На предложенной ниже «сетке Томаса» нет однозначно плохих или однозначно хороших способов управления конфликтами, многое зависит от конкретной ситуации, от конкретных участников и от конкретной проблемы. Однако выявлены следующие возможности способов:
при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха,
при соревновании, приспособлении и компромиссе либо один оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо оба участника конфликта проигрывают, так как идут на компромиссные уступки,
лишь при сотрудничестве оба выигрывают, так как оба пытаются выйти на принципиально новый уровень решения проблемы.
Вместе с тем любой из изложенных способов имеет право на жизнь.
В каких же конкретных условиях целесообразно переходить к изложенным стадиям управления конфликтами?
Соревнование предполагает активные действия и самобытный, самостоятельный путь выхода. Наиболее эффективен этот способ в условиях: когда исход очень важен для вас; когда вы обладаете достаточным авторитетом и властью; когда вы находитесь в критической ситуации, которая требует быстрого, даже мгновенного реагирования; когда у вас нет иного выбора; когда вы можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой.
Избегание эффективно в условиях: когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас; когда вы чувствуете свою неправоту и правоту другого, к тому же если он обладает большей властью; когда вы общаетесь со сложным собеседником; когда вы пытаетесь принять решение, но не знаете, что предпринять; когда у вас недостаточно информации по проблеме; когда велика напряженность и нужно ее сбросить; когда вам нужно выиграть время.
Приспособление эффективно в условиях: когда вы чувствуете, что немного уступая, вы теряете мало; когда надо смягчить ситуацию; когда вы понимаете, что итог намного важнее для другого, чем для вас; когда правота не на вашей стороне.
Компромисс, то есть когда вы сходитесь в частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого. Наиболее эффективен в условиях: когда у участников конфликта одинаковая власть и они имеют взаимоисключающие интересы; когда требуется быстрое и временное решение; когда другие подходы оказались неэффективными; когда компромисс позволяет сохранить взаимоотношения.
Сотрудничество, в отличие от компромисса, достигается на более глубоком уровне и требует гораздо больше времени и активного совместного участия в разрешении конфликта. Этот стиль наиболее эффективен в условиях, когда: решение проблемы очень важно для обеих сторон; у вас тесные и длительные взаимоотношения; у вас есть время поработать над проблемой; обе стороны имеют одинаковую власть или хотят проигнорировать различия в обладании реальной властью.
В любом конфликте существуют, как правило, три пути его решения:
самый легкий, но не всегда реальный – изменить себя или изменить свое отношение к проблеме;
самый трудный, а поэтому практически нереальный – изменить оппонента, его мнение, повлиять на него в нужном направлении;
самый оптимальный и реальный – найти взаимоприемлемый вариант решения проблемы и бороться за его реализацию.
Выводы:
Лидерство считается одной из составляющих функций управления. Особое место лидерство занимает в структуре неформальных отношений как внутригрупповой феномен. Оно является средством организации и управления неформальными отношениями. Наиболее удачным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице руководителя и лидера, способствующее наиболее эффективной работе организаций;
Стиль управления – устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого поведения. Выделяется 3 стиля управления (и лидерства): авторитарный стиль – решение принимает руководитель единолично, демократический стиль – решения принимаются руководителем совместно с подчиненными, либеральный стиль – решения навязываются подчиненными руководителю;
Каждому конкретному руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. В зависимости от складывающейся конкретной ситуации чаще всего наблюдается сочетание черт различных стилей с доминированием какого-то одного;
Конфликт – это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями;
К. Томас выделяет 5 основных способов управления конфликтами: приспособление, соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание. Соревнование предполагает активные действия и самобытный самостоятельный путь выхода. Избегание эффективно в условиях: когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы чувствуете свою неправоту и правоту другого, к тому же если он обладает большей властью, когда вы общаетесь со сложным собеседником, когда у вас недостаточно информации по проблеме, когда вам нужно выиграть время. Приспособление эффективно в условиях: когда вы чувствуете, что немного уступая, вы теряете мало, когда надо смягчить ситуацию, когда правота не на вашей стороне. Компромисс, то есть когда вы сходитесь в частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого. Сотрудничество, в отличие от компромисса, достигается на более глубоком уровне и требует гораздо больше времени и активного совместного участия в разрешении конфликта.
III. Эмпирическое исследование.
Объектом исследования выступают руководители нижнего звена, работающие в социальной сфере.
Предметом исследования являются стили управления, стратегии поведения в конфликтных ситуациях, качества лидерства.
Основная гипотеза исследования:
Руководители нижнего звена исследуемой организации наиболее склонны к демократическому стилю руководства.
Подгипотезы:
1. Лидерство взаимосвязано со стилями управления и стратегиями поведения в конфликтных ситуациях;
2. У большинства руководителей нижнего звена исследуемой организации присутствуют средне и слабо выраженные качества лидерства;
3. У руководителей со слабо и средне выраженными качествами лидерства присутствует демократический стиль управления, и стратегии поведения в конфликтных ситуациях - соперничество, сотрудничество и приспособление;
4. У руководителей с сильно выраженными качествами лидерства присутствует как демократический, так и авторитарный стили управления, и такие стратегии поведения в конфликтах, как сотрудничество, соперничество и компромисс.
Были поставлены следующие задачи исследования:
на основе теоретико-методологического анализа раскрыть сущность понятий «психология управления», «стиль руководства», «управление конфликтом», «лидерство»;
провести исследование для определения стиля руководства менеджеров;
провести исследование для определения стиля поведения тех же менеджеров в конфликтных ситуациях;
провести исследование на определение способности к лидерству;
сопоставить результат с гипотезой.
Характеристика экспериментальной выборки.
В исследовании принимали участие руководители нижнего звена одного из государственных учреждений социального профиля. Стаж работы респондентов на руководящих должностях составил от 2 до 4 лет. Объем выборки: 35 человек обоих полов в возрасте от 22 до 38 лет.
Методы и методики исследования.
В качестве эмпирического метода сбора первичной информации был использован метод тестирования.
В исследовании использовались 3 методики:
опросник на оценку стиля управления, состоящий из 60 вопросов, на которые предлагается ответить утвердительно или отрицательно. Подсчитав номера соответствующих утверждений и войдя в ключ-таблицу, можно определить степень выраженности авторитарного, пассивного или демократического стиля управления. В зависимости от полученных сумм ответов степень выраженности будет различной. Если оценки минимальны по всем показателям, то стиль руководства считается неустойчивым и неопределенным. У опытного руководителя наблюдается комбинация различных стилей управления.
методика К. Томаса – «Стиль поведения в конфликтной ситуации», состоит из 30 вопросов.
Методика «Способность к лидерству» (Автор Немов Р.С.). Предназначена для оценки способности к лидерству. Состоит из 50 вопросов, и по результативности ответов делается вывод, обладает ли человек персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру.
Заполнение всех тестов проходило в индивидуальном, анонимном порядке. По ходу выполнения заданий разрешалось задавать вопросы экспериментатору. Полный вариант тестов представлен в Приложениях 1,2,3.
Этапы исследования:
подбор литературы по изучаемой теме,
анкетирование на выявление стиля руководства,
анкетирование на выявление стиля поведения в конфликтных ситуациях,
анкетирование на выявление способности к лидерству,
обработка сырых данных в программе SPSS,
проведение ранговой корреляции по Спирмену (в программе SPSS),
анализ полученных результатов,
выводы.
Инструментарий: бланк-анкета, персональный компьютер, программное обеспечение Microsoft Excel, Microsoft Word, SPSS for Windows.
Результаты исследования.
Полученные в ходе исследования индивидуальные данные по каждой из 3 методик были сгруппированы в таблицы для дальнейшей статистической обработки (табл. 1, табл. 2, табл. 3).
Оценка стиля управления (сырые данные) табл. 1
№ п/п
стили управления
авторитарный
пассивный
демократический
1
12
6
17
2
5
4
14
3
3
4
15
4
5
5
17
5
7
8
15
6
10
8
17
7
12
10
15
8
11
8
14
9
12
8
15
10
11
6
17
11
10
5
18
12
9
8
18
13
10
7
16
14
10
6
15
15
11
7
16
16
12
10
17
17
15
13
16
18
16
16
9
19
14
18
12
20
16
17
10
21
12
15
8
22
10
14
10
23
13
13
9
24
14
17
13
25
12
16
11
26
12
15
10
27
14
18
9
28
10
17
14
29
11
17
12
30
9
18
7
31
10
16
9
32
6
14
12
33
8
14
10
34
10
15
9
35
12
17
9
Опросник Томаса (сырые данные) табл. 2
№
стили поведения в конфликтных ситуациях
п/п
сопер-ничество
сотрудничество
компромисс
избегание
приспособление
1
7
6
8
5
4
2
8
6
8
4
4