С расширением старшеклассника и накопления интересов, появляется потребность свести многообразие факторов к немногим принципам. Старшеклассник начинает задумываться о смысле жизни, пытается осознать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как целый процесс имеющий определенное направление, определенный смысл.
Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, то есть осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
Характерная черта ранней юности – формирования жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения “пирамиды” ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, переходящие стремления. С другой стороны – это результат конкретизации целей и мотивов.
В юношеском возрасте происходит переоценка ценностей, выстраиваются иерархии жизненно-важных ценностей, т.к. глобальный вопрос в этом возрасте. Это вопрос о смысле жизни. Характерной чертой ранней юности является формирование жизненных планов. Жизненный план возникает с одной стороны, в результате обобщения целей, как следствие построения “пирамиды” мотивов, становление устойчивого ядра ценностной ориентации. С другой стороны – это конкретизация целей и мотивов. Жизненные планы старшеклассников как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе весьма различны.
Из мечты, из идеального желаемого будущего, из построения ценностей, значимых для личности у старшеклассника постоянно вырисовывается жизненный план.
У каждого старшеклассника существует своя система ценностных ориентаций, в которой ценность выстраивается в определенную иерархическую взаимосвязь.
В процессе выявления ценностной ориентации учащихся нужно учитывать два основных параметра:
а) степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций;
б) содержание ценностных ориентаций (их направленность), которые характеризуются конкретными ценностями, входящими в структуру.
Первый параметр очень важен для оценки уровня личной зрелости школьника, так как интериоризация ценностей происходит при условии наличия у человека способность выглядеть из множества явлений те, которые предоставляют для него ценность, а затем превратить их в систему, в зависимости от условий существований, целей. У школьника должен быть высокий уровень личностного развития для “составления системы ценностных ориентаций”.
Направленность, содержание ценностных ориентаций помогает понять, какие ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, а в зависимости от этого можно определить на какие цели направлена деятельность старшеклассника.
Анализ содержательной стороны ценностных ориентаций может показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащегося соответствует общественному эталону, нормам общества.
В зависимости от того, на какие ценности может ориентироваться школьник, к чему стремиться школьник в жизни, что может создать в этой жизни, получить, в чем видит личную цель, мы можем говорить о его социальной и гражданской зрелости. О личностной зрелости старшеклассника можно судить по тому, на сколько содержательная сторона ценностных ориентаций, характерная для этого возрастного периода будет соответствовать интересам общества.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ “Я-КОНЦЕПЦИИ” СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в средней школе №21 города Белгорода в 1999 – 2000 г.г. В исследовании принимали участие 106 учащихся старших классов, 55 человек – учащиеся двух 10х классов и 51 человек – учащиеся двух 11х классов.
Для подтверждения гипотезы о том, что в старшем школьном возрасте выбор стиля поведения в конфликтной ситуации связан с особенностями “Я-концепции”, были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, тестирование. В тестировании использовались следующие методы:
1. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири;
2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса;
3. Шкала приемлемости для изучений взаимоотношений (по И.В.Бахаревой);
4. Методика Дембо-Рубинштейна.
с дальнейшей математической обработкой, их качественным и корреляционным анализом.
С помощью теста Т.Лири изучались особенности “Я-концепции”. Методика создана в 1954 году и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном “Я”, а также для изучения взаимоотношений в малых группах. Методика позволяет выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее представление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуется 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявления какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по четыре и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
У каждого испытуемого выявляется один (или несколько) доминирующих октантов из следующих вариантов:
I. Властный–лидирующий. Выявляет уверенность в себе, лидерские данные, стремление к доминированию.
II. Независимый–доминирующий. Отражает уверенность в себе, независимость, тенденцию к соперничеству.
III. Прямолинейный–агрессивный. Выявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели.
IV. Недоверчивый–скептический. Характеризуется реалистичностью базы суждений и поступков, скептицизмом и некомфортностью.
V. Покорно–застенчивый. Позволяет оценить критичность к себе, скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности.
VI. Зависимый–послушный. Отражает потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании.
VII. Сотрудничающий–конвенциальный. Выявляет стремление к сотрудничеству, способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность.
VIII. Ответственно–великодушный. Выявляет выраженную готовность помогать окружающим, чувство ответственности, терпимость к недостаткам других.
С помощью методики Шкала приемлемости для изучения взаимоотношений (по И.В.Бахаревой) исследовался статус личности. Для этого каждому учащемуся предлагается заполнить таблицу, то есть напротив каждого одноклассника поставить “+” в одной из пяти колонок, включающих следующие высказывания.
“Этого человека в классе я . . . ”
1) оставил бы обязательно;
2) тоже желал бы оставить;
3) все равно;
4) скорее не оставил бы;
5) ни в коем случае не оставил бы.
При математической обработке каждый критерий оценивался баллами:
· если соответствует первый вариант ответа, то ставится +2;
· второй– +1;
· третий– 0;
· четвертый– –1;
· пятый– –2.
Далее составляется матрица по типу социометрической методики. В итоге каждый ученик получает балл, полученный им со стороны каждого члена группы.
С помощью данной методики было выявлено положение индивида, его статус в группе (коэффициент приемлемости индивида группой) по формуле:
КП = (∑(+) – ∑(–))/2(n–1),
где n – количество членов группы.
После определения коэффициента приемлемости индивида группой, необходимо разделить всех учащихся по группам, взяв за основу средний балл и среднее отклонение.
Для этого необходимо:
1. Упорядочить все цифровые данные, то есть выписать ряд, начиная с наименьшего количества баллов (x).
2. Подсчитать частоту встречаемости баллов (f).
3. Заполнить таблицу.
4. Найти отклонение (d).
d=∑f|X – Xср|/n.
5. Определить границы группы.
средний уровень Хср+d (III);
выше среднего Хср+2d (II)
ниже среднего Хср–2d (IV)
высокий Хср+3d (I)
низкий Хср–3d (V).
Все эти уровни будут соответствовать социальным статусам:
I Лидеры;
II Предпочитаемые;
III Принятые;
IV Изолированные;
V Отверженные.
Доминирующий стиль поведения в конфликтной ситуации изучался с помощью методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса.
В основании типологии конфликтного поведения К.Томаса лежат два стиля поведения: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликтную ситуацию и напористость, для которой характерен напор на защиту собственных интересов.
Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций:
а) соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
б) сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
в) компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок;
г) избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
д) приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого.
В опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в тридцать пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом, и подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению того или иного стиля поведения.
С помощью методики Дембо-Рубинштейна изучался уровень самооценки старшеклассников по отдельным параметрам. Каждому школьнику предлагался бланк методики, содержащий шесть шкал и инструкцию. Каждый человек оценивал свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией. Они обозначают:
1) здоровье;
2) умственные способности;
3) авторитет у сверстников;
4) уверенность в себе;
5) умение общаться;
6) уважение к себе;
Под каждой линией написано, что она обозначает. Испытуемому предлагается оценить свои способности, возможности, характер и т.п., поставив крестик на каждой из линий, учитывая, что нижняя точка этой линии будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее.
Длина каждой линии равняется десяти сантиметрам. При обработке методики полученные результаты в миллиметрах (от низшей точки до крестика) переводятся в баллы (1мм = 1 баллу).
При анализе результатов старшеклассников мы пользовались методами средних данных и корреляционным анализом линейной корреляции (метод Пирсона) по формуле:
;
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
В результате обработки методики Т.Лири получены следующие данные, которые приведены в таблице 2.
Таблица 2 Представление о себе старшеклассников.
Октант
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
Учащиеся в %
25
12
22
7
12
8
33
30
Среднее значение по шкале
8.4
6.3
7.5
2.2
3.7
5.2
10.3
9.5
Из нее видно, что наиболее распространенными являются сотрудничающий–конвенциальный (33%) и ответственно–великодушный (30%) октанты. Те старшеклассники, в системе представлений которых доминирует VII октант (сотрудничающий-конвенциальный), выделяют такие индивидуально-личностные особенности, как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и низкий – агрессивности, повышенная откликаемость на средовые воздействия, зависимость самооценки от мнения значимых других, стремление к причастности групповым веянием, сотрудничеству, также потребность в излиянии дружелюбия на окружающих, поиски признания в глазах наиболее авторитетных личностей группы. Стремятся найти общность с другими, восприимчивость к эмоциональному настрою группы. Среднее значение по данной шкале равняется 10,3 балла. Это свидетельствует об акцентуации свойств выявляемых данным октантом.
Старшеклассники, в системе представлений которых доминирует VIII октант (ответственно-великодушный), выделяют такие особенности как выраженная потребность в соответствии социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер. Легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность, стремление к деятельности, полезной для всех, потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим. Среднее значение по этой октанту равняется 9,5, что может свидетельствовать о высокой адаптации этой группы.
Наименее распространенными являются недоверчивый–скептический (7%) и зависимый–послушный (8%). К группе недоверчивый–скептический относятся старшеклассники, которым соответствует замкнутость, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес. А старшеклассники, относящиеся к группе зависимый-послушный характеризуются высокой тревожностью, повышенной чувствительностью к средовым воздействиям, выраженной зависимостью мотивационной направленности от складывающихся со значимыми другими отношений, собственного мнения – от мнения окружающих. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Неуверенность в себе тесно связанна с неустойчивой самооценкой. Исполнительность и ответственность в работе создает им хорошую репутацию в коллективе, однако, инертность в принятии решений, конформность установок и неуверенность в себе не способствует их продвижению на роль лидера. Среднее значение по IV октанту (2,2) может свидетельствовать о том, что испытуемые не откровенны в своих ответах, пытаются уйти от анализа по данному октанту. Среднее значение по VI октанту, (5,2) может свидетельствовать о потребности в помощи и доверии со стороны окружающих, потребности в их признании.
В результате обработки методики Дембо-Рубинштейна были получены следующие данные, которые приведены в таблице 3.
Таблица 3 Уровень самооценки у старшеклассников.
Минимальное значение
Максимальное значение
Среднее значение
Умственные способности
10
87
49,8
Авторитет у сверстников
43
100