Влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха

Условные обозначения:

С - самочувствие;

А - активность;

Н - настроение;

1 - первый запах (цитрусовый);

2 - второй запах (цветочный);

3 - третий запах (шипровый);

«+» - повышение показателя;

«-» - снижение показателя;

«0» - отсутствие изменения;

(0,01) - коэффициент достоверности (ТТЕСТ)


Интерпретация результатов:

С достоверностью p<0,05 первый запах (цитрусовый) снизил показатели реактивной тревожности у группы феминных и с достоверностью p<0,01 - у группы маскулинных.

С достоверностью p<0,01 второй запах (цветочный) снизил показатели реактивной тревожности у группы феминных и с достоверностью p<0,01 - у группы маскулинных.

С достоверностью p<0,05 третий запах (шипровый) повысил показатели реактивной тревожности у группы феминных и с достоверностью p<0,05 - у группы маскулинных.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать интересный и важный вывод: гендер не влияет на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запахов разных классов: у обоих групп (маскулинной и феминной) наблюдается снижение показателей реактивной тревожности под воздействием цитрусового и цветочного, и повышение показателей реактивной тревожности под воздействием шипрового запаха.


ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ


1.       Распределение выборки по доминирующей перцептивной модальности: 23% (кинестетики) : 33% (аудиалы) : 44% (визуалы);

2.       Распределение выборки по гендерному признаку: 46% (феминный гендер) : 54% (маскулинный гендер). Среди испытуемых маскулинного типа преобладают визуалы (71%), а среди испытуемых феминного типа - аудиалы (63%);

3.       Изучено воздействие запахов разных классов на изменение глубины и знака психического состояния: цитрусовый запах повышает настроение, бодрит, тонизирует; цветочный запах расслабляет, успокаивает; шипровый запах ухудшает настроение, самочувствие, провоцирует общее недомогание и слабость.

4.       Гендер не влияет на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запахов разных классов: у маскулинной и феминной групп наблюдается снижение показателей реактивной тревожности под воздействием цитрусового и цветочного, и повышение показателей реактивной тревожности под воздействием шипрового запаха.

5.       Гипотеза подтверждена частично. Доказан факт влияния запахов разных классов на изменение психического состояния, однако исключено решающее влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на этот процесс. Какая бы модальность не преобладала и какие бы гендерные черты не доминировали, в любом случае влияние запаха на изменение психического состояния будет происходить.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Запахи оказывают сильнейшее, часто подсознательное, воздействие на человека - на его настроение, на уверенность в себе, на ощущение своего собственного тела и на то, как его воспринимают другие люди. Запахи стимулируют активность, провоцируют недомогание, угнетают, помогают бороться с депрессией, пробуждают в человеке воспоминания, рождают ассоциации, формируют восприятие реальности, придают жизни вкус. Достаточно одного приятного запаха, чтобы расслабиться, или, напротив, активизировать работу головного мозга и улучшить настроение. Аромат является тем инструментом, который способен самым активным образом стимулировать как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства. Запах мяты, например, пробуждает, а запах ландыша расслабляет. Кроме того, некоторые основные эмоции непосредственно связаны с запахом.

Сделана попытка изучить влияние запахов на эмоциональное состояние в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности. Выдвинуто предположение, что перцептивная модальность не влияет, а гендер влияет на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха: цитрусовые ароматы (лимон, кардамон, апельсин) повышают настроение, бодрят, тонизируют; цветочные ароматы (кедр, лаванда) расслабляют, успокаивают; шипровые (табак, мох) ухудшают самочувствие, настроение, провоцируют общее недомогание и слабость. В ходе исследования установлено, что ни гендер, ни перцептивная модальность не оказывают значимого воздействия на изменение глубины и знака психического состояния. Тем самым воздействие запаха подсознательно изменяет психическое состояние. Также установлено, что гендер не влияет на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запахов разных классов: у маскулинной и феминной групп наблюдается снижение показателей реактивной тревожности под воздействием цитрусового и цветочного, и повышение показателей реактивной тревожности под воздействием шипрового запаха.

Таким образом, результаты исследования доказывают факт влияния запахов разных классов на изменение психического состояния, однако исключают решающее влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на этот процесс. Кроме того, еще раз подтверждено отрицательное влияние табака на состояние человека, его самочувствие и настроение.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Значения по соответствующим методикам до и после предъявления цитрусового запаха


Таблица 1

Порядковый  № испытуемого

Гендер

В

А

К

I.1

I.2

I.1.1

I.2.1

I.3

1

9

7

7

8

5,0 4,9 5,5

36

5,1 5,0 5,5

30

2

2

8

10

8

7

5,3 4,8 5,2

35

5,1 4,8

37

0,5

3

9

4

2

2

4,7 4,4 5,0

33

4,2 4,0 5,1

39

0,5

4

9

8

6

6

5,5 5,3 5,0

36

5,6 5,5 5,3

25

1,8

5

8

7

13

8

5,5 5,7 5,2

63

5,7 5,9 5,5

62

-0,1

6

5

4

10

8

5,0 5,4 4,8

33

4,8 5,0 4,5

43

0,7

7

8

8

13

7

5,6 5,4 5,2

35

5,5 5,1 4,9

40

0,8

8

3

4

5

3

5,9 4,9 5,5

28

5,9 5,3 5,6

26

0,8

9

5

6

7

6

4,7 4,9 5,0

45

4,9 5,1 5,1

44

-1,5

10

2

6

9

6

5,1 5,4 5,3

50

5,2 5,7 5,7

34

1,8

11

3

6

9

6

5,5 5,3 4,8

31

5,8 5,7 5,1

24

1,4

12

2

6

5

8

4,1 4,6 4,8

28

4,5 4,8 4,9

23

2,4

13

9

8

7

10

5,5 5,2 5,2

31

5,2 5,0 4,8

35

1

14

5

12

9

8

5,3 5,0 4,8

33

5,1 4,9 4,5

44

0,3

15

9

8

5

7

5,5 5,4 5,0

38

5,3 5,4 4,9

44

-1

16

6

8

7

7

5,3 5,5 5,2

38

5,5 5,6 5,3

36

1

17

5

2

6

8

4,9 5,0 5,3

31

5,1 5,3 5,2

28

2,5

18

8

7

9

7

5,1 4,6 5,2

42

5,2 4,8 5,4

40

1

19

8

4

6

3

4,3 5,0 5,1

38

4,2 4,7 4,9

39

-0,1

20

5

5

7

5

5,3 5,2 5,2

27

5,0 5,0 5,1

29

0,2

21

9

10

9

9

4,8 4,9 4,7

25

5,0 5,3 5,0

23

1,1

22

9

11

8

9

5,4 5,6 5,3

33

5,6 5,7 5,6

30

1,4

23

6

12

10

10

4,3 4,2 4,5

32

4,1 4,0 4,3

28

0,9

24

6

13

9

10

4,1 4,5 5,0

42

4,5 5,1 5,3

45

1,5

25

5

0

4

2

5,6 5,9 5,8

29

5,3 5,6 5,7

31

-0,3

26

3

12

11

11

5,4 4,8 4,6

33

5,5 5,0 4,9

29

1,3

27

5

5

8

3

5,3 5,6 5,4

34

5,6 5,7 5,6

30

2,1

28

2

5

5

7

5,1 5,3 5,1

52

5,3 5,6 5,2

51

-1,0

29

8

7

6

6

4,9 5,5 5,5

41

5,0 5,7 5,5

40

3,0

30

9

12

11

8

4,0 4,5 4,3

32

4,2 4,6 4,5

30

1,1

31

3

12

10

10

5,7 5,3 5,5

41

5,5 5,0 5,4

21

0,4

32

5

7

9

8

4,7 4,3 4,4

30

4,6 4,1 4,1

41

0,5

33

8

7

10

8

5,6 5,3 5,5

45

5,3 5,0 5,1

40

1,2

34

3

5

3

6

3,9 4,0 4,3

29

4,3 4,5 4,7

38

0,9

35

5

10

9

5

4,8 5,2 5,1

22

4,5 5,0 5,0

21

1,4

36

8

4

2

2

5,3 5,7 5,6

34

5,4 5,9 5,9

30

2,0

37

9

8

4

6

5,4 4,9 4,9

44

5,7 5,0 5,4

33

-0,1

38

8

8

6

9

5,0 5,0 5,1

45

5,3 5,0 5,3

44

1,5

39

5

8

9

10

4,9 5,0 5,3

25

5,2 5,3 5,4

26

1,4

40

2

9

8

11

5,6 5,5 5,2

31

5,9 5,7 5,4

27

2,3

41

3

4

8

6

5,1 4,9 5,0

42

5,3 5,0 5,4

40

1,0

42

3

5

8

9

5,3 5,5 5,1

33

5,4 5,8 5,4

31

1,5

43

6

10

9

7

4,8 4,9 5,2

32

4,4 4,4 5,0

28

0,9

44

6

13

12

7

4,9 5,4 5,2

35

5,2 5,6 5,3

33

0,2

45

8

6

10

11

5,1 5,4 5,5

25

5,4 5,5 5,7

30

0,8

46

3

9

10

8

4,8 5,4 5,4

41

5,0 5,6 5,6

38

1,2

47

5

6

5

3

5,3 4,9 4,8

36

5,0 4,9 4,7

38

-0,2

48

5

9

8

11

4,7 5,4 4,8

34

5,0 5,5 4,9

32

1,5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты