологически подготовить его к жизни в замещающей семье или интернатном учреждении, избавляет специалиста по охране прав детства от утомительной процедуры сбора необходимых справок.

В учреждениях представляют четкую картину семейного неблагополучия. Заведены необходимые документы, опросники, анкеты, карты социальной реабилитации, ведется анализ результатов оказанной специалистами юридической, социальной, медико-психолого-педагогической и другой помощи детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Значительное внимание уделяется профилактике социального сиротства.

На предотвращение беспризорности, безнадзорности и ассоциального поведения детей и подростков направлена работа каждого из дейстующих социально-реабилитационных центров, но особое значение имеет тот факт, что большинство из них помимо медико-психологической коррекции ребенка восстанавливают его связи с семьей или находят замещающую семью, стараются создать благоприятный социальный фон его дальнейшей жизни.

Значительная часть поступающих в учреждения детей - это подобранные на вокзалах и улицах, не имеющие никаких документов дети с неустановленной личностью.

Поэтому основной задачей на первом этапе реабилитации становится восстановление социального статуса несовершеннолетнего, выявление причин его дезадаптации, так как без достаточно полного социального портрета ребенка невозможна его реабилитация, а в дальнейшем и полное решение его судьбы. Медико-психолого-педагогические консилиумы, создаваемые в учреждениях, поэтапно следят за ходом реабилитации, добиваясь, чтобы за время пребывания в Центре ребенок был максимально адаптирован к жизни.

Социально- реабилитационные центры, в структуру которых входят приюты, являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг, которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях. Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

Будучи одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке государства, центры социальной реабилитации несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции.

Защитительная функция. Она направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья в период пребывания в центре.

Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации.

Социальный патронаж семей, в которые возвращаются либо помещаются выпускники центра, не менее важен как средство предупреждения рецидива кризисных ситуаций.

Центр ведет работу с семьями группы риска по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности. Профилактическая работа направлена и на коррекцию отклонений в поведении и развитии детей, находящихся в неблагополучных семьях.

Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, проявляющихся готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.

Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей -игры, познания, труда, общения.

Оздоровительная функция. Центр предоставляет ребенку при его поступлении необходимую медицинскую помощь, в союзе с различными медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные возможности его организма, обеспечивает повышение устойчивости к влиянию многообразных негативных факторов. Центр осуществляет профилактику заболеваний своих воспитанников, текущее медицинское обслуживание, проводит закаливающие процедуры, обеспечивает полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.

Компенсаторская функция. Центр ищет пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем, чтобы несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека.

Центры социальной реабилитации несовершеннолетних являются компонентом общей государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Указом Президента РФ от 6.09.93г. № 1338, а впоследствии Федеральным законом " Об основах профилактики правонарушений и беспризорности несовершеннолетних" от июля 1999года установлено, что государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав составляют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения, а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике детской безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. От того, как складываются взаимодействие социально-реабилитационных центров с различными структурами этой системы, во многом зависит продуктивность их деятельности.

Взаимодействие социально-реабилитационных центров с соответствующими структурами осуществляется на основе общности задач, направленных на решение проблем неблагополучного детства. Общность задач определяет и формы взаимодействия субъектов государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений: взаимная информация о неблагополучных семей и безнадзорных детях, мерах, предпринимаемых разными субъектами для изменения сложившегося положения; совместная деятельность неблагополучных семей и безнадзорных детей, проектирование, создание совместных программ социальной профилактики и социальной реабилитации детей; организация разностороннего влияния на семью и детей с целью снятия или нивелирования их проблем.

Бедственное положение детей в современном российском обществе очевидно, и оно усугубляется тем, что в стране отсутствует комплексная ювенальная правовая политика, насущной задачей которой, на мой взгляд является создание ювенальной юстиции. "Ювенальная юстиция"- термин международный, обозначающий специализированную систему правосудия в отношении несовершеннолетних. Данная политика включает в себя в качестве структурных элементов профилактические меры, социальную реинтеграцию, обеспечения гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей; применение мер, альтернативных лишению свободы; осуществление ареста, задержания или тюремного заключения ребёнка лишь в качестве крайней меры и течение как можно более короткого периода времени; отказ от назначения наказания несовершеннолетним в виде смертной казни или пожизненного заключения. Один из важнейших показателей качества ювенального законодательства-соответствие его принципам и нормам международного ювенального права. К числу фундаментальных источников данной отрасли относятся Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), принятые на 96 пленарном заседании ООН 29 ноября 1985г. Конвенция о правах ребёнка от 5 декабря 1989г., Резолюция VIII конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в ЭрРиярде) от 14 декабря 1990г., Правила Оон, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишённых свободы, от 14 декабря 1990г. и ряд других источников. Свод данных норм международного права фактически сформировал политику обращения с несовершеннолетними, совершающими правонарушения. Были приняты ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ" (1998г.), устанавливающий гарантии прав несовершеннолетних во всех сферах социальной жизни, в то м числе в отношении правосудия; ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними" (1999г.), регламентирующий некоторые процедуры, направленные на исправление подростков, дела в отношении которых прекращены по не реабилитирующим основаниям. К числу системообразующих актов в области ювенальной политики государства следует отнести также ФЗ №98-ФЗ от 28 июня 1995г. "О государственной поддержке молодёжи и детских общественных объединений", ФЗ №159-ФЗ от 21 декабря 1996г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Указ Президента РФ №712 от 14 мая 1996г. "Об основных направлениях государственной семейной политики". Постановление Правительства РФ №829 от 17 июля 1996г. №О приёмной семье", Постановлением Правительства РФ №906 от 27 июля 1996г. "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в РФ", Постановление Правительства РФ №1092 от 13 сентября 1996г. "Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", Федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", утверждённая постановлением Правительства РФ 31207 от 19 сентября 1997г., Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000г.(национальный план действий в интересах детей), Федеральная программа "Дети России". 15 февраля 2002г. в первом чтении Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ" в части введения ювенальных судов. Однако вплоть до настоящего момента, последующих чтений так и не состоялось, закон не был принят.

Проблема детей и подростков с девиантным поведением заставляет органы власти г.Ульяновска искать новые методы и подходы: принятие новых законов, привлечение молодёжных и общественных организаций, разработка новых концепций по социально-педагонической работе.


2.2 Формы и методы работы с несовершеннолетними


Вся деятельность социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения строится с учётом изучения потребностей, психического состояния, гендерного аспекта. В ходе практики мною и специалистом по социально-педагогической деятельности было проведено тестирование и анкетирование подростков Железнодорожного района г. Ульяновска. Всего 83 учащихся, из них 48 мальчиков, 35 девочек (см. Приложения 5 и 6).Респондентам был предложен тест: "Изучение склонности подростков к отклоняющему поведению". Он является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Сравнивая полученные результаты, можно выявить гендерные особенности склонности подростков к отклоняющему поведению.

Как видно из диаграммы, девочки более склонны скрывать свои нормы и ценности, чем мальчики, которые в большей степени готовы к их демонстрации. Таким образом, девочки чаще, чем мальчики дают социально желательные ответы, что выставляет их в наиболее выигрышном свете. Кроме этого, девочки более искреннее отвечают на вопросы, чем мальчики (см. диаграмму ниже).



Исходя из данных, полученных по второй шкале, можно говорить о том, что мальчики в большей степени нарушают нормы и правила, но чрезвычайная степень нонконформизма более выражена у девочек. Это может означать, что, несмотря на то, что мальчики чаще, чем девочки, "нарушают спокойствие", последние нарушают его в более изощренной и грубой форме. Однако, это может говорить и о том, что девочки предоставили менее достоверную информацию по данной шкале, чем мальчики. В целом же, склонность следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения у мальчиков и у девочек одинакова (73 % и 71 % соответственно).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты