Я-концепция

Для достижения цели исследования и проверки гипотез в практической части работы решались следующие задачи :

1.  Определить показатели для оценки характеристик  процесса  личностного самоопределния в ранней юности.

2.  Исследовать содержательные характеристики Я-концепции и  личностного самоопределения  юношей и девушек  15-16 лет.

3. Выявить корреляционную связь между Я-концепцией юношей и девушек и  процессом их  личностного самоопределения.

4.       Определить различия в характере связи Я-концепции и личностного самоопределения  между юношами и девушками.

5.     Определить различия в характере связи Я-концепции и личностным самоопределением  у юношей и у девушек.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования :

-  сравнительный метод;

-  тестирование;

- методы первичной и вторичной обработки данных.

Исследование проводилось в феврале-марте 2003 года среди учащихся   10-11х классов средних школ  г.Краснотурьинска :  юношей (19 человек )  и девушек ( 29 человек)  в возрасте 15-16 лет.

Учитывая важное значение мотивации к участию в исследовании для получения достоверных результатов, юноши и девушки были заинтересованы тем, что :

а) участие в исследовании могло быть анонимным (в этом случае указывались только инициалы испытуемого);

б)  после обработки данных результаты были доведены до сведения каждого участника исследования (каждому мы раздавали листочки с его результатами и проводили групповую консультацию по  их интерпретации).

В)Все методики проводились в один день, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов.

Эти организационные мероприятия позволили повысить достоверность полученных результатов.

В исследовании применялись следующие методики :

1.  Методика “Личностный дифференциал” (ЛД);

2.  Методика “Полярные профили” (ПП);

Теперь  определим те показатели, по которым оценивалось содержание Я-концепции и личностного самоопределения и обоснуем  выбор  методик исследования.                                          

В самом начале исследования мы сталкиваемся с тем, что единой теории самоопределения в подростковом и юношеском возрасте нет. Изучение личностного самоопределения как психологического явления предполагает наличие определенных критериев для оценки его содержания, тех показателей,  по которым  можно судить об успешности или неуспешности его протекания. 

Потому первая задача, с которой сталкиваемся в нашем исследовании - это определить показатели, по которым мы оценивали содержание структурных составляющих  Я-концепции

.

              Изучение   Я-концепции   в  ранней юности.

Показатели по методике ЛД позволяют получить данные самоописаний выраженности в образе Я юношей и девушек  21  личностных качеств. которые соответсвуют трем классическими факторам семантического дифференциала Ч.Осгуда :  оценки , силы и активности..   

Методика ПП  позволяет более полно изучить содержательные характеристики образа Я,  через данные оценок выраженности у себя 16-ти личностных качеств.

По фактору  оценки  (методика ЛД)  мы могли судить об уровне самоуважения.Кроме того, некоторые характеристики Я-концепции  по методике ПП предполагают оценку своего поведения.


                  Методика  личностного  дифференциала

Методика личностного дифференциала (ЛД)  разработана по принципу семантическго дифференциала  Ч.Осгуда на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуру  представления о структуре личности.  Методика ЛД  адаптирована сотрудниками психоневрологического института им.В.М.Бехтерева.  Целью  ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений .

ЛД  используется во всех тех тех случаях, когда необходмо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого  с себе или другим людям.  В этом отношении  ЛД с двумя другими категориями психодиагностических методов - с личностными опросниками и социометрическими шкалами.  От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания.

В ЛД  отобрана  21 личностная черта,  представленные в виде антонимичных пар.  Шкалы  ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности  ( 7-балльные шкалы).

                                Бланк к методике ЛД и ключ

         Ф.И.О.___________________ возраст____ пол____ дата________

            О +      Обаятельный          3  2  1  0  1  2  3    -     Непривлекательный

            С -         Слабый                  3  2   1  0  1  2  3  +          Сильный

            А  +   Разговорчивый         3  2  1  0   1  2  3  -         Молчаливый

            О  -  Безответственный      3  2  1  0  1  2  3   +      Добросовестный

            С +         Упрямый               3  2  1  0  1  2  3   -         Уступчивый

            А -         Замкнутый             3  2  1  0  1  2  3   +         Открытый

            О +         Добрый                 3  2  1  0  1  2  3   -         Эгоистичный

            С -       Зависимый               3  2  1  0  1  2  3   +       Независимый

            А +       Деятельный             3  2  1  0  1  2  3   -          Пассивный

            О  -        Черствый                3  2  1  0  1  2  3   +       Отзывчивый

            С  +    Решительный             3  2  1  0  1  2  3   -      Нерешительный

            А -            Вялый                   3  2  1  0  1  2  3   +        Энергичный

            О +     Справедливый           3  2  1  0  1  2  3   -      Несправедливый

            С -      Расслабленный          3  2  1  0  1  2  3   +       Напряженный

            А +         Суетливый             3  2  1  0  1  2  3   -          Спокойный

            О -        Враждебный            3  2  1  0  1  2  3   +       Дружелюбный

            С  +        Уверенный             3  2  1  0  1  2  3   -          Неуверенный

            А -         Нелюдимый            3  2  1  0  1  2  3    +       Общительный

            О +          Честный                3  2  1  0  1  2  3   -        Неискренний

            С  -   Несамостоятельный    3  2  1  0  1  2  3   +     Самостоятельный

            А +      Раздражительный     3  2  1  0  1  2  3    -        Невозмутимый

                  

В исследовании каждая личностная черта выступала как отдельная шкала.  Кроме того, данные черты личности могут быть сгруппированы как характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического  дифференциала  (общие шкалы):

1. Фактор  Оценки (О).  Результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик. Низкие значения  указывают на критичное отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя.

2.  Фактор  Силы (С).  Свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности расчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.

3.  Фактор  Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности.  Высокие значения указывают на активность, общительность, импульсивность  низкие -  на инравертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.

Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале. Максимальное значение каждого фактора - 9 баллов,  минимальное  -  7  баллов.

При интерпретации данных, полученных с помощью методики ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные,  эмоционально-смысловые представления человека о самом себе, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел,  но в рамках нашего исследования именно они сами по себе  имеют первостепенное значение для изучения  Я-концепции.

После первичной обработки данных получены следующие результаты.

                Средние значения по методике  ЛД

                                                                                              Таблица 1.

 Название шкалы

Средние значения

           Сигма

 

 

  девушки

  юноши

   девушки

   юноши

1

обаятельный

5,97

5,73

0,95

1,09

2

сильный

5,27

5,67

1,54

1,27

3

разговорчивый

5,48

5,66

1,62

1,74

4

добросовестный

5,32

4,6

1,49

1,53

5

упрямый

4,82

4,66

1,65

191

6

открытый

5,26

5,39

1,79

1,54

7

добрый

5,15

5,27

1,40

1,87

8

независимый

4,38

4,38

1,75

1,82

9

деятельный

5,65

5,56

1,16

1,53

10

отзывчивый

6,43

5,71

0,78

1,39

11

решительный

5,33

5,22

1,48

1,59

12

энергичный

6,07

5,86

0,94

1,27

13

справедливый

5,65

5,47

1,18

1,55

14

напряженный

4,29

3,52

1,67

1,61

15

суетливый

3,87

3,06

1,99

1,86

16

дружелюбный

6,13

5,36

0,95

1,53

17

уверенный

5,36

5,34

1,36

1,63

18

общительный

6,15

5,75

0,97

1,53

19

честный

5,29

4,84

1,37

1,68

20

самостоятельный

5,97

5,68

1,32

1,49

21

раздражительный

4,52

4,22

1,84

1,68

О

фактор Оценки

40

37,1

4,63

7,29

С

фактор Силы

35,4

34,4

5,81

5,55

А

фактор Активности

38,9

35,8

6,16

6,71

 

По полученным данным  девушки   более склонны себя осознавать как носителя позитивных, социально желательных характеристик (фактор Оценки). Они оценивают себя более доброжелательными, добросовестными и отзывчивыми.  Для юношей характерно восприятие себя как менее активных, суетливых и более враждебных., чем для девушек.


                           Методика    “ Полярные  профили”

Данная методика  создавалась по распрастраненному в  экспериментальной психологии  методу полярных профилей, принцип которого был также использован при создании методики ЛД.    Достоинством методики ПП является возможность самостоятельного выбора личностных качеств для оценивания  со стороны экспериментатора. В нашем исследовании мы воспользовались вариантом, предложенным  Н.Р.Битяновой  .

Данный вариант методики ПП содержит  16  антонимичных пар личностных качеств, каждая из которых выступает как отдельная шкала в нашем исследовании.  Шкалы ПП заполнялись испытуемыми с       инструкцией оценить степень выраженности своих личностых качеств  ( по 10-балльной шкале).                                    

   

                                                Бланк  к  методике  ПП         

    

        Ф.И.О. _____________________возраст______пол _____дата_______


Замкнутость, скрытность                 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10       Общительность, открытость

Низкий интеллект                             1  2  3  4  5  6  7  8  9  10       Высокий интеллект

Эмоциональная неустойчивость    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10       Эмоциональная устойчивость

Склонность к подчинению ,             1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Склонность к доминированию          

покорность, мягкость                                                                       твердость, упрямство

Сдержанность, рассудительность,  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10       Восторженность, импульсив-

внимательность, серъезность                                                         ность, беспечность

Недобросовестность, игнориро-      1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Совестливость, высокая нор-

вание общественных норм                                                             мативность поведения

Робость, застенчивость, осторож-   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Смелость, склонность к  рис-

ность                                                                                                 ку, предприимчивость

Жесткость, суровость                        1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Мягкость, чувствительность

Доверчивость                                     1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Подрозрительность

Практичность, объективная              1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Непрактичность, богатое

оценка реальности                                                                            воображение

Прямолинейность, непосредст-        1  2  3  4  5  6  7  8  9  10     Дипломатичность, расчет-                 

венность поведения                                                                         ливость

Тревожность, неуверенность,           1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Спокойствие, уверенность

чувство вины                                                                                    в себе 

Консерватизм                                      1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Склонность к новому

Зависимость от группы, ориенти-     1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Независимость от мнения  ок-

ровка на социальное одобрение                                                      ружающих, стремление дейст-

 (конформизм)                                                                                   вовать исходя из собственных

                                                                                                             убеждений

Низкий самоконтроль, недисцип-     1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Высокий самоконтроль,

линированность                                                                                самодисициплина

Расслабленность, низкая мотива-      1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Напряженность, возбужден-

ция                                                                                                      ность, вызванная большим

                                                                                                             стремлением к успеху





 

  После первичной обработки результатов для  групп юношей и девушек по каждой шкале получены следующие результаты   (см. табл.)

             

Средние значения по методике ПП

                                                                                       Таблица

     Названия шкал

   Средние значения

          Сигма

 

   девушки

   юноши

  девушки

  юноши

 

22

открытость

7,84

7,18

1,89

2,21

 

23

интеллект

6,68

7,66

1,65

2,19

 

24

эмоц. устойчивость

7,19

6,43

1,75

2,47

 

25

доминирование

7,03

6,68

2,14

2,21

 

26

импульсивность

5,11

4,75

2,16

2,27

 

27

совестливость

7,13

6,00

1,93

2,49

 

28

смелость

7,23

6,89

2,08

2,26

 

29

мягкость

7,57

6,52

1,61

2,06

 

30

подозрительность

5,73

5,23

2,79

1,89

 

31

непрактичность

5,94

5,75

1,82

2,24

 

32

дипломатичность

5,81

6,96

2,02

1,87

33

спокойствие

7,13

6,52

1,82

2,01

 

34

склонность к новому

8,48

7,25

1,43

2,29

 

35

независимость

6,63

6,77

2,40

2,21

 

36

самоконтроль

7,27

6,75

1,89

2,30

 

37

возбужденность

7,39

6,98

1,72

2,17

 

По  данным методики ПП девушки склонны воспринимать себя как более непосредственными и прямолинейными, более совестливыми (высокая нормативность поведения) и чувствительными, чем юноши. Юноши же оценивают себя более интеллектуально развитыми, жесткими и суровыми, более консервативными, дипломатичными, расчетливыми, чем девушки.

                                  




             

                                         В Ы В О Д 


Периодом возникновения сознательного  «я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и ранний юношеский возраст.

В период ранней юности  (14,5-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции.  К  16 - 17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином  “самоопределение”.

Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:

· В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу;  активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования.

· Наиболее емким определением  личностного самоопределения является процесс формирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о себе и о мире.

· Я-концепция может быть рассмотрена как фактор личностного самоопределения в ранней юности.

В практической части работы проведено изучение  Я-концепции как фактора личностного самоопределения в ранней юности с целью выявления взаимосвязи этих двух психологических феноменов на практике

По данным исследования, на успешность личностного самоопределения  девушек в раннем юношеском возрасте  значимое влияние оказывает осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения окружающих, самооценка развития волевых сторон своей личности, своей привлекательности и интеллектуального развития . 

Для юношей успешность личностного самоопределения связана с осознанием себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, обладающего определенными деловыми качествами: смелость, склонность к риску, предприимчивость, сдержанность, рассудительность, дипломатичность, расчетливость. 

Отличия между юношами и девушками в содержательных характеристиках Я-концепции, оказывающих влияние на их личностное самоопределение обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чем для девушек, в   личностном самоопределении, оказывает осознание себя как носителя таких  позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость, доброта.

 Таким образом,  гипотеза исследования о том, что содержательные характеристики  Я-концепции , оказывающие влияние на личностное самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек подтвердилась.

Полученные результаты исследования позволяют определить взаимосвязь  содержательных характеристик  Я-концепции и успешности  личностного самоопределения в ранней юности, поэтому они могут быть использованы в работе психолога по оказанию психолого-педагогической помощи  юношам и девушкам этого возраста. 

                                    

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Абульханова-Славская К.А.  Деятельность и психология личности. М.,1989.

2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.С. Социально-психологические методы исследования. М., 1987. С. 91-114.

3. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития де тского самосознания.- вып.18.18,М.,1948.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986.

5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе  //  Вопросы  психологии.1979.№4.С.23-24.

6. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.,1979.

7. Бороздина Л.В. Притязания личности и самооценка //  Вестник МГУ,серия 14, №3,1986.

8. Братусь Б.С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. 1977. №2.С.121-124.

9. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В.Петровского. М..1979.

10. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, №2.

11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, №3.

12. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. //  Ценностные ориентации и интресы школьников.,1983, с. 27-36.

13. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпусников средней школы. Ростов н/Д, 1972.

14. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. М.,1976.

15. Кон И.С. Категория “я” в психологии // Психологический журнал.1981. Т.2.№3.

16. Кон И.С. Психология ранней юности.М.,1989.

19. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М..1975.

20. Мудрик А.В. В поисках своего “Я” // Семья и школа.1998.№10.

21. Мудрик А.В. Современный старщеклассник: проблемы самоопределения. М.,1977.

22. Психологические тесты. М.,1996.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989.

24. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65-74.

25. Чеснокова И.И.  Проблема самосознания в психологии. М..1977.


  

              


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты