Эмпатия как свойство личности

Ритуал прощания.

Занятие 3.

«Уверенное НЕТ»

Цель: Сформировать умение противостояния негативному влиянию (бумага, ручки) 90 минут.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Учимся говорить «НЕТ»

Цель: формирование навыков аргументированного отказа. 15 минут.

Содержание: Каждый из участников проходит по кругу, останавливаясь перед товарищами. Сидящие по очереди обращаются к нему с просьбой или приказом. Задача: сказать «нет», при этом обосновывая свой отказ.

Обсуждение: В каких случаях было легче отказывать: при просьбе, при приказе или при приглашении действовать вместе? Как правило, очень трудно отказаться, когда человек просит (мы ощущаем себя выше просящего) и при приглашении на совместную деятельность (нас удовлетворяет признание наших способностей). В этих случаях мы попадаем под влияние.

Примечание: Необходимо предупредить, что просьба должна иметь не оскорбляющий характер.

Мозговой штурм «Противостояние влиянию».

Цель: развитие умения противостоять влиянию со стороны (бумага, ручки – 15 минут)

Содержание: предлагается обсудить, что такое «ВЛИЯНИЕ» и на что или на кого можно повлиять.

ВЛИЯНИЕ – это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации.

Далее обсуждаются, всегда ли влияние отрицательное.

Как можно отличить отрицательное влияние.

Каковы способы негативного влияния:

Запугивание. Шантаж. Угроза. Подражание. Зависимость. Избиение. Давление на личность.

Подросткам предлагается высказаться, хочется ли им поддаваться такому влиянию, и к каким последствиям может привести соглашение. Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?

Составляется план безопасности. Необходимо убедить подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять (в план должны быть включены и такие пункты, как обращение к родителям и взрослым, к учителям, в милицию, телефоны доверия).

Замечания для тренера:

У некоторых может быть, уже был опыт обращения за помощью с отрицательным исходом для них самих. В этом случае нужно сказать, что каждый человек имеет право на ошибку, но не стоит думать обо всех людях, что они в каждом случае обращения за помощью оттолкнут, откажут или осмеют. Это просто чёрствые, недалёкие люди. Лучше обратиться за помощью не к посторонним, а в правоохранительные органы. Там работают профессионалы, а они знают, как помочь.

Ролевая игра «Ситуация принуждения».

Цель: моделирование ситуации принуждения со стороны. 15 минут.

Предлагается разыграть сценку, когда группа или кто-то один принуждает сверстника совершить противоправный поступок.

Обсуждение: в группе обсуждаются различные исходы ситуации.

Замечания для тренера:

Нужно расспросить тех ребят, которые «подвергались» принуждению, и тех, которые «принуждали» об их чувствах в этот момент. Также обсуждаются и то, чего «принуждающий» в этой ролевой игре добивался? Для чего ему это было нежно? Вероятно, он не знает законов и надеялся, что отвечать не придётся никому, виновного не найдут.

Ритуал прощания.

Занятие 4.

«Уверенное поведение в группе сверстников и способы противостояния давлению».

Если ваши друзья просят вас выпить алкоголь или принять наркотики. Как суметь отказать? Особенно трудно бывает сопротивляться давлению со стороны группы, т.е. групповому давлению, т. к. человек обычно стремится быть членом какой-то группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы. Особенно в подростковом возрасте. Сейчас самое главное доказать своим друзьям, что вы такой же как и они. Мы довольно часто не можем противостоять давлению, и уступаем, хотя вовсе не желаем этого. Одна из разновидностей давления – подражание окружающим («стадное чувство»), например в состоянии паники. В толпе человек может делать то, что никогда не стал бы делать в одиночестве.

Упражнение-активатор: «Поменяйся местами».

Тренер: А теперь давайте поиграем в игру «Поменяйся местами». Она проводится в парах. Нужно рассчитаться на первый-второй. Участник с номером 1 должен уговорить участника с №2 поменяться местами. Уговаривать можно любыми способами, но без применения физической силы.

Обсуждение: какие способы давления были использованы? кто смог поменяться местами? каким способом вам это удалось?

Тренер: попытка заставить человека делать что-либо без объяснения истинных причин, а лишь путём обвинения, лести, ссылок на других людей и т.п. называют давлением.

Я расскажу вам о видах группового давления, которые наиболее часто используются в компании сверстников.

Виды: лесть, шантаж, уговоры, угрозы, насмешки, похвала, подкуп, обман, запугивание, «делай как мы», подчёркнутое внимание.

От каждой группы один человек зачитывает придуманную ситуацию предложенного вида группового давления.

Упражнение: мозговой штурм «Какой он – уверенный, неуверенный, агрессивный человек».

Цель: обсудить способы поведения и признаки, характерные для уверенного в себе человека.

Тренер: Ребята, давайте сейчас вместе подумаем, по каким признакам мы можем отличить уверенного в себе человека от неуверенного и агрессивного? Как он выглядит? Как и что он говорит? Как ведёт себя в разговоре? Какое у него поведение?

Описание ребят:

неуверенный: взгляд беглый или глаза опущены, может смотреть умоляющий взглядом, выпрашивает, в руках что-то теребит, плечи опущены, говорит тихо, переминается с ноги на ногу.

Затем идёт обсуждение, и делаются выводы. Какое чувство может вызывать неуверенный в себе человек? Чувство жалости, с таким человеком хочется находиться рядом? (ответы ребят):

агрессивный: грубый, резкий, нападает, угрожает, смотрит свысока, взгляд злой, говорит громко, плечи приподняты, может размахивать руками, ноги широко расставлены.

Затем идёт обсуждение и делаются выводы. Какое чувство вызывает агрессивный человек? Хочется находится рядом?

«крутой человек» – это какой? (ответы)

Тренер: Для того, чтобы быть «крутым», нужен какой-нибудь атрибут «я – крутой», потому что у меня в руках банка пива, сигарета, золотая печатка, толстая золотая печатка, хороший автомобиль и т.д. Если у «крутого» нет этого атрибута, выглядит ли он как «крутой2, можно ли назвать его «крутым»? Под «крутостью» скрывается неуверенное поведение: если нет этого атрибута, то я уже не «крутой».

Тренер: давайте сейчас вместе подумаем, по каким признакам мы можем отличить уверенного в себе человека?

Вывешивается плакат, и ребята обсуждают, согласны они или нет с признаками уверенного человека.

Плакат «признаки уверенного человека»:

·                   спокоен и доброжелателен; смотрит в глаза;

·                   вежлив и настойчив; не спешит, когда принимает решение;

·                   в споре говорит о поступках других, а не оценивает их как людей;

·                   легко говорит о себе; не боится раскрыть свои чувства и мотивы поступков;

·                   не проявляет враждебности или агрессии, т. к. ничего не боится;

·                   легко воспринимает критику потому, что для него главный судья – он сам;

·                   называет настоящие (истинные) причины своего поведения или просьбы, т. к. считает их важными.

Тренер: Какое чувство может вызывать уверенный человек? (ответы ребят)

Уверенный в себе человек вызывает чувство надёжности и с ним хочется находится рядом. Какие качества характера человека могут помочь сопротивляться групповому давлению? Конечно, это уверенное поведение.

Способы отказа от предложения попробовать ПАВ, алкоголь.

·                   Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами – это помогает получить поддержку и сократив число сторонников употребления;

·                   «перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждает никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы;

·                   сменить тему: придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приёмом наркотиков (спортзал, игровые автоматы, танцы, дискотека, игры);

·                   «продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз;

·                   «задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствия (для этого надо знать, чем вредный табак, алкоголь, наркотики);

·                   «упереться» – отвечать «нет» несмотря ни на что отстаивать своё право иметь собственное мнение. Это, кстати будет свидетельствовать о твёрдом характере;

·                   испугать их: описать какие-либо страшные последствия, если они будут «употреблять» (например «поймают», «белая горячка», «гепатит»). Можно даже выдумать их самому: «посинеют зубы», «оглохнем» и т.д.

·                   обходить стороной: если есть подозрения, что в какой-то компании в определённое время могут предложить ПАВ, алкоголь, просто обходить стороной.

Как вы думаете, какие причины более эффективны, а какие не сработают? Почему? Как их лучше использовать?

Ритуал прощания.

Занятие 5.

Скажи курению НЕТ.

Цель: Сформировать стойкое негативное отношение к курению.

Задачи: 1. Показать причины и последствия курения.

2. Выработать критическое отношение к курению.

3. Привить навык отказа от сигареты.

Необходимый материал: 1. Колпачок от фломастера (или любой маленький предмет, который можно спрятать) для упражнения «Незаметный предмет». 2. Приложение. 3. Ручки для каждого. 4. Листы ватмана. 5. Банка с окурками в воде. 6. Карточки: 11000 руб., 33000 руб., 55000 руб., 110000 руб. – для упражнения «Купи мечту».

Ритуал приветствия.

Разминка.

5 м.

Основная часть: Итак, тема нашего сегодняшнего занятия – Скажи курению НЕТ. Знаете такой детский анекдот?

Орел спрашивает у воробья: – Ты чего такой маленький? – Курил…

Мы-то с вами, конечно, все орлы, но давайте ответим на один вопрос. Только попрошу честного ответа (помните, что все, что происходит на наших занятиях, останется между нами):

·                   Кто из вас курит?

·                   А кто пробовал?

Спасибо за ответы. Все ваши мнения и позиции (и тех, кто курит, и тех, кто нет) будут на нашем занятии очень полезны.

Интересно, почему люди начинают курить, что их к этому побуждает? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте сделаем одно упражнение.

Упражнение «Незаметный предмет». Часть1.

Цель: Упражнение позволяет участникам понять, что чаще всего заставляет подростков начать курить. Для этого необходим какой-нибудь предмет, например, колпачок от фломастера или кольцо, но лучше колпачок из-за сходства с сигаретой.

Инструкция: Сейчас вы все выйдите за дверь, а я спрячу вот этот колпачок (показать всем ребятам), точнее говоря, не спрячу, а положу на какое-нибудь видное место так, чтобы вы могли его увидеть, ничего не поднимая, не открывая, никуда специально не заглядывая. Иными словами, он будет лежать на каком-то видном месте, однако сразу не будет заметен, т. к. это небольшой предмет. Вашей задачей будет найти этот колпачок: увидеть, но не брать(!) и тихо, никому не говоря, что вы его нашли, немного запутав следы, сесть в круг. Если вы сели в круг – это означает, что вы знаете, где лежит колпачок. Я буду подходить к сидящим в кругу, чтобы уточнить, действительно ли они нашли его. А все остальные будут продолжать искать. Упражнение продолжается до тех пор, пока все не будут сидеть в кругу, а значит, знать, где лежит он. Далее спрятать может любой из участников.

Комментарий для тренера: Подростки обычно с азартом играют в эту игру. Однако задача тренера – сделать правильные выводы после упражнения. Первое, на что должен обратить внимание тренер: упражнение от начала до конца должно быть проведено правильно. Если кто-то, кто первым нашел колпачок, закричит: «Вот же он!», то вам необходимо начать игру заново и еще раз обратить внимание ребят на инструкции. Если упражнение проведено правильно, то чем больше участников уже будет сидеть в кругу, тем больше остальным, которые еще ищут предмет, будет хотеться его найти. Особенно сильный дискомфорт будет испытывать последний человек. Вы можете подсказать, указав, на какой половине или четверти комнаты спрятан предмет, но не больше. Помните: те чувства, которые он испытывает, очень важны для анализа упражнения.

Анализ упражнения: Начнем обсуждение с простых вопросов:

·                   Как вы искали?

·                   На что ориентировались в поиске?

·                   Что чувствовали, когда находили предмет?

·                   А что испытывали, когда долго не могли его найти?

Послушайте ребят, пусть все выскажутся и ответят на ваши вопросы. Во время рассказа обратите внимание на несколько моментов. Этим можно подвести итог упражнению.

1. Попросите всех: Поднимите руку те, кто хотел, как можно быстрее отыскать предмет. Скорее всего, таких будет большинство или же все. Если нет, можно спросить: Неужели вы не хотели как можно скорее найти колпачок, чтобы побыстрее оказаться в кругу? Обратитесь к каждому, кто не поднял руку, персонально: То есть, ты Маша, стремилась не найти предмет, поэтому ты ходили и искала его? Количество ребят, поднявших руку возрастет.

На самом деле, выполняя это упражнение, все хотят найти предмет как можно быстрее: это позволяет нам почувствовать свою успешность, превосходство над другими. Или хотя бы не оказаться позади всех. Точно так же, начиная пробовать сигареты, мы стремимся быть подвинутыми, взрослыми, казаться интересными и успешными. К сожалению, курение – это легкий, да к тому же обманчивый способ достичь всего этого. Кому хочется прикладывать усилия, чтобы действительно быть интересным? А скажите, какие люди кажутся вам интересными? Послушайте ответы, поблагодарите, скажите: «Да, и мне такие люди интересны», а потом подведите ненавязчивый итог: «Видите, оказывается, не обязательно курить, чтобы быть интересным и взрослым».

2. Обратите внимание ребят на чувства людей, которые оставались искать колпачок, когда все уже сидели в кругу (на чувства последних и предпоследних). Скажите: Когда остаешься последним, очень хочется поскорее присоединиться к остальным, т. к. чувствуешь, что отличаешься от остальных, чувствуешь, что ты не такой как все. Это угнетает. Человек начинает защищаться. Выслушайте высказывания подростков.

Давайте проведем аналогию с курением. Когда большинство твоих друзей курят, тебе хочется быть с ними, так как они часто уходят покурить и поговорить, а ты как бы одинок. Очень похожие ощущения. Мы поддаемся чувству стадности, начинаем курить тоже. А чтобы не поддаться этому чувству и не присоединиться к толпе, не начать курить, надо быть самодостаточной личностью, индивидуальностью, что, безусловно, трудно. Некоторые люди ходят с курящими на перекур, но не курят, хотя это тоже курение, только пассивное. Другие, находили время и место пообщаться со своими друзьями, чтобы не попадать в такую ситуацию, например, когда в компании есть и некурящие люди. Можно общаться один на один, тогда и курящий друг будет курить реже.

А вообще, многие начинают курить именно для того, чтобы не быть белой вороной, а можно повернуть ситуацию с точностью до наоборот, как в анекдоте:

Появилась белая ворона в стае.

Её спрашивают: – Ты что такая белая?

– Не белая, а платиновая блондинка!

3. И последнее, что хотелось бы сказать по поводу этого упражнения: оно учит быть внимательным, учит наблюдать и смотреть на вещи под необычным углом зрения. Это качество очень полезно по жизни. Умение наблюдать за собой, понимать себя, умение наблюдать за другими нам избежать многих проблемных ситуаций. Например, заметить, что вокруг нас не дружественная компания, а, наоборот, угрожающая нам, чтобы вовремя «сделать ноги», защитив тем самым свою жизнь и здоровье.

Дискуссия: «Почему люди курят?»

В предыдущем занятии мы начали говорить о причинах курения. Давайте продолжим. У меня вопрос к тем, кто курит сейчас и кто пробовал курить:

·                   Что побудило вас к этому? Участники высказываются. Поблагодарить их за мнения. Запишите причины на доске и дополняете список, если что-то не было названо:

·                   Хотелось почувствовать себя взрослым.

·                   Друзья курили.

·                   Это модно.

·                   Хотелось привлечь к себе внимание.

·                   Чтобы снять стресс.

·                   Интересно было попробовать.

·                   Закурил после того, как выпил.

·                   Не хотел, чтобы подумали, что я струсил.

·                   Просто так.

Завершите обсуждение следующим основным выводом:

Курение – это наркотик, но первая сигарета никогда никому не приносила кайфа, мы себя как бы приучаем к этой вредной привычке и даже испытываем определенные муки. Ведь что интересно? – идея попробовать сигарету обычно рождается в наших головах самостоятельно. Нас редко кто-то заставляет курить, еще реже берут «на слабо», обычно наши друзья уважают наше некурение, но мы почему-то сами решаем пристраститься к этой вредной привычке. Почему? Просто мы не знаем, как достичь своих целей и реализовать свои потребности по-другому, без использования сигареты. Об этом мы еще будем говорить, а пока я предлагаю сделать одно упражнение, чтобы понять, вредно ли курение на самом деле.

Упражнение: «За и против».

Цель: Формирование негативного отношения к курению.

Организация: Группа делиться на две команды. Можно выбрать двух детей, которые по очереди будут набирать себе людей в команду из оставшихся.

Инструкция: Каждая команда получает по листу ватмана и маркеры.

«Сейчас за 10 минут каждая команда должна составить свой список. Одна команда пишет все аргументы против курения. Другая – аргументы за курение. Вы должны выступить как-бы в роли адвокатов, защитников курения. Инструкция понятна? Когда списки будут написаны, каждая команда по очереди представляет их. Когда списки будут написаны, каждая команда по очереди представляет их.

Анализ: После того как, обе команды выступят, тренер обращает внимание на аргументы ЗА и вместе с группой пытается либо превратить их в аргументы ПРОТИВ, либо показать, что не только и не столько курением достигаются эти плюсы, скорее наоборот, что курение – это ложный путь.

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты