Я-концепция

       Как мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать  Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя.  В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

1.   Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным  (когнитивная составляющая установки).

2.   Эмоциональное отношение к этому убеждению  (эмоционально-оценочная составляющая).

Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

  Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом :

1.    Образ Я  - представления индивида о самом себе.

2.    Самооценка  -  аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты     образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3.    Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

       Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие Я-концепции.

       1. Когнитивная составляющая Я-концепции или  Образ Я.

Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении.  Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.  Конкретные способы  самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными.  Описывая самого себя человек прибегает обычно к помощи прилагательных :   “надежный“, “общительный”, “сильный”, “красивый” и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия.  Эти характеристики :  атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п.  можно перечислять до бесконечности.  Все они составляют  иерархию по значимости  элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента.  Такого рода самоописания  -  это  способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективна его самооценка, об истинности образа Я правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно учитывать, что всякая установка -  не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому  знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик  и противоречий.  Этим объясняется выделение второй составляющей Я-концепции.

       2.   Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции    или самооценка.  Человек как личность  -  самооценивающее существо.  Самооценка подразумевает под собой  “известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам “  .  Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду . Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его “Я”.  Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

       Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных  этапах становления личности:

-  оценка других людей;

-  круг значимых других или референтная группа;

-  актуальное сравнение с другими;

-  сравнение реального и идеального Я;

-  измерение результатов своей деятельности.

       Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением,  без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

       3.   Поведенческая  составляющая  Я-концепции  заключается в потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.  Всякая установка  -  это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом.  Особенность Я-концепции заключается в том, что, как в комплексе установок, объектом в данном случае является сам носитель установки.  Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми, что оказывает очень сильное влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношения с окружающими.

       Выделив три основные составляющие Я-концепции не следует забывать о том, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны.  Образ и оценка своего  “Я”  предрасполагают человека к определенному поведению ;   потому глобальную    Я-концепцию

    мы рассматриваем как совокупность установок человека, направленных на самого себя.  Однако эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности.

       Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения.  В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя.  Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.


1.3.    СТАНОВЛЕНИЕ  САМОСОЗНАНИЯ  В   РАННЕЙ  ЮНОСТИ 

                КАК  ИСТОЧНИК  ФОРМИРОВАНИЯ  Я-КОНЦЕПЦИИ

Развитие самосознание  -  центральный психический процесс переходного возраста. Практически все отечественные психологи называют этот возраст «критическим периодом формирования самосознания».

Ранний юношеский возраст -  это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или  переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту.  С явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11  до 14-15  лет .  Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность ( 15-17 лет ) только  начало этого сложного этапа развития, который завершается примерно к 20 -21 годам.

Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений.  авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период :  примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру,  затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте  (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции;  к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение» .С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Рост самосознания и интереса к собственному «я» у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символам,  на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники.  Противоречивость положения подростка и юноши, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний  -  эти факторы актуализируют вопрос:  « Кто я ?»

Постановка этого вопроса - закономерный результат всего предшествующего развития психики.  Рост самостоятельности означает ни что иное как переход от системы внешнего управления к самоуправлению.  Но всякое самоуправление требует информации об объекте.  При самоуправлении  это должна быть информация объекта о самом себе,  т.е   самосознание.

Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности  -  открытие своего внутреннего мира.  Для ребенка единственной сознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию.  Вполне сознавая свои поступки, ребенок обычно еще не осознает собственных психических состояний . Напротив, для подростка и юноши, внешний, физический мир только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам.  Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела.  Юноша  14-15 лет начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного «я».  Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует молодого человека к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.

Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим проблемам.  Чем старше  (не по возрасту только, а по уровню развития) подросток, тем больше его волнует психологическое содержание происходящего действия, действительность  и  тем меньше для него значит «внешний» событийный контекст.

Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний.  Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества.. Юношеское «я» еще не определено, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении.

Развитие самосознания как и любого сложного психического новообразования, проходит ряд сменяющих друг друга стадий .  С этой точки зрения  ранний юношеский возраст можно охарактеризовать как начало формирования нового уровня самосознания, как период развития и углубления интегративных качеств.  Интенсивное развитие того уровня самосознания будет осуществляться в юношеском возрасте.  Его специфические черты - повышение значимости для формирования  Я-концепции системы собственных ценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия - позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности.

Одним из основных механизмов самопознания подростком или юношей самого себя , своего внутреннего мира является  личностная рефлексия, которая, в отличие от логической рефлексии, направленной на решение задач, понимается как деятельность личного самопознания, как особый исследовательский акт, при котором человек не просто исследует свой внутренний мир, но при этом еще исследует и себя как исследователя . негативные черты характера, аффективные переживания по поводу собственных отрицательных черт   (13-14 лет).

Развитие личностной рефлексии отражается на особенностях Я-концепции  в  ранней юности..


1.4.  ОСОБЕННОСТИ  Я-КОНЦЕПЦИИ  В  РАННЕЙ  ЮНОСТИ

В ранней юности происходит постепенная смена «предметных» компонентов  Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего «я». Юноша привыкает к своей внешности , формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства «я»  -  умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.

Судя по имеющимся данным, когнитивная сложность и дифференцированность элементов образа Я  последовательно возрастают от младших возрастов к старшим, без заметных перерывов и кризисов . Взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши, юноши - больше, чем подростки, подростки - больше, чем дети. 

Исследования содержания образа Я, проведенные под руководством И.В.Дубровиной, показали, что на границе подросткового и раннего юношеского возрастов в развитии когнитивного компонента Я-концепции происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на новый более высокий уровень .

Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемых описательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании; повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системности этой информации;  использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его убедительным.  Самоописания в раннем юношеском возрасте имеют гораздо более личностный и психологический характер, чем в 12-14 лет, и одновременно сильнее подчеркивают отличия от остальных людей.

Представление подростка или юноши о себе всегда соотносится с групповым образом «мы»  -  типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Образы собственного «я» оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы».  Юноши считают себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники.  Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность .

Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и «усредненным» сверстником.  Отсюда  -  напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого.  Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я , обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний. Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление.

Становление нового уровня самосознания в ранней юности идет по направлениям, выделенным еще Л.С.Выготским, -  интегрированию образа самого себя, «перемещению»  его   «извне вовнутрь» .  В этот возрастной период происходит смена некоторого «объективистского»  взгляда на себя  «извне»  на субъективную, динамическую позицию «изнутри».

Мы уже отмечали, что,  составляющие Я-концепции, поддаются лишь условному концептуальному разграничению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны.  Потому когнитивный компонент самосознания, образ Я, его формирование в раннем юношеском возрасте, напрямую связан как с эмоционально-оценочной составляющей, самооценкой, так и с поведенческой, регуляторной стороной Я-концепции.

В период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе.  Одним из центральных моментов здесь является смена оснований для критериев оценки самого себя, своего “я” - они сменяются  “извне вовнутрь”, приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей.  Переход от частных самооценок к общей, целостной  (смена оснований)  создает условия для формирования в подлинном смысле слова собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний и т.п.  Важно отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное  “принятие себя”,  “самоуважение”.  Именно в ранней юности (15-17 лет) на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е.  “оперативная самооценка”  начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности.

 В  15-16 лет особенно сильно актуализируется проблема несовпадения  реального Я  и идеального Я.   По мнению И.С.Кона  это несовпадение           вполне нормальное, естественное следствие когнитивного развития.  При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. 

Расхождение Я-реального и Я-идеального образов - функция не только возраста, но и интеллекта.  У  интеллектуально развитых юношей  расхождение между  реальным Я  и  идеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями .

По данным проведенных исследований  при переходе в раннем юношеском возрасте происходит изменение особенностей уровня притязаний в сторону большей личностной зрелости. Важно отметить, что оно идет в направлении, как бы обратном тем изменениям, которые происходят в этот период в самопознании, образе Я  и отношении к себе.  Если последние характеризуются, как было показано выше, все большей целостностью, интегративностью, то отношение к результатам собственной деятельности - дифференцированностью, формирование способности  отделять успешность или неуспешность в конкретной деятельности от оценки себя как личности.

Таким образом, в раннем юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознания происходит становление относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции.  К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение».

В следующей главе рассмотрим различные подходы к пониманию этого психологического феномена и раскрываем психологический смысл этого понятия применительно к раннему юношескому возрасту и взаимосвязь понятий  «Я-концепция»  и  «личностное самоопределение».














ГЛАВА  2.    ЛИЧНОСТНОЕ  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  НОВООБРАЗОВАНИЕ  РАННЕЙ  ЮНОСТИ.

2.1.   ЛИЧНОСТНОЕ  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ  КАК          

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА.

      Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа.  К таким понятиям, помимо уже рассмотренного понятия  “Я-концепция”, следует отнести понятие  «самоопределение личности» или «личностное самоопределение», распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты