Я-концепция и стили поведения в кофликтных ситуациях в юношеском возрасте

76,2

Уверенность в себе

38

82

57,4

Умение общаться

55

98

82,7

Уважение к себе

57

86

68,3

 

Из таблицы 3 видно, что среднее значение по шкале “умственные способности” равняется 49,8 баллов. Это говорит о том, что большинство старшеклассников оценивают свои умственные способности ниже среднего, что свидетельствует о неблагоприятном пути развития старшеклассников, на это же указывает и наличие минимального значение (10).

Среднее значение по шкале “авторитет у сверстников” равняется 76,2 балла. Это может свидетельствовать о том, что старшеклассники считают, что они пользуются авторитетом у своих сверстников, и в целом говорит о положительном климате внутри коллектива, большинство старшеклассников комфортно чувствуют себя в группе. Максимальное значение (100) свидетельствует о значимости этой шкалы для старшеклассников.

Среднее значение по шкале “уверенность в себе” равняется 57,4 балла. Это может говорить о том, что большинство старшеклассников уверенны в своих силах, способностях, считают что они правильно могут оценить и проанализировать различные ситуации, и большинство старшеклассников, если они уверенны в себе могут адаптироваться к окружающим условиям жизни.

Среднее значение по шкале “умение общаться” равняется 82,7 балла. Это может свидетельствует о том, что старшеклассники считают, что они обладают коммуникативными умениями, могут легко вступить в контакт с окружающими.

Среднее значение по шкале “уважение к себе” равное 68,3 балла, может говорить о благоприятном развитии личности старшеклассника, они принимают себя и оценивают как личность, могут адекватно оценивать ситуацию и реально оценивать различные события.

Преобладающее значение по шкалам “умение общаться” и “авторитет у сверстников” могут говорить о том, что у старшеклассников развита коммуникативная способность и эти свидетельствуют о значимости этих шкал для них. Они хотят проявить себя через общение со сверстниками. Наиболее низкое значение получилось по шкале “умственные способности”, что говорит о недооценке своих умственных способностей и неуверенности в себе.

          В результате обработки методики Шкала приемлемости для изучений взаимоотношений (по И.В.Бахаревой) получены следующие результаты, которые приведены в таблице 4

Таблица 4 Распределение старшеклассников в социальной группе.

Лидеры

Предпочитаемые

Принятые

Изолированные

Отверженные

7%

18%

46%

19%

10%


Из нее видно, что наибольшее количество испытуемых (46%) имеют статус принятых. Они характеризуются хорошей приспособляемостью к окружающим условиям и конформным поведением.

Лидеров 7%. Они очень энергичны, легко вступают в контакт со своими сверстниками, однако обладают достаточно большим влиянием на своих одноклассников.

Статус предпочитаемых занимают 18%. Они характеризуются как дети умеющие организовывать совместную деятельность, проявляют привычку в ожидании помощи, заботы, внимания к товарищам. Их взаимоотношения строятся в соответствии с правилами поведения в обществе сверстников.

Статус отверженных занимают 10%. Они характеризуются как дети в основном безынициативные, тихие, не умеющие отстаивать своего мнения, свою точку зрения. Часто объединяются в маленькие группы.

Статус изолированных занимают 19%. Эти ученики имеют разные характеристики, в основном, это недавно перешедшие в этот класс ученики. Осторожны в общении. Часто пропускают занятия (из-за болезни), самолюбивы, редко делятся чем либо с одноклассниками, уклоняются от совместных форм деятельности. Можно сказать о том, что к своему классу относятся нейтрально, предпочитают оставаться одни, ограничиваются в контактах.

Результаты обработки теста К.Томаса изображены в таблице 5

Таблица 5. Стили поведения в конфликтных ситуациях.

Стили поведения в конфликте

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Учащиеся

 в %

25

13

41

21

12

Среднее значение по шкале

 

8.9

 

7.4

 

5.2

 

6.1

 

8.7

 

          Из таблицы 5 видно, что наибольшее число респондентов (41%) склонны к компромиссу в конфликтных ситуациях, для которых характерен выход из конфликтных ситуаций путем взаимных уступок.

Наименьшее количество испытуемых используют такие стили поведения, как сотрудничество (13%), когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон, и приспособление (12%), означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого.

          Соотношение между статусом в группе и образом “Я” представлено в таблице 6.

Таблица 6.Представление о себе в зависимости от положения в классе

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Лидеры

80%

8%

7%

5%

Предпочитаемые

38%

7%

45%

10%

Принятые

10%

68%

22%

Изолированные

10%

4%

27%

42%

17%

Отверженные

12%

35%

33%

6%

5%

          Из нее видно, что у лидеров характерным для их системы представлений такой октант, как властный-лидирующий, показывающий уверенность в себе, лидерские данные, стремление к доминированию. Также присутствуют независимый-доминирующий, прямолинейный-агрессивный и сотрудничающий-конвенциальный типы, но они выражены в меньшей степени.

          Для предпочитаемых характерны: ответственно-великодушный тип, который выявляет выраженную готовность помогать окружающим, чувство ответственности, терпимость к недостаткам других; властный-лидирующий, как у лидеров.

          У принятых преобладают октанты: сотрудничающий-конвенциальный (выявляет стремление к сотрудничеству, способность к взаимопомощи);ответственно великодушный; покорно-застенчивый.

          У изолированных доминирует V октант – покорно-застенчивый (позволяет оценить критичность к себе, скромность, застенчивость), остальные выражены в меньшей степени.

          Для отверженных характерны недоверчивый-скептический и покорно-застенчивый.

Соотношение между статусом в группе и стилем поведения в конфликте представлены в таблице 7.

Таблица 7.Распределение по стилям поведения в конфликтах в зависимости от положения в классе.


Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Лидеры

69%

18%

13%

–––

–––

Предпочитаемые

 

40%

 

12%

 

25%

 

22%

 

4%

Принятые

26%

13%

44%

24%

13%

Изолированные

 

17%

 

–––

 

10%

 

48%

 

26%

Отверженные

 

54%

 

––-

 

14%

 

22%

 

10%

 

          На социальный статус старшеклассника влияют многие факторы: успеваемость, материальное положение и многое другое, но определяющим являются личностные особенности.

          Для лидеров характерным стилем поведения в конфликтной ситуации является соперничество. К нему прибегают в 60% случаев. Менее характерными являются такие виды регулирования как сотрудничество (18%), компромисс (13%). Такие способы регулирования как избегание и приспособление вообще не присуще лидерам.

          Для предпочитаемых доминирующим стилем поведения так же является соперничество (40%). Все остальные способы регулирования присуще в меньшей степени.

          Для принятых наиболее типичным способом регулирования является компромисс (44%).

          Для изолированных характерным является избегание (48%). Такой тип вид регулирования как сотрудничество им вообще не присущ.

          Для отверженных  доминирующим типом конфликтных ситуаций является соперничество (54%). Такой вид как сотрудничество не выбрал никто.

          Из всей категории социальных статусов к сотрудничеству наиболее часто прибегают лидеры. Лидеры, проявляя такой стиль регулирования конфликтных ситуаций как соперничество, зачастую отстаивают интересы всего класса или какой-то группы. А отверженные используют данный стиль регулирования для отстаивания своих, узкоэгоистических интересов. Так же для них это может являться способом повышения самооценки, самоутверждения. Своим поведением они вызывают противодействие окружающих. Это подтверждается данными полученными по тесту Т.Лири (Баллы достигают уровня 14 и выше, что свидетельствует о социальной дезадаптации), наблюдениями и беседами.

          Для выявления связи между самооценкой и стилем регулирования в конфликтных ситуациях использовался корреляционный анализ линейной корреляцией (метод Пирсона).

          Значимыми показателями в данной группе (106 человек) являются показатели от 0,196.

          Коэффициенты полученной корреляции представлены в таблице 8.

Таблица 8. Корреляционная зависимость между уровнем самооценки и стилем поведения в конфликте.

 

Умственная способность

Авторитет у сверстников

Уверенность в себе

Умение общаться

Уважение к себе

Соперничество

0,038

0,176

0,203

0,186

0,197

Сотрудничество

0,138

0,223

0,180

0,196

0,190

Компромисс

0,231

– 0,173

0,190

0,129

– 0,010

Избегание

0,138

0,243

– 0,128

– 0,233

0,193

Приспособление

0,198

0,176

– 0,217

0,190

0,150

 

          По данным корреляционного исследования выявлены значимые корреляции между стилями поведения и самооценкой. Выявленная корреляция между стилем поведения в конфликте соперничеством и уровнем оценивания уважение к себе может свидетельствовать о том, что этот показатель достаточности, самоуважения, оказывается существенным для удовлетворения собственных интересов, для достижения поставленных целей. Этот стиль поведения характерен для старшеклассников–лидеров, которые знают, что решения определенных вопросов и ситуаций правильны, и имеют возможность настоять на принятии именно этого решения, то есть именно эти старшеклассники обладают достаточным авторитетом, которые строятся в первую очередь на уважении к себе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты