Дети раздоров

            (А, Б, В, Г)

Полностью согласен

      Согласен

       Не знаю

    Не согласен

Совершенно не согласен

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

2)     «Вес» высказываний.

        Индекс высказывания

                        Его «вес»

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1,10

1,95

3,0

4,0

6,0

7,0

8,0

8,95

     Объектом самого пристального внимания должны стать семьи, выходцы из которых продемонстрировали относительно низкие оценки отношения к жизни в своей семье.














       ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СЕМЕЙНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ. 

              РАЗВОДЫ, ИХ  ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ.

 

     Первое, что необходимо сделать учителю, - это проанализировать и оценить некоторые характеристики семьи, что бы с их учетом и осуществлять педагогические взаимодействия. При этом, целесообразно учитывать следующие факторы, раскрывающие в первом приближении особенности отношений в семье:

1)     Образ жизни и поведение в семье.

2)     Нравственный и культурный уровень отца и матери.

3)     Взаимоотношения их друг с другом.

4)     Отношения матери и отца к своему ребенку.

5)     Осознание и понимание ими целей, задач семейного воспитания и средств, способов их достижения.

     Особое внимание следует уделить неблагополучным семьям, характеризующимся той или иной степенью дезорганизации семейных связей. Это исходно неполные семейные группы (незаконнорожденность), где потенциальный «отец-муж» не может выполнять свои ролевые функции по отношению к матери и ребенку, распавшиеся и «заброшенные» (частые отлучки одного из родителей) семьи (в первых из них к отсутствию одного из родителей добавляется еще и психотравмирующее влияние разрыва семейных отношений); семьи –пустые «оболочки», где их члены поддерживают минимальные контакты и связи друг с другом и не способны выполнять свои обязанности, особенно связанные с эмоциональной поддержкой; «внешне кризисные» семьи, в которых какие либо события извне привели к длительному временному или постоянному отсутствию одного из супругов (тюремное заключение, смерть, семьи с внутренним кризисом, в которых существует сложившиеся невыполнения своей роли члена семьи –из-за болезни или патологии.

     Однако, хотелось бы написать, что внешне вполне благополучные семьи так же могут оказаться неблагополучными в отношении к своим детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что может сформировать у детей гипертрофированные потребности или, напротив, не сформировать эмоциональные связи детей с родителями, совместные положительные эмоциональные переживания, что препятствует к развитию нравственных чувств[1]

     Так, специалисты занимающиеся проблемой семейных разногласий, подразделяют все относительно неблагополучные семьи на три типа:

конфликтные, кризисные и проблемные. К конфликтным супружеским союзам они относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. К кризисным –такие, где противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Наконец, к проблемным супружеским связям относят такие, перед которыми возникли особо трудные жизненные ситуации, способные нанести ощутимый удар стабильности брака: отсутствие жилья и средств, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, осуждение на длительный срок и.т.д.

     Вторая из выделенных нами частых причин семейных конфликтов –злоупотребление алкоголем –заслуживает отдельного разговора. К сожалению, исследования ученых показали, что еще не все молодые люди смогли выработать в себе не просто пассивно-снисходительное, но активно отрицательное отношение к «зеленому змию». Оказалось, что трезвость и воздержанность были включены ими в число второстепенных качеств, причем юноши были, судя по ответам, более снисходительны к употреблению алкоголя своими будущими женами, чем девушки –к алкогольному пристрастию будущих мужей. Печальней всего то, что большинство невест не обнаружили должной тревоги по поводу «умеренного» употребления своими женихами спиртных напитков.

                         Алкоголь и семья не совместимы!

     Именно этот тезис должен последовательно, но безоговорочно внедряться в сознание будущих семьянинов! И хотя первые годы брака обычно характеризуются некоторым спадом пагубного влечения, дальнейшее не редко бывает отмечено усугубляющимся алкоголизмом. Размолвки и недоразумения в этом случае становятся опять-таки поводом для употребления, а потом и злоупотреблением спиртными напитками, что в свою очередь приводит к новым, уже более серьезным семейным конфликтам. Увеличение употребления алкоголя приводит к нарушениям интимных отношений супругов –и на почве прогрессирующей импотенции мужчин, и в силу невозможности совершения полноценного любовного акта в состоянии опьянения, когда на смену нежности и ласки приходит развязанность и грубость, обычно чреватая имеющим далеко идущие последствия пересечением границ пристойности, что порождает новые, еще более глубокие разногласия. Последующее злоупотребление неизбежно сопровождается деградацией личности, падением чувства ответственности и сужением круга интересов.

     Постоянная угроза со стороны «зеленого змия» последовательно ухудшает семейный микроклимат. Семья становится тягостно-ненужной для всех ее членов и прочно дефектной для нормального воспитания детей. Поэтому, если супруга павшего жертвой пагубной страсти, не находит сил и воли для борьбы с болезненным пристрастием, а окружающие оказываются не в состоянии вывести его на правильный путь, вернуть к здоровому образу жизни, единственный выход для такой семьи –развод.

     Юридическому прекращению брака предшествует эмоциональный развод, выражающийся в утрате любви и доверия супругов друг к другу и возникновении чувства отчужденности. После него иногда следует «физический» развод, -временный разъезд супругов, когда они уже думают о разводе, но не считают его единственным выходом из ситуации. Затем возможен «пробный» развод, когда супруги живут порознь что бы убедиться если у них желание восстановить отношения. Правда, пробный развод крайне редко способствует восстановлению супружества, обычно наступает формой смягчения перехода к разведенному состоянию. Именно на стадии пробного развода супруги подают на алименты и начинают решать вопросы раздела имущества. Затем наступает собственно, юридический процесс.

     По результатам одного исследования первое место среди причин развода занимает нарушение супружеской верности, далее по значимости располагаются утраты чувств, несоответствие характеров, неспособность одного из супругов иметь детей или половая неудовлетворенность в браке. Согласно второму исследованию среди причин разводов лидирует загруженность женщин домашними делами, после чего следует отсутствие взаимопомощи, низкий уровень сотрудничества и измена.

     Сопоставимы ли эти исследования? В том-то и дело, что не слишком, ибо единственным совпадающим моментом в списках «главных причин» оказалась супружеская измена (да и то с различным рангом).

     Может быть, здесь, что-то упущено? Возможно. Ведь, если смотреть на главные причины разводов с точки зрения мужчин и женщин, их список несколько расширяется. Для женщин может главенствовать пьянство мужа, его грубость и жестокость, после чего последует опять таки нарушение супружеской верности.

     Мужчины же рьяно будут ссылаться на несоответствие характеров, утраты чувств к жене и все ту же измену. В чем тут дело?  Здесь полезно вспомнить, например, о различие между знаемыми и реально существующими мотивами, т.е. о мотивировках и действительно мотивах. Или о мотивах –смыслах, в дальнейшем объясняющих нам самим наши действия и поступки. Во всех случаях подлинные причины разводов оказываются столь глубоко «запрятанными» в нашей психике, что вряд ли можно надеяться на то, что они окажутся вскрытыми в обычных опросах или в самонаблюдении непривычного к нему человека.

 


            ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ.  


     Важным понятием, которое должно быть усвоено, является «Семейный конфликт». Обсуждение этого в целом негативно для семейной жизни явления следует начинать с опровержения бытующего в обыденном сознании представления об идеальной семье как заведомо бесконфликтной. Учителю следует подчеркнуть не только неправомерность, но и опасность подобного представления, поскольку в соответствии с ним супруги, в семье которых время от времени возникают разногласия, весьма далеки от критических, вправе решить, что брак их является неудачным.

     В последующем обсуждении темы конфликта следует обратить внимание на основные элементы их теории, объясняющие своеобразную «скрытость» подлинных причин разногласий, ограниченные возможности для их опознания и определения. В социальной психологии в качестве составных элементов конфликта выделяется объективная конфликтная ситуация – с одной стороны, и ее образцы у участников разногласия – с другой. В связи с этим, американский психолог М.Дойч предложил рассматривать следующие 6 типов конфликтов:

1.     Подлинный конфликт, существующий объективно и воспринимаемый адекватно (жена хочет использовать свободную комнату как кладовку, а муж как фотолабораторию).

2.     Случайный или условный конфликт, который легко может быть разрушен, хотя это и не осознается его участниками.

3.     Смешанный конфликт когда за «явным» конфликтом скрывается нечто совсем другое.

4.     Неверно приписанный конфликт, когда например, жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее же распоряжение, о котором она уже прочно забыла.

5.     Латентный (скрытый) конфликт –по тем или иным причинам неосознаваемое супругами противоречия, которое тем не менее объективно существует.

6.     Лонный конфликт, который существует только из-за ошибок восприятия супругов, без подлинно объективных причин.

Следует добавить, что подлинные причины конфликта весьма трудно обнаружить и из-за других психологических моментов. Во-первых, в любом конфликте рациональное начало, как правило, ослаблено шорами эмоций. Во-вторых, подлинные причины конфликта могут быть надежно скрыты и психологически защищены в глубине подсознания и проявляться на поверхности только в виде приемлемых для Я –концепции мотивировок. В-третьих, причины конфликтов могут быть неуловимы из-за так называемого закона круговой наузальности (причинности) семейных отношений, который сполна проявляется и в супружеских конфликтах

     Что же касается конкретного методического инструмента анализа разногласий, то здесь можно предложить сравнительную несложную методику анализа конфликтной ситуации (МАКС) советского психолога В.А.Смехова, сущность которой сводится к последовательному разбору конфликта посредством ответа на 10 вопросов:


1.     Как реально я себя вел(а) ?

2.     Как я хотел(а) бы вести себя в подобной ситуации?

3.     Как я должен был вести себя в подобной ситуации?

4.     Как реально он(а) себя вел(а)?

5.     Как он(а) должен был вести себя в подобной ситуации?

6.     Как он(а) хотел(а) бы вести себя в подобной ситуации?

7.     Каким он(а) видел(а) меня в этой ситуации?

8.     Каким он(а) предпочел бы видеть меня в подобной ситуации?

9.     Каким я предпочел бы видеть (ее) его в подобной ситуации?

10.         Каковы причины, цели и обстоятельства всего происходящего?









                                                                         Главный смысл и цель семейной жизни

–       воспитание детей.

Главная школа  воспитания детей –это взаимоотношение мужа и жены, отца и матери.

                                    В. Сухомлинский.



                               КАКИЕ БЫВАЮТ СЕМЬИ.

     Раньше мужчины и женщины расходились из-за измены, из-за пьянства одного из супругов, иногда из-за материальных трудностей. А сейчас? Сейчас чаще всего и привычек-то объяснить не могут. И не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастают дети и помня, как вели себя родители продолжают их путь. Или станут циниками или одинокими, или еще какими ни будь, но в любом случае – несчастливыми.

     Неужто для того развивалась цивилизация чтобы узаконить невозможность детского счастья? Счастья, немыслимого без полноценной семьи?

     Дефекты воспитания –это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи.

Атмосферу проблемной семьи чувствуешь очень быстро.

     В проблемных семьях лица и тела людей говорят об их страданиях. Их тела скованны и напряжены или неуклюже сутулятся. Их лица кажутся мрачными, угрюмыми или печальными или могут ничего не выражать словно маска. Глаза смотрят в пол, они не видят других людей. Кажется, что они не только не видят, но и не  слышат. Голоса их звучат резко и скрипуче, или почти не слышны.

     Трудно заметить хоть какие то проявления дружеского расположения между членами этих семей, где никто никогда не улыбается. Кажется, что эти люди живут друг с другом исключительно по обязанности. Юмор в таких семья чаще превращается в иронию, сарказм или даже насмешку. Взрослые настолько заняты, ибо без конца диктуют детям и друг другу, что должно и не должно делать, что у них просто не остается возможности для радостного общения. Не редко члены проблемной семьи искренне поражаются тому, что можно наслаждаться обществом друг друга. Не материальные, ни бытовые, не престижные показатели не охарактеризует степень благополучия или неблагополучия семьи, -только отношение к ребенку. Поэтому, когда рассказываем о тех психических расстройствах, в основе которых лежит неблагополучие семьи или которые усиливаются и уж во всяком случае не прекращаются опять не из- за неблагополучия в семье, во всех этих случаях рассказываем о неправильном воспитании подрастающего поколения.

     Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, о неблагополучных семьях, о том, что случается с ребенком если он окажется в неблагополучной семье;

А что такое неблагополучная семья?

Социологи выделяют разные типы семьи.

 Вот некоторые из них:

1.     Гармоничная

2.     Распадающаяся

3.     Распавшаяся

4.     Неполная

Встречаются семьи полные, деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, а копнешь глубже, посмотришь, какова она на самом деле, и увидишь, что ее сплоченность лишь видимость. По существу она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет взаимного уважения друг к другу, все друг другу если не враги, то уже недоброжелатели и соперники наверняка. Так какая эта семья благополучная, а какая нет?

     Психологи и психиатры по разному отвечают на этот вопрос. Ясно, что неблагополучная семья –это в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания, хотя и это не единственный критерий выделения неблагополучной семьи.

     Какие дефекты воспитания встречаются чаще всего?

     Воспитание по «типу Золушки», или явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребенка не любят, ему это постоянно показывают, на сей счет у него нет никаких иллюзий. Ребенок тоже реагирует на эту горькую истину по разному: замыкается, входит в мир фантазий и  мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, порой хулиганством)  , ожесточается, мстит родителям за презрение к нему. Есть и другие способы реагирования – все не перечислишь. Педагоги это замечают, видят, что ребенок озлобился, что с ним что-то происходит. А как помочь школьнику? Поговорить с родителями, объяснить им плоды их сухого, недоброжелательного отношения к сыну или дочери? Кто же скажет это родителям? Ведь когда ребенок заболеет и попадет к детскому психиатру (на почве дурного к нему отношению), может быть уже поздно. А с помощью педагога можно исправить положение значительно раньше.

Еще один вид дурного воспитания – гиперопека, или как ее ныне многие называют, гиперпротекция. Она бывает скрытая и явная. При гиперопеке очень часто с ребенка “сдувают пылинки”, содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Бабушки, дедушки, родители (а при нынешней частоте разводов и повторных браков у одного ребенка может оказаться по 2-3 матери и по столько же отцов) норовят внести свой вклад в изоляцию ребенка от прозы жизни.

Из таких школьников, лишенных бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Ученые называют таких людей конформными. Склонны такие люди к пьянству, социальной пассивности и другим, много не украшающим формам поведения. Особенно заметно это у представителей мужского пола. Жалобы на то, что нынешние мужчины нередко оказываются вялыми, ленивыми, неприспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье -–именно в ней истоки этого социально-психологического уродства. Сейчас пора перейти от констатации явления к решительной борьбе с ним. А без педагогов тут не обойтись – на них вся надежда.

Гипоопека (гиперпротекция) в наши дни видимо встречается, реже, чем прежде.

Приводит она к безнадзорности, замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделью. Однако нельзя забывать, что к этим формам нарушенного поведения  также часто приводит и гиперопека и иные виды дурного воспитания, - тут прямых пропорций между типом воспитания и  видом нарушенного поведения нет. Да и виды воспитания тоже могут меняться: сегодня гипоопека, после-завтра еще что-то.

В некоторых семьях дети детей воспитывают сурово и сухо, формируя в них повышенную моральную ответственность. Все хорошо в меру, а когда все чересчур – добра не жди. Некоторые из таких детей, хотя внешне и успевают в школе и не вызывают опасений в семье, потом страдают разными психическими расстройствами (в частности, навязчивостью).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты