Введение в психолого- педагогическую деятельность

Приложение 4

Опросник для выявления уровня педагогической направленности

Прочитайте предложенные утверждения, отвечая на них «да» или «нет».

1. Вам интересно наблюдать за поступками других людей?

2. Вы обладаете плохой дикцией.

3. Вы охотно общаетесь с детьми.

4. Несмотря на усилия, у вас не получается контакта с людьми.

5. Вы получаете удовлетворение от хорошо объясненного другим вопроса.

6. Вы знаете сложности педагогической работы.

7. Они вас пугают.

8. Работа учителя неблагодарная, она не дает удовлетворения.

9. Вы испытываете трудности в общении с детьми.

10. Вы можете легко представить себя на месте другого человека.

11. Имеете положительный опыт участия в воспитательной работе с младшими.

12. Длительное общение с детьми вызывает у вас стрессовое состояние.

13. Вы любите разговаривать с людьми, беседовать с ними по душам.

14. Вам далеко не всегда удается передать свое эмоциональное состояние речью.

159




15. Вы сильно сопереживаете удачам или неудачами своих знакомых, < близких людей.

16. Не обязательно после окончания университета быть учителем, важно получить гуманитарное образование.

17. Вы без труда можете организовать игру детей.

18. Вы начали создавать свою профессиональную библиотеку.

19. Вы считаете, что работа учителя чрезмерно напряженная, что ведет к нервным расстройствам.

20. Вы считаете, что у вас есть профессионально значимые для работы учителя качества (или вы их можете развить).

21. Вы предпочитаете уединение, ибо испытываете дискомфорт в боль-шой группе людей.

22. Вам хочется скорее принять участие в педагогической практике.

23. Вы боитесь педагогической практики.

24. Вы способны понимать намерения, помыслы других людей.

25. Способны находить общий язык с разными людьми.

26. Умеете убедить других в чем-то.

27. Вас быстро утомляет интеллектуальный труд.

28. Вы способны сравнительно легко организовывать людей на ка- 1 кое-то дело.

29. Ваши близкие утверждают, что у вас трудный характер.

30. У вас плохая память, вы плохо запоминаете учебный материал. Переверните страницу и при помощи ключа к тесту определите уровень вашей педагогической направленности.

Ключ к тесту

Поставьте результаты ответов в таблицу. Например, если на первое положение вы ответили «да», то получите 1 балл, если «нет», то 0 баллов. Проделайте эту операцию со всеми 30 ответами, соответственно данным . таблицы. Сложите баллы.

Сравните сумму с приведенными ниже показателями.

Утверждение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ДА

1

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

0

1

0

1

НЕТ

0

1

0

1

0

0

0

1

1

0

0

1

0

1

0

Утверждение

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

. ДА

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

0

НЕТ

1

0

0

1

0

1

0

1

0

0

0

1

0

1

1



Уровни педагогической направленности:

Высокий - 25-30.

Скорее высокий, чем низкий, - 19-24.

Средний - 13-18.

Скорее низкий, чем высокий, - 7-12.

Низкий - 6 и менее.

160


Приложение 5

Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)»1

Инструкция для испытуемых Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый из вопросов следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики - 10-15 мин.

Опросник

1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?

2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вам отказаться от своих намерений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением? ,

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

1 Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). М., 1996.

161




18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда л и, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

34. Охотно ли вы приступаете к организации мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов тестирования

Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру - 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью Ключа для обработки данных по методике «КОС-2».

162

Ключ для обработки данных по методике «КОС-2»

Коммуникативные склонности

Ответы

(+) Да 1,5,9,13,17,21,25,29,33,37

(-) Нет 3,7,11,15,19,23,27,31,35,39

Организаторские склонности

(+) Да 2, 6,10,14,18,22,26,30,34,38

(-) Нет 4,8,12,16,20,24,28,32,36,40



За каждый ответ «да» и ответ «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в Ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативности и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.

Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

Сумма баллов

1-4

5-8

9-12

13-16

17-20

Уровень

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Высший



Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка в 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.

163




Приложение 6

Диагностика заинтересованности в овладении профессиональными умениями

Оцените приведенные ниже утверждения, вам необходимо обвести букву, соответствующую вашему ответу. Если вы «всегда» делаете то, о чем написано в утверждении, то отметьте графу с буквой «В», если вы так поступаете не всегда, а «часто», то - с буквой «Ч», если вы считаете целесообразным ответить «не очень часто», то отметьте графу с буквами «НОЧ», если вы так делаете «редко», то графу с буквой «Р» и, наконец, если вы это не делаете «никогда», то - с буквой «Н».

Вам стоит проверить себя, так как первый шаг к мудрости - это познание самого себя! Об этом люди говорят с глубокой древности.

Утверждения

В

Ч

НОЧ

р

н

А

Люблю слушать лекции (рассказы) о работе учителей

 

Б

Жду с нетерпением «дня школы», ситуаций общения с ребятами и педагогами, когда можно активно учиться, работать в школьных условиях

 

В

Считаю, что лекции по педагогике содержат весьма простой материал, их можно и не записывать; на семинарах стараюсь не выступать

 

Г

Останавливаюсь и читаю материал, выставленный в школьном методуголке только тогда, когда получаю задание от преподавателя, особого интереса материал у меня не вызывает

 

д

Покупаю по возможности книги и брошюры о педагогическом опыте, по психологии

 

Е

Обращаю внимание на педситуации только тогда, когда в них имеются интересные конфликты, интригующие факты

 

Ж

Делаю выписки (по возможности и вырезки) из журналов и газет о работе школ и учителей, о,проблемах современной молодежи

 

3

Читаю «Учительскую газету», другие педагогические газеты, журналы, книги; собираю собственную библиотечку из них

 

и

Читаю только отрывки (выборочно) из статей о педагогическом опыте; на приобретение пед. литературы время и средства не трачу

 

к

Наблюдаю за опытом работы умелых педагогов только в часы, отведенные на педпрактику

 

Продолжение

 

Утверждения

В

Ч

НОЧ

Р

Н

Л

Охотно принимаю участие в анализе ситуаций, возникающих в школе; стараюсь при этом кое-что записать

 

М

Принимаю участие в организованных беседах с учителями только тогда, когда требует руководитель педпрактики

 

н

Ищу материал, освещающий инновационные процессы в образовательных учреждениях, в сферах информационных услуг

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты