Дети раздоров

Очень распространено противоречивое воспитание: одна бабушка говорит одно, другая другое, родители тоже каждый в свою сторону тянут, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Что делать бедному школьнику? Неврозами и другими нарушениями психики нередко расплачивается он за несогласованность и противоречивость воспитания (да еще и в школе нередко ему внушают совсем не то, что дома). Например, мать несколько раз выходила замуж. Каждый отчим воспитывал сына по-своему. Нет каждый воспитывал правильно, ничего в этом воспитании плохого не было, никаких крайностей. Важно тут другое: всякий раз воспитание было разным. А это уже плохо. Такая смена воспитательных приемов в зависимости от психологии, темперамента и образования воспитателя весьма распространена в конце XX столетия. А всякая крайность может не пройти бесследно для хрупкой психики ребенка.

Итак, что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно – и благополучие, и не благополучие. Мы имеем лишь неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, на все реагирующие, все замечающие (особенно семейные неурядицы), а другим все трын-трава, ничем их не проймешь, всякий объективно существующий раздор и развал семьи для них таковым не является. Стало быть, говорить о ребенке в неблагополучной семье – значит говорить о том:

1.     Какие бывают неблагополучные семьи;

2.     Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;

3.     Как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы;

4.     Как больной ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпеливость их. Т.е. превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь, может еще больше усугублять психическое состояние ребенка;

5.     Что должны – хотя бы в общих чертах – предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку – ведь он-то не виноват, что живет в неблагополучных условиях.

1.     Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что мальчик или девочка не должны быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом;

2.     Если не удастся образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу, нужно как-то изолировать ребенка от подобных родителей: посоветовать передать на время ребенка другим родственникам;

3.     Если у школьника уже появились психологические аномалии на почве семейных раздоров, его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров.

Педагог обязан неустанно следить за социально-психологическим климатом в семье школьника, сохранять спокойствие, мужество и чувство собственного достоинства независимо от социального престижа родителей, их самомнения и давления на него.

И как бы хорошо в материальном отношении ни жили многие школьники, какие бы высокие посты ни занимали их родители, учителя никогда не должны пасовать перед ними, если им очевидно, что неблагополучие семьи породило неблагополучие школьника.

      

                                    Помогите детям.

Неблагополучная для ребенка семья – это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого с формальной точки зрения сказать нельзя, но тем не менее для данного конкретного ребенка – эта семья будет неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагополучной, однако в большинстве случаев, понятие неблагополучной семьи может возникнуть лишь в отношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Для одного ребенка семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений “семья - ребенок” имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием, или с воспитанием, подавляющим ребенка, или с оранжерейными условиями.

Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная (скажем отец-пьяница, терроризирующий семью, потом, наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в ней воцаряется мир).

Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют детям, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.

А если ребенок родился от ненормальных родов, часто болел, если у него плохой характер из-за каких-то наследственных причин? Такой ребенок Такой ребенок может слишком обостренно или как-то парадоксально воспринимать отношения к себе родителей.

Все дети разные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности, у каждого своя нервная система. Поэтому к каждому педагог должен подобрать индивидуальный ключик, найти свой подход.


                  Между нормой и патологией.


Развитие цивилизации неумолимо требует, чтобы дети раньше начинали учиться чем прежде. Чем раньше дети будут приступать к обучению, тем больше будут выявляться индивиды с теми или иными психоневрологическими расстройствами, которые не были бы заметны, если бы на ребенка не пали непосильные для него нагрузки. Иными словами, число детей, которым будут ставить диагноз “задержка интеллектуального и эмоционально-волевого развития”, зависит не только от абсолютного количества таких лиц в обществе, но и от социальных требований к ним предъявляемым.

Помимо легких, обратимых расстройств, так называемых пограничных нарушений, пребывающих на грани нормы и аномалии, существуют и самые настоящие психические болезни, которые могут надолго и основательно нарушить социальную адаптацию ребенка. Положение таких детей – школьников, страдающих шизофренией, эпилепсией, и другими психическими заболеваниями, зачастую очень драматично. В редких случаях они растут в полноценных семьях. Даже если в семье и нет других душевнобольных, то чаще всего это неполные семьи. Обычно отцы не выдерживают совместного пребывания в душевнобольным сыном или дочерью, начинают пить или вообще покидают семью, и без того обделенный судьбой ребенок оказывается еще и без отца. Понятно, что проблем у матери становится больше, порой нервы ее не выдерживают и она выходит из себя, чем еще более травмирует ребенка и делает атмосферу в семье очень непростой.

По Фрейду, у ребенка имеется сексуальная привязанность к родителю противоположного пола и враждебность по отношению к однополому родителю. В случаях патологии такие взаимоотношения действительно порой наблюдаются. А в норме? Мнения тут противоречивы, но все-таки большинство ученых считают, что идентификация со своим полом обычно сочетается с эмоционально теплым отношением к родителю противоположного пола, т.е. зависти, враждебности тут почти не встретишь. Дело не в извечных комплексах, которые якобы борются в душе ребенка, а в том, как относятся к нему родители, - в зависимости от этого по-разному проявляется или нарушается и индентификация. Если один из родителей пытается в ущерб другому родителю привлечь ребенка на свою сторону, приблизить его, заменить собою обоих родителей, то к добру это не приводит.

Психиатр А.И. Захаров пишет: “Подобная картина нередко наблюдается в тех случаях, когда тревожная мать привязывает к себе мальчика в такой степени, что он лишается общения с отцом и сверстниками. В итоге мальчик не может выработать навык соответствующего полу поведения, особенно в тех ситуациях, когда мать односторонне доминирует в семье и ревниво относится к влиянию отца на сына.

К тем же результатам приводит искусственное культивирование одним из родителей своего авторитета, особенно если он при этом использует излишние строгие ограничения и наказания, отрицая ценность эмоционального контакта с другим родителем. В обоих случаях возможно появление эффективной зависимости от расположения одного из родителей и инфантилизма, а так же стремления к компенсаторному, реактивно заостренному самоутверждению среди сверстников.”

Уже доказано, что возраст наиболее выраженной индентификации[2] с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, а у девочек – 3-8 лет. Успешность идентификации зависит главным образом от престижности родителя того же пола в представлении детей, т.е. опять не от воспитания, от поведения родителей в собственной семье. Есть отцы, которые на работе ведут себя очень решительно и властно, а в семье “тряпки”, “подкаблучники”. Ребенок, как правило, тонко чувствует это, улавливает двусмысленность поведения отца и не хочет ему подражать, т.е. может нарушиться идентификация со своим полом.

Начиная » с 9-10 летнего возраста дети стремятся освободиться от родительского авторитета и вести себя независимо. Чтобы этот процесс был безболезненным и не приводил к аномалиям, необходимо разумное терпеливое поведение родителей, не навязывающих свою волю детям, а исподволь, собственным примером, стремящихся завоевать авторитет в собственном доме. Иными словами все опять сводится к проблеме благополучия и неблагополучия в семье.

Пример: Дети раздоров.

Училась девочка хорошо, занималась общественной работой, учителя и родители не могли нарадоваться. Но счастье редко длится слишком долго. Отец влюбился в другую женщину. Самую ненавистную для героини нашего рассказа. Было это в маленьком городе, где все друг друга хорошо знали. Девочка быстро почувствова­ла что случилась беда: мать часто плакала, бабушка уединялась с мамой и успокаивала се. Что-то происходило. Девочке сказали, что отец по служебным делам снял себе комнату в другом доме. Через несколько дней одноклассницы громко и ре­шительно заявили девочке: «Вот ты нас тут всех воспитывала, показывала, как нужно учиться, а пока ты пятерки получала, у тебя отца увели. Он теперь с другой   женой живет и счастлив».

Ночью девочка не спала - плакала. Утром не пошла в школу: было стыдно перед одноклассниками. После занятий пришла учительница. Вместо того чтобы       выяснить, в чем дело, и подумать, как помочь девочке, учительница чуть ли не с порога заявила: без справки от врача не приходи, иначе на собрании обсудим и уж, конечно, осудим. И хлопнув дверью, выскочила. Еще хуже стало настроение, еще больше слез - тихих, стыдливых. Утром под­нялась температура. Пришел врач, зафиксировал в амбулаторной карте темпе­ратуру, выдал справку. Едва он покинул квартиру, температура сама по себе прошла. В школу не могла идти — при одной только мысли, что девочки опять будут злорадствовать и учительница станет грубить, бросало то в жар, то в холод, покрывалась потом. И на следующее утро опять поднялась температура. Это было то расстройство, которое психиатры именуют термоневрозом, т. е. появлением темпе­ратуры в рамках невроза.

Все-таки девочка пошла в школу, потом немного успокоилась, хотя обиду на отца и на одноклассниц затаила.

Все было бы ничего, если бы не машина. В семье были «Жигули» — краси­вая, яркая, привлекательная машина. В городе мало кто имел собственную ма­шину. «Жигули» были предметом особой гордости всей семьи. При разводе отец      оставил машину бывшей жене. Но прошло несколько месяцев, и новая жена потре­бовала отобрать машину и передать ей. Отец сопротивлялся, но жена настаивала, и он пошел к прежней жене просить машину, та в сердцах оскорбила его и назло новой жене отказала ему в просьбе. После этого он пообещал подать в суд и выполнил угрозу. Суд присудил машину ему.

Через несколько дней после суда, когда мать и дочь ехали на машине по каким-то делам, их догнала милицейская машина. Милиционер потребовал, чтобы «Жигули» немедленно были отданы отцу. А тот был тут как тут. Он вытолкнул бывшую жену из машины, сел за руль и крикнул дочери: «А ну, выматывайся!»

В это время мимо проходили девочки из ее школы, собралась толпа, оживленно обсуждавшая это событие (городок-то маленький, событий мало, а тут такое). Когда отец стал вытаскивать дочь из машины, у нее отнялись ноги: они стали как ватные, подкосились, девочка упала на шоссе. Мать подняла ее, вызвала такси и повезла домой. С тех пор начались разъезды больной по различным клиникам. Какие только диагнозы ей не ставили! В конце концов большинство врачей пришло к выводу, что это истерическое нарушение, именуемое астазией-абазией, при котором нет органических поражений мышц и нервов, но тем не менее человек не может ходить без посторонней поддержки. Диагнозы ставили, утешали мать, что все пройдет, что нужно ждать. И та ждала.

    Шли годы. Астазия-абазия не проходила. Девочка все больше замыкалась в себе, обозлилась на весь свет. Училась она индивидуально, ее посещали учителя. Но с ними сладу тоже не было: они прослышали, что нарушение истерическое (будто это синоним симуляции), и относились к больной как к притворщице. Та еще больше нервничала из-за этого, еще больше чувствовала себя одинокой и непонятой.

     Когда ей было лет она оказалась в кабинете М.И. Буянова. Зафиксировавшаяся астазия-абазия нуждалась в срочном лечении, причем только в гипнотическом.

     Сеанс длился около часа. Девочка ушла с него без всякой поддержки. Впервые за много лет она пошла самостоятельно. Впервые за много лет она улыбалась. На работу доктору позвонила бабушка пациентки. Та благополучно добралась домой, все было нормально, посещала школу, ходила по улицам, но вчера случайно увидела новую жену своего отца разчезнавлеую на их пламине  , подкосились ноги, упала, и все началось вновь.

     По телефону М.И. Буянов повторил внушение и девочка выздоровела. Но не об этом сейчас речь. Главное другое – девочка стала жертвой семейных раздоров. То, что другой бы перенес легко и без особых переживаний, для нее стало катастрофой, и виноваты в этом ее родители.


                              Ответственность выбора.

     Психиатр сталкивается в основном с плохими родителями. Они могут быть блестящими производственниками, выдающимися учеными, популярными режиссерами или писателями, но в отношении к конкретному ребенку –своему собственному! –они оказались не на высоте.

Пример:

     Она переводчица, ей 36 лет. Есть сын 8 лет. Год назад она влюбилась в случайного человека, «увела» его от жены, стала с ним жить. Стал вопрос с кем останется сын. Новый муж переводчицы заявил: «Не для того я бросил своего сына, чтобы воспитывать твоего, будем жить для себя. Сына оставь его отцу. Пусть он им занимается.» Так и решили. Отец принимал героические усилия, чтобы воспитать сына. Но материнское сердце ныло. Хотелось к сыну. Отец настроил того против матери. Когда мать караулила сына возле школы, сын от нее убегал. Мать пошла к завучу школы и просила ее образумить мальчика. Завуч не знала как поступить. Да и кто может в такой ситуации быть специалистом.

Бывают обстоятельства, когда невозможно дать ответ. Эта женщина сама себя наказала  за то, что бросила сына. Ей можно посочувствовать, но оправдать трудно.


                             Когда на сердце тяжесть. Невроз.

     Невроз- психогенное расстройство, т.е. оно вызвано ссорами людей друг с другом, испугом, конфликтами, неожиданными катастрофами и.т.п.

Еще в 1913 году известный немецкий психиатр Карл Ясперс подчеркивал, что невроз должен отвечать трем основным критериям:

1)     вызывается психической травмой;

2)     содержание травмы отражается на клинической картине болезни;

3)     невроз появляется, как правило, вслед за психической травмой. При неврозе всегда имеется сознание своей болезни и стремление избавиться от страдания.



Пример: (рассказывает мать одного пациента М.И. Буянова.)

     Когда я в третий раз вышла замуж сын очень переживал это, ревновал к новому мужу (отца своего он не знает), отношения у них не сложились: муж ругал его по поводу и без повода, уговаривал меня сдать ребенка в детский дом. Мальчик замкнулся, стал плаксивым, раздражительным, нетерпеливым, ночью вскрикивал, куда то мчался очертя голову, утром ничего не помнил о своих ночных похождениях.

     По ночам он еще стал мочиться в постель. Обмочится –проснется, сменит простыню, потом долго не может заснуть, утром глаза боится поднять. Очень переживал это. Чем больше отчим его ругал, тем чаще мальчик мочился во сне в постель. Но заметила, что есть он стал очень много. Как только поест хорошо, настроение улучшается, веселее глядит.

Много пациентов, которые для того, чтобы как бы компенсировать свои неприятные переживания, нейтрализовать их, улучшить настроение, забыть о неприятностях в семье, в школе или на производстве, начинают много есть. Вот почему среди невротиков встречается много обжор и толстяков. Это такая же крайность, как и потеря аппетита из-за неприятных переживаний.

     Прогноз невроза зависит как от непосредственных причин болезни, так и от факторов и условий, способствовавших появлению болезни. Нередко внешние причины явились лишь пусковым механизмом, и болезнь в таких случаях, не исчезает даже после устранения этой внешней причины. Описываются остаточные невротические состояния, как следствие длительно протекающих неврозов. В более легких случаях, когда в происхождении невроза, внешние психотравмирующие факторы играли большую роль, чем внутренние условия, прогноз значительно улучшается.

Пример: Эхо давних времен.                                     

Родители мальчика драчливы, любители выпить, склонны ссориться по пустякам. Когда мать забеременела, она твердо решила избавиться от плода. Было напрасно: ребенок родился. Был он недоношенный, хилый, развивался медленно, плохо гово­рил, очень переживал дурное отношение к нему со стороны родителей - ведь те во­обще не хотели иметь детей и к родившемуся  относились порой равнодушно, а чаще, откровенно враждебно. Единственной отрадой для мальчика был дед, он защищал его  от побоев родителей, смотрел, чтобы внук был одет, сыт и т. д.                   

Уже с трех- четырехлетнего возраста было видно, что у мальчика имеются многочисленные остаточные явления и внутриутробное поражение центральной нервной  системы, по поводу которых мальчика консультировал детский психиатр.

В семь лет мальчик пошел к школу: учился средне, мало чем отличался от большинства сверстников, но с годами все больше переживал плохое отношение к себе со стороны родителей и все больше тянулся к деду. Когда мальчику было один­надцать лет, он полез в подпол и случайно наткнулся на револьвер. Этот револьвер принадлежал деду, который в годы первой мировой войны дезертировал из армии. Когда гражданская война закончилась, дед почистил и смазал оружие, спрятал его и больше к нему не прикасался. И вот спустя более чем полвека этот револьвер, нашел внук и, играя им, прицелился в деда, находившегося рядом. Нажал курок.  Дед упал как подкошенный: револьвер был заряжен. Мальчик обомлел, потом закри­чал: «Я не виноват. Что я наделал?» Он плакал, не мог найти себе места, ночами не спал, затем стал засыпать, но снился убитый дед, звал к себе, укорял мальчика за  то, что тот его убил. Одновременно со всем этим возникли сильное невротическое заикание, ночное недержание мочи, головные боли, плаксивость и пр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты