Дети девиантного поведения как объект социальной работы (на примере г. Ульяновска)

Дети девиантного поведения как объект социальной работы (на примере г. Ульяновска)

Содержание


Введение

Глава 1. Теоретические подходы к проблемам девиантного поведения

1.1 Понятие и сущность девиантного поведения

1.2 Виды и формы девиантного поведения

1.3 Психологические особенности развития детей и подростков с девиантным поведением

Глава 2. Социальная работа с детьми девиантного поведения (на примере г. Ульяновска)

2.1 Комплексный подход к работе с детьми отклоняющего поведения

2.2 Формы и методы работы с несовершеннолетними

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Социально-экономические изменения, происходящие в России в последние годы, характеризуются кризисом в экономике, науке, культуре, в сферах социального и духовного развития. Обострились ранее скрываемые нужда, бедность, инвалидность, национальные и психологические конфликты, стрессовые ситуации, безработица, алкоголизм и преступность.

Под сомнение поставлены идейные и нравственные ориентиры предшествующей эпохи. Рост социальной напряжённости и углубление экономического кризиса затронули коренные основы жизни всего населения, в том числе детей и подростков.

Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его масштабы, все большее количество детей оказываются выброшенными из нормальной жизни. Как следствие, рост числа правонарушений.

Поэтому, тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возрос уровень преступности среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей, в том числе и у детей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

Профессиональный интерес психологов, социологов, социальных работников к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.

Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В профилактике отклоняющего поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.

Также надо отметить, что резко уменьшилось количество людей, работающих с детьми. Сократилось число детских клубов по месту жительства, внешкольных учреждений, летних лагерей, практически отсутствует база внеурочной работы.

Из-за напряжённости в экономической сфере родители меньше внимания уделяют своим детям. Увеличивается число неполных семей. В итоге многие дети и подростки оказались по существу в социальном вакууме, где они никому не нужны. Снижается роль родителей в воспитании.

Цель работы – анализ форм, видов, причин девиантного поведения и профилактики агрессии у подростков.

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Рассмотреть проблемы детей с девиантным поведением и их психологические особенности.

3. Обобщить опыт работы по профилактике девиантного поведения, в Железнодорожном районе г. Ульяновска.

Объект исследования – дети с девиантным поведением, а предметом являются формы и методы, используемые для решения проблем детей с девиантным поведением.

Исходя из цели и задач, объекта и предмета, нами были выбраны следующие методы исследования: анализ нормативных документов, обработка данных (тестирование, анкетирование), обобщение практического опыта, который, на наш взгляд, в наибольшей степени подходят для реализации поставленной цели.

Дипломная работа состоит из: введения, теоретической (4 параграфа) и практической (3 параграфа) части, заключения, приложений и списка использованной литературы (65 источников).

Глава 1. Теоретические подходы к проблемам девиантного поведения

1.1 Понятие и сущность девиантного поведения


Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой и подразумеваемой нормы, будь-то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

Кон И.С. выделяет две большие категории, на которые подразделяется девиантное поведение. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые [23, 14–15].

Отклоняющееся поведение выражает конфликт в разных его формах между индивидом и обществом. При этом далеко не всегда истинным может быть признано то, что утверждается обществом: все зависит от того, с позиции какой системы норм производится оценка.

Отклоняющееся поведение различается по многим критериям:

– в зависимости от типа нарушаемой нормы (право, мораль, политика, этикет и т. п.);

– по целевой и мотивационной направленности (корыстные альтруистические, прогрессивно-конструктивные, агрессивные, эгоистические);

– по субъектам действия (индивиды, социальные группы, организации, сообщества).

Существует достаточно много форм и видов девиантного поведения, но как ни различны эти формы и виды, они взаимосвязаны [23,16].

Отклоняющееся поведение может носить положительный и отрицательный характер. Положительные формы, как правило, связаны с творческой, новаторской деятельностью, которая неразрывно сочетается с преодолением и нарушением существующих стандартов (например, развитие предпринимательской деятельности в условиях господства централизованного производства и распределения; политические формы деятельности, основанные на признанных в цивилизованных странах нормах права и морали, но не имеющих фактической реализации в данном обществе, и т. п.).

К отрицательным формам принято относить: пьянство, употребление наркотиков, агрессивность, противоправное поведение. Они образуют единый блок, так что вовлечение в один вид девиантного поведения повышает вероятность вовлечения и в другой.

Существует несколько подходов, объясняющих природу такого явления, как девиантное поведение.

Биологический подход.

Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что "криминальный тип" есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями — они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.

Уильям X. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт.

Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям.

Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен.

И наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.

Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

Хотя подобные биологические теории были популярны в начале XX в., но постепенно другие концепции вытеснили их.

Социологический подход.

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — "отсутствие регуляции", "безнормность".

По сути, аномия, — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.

Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.

Теория аномии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Под аномией он понимал ситуацию, когда конкретное лицо проявляет недостаточное уважение к основным социальным нормам данной социальной системы или стремится усмотреть в этих нормах определенную утрату их обязательности для него самого. Следовательно, аномия не означает отсутствие норм, а лишь констатирует, что тот или иной субъект относится к социальным нормам негативно или равнодушно.


Типология девиации (Р.Мертон)

Способ адаптации

Одобряемые обществом цели

Социально одобряемые средства

Конформизм

+

+

Инновация

+

-

Ритуализм

-

+

Ретритизм (бегство от действительности)

-

-

Бунт

-

-


Примечание: " Плюс" обозначает согласие, а "минус" - отрицание. Например, конформное поведение характеризуется тем, что человек одновременно поддерживает и культурные ценности, и социально одобряемые средства их достижения.

Концепция Р.Мертона важна, прежде всего, потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как " две чаши одних и тех же весов" (Н.Смелзер). В ней сделан также упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативным, отрицанием общепринятых стандартов, как часто предполагают многие люди. Вор, например, не отвергает социально одобряемую цель: достижение материального благополучия.

Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу.

Первый тип поведения — конформность — предполагает соответствие и культурным целям, и средствам.

Второй тип девиантного поведения — инновация — предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Принимая, например, цель достижения богатства, представители низшего класса не могут пользоваться такими средствами достижения, как занятие престижной деятельностью, образование, экономический успех. Отсюда предрасположенность к незаконным способам осуществления цели: рэкету, спекуляции, шантажу, торговле наркотиками.

Третий тип ритуализм — предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается, по мнению Мертона, у представителей низшего слоя среднего класса. Это может служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры.

Четвертый тип ретретизм — предполагает отрицание и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.

Пятый тип бунт — предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.

Культурологический подход.

Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам большинства. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключенных, полиция скорее ассоциируется с карательной или продажной организацией, чем со службой по охране порядка и защите частной собственности. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества.

Немецкий социолог Миллер (1958) утверждал, что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность. Эта субкультура придает огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и "везение". Поскольку члены банды руководствуются этими ценностями в своей жизни, другие люди, и в первую очередь представители средних слоев, начинают относиться к ним как к девиантам.

Согласно культурологическим объяснениям, девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.

Говард Беккер в своей книге "Аутсайдеры" (1963) отверг многие психологические и социологические объяснения девиации, потому что они основаны на "медицинской модели", согласно которой человек, проявляющий девиантное поведение, считается в некотором смысле "больным". Такие подходы не учитывают политического аспекта девиации. Беккер считал, что девиация на деле обусловлена способностью влиятельных групп общества (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения. "Социальные группы создают девиацию, — писал он, — поскольку они следуют правилам, нарушение которых считается девиацией; кроме тог они навязывают эти правила определенным людям, которым "наклеиваются ярлыки" аутсайдеров. С этой точки зрения, девиация — не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против "нарушителя"".

Концепция Беккера и подобные ей названы meopuей стигматизации (наклеивания ярлыков), т. к. они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо "девиантов" членам менее влиятельных групп. Именно так поступали с неграми в Америке.

Конфликтологический подход к девиации представлен группой социологов, которые называют себя "радикальными криминологами". Они отвергают все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов. Согласно конфликтологам, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Так, когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер. Например, сотрудники ^полиции с большей готовностью применяют законы, направленные против бедняков и не причастных к власти, тех, кого можно подавлять, не встречая сопротивления.

Другие конфликтологи, разделяющие марксистскую точку зрения, утверждают, что законы и деятельность правоохранительных органов — это орудие, которые правящие классы (владеющие средствами производства) используют против тех, кто лишен власти. Например, в XII в. были приняты законы, запрещающие бродяжничество, что было обусловлено стремлением землевладельцев заставить бедняков работать, ибо в то время каждый десятый работник погибал от чумы или его забирали в отряды крестоносцев.

Таким образом, "радикальная криминология" не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. Сторонники этой теории рассматривают "девиантов" не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится "изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле" (Тэйлор и др., 1973).

При оценке отклоняющегося поведения существует две концепции:

·                    относительная.

Сторонники первой считают, что нравственные и даже некоторые правовые нормы могут анализироваться только в связи с конкретным обществом, его социальной организацией и культурой. То, что будет нормой для дикаря, не может быть таковой для цивилизованного человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты