Я-концепция и стили поведения в кофликтных ситуациях в юношеском возрасте

Я-концепция и стили поведения в кофликтных ситуациях в юношеском возрасте

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

 

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

кафедра практической психологии

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Я–КОНЦЕПЦИЯ И СТИЛИ

ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Выполнил студент социально-психологического факультета 1152 группы Будилов Е.В.


Научный руководитель профессор, доктор психологических наук

Подымов Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

Белгород 2000 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 


Введение

3–5


Глава 1. Теоретические основы изучения “Я-концепции” в юношеском возрасте и стили поведения в конфликтных ситуациях


 


1.1 Проблема самосознания


6–11


1.2 Понятие о конфликте: сущность, виды, функции.


12–20


1.3 Стили поведения в конфликтах


21–32


1.4 Характеристика юношеского возраста


33–35


Глава 2. Экспериментальное исследование связи “Я-концепции” старшеклассников и стилей поведения в конфликтных ситуациях


 


2.1 Организация и методы исследования


36–41


2.2 Анализ результатов


42–50


2.3 Методические рекомендации


51–54


Заключение


55–56


Литература


57–59


Приложения


60–67


ВВЕДЕНИЕ

          Юность – определенный этап созревания и развития человека между детством и взрослостью. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, формирования мировоззрения, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.

          Важнейшую роль в формировании целостной личности играет “Я–концепция”. Это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

          Каждый человек имеет широкий спектр самопредставлений, то есть то, что мы думаем о себе сейчас, как мы представляем себя в будущем и как видим себя в прошлом. Для юношеского возраста характерной особенностью является устремленность в будущее.

          Как “Я–концепция” влияет на социализацию, так и социальное окружение, в свою очередь, содействует формированию “Я–концепцию” индивида.

          Восприятие юноши другими (родителями, сверстниками и т.д.), самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков), социальные ценности, ожидание, идеалы, опыт социального поведения (в том числе и в конфликтных ситуациях) влияют на формирование “Я–концепции”.

          Проблеме самосознания уделялось значительное внимание, ей посвящен целый ряд теоретических и экспериментальных исследований такими ученными, как, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин.

          Все вышеизложенное обуславливает актуальность изучения особенностей и видов конфликтных ситуаций, стилей поведения в них, а так же их возможное влияние на формирование “Я–концепции” в юношеском возрасте.

          Изучение теоретического материала позволило нам сформулировать проблему: влияет ли “Я-концепция” на стиль поведения в конфликтной ситуации и социальный статус старшеклассника. Решение проблемы и составило цель нашей работы: изучить влияние “Я–концепции” на стиль поведения в конфликтной ситуации и социальный статус старшеклассников.

          Объектом нашего исследования является самосознание в старшем школьном возрасте.

          Предмет исследования – связь особенностей  “Я-концепции” в старшем школьном возрасте со стилем поведения в конфликтной ситуации.

          Анализ литературы позволил нам выдвинуть гипотезу, заключающуюся в том, что в старшем школьном возрасте выбор стиля поведения в конфликтных ситуациях связан с особенностями “Я-концепции”.

Цель и гипотеза исследования определили его основные задачи:

1)       провести теоретический анализ литературы по данной проблеме;

2)       изучить “Я–концепцию” учащихся в юношеском возрасте;

3)       изучить стили поведения в конфликтных ситуациях;

4)       изучить связь между особенностями “Я-концепции” и стилем поведения в конфликтной ситуации;

5)       разработать методические рекомендации старшеклассникам по умению регулировать конфликтные ситуации.

Все выше изложенное обусловило применение в данном исследовании следующих взаимопроверяющих, взаимодополняющих методов:

–       метод наблюдения;

–       метод беседы;

–       экспериментальные методы;

–       метод обобщения независимых характеристик;

–       метод анализа и интерпретации: уровневый анализ, сравнительный анализ; корреляционный анализ.

При обработке данных использовался стат. пакет программы Microsoft Excel 97.

Исследование проводилось в средней школе №21 города Белгорода в  1999 – 2000 г.г. В исследовании принимали участие 106 учащихся старших классов, 55 человек – учащиеся двух 10х классов и 51 человек – учащиеся двух 11х классов.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в изучении “Я–концепции” старшеклассников и стилей поведения в конфликтных ситуациях в новых социально-психологических условиях, что может послужить основой для дальнейших исследований.

Практическую значимость так же представляют методические рекомендации, полученные в результате проведенных занятий по разрешению конфликтных ситуаций.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

“Я-КОНЦЕПЦИИ” В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

И СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ

СИТУАЦИЯХ

 

1.1           ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Всем известно, что человек стал человеком еще и потому, что интенсивно общался с себе подобными. В ходе такого общения происходила передача социальных норм, вместе с которыми ребёнок усваивал значимые для него точки зрения других людей. Именно на этом усвоении извне основаны определения самосознания некоторых зарубежных психологов (Дж. Мид, Фихте).  При рассмотрении данных определений чётко прослеживается влияние бихевиористического направления в психологии. Так самосознание определяется ими как преобразованное и присвоенное человеком сознание его другими. Это полностью отвечает формуле поведения S – tn – R, если за стимул принять мнение других относительно индивида, то ответной реакцией будет сформировавшееся самосознание.

Общаясь с другими людьми, человек неизбежно должен был научиться общаться с самим собой. На основе рефлективной деятельности складывались и формировались более или менее чёткие представления о себе. Некоторые психологи (Р. Бернс, Л. П. Гримак, К.К. Платонов) выдвинули предположение о появлении субъективной части самосознания. В определениях, отражающих данную точку зрения, делается акцент на осознание и оценку человеком самого себя. В последнее время всё более чаще в понятиях самосознание упоминается личностный компонент. Отечественные психологи отмечают, что самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития и формируется вместе с ее становлением (Спиркин А.Г., Рубинштейн С.Л.).

На наш взгляд, основным мотивирующим моментом в выделении тех или иных сторон в определении самосознания является направление психологии, которой придерживается тот или иной автор. Так, например, Фельдштейн Д. И. в развитие самосознания включает деятельный компонент. Он указывает на то, что “только благодаря включению в практическую деятельность с собственной активностью и сотрудничеством с другими людьми происходит возникновение и развитие самосознания”[44, с.71].

В психологии под “понятием” подразумевается выделение существенных моментов определяемого явления. Таким образом, нам необходимо выделить существенные стороны, влияющие на формирование и существование такого явления как самосознание личности.

Во–первых, человеческое “Я” – явление не физического, а социального и психологического порядка. Только при включении человека в общественные взаимоотношения с вытекающим из этого влиянием социума возможно формирование самосознания.

Подтверждение этому можно найти в работах Э. Эриксона, предложившего генетическую теорию формирования эгоидентичности и параллельного формирования психосоциальной “групповой идентичности”. Следовательно, при отсутствии социальных отношений не происходит формирование самосознания. Так Куин и Мид подчёркивали ведущую роль социальных взаимодействий как источника “Я – концепции”.

Во–вторых, самосознание – это процесс, с помощью, которого человек познаёт себя и относится к самому себе. В ходе данного процесса, как и любого другого, появляется продукт – представления о себе, складывающийся в “Я – образ” или “Я – концепцию”.

В–третьих, самосознание необходимо рассматривать как важный структурный компонент личности, благодаря которому человек способен не только сознательно воспринимать воздействие окружающей среды, но и самостоятельно направлять собственную активность на овладение социальным опытом деятельности и поведения.

Итак, целью самосознания является совершенствование основного и главного предназначения человека – его внешней созидательной деятельности.

Идея об уровневом строении самосознания не раз высказывалась в отечественной и мировой литературе. И.С. Кон, обобщив исследования генезиса самосознания предлагает выделять в “образе – Я” несколько автономных показателей, используя понятие установки. В целом “Я – образ” понимается как установочная система, обладающая тремя компонентами:

–       когнитивным (знания о себе);

–       аффективным (отношение к себе);

–       поведенческим (готовность к действию в отношении объекта).

Чеснокова И.И. различает 2 уровня самосознания, используя критерий соотнесения знаний о себе.

1 уровень – происходит соотнесение в рамках сопоставления “Я” и “другой человек”.

          2 уровень – соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникаций, то есть в рамках “Я и Я” [45, c.39].

          В работе Е. Дикстейна высказывается идея о связи меры самоотношения с характером самосознания на различных уровнях, которые одновременно являются стадиями (5 стадий).

          Подробная уровневая концепция самосознания и личности в целом предложена Э. Эриксоном.

          Столин В.В. за основу уровнего строения брал характер активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание. Человек одновременно является биологическим индивидом (организмом), социальным индивидом и личностью. Процессы самосознания обеспечивают активность человека на каждом уровне.

          На уровне организма активная деятельность происходит в системе “организм – среда”. Данная активность обусловлена основными потребностями человека. Основным продуктом данного уровня является “схема тела”. Рост человека, его вес, здоровье, зрение, цвет лица и т. д. способны стать ведущими составляющими отношения к себе. Только тело является зримой и ощутимой частью нашего “Я” [42, с.96].

          На уровне социального индивида самосознание отражает принадлежность человека к обществу. В ходе данной активности образуются социальные самоидентичности: половая, возрастная, гражданская, социально-ролевая. На данном уровне происходит постоянное сравнивание себя с другими при постоянно действующем внутреннем контроле за выполнением норм, которые влияют на принятие или отвержение другими данного индивида.

          На уровне личности активность субъекта направлена на самореализацию при ориентации на свои собственные способности, возможности и мотивы.

          Все выше изложенные уровни самосознания (по Столину В.В.) предполагают наличие знаний о себе, влекущих определенную активность на разных уровнях.

          Как было уже замечено, самосознание личности характеризуется своим продуктом, так как является процессом. Продукт принято обозначать как “образ Я”, который отражен в многоплановых представлениях о себе. Такие представления соотносятся с разными сферами проявления человека. И. Джемс, К. Роджерс, М. Розенберг и многие другие выделили различные формы представлений о себе дифференцированные в различных направлениях.

1.       По сфере проявления человека. Такие как “социальное Я”, “физическое Я”, “интимное Я”, “духовное Я”, “публичное”, “моральное” и так далее.

2.       По реальности и идеальности (“реальное” и “идеальное”).

3.       По временному отрезку (“я в прошлом”, “я в настоящем”…)

Мнение большинства авторов сходны в убеждении главности “идеального Я”. В представлениях о том, каким человек хотел бы быть, часто скрывается отдаленная цель. Следствием нормального развития является углубление в расхождении “идеального” и “реального Я”. Это происходит вследствие адекватной оценки своих возможностей и поставленной цели.

Из всего выше сказанного можно говорить об образе “Я” как результате апробации человека своих самооценок, притязаний и социально-психологических ожиданий в процессе жизнедеятельности.

Над вопросом о развитии самосознания трудилось не одно поколение психологов. На данный момент существует несколько точек зрения на проблему возникновения самосознания.

Одни утверждают, что оно возникает в младенческом возрасте, другие первичное появление относят к 2 – 3 годам (Л.И. Божович). Но независимо от того, что существуют различные взгляды на появление самосознания, исследователи самых различных школ и направлений сходны в одном, что развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко и наглядно и не вызывает сомнения в значении для формировании личности.

Развитие самосознания предполагает изменение связей между его компонентами (когнитивным, эмоциональным и поведенческим). С возрастом происходит постепенное усиление интеллектуального компонента, что в свою очередь ведет за собой изменения в эмоциональном и поведенческом компонентах. Подростковый возраст издавна считается периодом возникновения “сознательного Я”. Это связанно с новой социальной ситуацией развития, ведущим видом деятельности и новообразованиями данного возраста.

Социальная ситуация развития. Существенные сдвиги в физическом и психическом развитии – возникновение у старшеклассника ведущей потребности, выступающей в форме стремления к взрослости и самостоятельности. Он стремится удовлетворить эту наиболее актуальную, социально значимую потребность и занять достойное место среди взрослых и ровесников. Следовательно, он невольно вынужден постоянно обращаться к анализу своей деятельности и поведения, всматриваться в себя, сравнивать с другими и стремиться к самосовершенствованию. Таким образом самосознание становится одним из механизмов саморегуляции и саморазвития в данном возрасте.

Ведущий вид деятельности. Как известно одним из основных разработчиков ведущих видов деятельности является Фельдштейн Д.И. Именно общественно полезную деятельность он относил к оптимальному условию становления у юношей качественно нового уровня самосознания. Данная деятельность отвечает основным потребностям, в ней происходит развитие общения, что позволяет развиваться у него общественно необходимым личностным качествам.

Многие исследователи (Л.И. Божович, Т.В.Драгунова, В.А. Крутицкий, Н.С. Лукин, М.И. Боршневский и др.) утверждают, что самосознание этого периода – важная стадия развития, продолжающая целостную онтогенетическую линию самосознания. Следовательно, данный возраст является сензитивным в отношении формирования и становления качественного нового уровня развития “Я – концепции”, что обуславливает появление всеобщего интереса к личности старшеклассника не только со стороны психологов и педагогов, но и со стороны самого ребенка.

1.2            ПОНЯТИЕ О КОНФЛИКТЕ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ,

ФУНКЦИИ

Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды…В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты