Эффективность применения игровых приемов в психологической коррекции внимания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности [18]. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами [18].

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов [2]. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека [2]. Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы "входит" в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизвольным [7].

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда. В отечественной психологии принято выделять следующие свойства внимания:

-          концентрированность;

-          объём;

-          распределение;

-          переключение;

-          устойчивость.

Концентрированность внимания, то есть сила сосредоточенности на каком-либо интересном предмете или занятии, у старшего дошкольника недостаточно большой. Иногда незначительный факт или малозаметный для других предмет вызывает у детей отвлечение внимания. Именно поэтому педагогу легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание дошкольников [24].

Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. У старшего дошкольника его ещё очень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения сразу несколько объектов.

Старшие дошкольники привыкают быстрее переключаться с отдыха на работу и с одного вида деятельности на другой.

Устойчивость внимания у старших дошкольников выражена слабо и присутствует как бы в своей противоположности – неустойчивости. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у старших дошкольников возбуждение преобладает над торможением. Внимание их часто переключается с одного объекта на другой. Поэтому из поля зрения детей необходимо удалить всё, что не имеет отношения к работе на занятии [2]. Нужно заметить, что многие недостатки внимания исчезают в результате правильно организованной учебной работы. Сосредоточенность дошкольников становится устойчивей, если им ясна задача, цель работы, которую они выполняют. Также одной из причин невнимательности, рассеянности ребёнка является общее слабое состояние здоровья. Невнимательными бывают нервные, болезненные дети, страдающие общим истощением нервной системы. Причиной рассеянности может быть и недосыпание или несоблюдение режима дня [5]. Но и здоровые дети, живущие в нормальных условиях, могут проявлять невнимательность. Это может быть обусловлено недисциплинированностью или отсутствием интереса к заданию, игре. Может быть так, что ребёнок, внимательный к одному виду работы, оказывается рассеянным во время другой. В этом случае многое зависит от направленности ребенка и его интересов [15].

Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

У дошкольника возрастает устойчивость внимания, способность длительно заниматься определённым делом или определённым предметом. Дошкольники могут часами играть в какую-нибудь интересную игру, рисовать или конструировать.

Решающее значение в развитии непроизвольного внимания имеет организация воспитательной работы. Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая его активно отображать эту действительность в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, воспитатель вызывает интерес к новым предметам и явлениям, заставляет ребёнка непроизвольно сосредоточить на них своё внимание. Если непроизвольное внимание достигает у детей дошкольного возраста высокой ступени развития, то внимание произвольное начинает у них ещё только формироваться. Выполняя поручения взрослых, неся некоторые обязанности в детском саду и дома, принимая участие в коллективных играх, дошкольник всё чаще сталкивается с такими условиями, где приходится обращать внимание на то, что необходимо для осуществления намеченного задания, что соответствует словесным указаниям взрослого или требованиям детского коллектива. Таким образом, новые жизненные условия, специально организуемые родителями и воспитателями, приводят к формированию произвольного внимания.

Первоначально произвольное внимание у дошкольника очень неустойчиво. Обычно необходимо, чтобы взрослый организовал его деятельность и чётко определил стоящее перед ним задание. Лишь при этих условиях дошкольники могут на первых порах обнаружить произвольное внимание.

Одна воспитательница рассказывает, что она как-то изменила обычное расположение игрушек и мебели в одной из комнат детского сада, поместила на витрину новую книгу, но дети не обратили на это никакого внимания. Тогда она поставила перед ними специальное задание: отмечать каждый раз, приходя утром в группу, какие изменения произошли в их комнате, придав этому заданию характер игры-соревнования (кто точнее и лучше заметит произошедшие перемены).

После этого дети, приходя утром в группу, сосредоточенно рассматривали окружающую обстановку, отмечая малейшие изменения, произошедшие в ней со вчерашнего дня [2].

Так, организовав соответствующим образом деятельность детей, воспитатель заставил их намеренно обратить внимание на некоторые особенности окружающей обстановки.

В дальнейшем у старших дошкольников при надлежащей организации воспитательной работы появляется умение более самостоятельно организовывать своё внимание, без ежеминутной помощи со стороны взрослого. Важное значение при этом имеет опыт, который ребёнок накапливает в процессе коллективных игр с правилами, в ходе обязательных занятий и при выполнении несложных трудовых заданий. Необходимость соблюдать известные правила, подчинять свои действия определённым требованиям вырабатывает у ребёнка умение намеренно сосредоточивать своё внимание на сознательно намеченном объекте. Возрастает роль речи, второй сигнальной системы в организации детского внимания, что придаёт ему произвольный характер [15].

Воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, требуется учителем, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности. На протяжении дошкольного возраста возникают лишь зачатки произвольного внимания. Дальнейшее развитие его и усовершенствование происходит в школьном начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете до тех пор, пока интерес к нему не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Устойчивость внимания к концу дошкольного детства возрастает примерно в 2 раза. Дети начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности, направляют и организуют его внимание. Помимо ситуативных средств, организующих внимание ребенка, существует еще одно важное средство – речь. Но непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства, поэтому дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Для его поддержания на занятиях с дошкольниками используют элементы игры, продуктивные виды деятельности, частую смену форм деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуальное значение (игры-головоломки, загадки). К 7 г. у детей начинает интенсивно развиваться способность к произвольному вниманию, являющемуся важным условием для организации учебной деятельности в школьном возрасте под влиянием школьного обучения [21].


1.3 Роль игровой деятельности в развитии внимания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Игровая деятельность – ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте.

Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста [14].

Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:

—отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;

—привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;

—возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;

—создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его;

—тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием игры внимание ребенка достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других — уметь выделять и помнить цель действия, в третьих — вовремя переключать внимание, в четвертых — сосредоточенность и устойчивость внимания, поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения [16].

При организации коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:

—структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию);

—организация занятия (четкое начало и окончание; наличие необходимых условий для работы и т.д.);

—темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном — работа не захватывает ребенка);

—последовательность и систематичность требований взрослого;

—смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;

—учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка [11].

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечаются нарушения звукопроизношения, проявляющиеся в виде замен, пропусков, смешений и искажений звуков, и нарушение фонематического восприятия.

Недоразвитие речи откладывает отпечаток и на другие стороны психического развития ребенка. Так в у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечаются те или иные особенности внимания.

Внимание – это специфическая функция сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание обладает разными свойствами, может быть произвольным и непроизвольным. В дошкольном возрасте у детей лучше сформированы процессы непроизвольного внимания.

Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание. Слово в виде инструкции и требования взрослого выступает как фактор, помогающий ребенку овладеть своим вниманием.

Глава 2. Экспериментальное изучение внимания у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Подготовка и проведение исследования внимания у детей старшего дошкольного возраста


Для нашей работы было проведено специальное исследование лексического запаса дошкольников. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений №40 и №41 г. Нижнекамска республики Татарстан с мая 2010 года по январь 2011 года. В круг исследования включалось 40 детей старшего дошкольного возраста: из них 21 девочка и 19 мальчиков. Экспериментальную группу составили 20 детей с заключением психолого-медико-педагогической комиссии – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Контрольную группу составили 20 детей, речь которых соответствовала возрастной норме. В период проведения формирующего эксперимента экспериментальная группа была поделена на две подгруппы. С одной группой проводилась коррекционная работа по развитию внимания, с другой – специальная работа по развитию внимания не проводилась.

В ходе исследования соблюдались некоторые условия для получения достоверных результатов:

- установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком. Для налаживания такого контакта обследование проводилось в знакомой ребенку обстановке. Создавались условия, при которых ребенок не испытывал отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым (малознакомым) человеком. Работа с ребенком начиналась с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. Отсутствие интереса и мотивации к заданию может свести все усилия экспериментатора на нет.

- В случае быстрого утомления занятия прерывались и ребенок получал возможность походить или сделать физические упражнения.

- Учитывалось требуемое для проведения исследования время. В целом, обследование занимает от 30 до 60 минут.

- Для проведения обследования создавалась подходящую обстановку (нежелательны яркие, необычные предметы, которые могут отвлечь внимание ребенка от предложенных заданий).

- Обследование проводилось за столиком, размеры которого соответствовали росту ребенка. Дошкольника не усаживают лицом к окну, чтобы происходящее на улице не отвлекало его.

- Работе экспериментатора с ребенком никто не мешал.

Во время обследования экспериментатор вел протокол и фиксировал:

·        предлагаемые задания и уровень их выполнения;

·        оказываемую ребенку помощь и степень его обучаемости;

·        возможности самостоятельного исправления ошибок;

·        характер контакта со взрослым;

·        отношение к выполнению заданий;

·        уровень активности при выполнении заданий.

В эксперимент включались следующие методики:

1. Тест переплетенных линий (См. приложение 1 [14])

Целью являлось определение уровня развития устойчивости внимания.

Нормативы:

высокая устойчивость внимания – равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок (время 1 минута 20 секунд и менее);

средняя устойчивость – неравномерный темп выполнения, без ошибок, время в пределах 1,5-2 минут (или 1-2 ошибки, но быстрее темп);

низкая устойчивость – неравномерный темп выполнения, три (и более) ошибки за время в пределах 1,5-2 минуты

2. Корректурная проба (Тест Бурдона) (См. приложение 2 [14])

Целью является диагностика распределения внимания. Ребенку предлагалось рассмотреть ряды картинок и вычеркивать в каждой строчке такую же, как и первая. Время выполнения 3 минуты.

Нормативы:

высокий темп - менее 2,5 минут;

средний - 2,5-3 минуты;

низкий - 3-5 минут

3. Диагностика особенностей внимания (См. приложение 3 [15])

Целью методики является определение сосредоточенности (концентрации) внимания. Концентрация внимаìния — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта», в качестве некоторой определенности, фигуры, из общего фона.

Нормативы

Высокий уровень: за 1-2мин ребенок назвал 15 отличий без ошибок

Средний уровень: ребенок за 2-3 минуты назвал 12-10 отличий, допустив до 3 ошибок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты