Дети раздоров

СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА.

 

     Ребенок –не просто объект воспитания, но и человек –мыслящий, чувствующий, своеобразно обобщающий свой жизненный опыт, выбирающий, как вести себя, каким быть.

     Поэтому, для того чтобы понять, почему ребенок именно такой, какой он есть, поступает так, а не иначе, необходимо знать, как он видит семью и вас. Как интерпретирует происходящее. Его хорошее или плохое поведение не навык, который надо поощрять или пресечь, а личностное отношение. Оно является результатом внутренней активности ребенка и имеет для него определенный смысл, который не всегда может быть очевиден со стороны, но именно отношения, а не внешние обстоятельства определяют его поведение, формируют его личность. Ребенок во многом сам определяет каким ему быть, воспитывает себя.

     Изображение семьи –это не просто тематический рисунок, но и психологическая методика, исследование личностных отношений ребенка. Группируя членов семьи, раскрашивая, декорируя одних и небрежно рисуя других, пропуская отдельных членов семьи и другими средствами ребенок невольно выражает и свое отношение к ним. В рисунке часто проявляются и те чувства, которых ребенок сознательно не признает или не может выразить другими средствами. Поэтому рисунок семьи в отдельных случаях может дать глубокую и содержательную информацию об отношениях ребенка.

     Посмотрите на рисунок семьи 6-ти летнего Томаса. Нередко происходящие изменения в семье для первенца сопоставимы со свержением с престола, так как часто с появлением нового члена семьи старший вообще теряет былые привелегии. Ребенок, ранее бывший в центре внимания, вдруг ощущает себя в стороне от жизни семьи. Томас нарисовал семью, в которой изобразил отца, мать и малыша. Когда его спросили, почему на рисунке нет его, он со слезами на глазах четко ответил: «Не осталось места».

     Часто ребенок начинает испытывать недостаток внимания родителей и вынужден искать новые формы и средства, чтобы добиться внимания, любви родителей, ощутить свою значимость в семье. Этот сложный период не всегда протекает гладко и без проблем. Этот период будет проходить легче и без проблем, если родители обратят внимание на следующие обстоятельства: 1.После появления в доме новорожденного надо избегать существенных изменений в жизни семьи, отношениях родителей со старшими и, если есть, другими детьми. 2. Как и прежде, старшему необходимо уделять столько же внимания, демонстрировать свои нежные чувства.

     Иную внутреннюю позицию иллюстрирует рисунок семьи 6-ти летнего Ярика. В окружении мамы и папы он изобразил себя ничтожно маленьким, беспомощным, требующим заботы. Если в большой семье малыш никак не может застегнуть пуговицу и после десятой неудачной попытки, разразившись плачем, получает помощь, то единственный ребенок всегда на глазах у родителей. Они бдительны, замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, и спешат на помощь. Единственным детям, как правило, слишком много помогают, и со временем, они начинают осмыслять себя постоянно нуждающимися в помощи.

Каждый ребенок в семье развивается в несколько различающихся условиях. Более того, сама семья в которую приходят дети, для каждого иная. Первый ребенок встречается только с вами, а второй ребенок общается и с вами и со старшей сестрой или братом: строит свое поведение, ориентируясь не только на вас, но и на личность старшего. Отличается и опыт, приобретаемый в семье. Ребенок осмысляет отношения не только между братьями, сестрами, взаимоотношения родителей к другим детям и к нему лично, но и родителей друг к другу. Жизнь семьи не сводится к воспитанию детей –это очевидно. Тем не менее, обсуждая ситуацию развития ребенка, очень часто отменовываемся от супружеских отношений, как будто они никак не причастны к психическому состоянию детей. Дети и их родители не живут раздельными перегородками. Поведение отца и матери по отношению друг к другу, есть такая же реальность, как и отношения родителей к ребенку.

     Сам факт, что супруги живут вместе и их отношения оцениваются окружающими как хорошие, вовсе не означают, что муж и жена удовлетворены в браке. Под зеркальной поверхностью жизни семьи иногда бурлят страсти. В семье рассматриваемой окружающими как «примерное», муж и жена могут просто ненавидеть друг друга, между ними простирается «зона арктического холода» или «море безразличия». Супруги практически разошедшиеся, продолжают жить вместе из самых различных соображений.

     Дело в том, что ссоры, частые разногласия между родителями, их конфликтные отношения, более пагубно действуют на ребенка, чем сам развод и последующая жизнь с одним из родителей. На это особо обратили внимание психологи, которые показали, что наибольший вред детям приносит не сам развод, а ссоры между супругами, предшествующие расторжению брака. Ребенок чутко воспринимает межличностную дистанцию, образовавшуюся вследствие их ссор. На рисунке 17 6-ти летняя девочка Инна в период перед разводом изобразила своих родителей как уже разведенных. На рисунке маму и отца разделяет не только значительное пространство, но и предметы, расположенные между ними. Конечно же, часто истинные причины ссор родителей остается ребенку неизвестной (родителям впрочем тоже).

       Более того – встречаясь с необъяснимым, дети додумывают причину- простую, обыденную и в последствие даже стремятся ее устранить. Вот несколько рассказов семилетних детей по картинке рис.18, побуждающих детей на раскрытие того, как они понимают отношения родителей: «Родители злые, ругаются. Мама сердится, что отец смотрит в окно. Отец тоже злится, что ему не разрешают смотреть в окно.»

«Отец стоит и смотрит в окно, мама стоит рядом. Они не разговаривают. Отец злой. Разбилась ваза. Мама ее разбила. Он злится, что она разбила. Мама не очень хорошо себя чувствует. Она говорит: «Куплю новую вазу». Отец: «Откуда деньги возьмешь?» Мама: «Заработаю».

«Отец пришел с работы. Мама говорит: «Почему так поздно пришел?» Отец: «Было собрание». Мама: «Почему не сказал?» Отец: «Я же не знал».

Дети думают, почему родители так долго ругаются.

В этих примерах, как и большинстве экспериментально собранных детских высказываний о родительских конфликтах, выявляется стремление детей объяснить семейные конфликты, им понятными житейскими обстоятельствами, причинами которые нам со стороны кажутся наивными. Дети хорошо улавливают типичные внешние обстоятельства, с которыми связан конфликт, но его суть остается для них скрытой. Нередко дети на основе своих суждений даже пытаются устранить «причину» ссор родителей. В одной семье, в которой ссоры происходили на финансовой почве, 6-ти летний мальчик со всей серьезностью обратился к отцу и матери: «Бабушка вчера мне подарила рубль. Если я вам его отдам, вы прекратите ссориться?»

     Семей без конфликтов не бывает, в каждой хоть изредка, да и возникает неудовлетворенность браком. Это естественно. Противоречия побуждают к изменению, к поиску более удовлетворяющих отношений. В общем они –двигатель прогресса семьи. Однако нередки случаи когда нерешенные проблемы ускоряются, потому что на них закрывают глаза, маскируют и от себя, и от других. Возникает иллюзия, что если делать вид, что все хорошо, проблемы сами собой исчезнут. Скрываемые трения в семейных отношениях со временем все больше их «изнашивает» и наносит вред и самим супругам, и их детям –проблемы требуют решения, а не хранения за раскрашенным в праздничные цвета фасадом семейного благополучия.

                       


                ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

            ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ.

     Для оценки отношений в семье можно использовать проективный тест «Рисунок семьи».

Для работы необходимо использовать лист белой бусаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик.

Инструкция 1

к тесту «Рисунок семьи», «Нарисуй свою семью» При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивается 15-30 минутами.

Применение теста предполагает (допускает) использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях:

Инструкция 2:  

«Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».

Инструкция 3:

 «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».

Инструкция 4:

«Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа».

Инструкция 5:

 «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоторого образа, символа, который выражает особенности вашей семьи».

        При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе:

a)     последовательность рисования деталей;

b)    паузы более 15 секунд;

c)     стирание деталей;

d)    спонтанные комментарии ребенка;

e)     эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем), обычно задаются следующие вопросы:

1.     скажи, кто тут нарисован?

2.     где они находятся?

3.     что они делают? Кто это придумал?

4.     им весело или скучно? Почему?

5.     кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6.     кто из них самый несчастный? Почему?

        Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на явном ответе.

   При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

     Часто продуктивным оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?» «Кто бы выиграл соревнование между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и.т.п.).

     Можно задать ребенку для выбора решения  6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три позитивные:

1.     Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы позвал с собой?

2.     Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3.     Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4.     Ты имеешь… билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5.     Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6.     Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним больше, чем надо. Кто не будет играть?

                 Для интерпретации также надо знать:

a)     Возраст исследуемого ребенка;

b)    Состав его семьи, возраст братьев и сестер;

c)     Если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе;

           Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по следующей схеме.



№ п/п

Выделяемые границы

Отметки о наличии признаков

1

Общий размер рисунка


2.

Количество членов семьи


3.

Соответствующие размеры членов семьи

мать

отец

сестра

брат

дедушка

бабушка и.т.д.


4.

Расстояние между членами семьи

Наличие каких-либо предметов между ними


5.

Наличие животных


6.

О виде изображения:

схематическое изображение

реалистическое изображение

эстетическое изображение

в интерьере, на фоне пейзажа и.т.д.

метафорическое изображение

в движении, действии


7.

Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3).

Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1,2,3).

Степень аккуратности исполнения (1,2,3)


 


     При выполнения задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место занимает сам ребенок, выполняющий тест, и.т.д.

Интерпретируя тест «Рисунок семьи», на основании особенностей изображения можно определить:

1)     Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения, или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность –те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;

2)     Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности, и.т.п., тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

3)     Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе методично изображены на плоскости места, далеко стоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и.т.д.). При интерпретации результатов обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле (считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов, чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией).

           «Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием. Анализ таких рисунков, выполненных учащимися воспитательной школы показывает, что дети «читают» свои рисунки, вкладывая в них определенное эмоциональное содержание. Характерно, что они адекватно осознают и оценивают свое одиночество в семье, улавливают симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, передают в рисунке отношение к членам семьи. Техника «Рисунка семьи» в отечественной психологии нашла применение в клинических исследованиях.  А.И. Захаровым предложен вариант методики, состоящей из двух заданий. Для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех «комнатах», расположенных на «двух этажах», по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится с ребенком (т.е. эмоционально более близок). Второе задание –выполнения рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций.

     Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценки ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне предает смысл изображенного, чем вербальный язык.

     Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее  в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном  и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.


27 апреля. Четверг. 1600.

     Мною была проведена методика «Клиетический рисунок семьи», в школе №1 г.Новомичуринска, в третьем классе, с непосредственным участием педагога начальных классов Коняхиной Елены Валентиновны. В обследовании приняло участие 22 школьника. Для работы детям предложили взять простой альбомный лист, цветные карандаши, ластик.

     Детям было дано задание нарисовать свою семью. Ребятам тема урока очень понравилась и они приступили к выполнению своего задания, которое продолжалось в течении 30 минут.

     В ходе задания мы наблюдали за поведением детей. Небольшая группа детей, примерно человек 5, выполняли задание спокойно, не отвлекались от рисунка, остальные вели себя более активно –смотрели у товарищей, стирали, сравнивали рисунки. Некоторые дети переспрашивали: «Что рисовать?», «Как рисовать?», «А себя рисовать?» , «А я тоже семья?».

     После того, как задание было выполнено, мы беседовали с детьми. Общались с педагогом, которая сообщила некоторые сведения о семьях детей. Для интерпретации «Рисунка семьи» возьмем рисунок №1 Данилова Артема 10 лет.

На рисунке изобразил маму, папу и себя, хотя живет с отчимом. При контакте с ребенком были заданы следующие вопросы:

1)     Скажи, кто тут нарисован?

2)     Кто это придумал?

3)     Кто первым был нарисован?

4)     Им весело или скучно?

В ходе разговора была получена следующая информация:

1)     Первой Артем нарисовал маму, затем папу, потом себя.

2)     Все довольны, он видит всех счастливыми и с улыбкой на лице.

3)     Рисунок он придумал сам, он ему очень нравится.

При разговоре с педагогом выяснилось, что семья неблагополучная, ребенок живет с отчимом и со своим отцом практически не общается. На основании изображения рисунка можно определить следующее:

     Наиболее авторитетна в семье мама, потом папа, выражает желание видеть вместе обоих родителей несмотря на то, что не живут вместе. Отчима отрицает –несуществует для него (несмотря на то, что воспитывает отчим).

     Руки за спиной –нет контакта в общении, есть уши –то есть прислушиваются друг к другу. Ближе ребенок к папе нежели к маме. В глазах присутствует страх или тревога. Длинная шея –доля любопытства, особенно у ребенка. Нет стабильности в жизни, опоры, так как ног на рисунке не видно. Правая нога опора за пределами семьи (у ребенка).

     Далее хочу привести в пример рисунок семьи Сухаревой Юли 10 лет. Рисунок №2.

     На рисунке Юля изобразила папу, маму и сестру. Нет на рисунке себя. У Юли занижена самооценка из-за своей полноты. Первым на рисунке изобразила папу, затем маму и сестру. Девочка по натуре стеснительная, отвечая на вопрос: «Почему нет тебя на рисунке?» ответила: «Не захотела себя рисовать», махнула рукой и убежала из класса на перемену. Интерпретируя рисунок можно сказать следующее:

1)     Всю семью она нарисовала за столом.

2)     Глава в семье –отец.

3)     Тревожность со стороны папы.

4)     Со стороны сестры тоже тревожность.

5)     Прежде чем общаться с семьей, нужно преодолеть преграду –стол.

6)     Отсутствует общность с семьей, так как не нарисовала себя.

     Далее хочу привести еще несколько примеров. Двое из детей, рисовавших эти рисунки, живут в неполных семьях. Атмосфера внутрисемейных отношений отчетливо прослеживается на рисунке. Рисунок №3 Каширина Димы 10 лет.

Свою семью он нарисовал на рыбалке. Первым он изобразил папу, затем себя и брата. На рисунке отсутствует мама. На вопрос: «Почему нет на рисунке мамы?»

Ответил: «Забыл». При интерпретации рисунка можно выяснить следующее –


1)     Папа главный член семьи.

2)     Шапки –символ защиты от окружающей сферы.

3)     Вода –депрессивное настроение, тревога.

4)     Большое влияние отца на детей.

5)     Тревожность со стороны отца.

Слабый контакт между членами семьи, нет опоры в жизни. Не нарисовал маму. С мамой контакт отсутствует. Брат источник угрозы –скорей всего он его часто обижает.

     Далее идет рисунок №4. Его изобразила Прокопьева Наташа 10 лет. На рисунке мама была нарисованной первой, затем себя, тетю и папу. На рисунке улыбающихся лиц мы не наблюдаем, все нарисованы грустные, невеселые. При разговоре с педагогом выяснилось, что у Наташи умерла мама, живет с папой, в семье пьют. Интерпритируя рисунок можно сделать следующий вывод:

     В ее фантазиях потребность общения с мамой. Большое значение имеет мама. Нет взаимного контакта с папой. Но папа занимает не последнее место. Он слушатель. Мама с тетей по всей вероятности общались. Нет ушей, то есть друг друга не слушают. Хорошая опора у всех членов семьи, есть ноги. Повышенная тревожность (волосы заштрихованы) в семье.

     Далее идет рисунок семьи Леднева Ильи 10 лет. Рисунок №5. При разговоре с Ильей выяснили следующее: свою семью нарисовал играющими на футбольном поле. Себя нарисовал первым и в центре поля, папа стоит в воротах, а сестра и мама изображены на лавочке в виде болельщиков.

Елена Васильевна рассказала мне, что у Ильи 2 года назад умер папа, живет с мамой и сестрой. Интерпретация рисунка следующая: 

У ребенка хорошая самооценка. Себя нарисовал в центре поля. Ребенок имеет тревожность. Мало пальцев на руке –бессилие, зависимость себя по отношению к другим. Нет шеи –не контролирует свои действия. Нечетко изобразил голову –застенчивость, робость. В семье общение больше –правая рука. Чувствует себя больше уверенным чем в не семьи. Папа играет большую роль нежели остальные. Потребность в соперничестве –спортивная игра на рисунке. Стремится к превосходству к чему-либо.




































                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


     «Семья строго говоря, только тогда семья, когда в ней есть дети, иначе супружеское сожитие неполно, без родителей и детей нет семьи…

    Нормальная семья представляется нам союзом, в котором, при индивидуальности ее членов, царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразделимость радостей и горестей, словом, совместный труд с целью сделать жизнь и лучше и легче.

Дети в семье не первые и последние, а равноправные члены ее. Но появление их в семье составляет событие с которого начинается новая полоса жизни. Если бездетный муж или жена имеют право искать свое личное счастье в той мере, в какой оно доступно людям, то дети вносят в их жизнь альтруистический элемент, который суживает рамки эгоистического счастья, открывая горизонты в других направлениях. Дети порождают много забот, огорчений, лишений, но зато дарят и много радостей, недоступных  бездетным супругам.  В настоящем месте следует указать, что дети вызывают необходимость строже относиться к самим себе, к взаимным отношениям, к своим отношениям к детям…к родным, к друзьям. Справедливо говорят, что воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше порядка, удовлетворить разнообразным запросам и потребностям, материальным и духовным…»

А.Острогорский.

     Дети в семье –дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Они приносят радость и заботу, которые расширяют любовь друг к другу, делают между мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой. Несомненно, что ребенку нужны оба родителя –любящие отец и мать. Однако продолжающаяся десятилетиями жизнь эмоционально разъединенных людей «ради ребенка», часто является тщетной попыткой создать иллюзорный фасад семейного благополучия, нерешенные супружеские проблемы хотя и спрятаны под семью замками, вешают на ребенка посредством психологических механизмов: «козла отпущения», отвержения супруга через ребенка, ребенка –члена «военного союза», ребенка объединяющего родителей звена и др. Иногда приходиться констатировать, что скрытые супружеские проблемы столь пагубно действуют на ребенка, что выгоды от сохранения брака очень сомнительны.

    Во многих семьях время от времени трения возникающие между супругами, способствуют появлению психологических проблем у ребенка. Решить эти проблемы, и таким образом, помочь ребенку часто очень невозможно без коррекции супружеских отношений. Семья –единый организм. Нарушение эмоционального состояния ребенка, его «плохое» поведение, как правило, является симптомом других семейных «болезней». Самая хорошая профилактика –оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они не изолированы, а прямо вплетены в ваши отношения с ребенком. Ваши супружеские и собственные проблемы –не только ваше личное дело, но и важный фактор развития личности вашего ребенка.



                                     Список литературы:

1)     Махов Ф.С.

Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании. –М.: Профиздат, 1989. –144с. –(Библиотека семейного воспитания).

2)     Ковалев С.В.

   Психология современной семьи:

   Информ. –Методические материалы к курсу «Этика и психология семейной

  жизни»: Книга для учителя.  –М.: Просвещение, 1988.-208с.

   –(Психологическая наука –школе).

3)       Буянов М.И.

    Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: книга для 

   учителей и родителей. –М.: Просвещение, 1988. –207с.

  4)  Сатир В.

Как строить себя и свою семью: Перевод с английского: улучш.изд. –М.: Педагогика –Пресс, 1992. –192с.

4)     Захаров А.И.

Как преодолеть страхи у детей.  –М.: Педагогика, 1986. –112с., ил.(Педагогика родителям).

5)     Хоментаускас Г.Т.

Семья глазами ребенка. –М.: Педагогика, 1989. –160 с.: ил.

6)     Хрестоматия по этики и психологии семейной жизни: учебное пособие для учащихся ст.классов. (сост. И.В.Гребенников, Л.В. Ковинько. –М.: Просвещение, 1986. –271 с.

7)     Рогов Е.И.

       Настольная книга практического психолога.: Учебное пособие: В 2 кн.- 2-е изд., перераб. И доп. –М.: Гуманит. Изд. центр  ВЛАДОС, 1999. –кн.1.:

Система работы психолога с детьми разного возраста.  –384с.: ил.

8)     Анзорг Л.

   Дети и семейные конфликты. М.: Просвещение, 1988

10) Сысенко В.А.

Супружеские конфликты. М.: Финансы и статистика, 1983

11) Гребенников И.В.

Основы семейной жизни М.: Просвещение. 1985

12) Карклина С.Э.

Проблемы семейного воспитания. М.: Просвещение, 1983

13) Андронов Д.М.

Твой и наш враг. Правда об алкоголе. М.: Медицина, 1978


    14) Колесов Д.В.

      Беседы об антиалкогольном воспитании: кн. для учителя. –М.: Просвещение, 1987. –80С

15) Иванов М.А.

Брак, семья, дети. Педагогика родителям. М.: Педагогика, 1988


[1] Более подробно см.: Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи»: записки детского психиатра. –Н., 1988.-прим.автора.

[2] Более подробно об этой проблеме можно узнать из книги Д. Н. Исаева и В. Е. Калана “Психогигиена пола у детей”, (Л. 1986)


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты