Я-концепция

Я-концепция

    

                               

С О Д Е Р Ж А Н И Е


   ВВЕДЕНИЕ  .......................................................................................... 3 - 5


   ГЛАВА  1.   Я-концепция в раннем юношеском возрасте  .................  6 - 22

   1.1    Самосознание и его место в психической организации

         человека  .........................................................................................  6 - 8

   1.2     Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 8 - 15 

   1.3     Становление самосознания в ранней юности как источник                            

    формирования   Я-концепции ............................................................. 15 - 18

    1.4     Особенности  Я-концепции в ранней юности ........................... 18 - 22

    

    ГЛАВА  2.     Личностное самоопределение как психологическое

    новообразование ранней юности .......................................................  23 - 33

    2.1     Личностное самоопределение как психологическая

    проблема  ............................................................................................  23 - 27

    2.2     Психологическое содержание личностного самоопределения

    в ранней юности .................................................................................   28 - 33


    ГЛАВА  3.     Практическое изучение  Я-концепции как фактора    

    личностного самоопределения в раннем  юношеском возрасте ......  34 - 41


     ВЫВОД   .......................................................................................    42 - 43

     Список литературы  ..........................................................................  44 - 45

                       

ВВЕДЕНИЕ

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии , психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу  решения не только многих  важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Способность  к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому  себе.  Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая  термином    Я-концепция.

Я-концепция возникает у человека  в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное  внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.

       Периодом возникновения сознательного  “я”  , как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст.  Практически все психологи указывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста..

       Рост самосознания и интереса к собственному   Я   у  подростков  ведет к изменениям в характере становления и структуре Я-концепции. В раннем юношеском возрасте  ( 15-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе.  К  16-17  годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином    самоопределение.

      Сложность и многогранность личностных изменений в раннем юношеском возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности    обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования :  “  Я-концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности “.

      Цель исследования :  Установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.

     Объект исследования :  юноши и девушки в возрасте  15- 16 лет.

     Предмет исследования Взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

     Гипотеза исследования :  Содержательные характеристики Я-концепции, оказывающие влияние на личностное самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек..

    Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования решались следующие  задачи :

1.    На  основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понимание феноменов Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

          2. Установить соотношение понятий Я-концепции и личностного самоопределения.

3.    Определить показатели  личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте .

4.   Провести  практическое изучение  Я-концепции и личностного самоопределения  юношей и девушек в возрасте 15-16 лет.

5.     Определить различия в характере связи Я-концепции и личностным самоопределением  у юношей и у девушек.

       Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования : 

·      сравнителный метод,

·      комплекс методов психологической диагностики ,

·      методы первичной и вторичной обработки данных.

      Значимость работы  состоит в том, что  на основе анализа  литературы  устанавливается соотношение между  двумя   научными понятиями, рассматривая Я-концепцию как фактор личностного самоопределения  в ранней юности.



















ГЛАВА  1.  Я-КОНЦЕПЦИЯ  В  РАННЕЙ  ЮНОСТИ. 

 

1.1.   САМОСОЗНАНИЕ  И  ЕГО   МЕСТО  В  ПСИХИЧЕСКОЙ                    

ОРГАНИЗАЦИИ   ЖИЗНИ  ЧЕЛОВЕКА.

       Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии .  Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов.   В  работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович , А.Н.Леонтьева , С.Л.Рубинштейна в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются  более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания  . Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным  самосознанием.  Зарубежная  литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса ,  З.Фрейда , К.Роджерса ,Э .Эриксона      и многих других выдающихся ученых.

        Самосознание  -  это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного      «я»  как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения,   вызванные  внешними  предметами,  и ощущения , вызванные   собственным телом, сознание «я»  -  примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических  качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

       Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя.  Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире,  знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода   «духовный свет, обнаруживающий и себя и другое».

       Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей.  Он становится существом не только для других, но и для себя.  Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать  «просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего  «я»».         

       Самосознание является венцом развития высших психических функций   оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе.  Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

       Однако А.Н.Леонтьев , характеризовавший проблему самосознания как проблему «высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал  в целом как  «нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа».

       В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или  “Я-концепции”.  Что же означает термин  “Я-концепция”, какой реальный психологический смысл в него вкладывается ?


1.2.   ПОНЯТИЕ,  ЗНАЧЕНИЕ  И  СТРУКТУРА   Я-КОНЦЕПЦИИ

              Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я»  субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты  этого процесса в самосознании.

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет  единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится   самосознание.  Но  Я-концепция  -  понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.  Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серъезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет это понятие:  « Я-концепция  -  это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой.  Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом- Я  или  картиной- Я.  Составляющую, связанную с отношением к себе  или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.  Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем».

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.  Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека  -  с самого детства до глубокой старости.  Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :

1.  Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.  Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства  или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта.  Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

2.  Я-концепция как интерпретация опыта.   Эта  функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у  человека существует устойчивая тенденция  строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

3.   Я-концепция как совокупность ожиданий.   Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти.  Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий.  Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.  Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

         Во  многих психологических теориях Я-концепция является одним из  центральных понятий.  Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии.  Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов.  Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом , которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы  (см. рисунок №1) . На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания.  В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой  -  осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я      (Self )  рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее ( I )  и  Я-как-объект  ( Me )   . 


                                                         Глобальная   Я-концепция

 




Аспекты,

выделенные        Я-сознающее                                                     Я-как-объект

Джемсом               (процесс)                                                        (содержание)

 


                                                                    непрерывное

                                                                  взаимодействие

 



Компоненты             самооценка                                                 

установки                 или приятие                                                      образ Я

                                  себя

                 

                                                                        тенденции

                                                                        поведения

                                                      


                                                                   Я-концепция как

                                                                  совокупность

                                                                 установок “на себя”

 




                     

                                      реальное Я                    идеальное Я                зеркальное Я

   Модальности             или                                 или                                или

                                               представление              представление            представление          

                                     о том, каков я                о том, каким я              о том ,как меня                   

 




     Аспекты        физическое                     физическое                      физическое

                                     социальное                   социальное                     социальное                           

                                умственное                   умственное                     умственное

                                          эмоциональное            эмоциональное              эмоциональное



                                   Рисунок №1.   Структура  Я-концепции


Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно.  Одна из них являет собой чистый опыт, а другая  -  содержание этого опыта  (Я-как-объект).  Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти   элементы  настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов,  поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане, в психологическом плане они существуют слитно .

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты