Введение в психолого- педагогическую деятельность

а) подчиниться и молчать; б) обсуждать все равно, ведь родители несут ответственность за поведение ребенка; в) понять для себя, насколько это оправданно, и лишь затем принимать решение о необходимости встречи с родителями.

8. Если ученику не нравится исследование:

а) он может от него отказаться, особенно если не понимает его смысла; б) он все равно должен продолжать работу; в) он может обратиться за разъяснениями, но продолжить работу все равно должен.


Глава 5. КАК УЧИТЬСЯ В ВУЗЕ

5.1. Особенности обучения в вузе

Квалификация педагога-психолога присваивается после окончания соответствующего отделения (факультета) высшего учебного заведения, чаще всего университета. Обычно срок обучения - 5 лет.

Что же изучает будущий педагог-психолог? Содержание образования по каждой специальности определяется документом, который называется «Государственный образовательный стандарт». Он предусматривает изучение свыше 40 дисциплин, которые распределяются по четырем разделам.

На изучение общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин отводится 750 аудиторных часов, из них 175 -на иностранный язык и 200 - на физическую культуру. Будущий педагог-психолог изучает также отечественную историю, культурологию, политологию, правоведение, социологию, философию, экономику.

Второй блок — это общие математические и естественно-научные дисциплины. Он предполагает изучение математики, информатики, концепции современного естествознания. Большинство дисциплин этого раздела изучается на младших курсах.

Основы формирования специалиста осуществляются дисциплинами общепрофессиональной и предметной подготовки, на которые отводится основная доля аудиторных занятий - более 3000 часов. Этот блок предполагает подробное изучение различных разделов психологии и педагогики, проведение практикумов.

Особенностью вузовского обучения является постоянное увеличение от курса к курсу доли занятий по выбору, позволяющих удовлетворить и развить профессиональные интересы студентов. Кроме того, на старших курсах предполагается специализация (углубленное изучение) в различных направлениях профессиональной деятельности (психолого-педагогическая коррекция, психотерапия и клиническая психология, работа с детьми, лишенными родительского попечения, и т. п.). Также в педагогических вузах будущий педагог-психолог может получить вторую

97




специальность (социальный педагог, социальный работник и т. п.). Студентам предоставляется возможность заниматься факультативно на курсах, которые предлагаются кафедрами вуза.

Подготовка педагога-психолога предусматривает прохождение нескольких практик: в летних лагерях, школе, педагогических училищах. Всего на этот вид подготовки отводится 20 недель.

В период обучения студенты, как правило, пишут три курсовых работы. Итоговая государственная аттестация предполагает написание и защиту выпускной квалификационной работы.

Выпускники подготовлены для продолжения образования в аспирантуре.

Высшая школа отличается от общеобразовательной своими задачами, режимом и формами обучения. Прежде всего в вузе учат взрослых людей, имеющих определенную профессиональную направленность. Если в школе должны учиться все дети, то студенческий билет дается далеко не каждому. В школе учащиеся занимаются по одному типовому учебнику, тогда как в вузе существует многообразие учебных пособий, а иногда и их отсутствие. Нередко пособия создаются самими преподавателями вуза.

В школе педагог учит ученика, а в вузе преподаватель руководит самостоятельной работой студентов. Не случайно «студент» в переводе с латыни обозначает «усердно работающий, занимающийся». Самостоятельная работа - основа обучения в вузе. Условно выделяются четыре важнейших направления такой работы студента: самостоятельное изучение учебного материала в рамках занятий, самообразование, самоконтроль, самовоспитание.

Под самообразованием понимается целенаправленное пополнение и совершенствование знаний по своей инициативе, осуществляемое, в основном, путем самостоятельной работы, в соответствии с жизненными планами и интересами личности.

Самовоспитание - целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своей личности.

Особенностью обучения в вузе является включение студентов в исследовательскую работу как в ходе учебного процесса (УИРС -учебная исследовательская работа студента), так и вне его. Уже на первом курсе студенты изучают методы психолого-педагогических исследований и в ходе подготовки к семинарам, практическим занятиям пользуются ими. Так, например, при изучении эмпирических методов исследования составляются программы

98


наблюдения за группой детей. Студенты самостоятельно проводят его, фиксируют и анализируют результаты. При изучении опросных методов каждый студент составляет несколько анкет разного типа, проводит анкетный опрос школьников.

При написании курсовых работ обычно предполагается выполнение небольшого психолого-педагогического исследования, которое постепенно углубляется, расширяется и становится основой будущей дипломной работы.

Вузовские кафедры (объединения преподавателей одного профиля) кроме учебной работы занимаются исследовательской деятельностью. Преподаватели вуза - это одновременно и ученые, разрабатывающие ту или иную проблему. Совместно с ними в качестве исследователей могут выступать студенты. Они могут работать в составе научных кружков, исследовательских лабораторий, проблемных групп. В вузах существуют студенческие научные общества, проводятся конференции, выпускаются сборники трудов молодых ученых. Включение в исследовательскую деятельность еще в студенческие годы - важнейшее условие подготовки педагога-психолога, ибо вся его будущая профессиональная деятельность будет носить исследовательский характер. Жизнь студента не ограничивается только учебой. Не случайно многие выдающиеся люди вспоминали свои студенческие годы как самое счастливое время. В вузах создаются разнообразные творческие и художественные коллективы: театры миниатюр, вокальные и танцевальные группы, спортивные секции и клубы, конструкторские бюро. Кроме того, нередко работают факультеты дополнительных профессий, где студенты могут получить серьезную подготовку в какой-либо области. Проводятся смотры художественной самодеятельности, КВН стал традиционной приметой студенческой жизни.

Пять лет, проведенных на студенческой скамье, - это период становления личности, превращения юноши или девушки во взрослого человека. Это пора устремлений в будущее, пора надежд и перспектив. В то же время это активное включение в сегодняшнюю жизнь. Сейчас, когда стипендия не может обеспечить существование студента, многие из старшекурсников имеют возможность подработать, проявить свою конкурентоспособность.

Вуз может дать студенту очень много. Однако результат в значительной мере будет зависеть от позиции молодого человека: захочет ли он и сможет ли взять предлагаемое.

99




Не следует забывать, что вуз не только учит студентов, но и помогает им сохранить свое здоровье, хорошо отдохнуть. За 5 лет обучения студенты 49 недель проводят на каникулах, большая часть которых приходится на летнее время. В вузах действуют студенческие профилактории, оздоровительные центры и лагеря, проводятся массовые спортивные мероприятия, дни здоровья.

5.2. Организация учебного труда студентов в различных формах занятий

Учеба в вузе - тяжелый, напряженный, ответственный умственный труд. Если в школе основной формой обучения является урок, то в вузе - лекция, семинар, практикум.

Лекция - ведущая форма организации учебного процесса в вузе. Примерно половину аудиторных занятий составляют лекции, поэтому умение работать на них - насущная необходимость студента. Принято выделять три этапа этой работы.

Первый - предварительная подготовка к восприятию, в которую входит просмотр записей предыдущей лекции, ознакомление с соответствующим разделом программы и предварительный просмотр учебника по теме предстоящей лекции, создание целевой установки на прослушивание.

Второй - прослушивание и запись, предполагающие внимательное слушание, анализ излагаемого, выделение главного, соотношение с ранее изученным материалом и личным опытом, краткую запись, уточнение непонятного или противоречиво изложенного материала путем вопросов лектору. Запись следует делать либо на отдельных пронумерованных листах, либо в тетради. Обязательно надо оставлять поля для методических пометок, дополнений. Пункты планов, формулировки правил, понятий следует выделять из общего текста. Целесообразно пользоваться системой сокращений наиболее часто употребляемых терминов (воспитание - в-е, личность - л-ть и т. п.), а также использовать цветовую разметку записанного при помощи фломастеров.

Третий - доработка лекции: перечитывание и правка записей, параллельное изучение учебника, дополнение выписками из рекомендованной литературы.

Семинар - одна из ведущих форм работы студентов в вузе, проводимая по учебным группам. Если лекция - это монолог преподавателя, то семинар - выступление студентов. Существует несколько вариантов проведения семинаров: прослушивание

100


и обсуждение заранее подготовленных студенческих докладов, фронтальное коллективное обсуждение проблемы, семинар-диспут, семинар-деловая игра и т. д.

При многовариантности семинаров общей для них является тщательная самостоятельная подготовка студентов по планам, заранее выданным преподавателем. При подготовке к семинару можно выделить следующие этапы:

1. Ознакомление с планом семинара.

2. Воспроизведение материала, соответствующего теме семинара, по записям лекции и учебнику.

3. Подбор рекомендованной литературы.

4. Изучение первоисточников (чтение, конспектирование, тезирование и т. п.).

5. Составление плана выступления (ответа). При подготовке к семинару первого типа - написание текста доклада или тезисов.

В основе подготовки к семинару лежит самостоятельная работа студента с книгой. В ходе семинара студент должен быть активен: не ждать, как школьник, когда его «вызовут», а высказывать свою точку зрения, отстаивать ее в ходе дискуссий, дополнять ответы коллег, уточнять непонятное. Желательно сохранять записи лекций и материалы, подготовленные к семинару, они потребуются в последующей работе.

Практические и лабораторные работы связаны с активной фронтальной деятельностью всей группы. Это может быть решение задач, проведение эксперимента, разработка и проигрывание элементов урока, посещение и анализ урока или воспитательного мероприятия в школе.

Подготовка к экзаменам и их сдача - напряженнейшее время в жизни студентов. В сессию обычно сдается 3-4, реже - 5 экзаменов и на подготовку к каждому отводится 3-4 дня. Следовательно, подготовка к экзамену должна осуществляться в течение семестра, в ходе регулярной самостоятельной работы.

Подготовку к экзаменам следует начать с расчета времени, которое необходимо для повторения. В этом случае учитывается степень освоения курса, работоспособность, умственные способности студента. Рекомендуется соблюдать следующие условия при подготовке к экзамену:

1. Требуется тщательное повторение ранее изученного материала, его осмысление и запоминание.

2. Если позволяет время, целесообразно составить сжатый конспект всего курса, выделив только главное, основное.

101




3. Особое внимание при повторении следует уделить трудным, ранее непонятым положениям.

4. Постараться сформулировать дополнительные вопросы к материалу и ответить на них.

5. Наиболее трудные вопросы можно обсудить с товарищами для лучшего понимания материала.

6. Необходимо основательно повторить понятийный аппарат курса. Владение ведущими понятиями - показатель профессионализма в той или иной области.

7. Как известно, на подготовку к экзамену студенту обычно не хватает одного дня. Не пытайтесь его компенсировать бессонной ночью. Перед экзаменом следует выспаться.

Ответ на экзамене должен быть полным, аргументированным, четким. Важно уметь связать теорию с практикой, хорошо знать основные понятия, иметь свою позицию по рассматриваемой проблеме.

5.3. Самостоятельная работа студентов

Государственный стандарт предусматривает академическую занятость студента в объеме 54 часов в неделю, в том числе половина - аудиторные занятия, половина - самостоятельная работа. Для успешного овладения вузовской программой студенту необходимо систематически, ежедневно заниматься самостоятельно не менее четырех часов.

Эффективность интеллектуального труда находится в прямой зависимости от его правильной организации. Каждому студенту следует овладеть культурой учебного труда. Для начала попытайтесь следовать советам для первокурсников.

Советы первокурснику

1. Работайте в одни и те же часы, формируйте у себя привычку к умственному труду.

2. Планирование умственного труда позволяет работать четко и ритмично.

3. Знайте точно, что вам нужно сделать за сегодняшний день, но не забывайте о перспективе. Выполнение сложной работы планируйте по частям.

4. Ритмичность труда и отдыха способствует повышению работоспособности.

5. В период отдыха стремитесь к активным движениям, занимайтесь физическим трудом.

102


6. Полноценный сон - биологическая потребность организма. Недосыпать - значит работать на износ.

7. Лучше заниматься на привычном, любимом месте. Правильная организация рабочего места - один из первых признаков культуры умственного труда.

8. Не забывайте ежедневно подводить итоги проделанной работы, вносить коррективы в план.

9. Всякий результат умственного труда должен быть четко оформлен в виде записи или устного высказывания. Помните, что «незаписанная мысль - это потерянный клад» (Д.И. Менделеев).

Ведущее место в самостоятельной работе студента принадлежит работе с книгой. Не случайно еще А.С. Пушкин писал: «Чтение - вот лучшее учение». О том, как правильно читать, можно узнать в заповедях читателя и руководствоваться ими.

Заповеди читателя

1. Прежде чем приступить к чтению, выберите нужную книгу, раскрывающую содержание изучаемой темы.

2. Подготовьте себя к восприятию. Прочтите титульный лист, затем по оглавлению представьте содержание книги. После этого поинтересуйтесь введением или предисловием, т. е. познакомьтесь с целью или назначением данной книги.

3. Определите обязательно, с какой целью вы будете читать.

4. В зависимости от цели чтения выбирайте способ чтения: ознакомительное или изучающее, сплошное или выборочное, медленное или быстрое.

5. Вырабатывайте у себя навык скорочтения (беглого чтения глазами). При быстром чтении не только экономится время, но и быстрее схватываются основные мысли прочитанного.

6. Читая, вникайте в сущность прочитанного, находите главное, наиболее существенное, пытайтесь связать читаемое с жизнью, с практическим опытом, с тем, что уже вам известно.

7. Делайте пометки в книге, если она принадлежит вам.

8. Возвращайтесь к прочитанному: повторение - лучшее средство закрепления прочитанного.

9. Прочитав книгу, дайте ей оценку, подумайте, чему она вас научила.

10. Научитесь критически воспринимать прочитанное. Прежде чем критиковать книгу, разберитесь в ее содержании. Чужую критику на книгу читайте после ее прочтения.

103




11. Используйте различные виды записей: конспекты, тезисы, планы, цитаты, выписки. Прочитанное забывается, записи сохраняются надолго. Составляйте картотеку прочитанной литературы.

Каковы же виды записей, их особенности?

Выписки, цитаты - дословные, точные записи определенного текста с указанием автора и источника.

План - совокупность кратко сформулированных, последовательно изложенных мыслей - заголовков, отражающих основное содержание прочитанного. Планы могут быть простыми и сложными (пункты подразделяются на подпункты), тематическими и систематическими, краткими и развернутыми.

Тезисы — основные положения текста, без приведения фактического материала.

Конспект — краткое последовательное изложение материала. Существует большое количество видов конспектов: плановые, тематические, свободные, сложные, простые и т. д.

Для оперативного использования прочитанного материала целесообразно делать записи на карточках - листах твердой бумаги небольшого формата. Они бывают также нескольких видов. Прежде всего это каталожные карточки, на лицевой стороне которых пишутся точные выходные данные источника, на обороте - краткая аннотация.

Пример (лицевая сторона)

Карпова Е.В. Введение в специальность и культура умственного труда: Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994. - 116 с. Тираж 1000 экз.

(оборотная сторона)

Пособие имеет цель: сформировать у студентов - будущих учителей начальных классов конкретные представления о своей специальности, ознакомить их с системой подготовки в вузе, способствовать овладению ими средствами усвоения учебной информации, знаниями, умениями и навыками самостоятельной работы, в целом - культурой умственного труда.

104


Другой вид карточек - рабочие. В них могут заноситься формулировки понятий, законов, цитаты, примеры, цифровой материал, математические формулы. Рабочие карточки удобно использовать для ответов, выступлений, запоминания материала. Они могут применяться в различных комбинациях.

Делая записи, следует придерживаться некоторых общих правил.

Общие правила записи прочитанного

1. В любых видах записей указывай фамилию автора, полное название произведения, издательство, год, место издания.

2. Записи веди после того, как осмыслен материал.

3. Следуй правилу: «Чтобы словам было тесно, мыслям -просторно».

4. Используй разные пасты (чернила) для выделения заголовков и подзаголовков, главных мыслей и т. д.

5. Умелая систематизация записей предполагает комплектование карточек, отдельных листов по темам (разделам), ведение тетрадей с пронумерованными страницами и оглавлением.

Начало создания своей педагогической лаборатории. Когда учителя, давшего блестящий урок, спросили, сколько времени он к нему готовился, он ответил: «Всю жизнь». К своей будущей профессиональной деятельности следует начинать готовиться как можно раньше, в том числе и путем создания своей лаборатории. Пускай для начала это будет ваша педагогическая «копилка». Из чего же она может состоять? Прежде всего это конспекты лекций и записи, сделанные в ходе самостоятельной работы.

Следует начинать создавать свою личную профессиональную библиотечку. Дело в том, что многие педагогические книги не переиздаются, а иметь их у себя очень полезно. Библиотечка должна быть дополнена педагогической периодикой. Полезно выписывать свой предметный журнал.

Целесообразно завести тематические папки, в которых можно накапливать вырезки из газет, выписки по определенным проблемам, дидактический материал к урокам и внеклассным мероприятиям. В «копилке» должны быть и конспекты уроков, проведенных студентом.

Вся деятельность, связанная с созданием своей профессиональной лаборатории, может быть обеспечена только система-

105




тической работой. Еще великий К.Д. Ушинский заметил, что только система дает нам власть над знаниями.

Попробуем теперь дать совет будущим педагогам-психологам, что же следует им читать.

5.4. Педагогическая и психологическая литература

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты