Влияние ценностных ориентаций родителей на старшеклассников из неблагополучных семей

34.       Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. - М., МГУ, 1982. - С. 118-126.

35.       Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник./ Л.Я. Гозман, Д.А. Леонтьев. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

36.       Фрейд З. Я и ОНО: труды разных лет, в 2-х т. Т. 2. / З.Я. Фрейд - Тбилиси., 1991. - 425 с.

37.       Фромм Э. Психоанализ и этика./ Э. Фромм - М.: 2001. – 415 с.

38.       Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. / В.М. Целуйко – М.: Ростов н/Д, 2004. – 356 с

39.       Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал - 1982. - т. 3. - № 5. - С. 135-145.

40.       Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии (10-е - 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты.- 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М., 1992. - 364 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Опрос родителей и старшеклассников направленного на определение характера отношений между родителями и старшеклассниками


Для старшеклассников

1)                Грубость родителей. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности единства требований к подростку со стороны взрослых членов семьи, неверное применение наказания и поощрения, жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание

2)                Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей

3)                Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др.

4)                 Конфликты семье

5)                Хорошие взаимоотношения – понимание, внимание, отсутствие грубости, жестокости и т.д.

Для родителей

1)                Отрицательные эмоции. Грубость родителям, проявление невнимательности, непослушание, проявление эгоизма и жестокости по отношению к родителям

2)                Трудность в воспитании. Употребление алкоголя, наркотиков, аморальное поведение, плохая успеваемость

3)                Хулиганистые выходки – драки, воровство

4)                Бродяжничество – частое продолжительное отсутствие дома, прогулы в школе

5)                Примерные дети – учатся хорошо, заботятся о родителях, примерное поведение.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Опросник "Поведение родителей и отношение подростков к ним" (ПОР; Е. Шафер)

Мой отец (моя мать)

1                   Очень часто улыбается мне

2                   Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет

3                   Не хватает терпеливости в отношении ко мне

4                   Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться

5                   Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает

6                   Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться

7                   Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять

8                   Постоянно на меня кому-то жалуется

9                   Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо

10               За одно и то же один раз наказывает, а другой - прощает

11               Очень любит делать что-нибудь вместе

12               Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу

13               Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал

14               Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него разрешения

15               В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел.

16               Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня

17               Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я, должен быть наказан

18               Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу

19               Если б я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер

20               Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда - нет

21               Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения

22               Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано

23               Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен

24               Практически позволяет мне делать все, что мне нравится

25               Меняет свои решения так, как ему будет удобно

26               Часто хвалит меня за что-либо

27               Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь

28               Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился

29               Позволяет мне самому выбирать дело по душе

30               Иногда очень легко меня прощает, а иногда - нет

31               Старается открыто доказать, что любит меня

32               Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе

33               Когда я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом

34               Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»

35               Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

36               Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу

37               Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею

38               Когда его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну

39               Всегда легко меня прощает

40               Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало

41               Всегда находит время для меня, когда это необходимо

42               Постоянно указывает мне, как себя вести

43               Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит

44               Проведение каникул я планирую по собственному желанию

45               Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным

46               Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил

47               Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел

48               Чувствую, что он пренебрегает мною

49               Моя комната или уголок - это моя крепость: могу убирать ее или нет, он туда не вмешивается

50               Очень тяжело разобраться в его желаниях и указаниях

Обработка результатов теста

После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых балов Далее сырые баллы переводятся в стандартизированные в соответствии с таблицами. Стандартизированные данные располагаются в диапазоне от 1 до 5 и нормой является среднее значение, то есть 3.

Если по параметру получено 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений, как к матери, так и к отцу на специальном бланке.

Интерпретация результатов теста

Оценка матери сыном

Шкала позитивного интереса. Прежде всего, психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В тоже время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

Шкала директивности. Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом пресечь неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.

Шкала враждебности. Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается прежде всего как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование этикету и даже подчиненность ему. В то же время, могут наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына.

Шкала автономности. Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу и власти амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются нехарактерными для автономных матерей в отношениях с сыновьями-подростками. Также, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью матери в дела сына.

Шкала непоследовательности. Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Причем необходимо отметить, что все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).

Оценка отца сыном

Шкала позитивного интереса. Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним. Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано прежде всего на доверии. При подобных отношениях характерно находить всякую истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм.

Шкала директивности. Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается, главным образом, в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая амбициозную деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения.

Шкала враждебности. Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением, слишком придерживаются конвенций, стремятся удовлетворить требования других быть «хорошим» отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок.

Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим проявляются полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же время, по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки своей деятельности и наказания родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.

Шкала автономности. Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Взаимодействие основывается на позициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворит, причем даже на разбор случившегося, как правило, не хватает времени. Отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно утруждая себя объяснениями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба и школе, он только делает вид, что его это беспокоит. Часто он просто раздражается, когда сын обращается к нему. По его мнению, сын «сам должен все знать».

Шкала непоследовательности. Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к сыновьям-подросткам последние видят в невозможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию - подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурит за что-нибудь существенное, просто приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится. Такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет на веру заверения сына в невиновности и т.п.

Оценка матери дочерью

Шкала позитивного интереса. Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками, как отношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может. Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор или каких-либо затруднений, с одной стороны, и ограничение самостоятельности - с другой. Наряду с этим девочки отмечают фактор потворствования, когда мать находится как бы «на побегушках» и стремится удовлетворить любое желание дочери.

Шкала директивности. Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях, критику выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом».

Шкала враждебности. Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности к детям). Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.

Шкала автономности. Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходительные, нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно редко и вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание.

Шкала непоследовательности. Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери девочки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению.

Оценка отца дочерью

Шкала позитивного интереса. Позитивный интерес отца к дочери последние описывают как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что важна не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью-подростком. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, то есть доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя. Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.

Шкала директивности. Девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.

Шкала враждебности. В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением - с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что, в свою очередь, обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности последней.

Шкала автономности. Девочки-подростки описывают автономность отцов как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующим параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.

Шкала непоследовательности. Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний максимальна.

Таким образом, характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступают доверие и подчиняемость. У отцов же доминируют уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю над поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляются упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что выходит, в отличие от характеристик отца, на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступают жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми. Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью и недоверием - у матерей.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Методика Рокича "Определение ценностных ориентаций"


Перед Вами лист с двумя списками ценностей (А и Б). Ваша задача: определить отдельно ценности каждого списка в порядке их значимости для Вас, как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите весь список и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место (поставьте цифру "1" напротив названия ценности и так далее). Наименее важная ценность займет последнее восемнадцатое место. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию. Не забудьте заполнить анкету в левом верхнем углу бланка ответов. Спасибо за сотрудничество.

Список "А" – терминальные ценности

Для старшеклассников

Фамилия, имя, отчество Возраст Класс Школа

Для родителей

Фамилия, имя, отчество Возраст Класс Школа



1

активная, деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

2

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

3

здоровье (физическое и психическое)

4

красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

5

интересная работа

6

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

7

 материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

8

наличие хороших и верных друзей

9

общественное признание (уважение окружающих, коллектива)

10

познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

11

 продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

12

развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

13

развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

14

 свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

15

счастливая семейная жизнь

16

счастье других (близких людей, всего народа)

17

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от сомнений)

 18

 творчество (возможность творческой деятельности)

Список Б – инструментальные ценности

Для старшеклассников

Фамилия, имя, отчество Возраст Класс Школа

Для родителей

Фамилия, имя, отчество Возраст Класс Школа


1

аккуратность (чистоплотность) умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

2

воспитанность (хорошие манеры)

3

 высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

4

жизнерадостность (чувство юмора)

5

исполнительность (дисциплинированность)

6

 независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

7

 непримиримость к недостаткам в себе и других

8

образованность (широта знаний, высокая общая культура)

9

ответственность (чувство долга, умение держать слово)

10

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)

11

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

12

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

13

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

14

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

15

 широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

16

честность (правдивость, искренность)

17

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

18

чуткость



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты