Влияние ценностных ориентаций родителей на старшеклассников из неблагополучных семей

12)            познание, ср. ар. = 10, 67.

13)            продуктивная жизнь, ср. ар. = 10. 79.

14)            общественное признание, ср. ар. = 11, 24.

15)            развитие, ср. ар. = 12, 1.

16)             красота природы, ср. ар. = 12, 76.

17)            творчество, ср. ар. = 14, 73.

Очевидно, творчество является абсолютной "ценностью-аутсайдером", т. к. его значением приблизительно в равной степени пренебрегают и дети юношеского возраста, и их родители. Однако средний ранг этой ценности у родителей (14, 73) несколько превышает средний ранг у детей (15, 09). Это, на мой взгляд, можно считать своеобразным успехом. Вероятнее всего, взрослые чаще сталкиваются с проблемой традиционных, шаблонных решений, причем не только в профессиональной сфере. Поэтому ранг ценности выше.

18)            развлечения, ср. ар. = 15, 33.

Такой низкий уровень значимости развлечений в жизни взрослых оказался для нас неожиданным. Можно предположить, что взрослые считают себя слишком солидными людьми, чтобы уделять больше внимания развлечениям. Но это как мне думается, не является главным обоснованием низкого ранга "развлечений". Основные причины - это чрезмерная занятость современных взрослых, в сумасшедшем ритме их жизни просто не хватает времени для развлечений. То, что большинство взрослых считают, что люди, живущие исключительно ради развлечений, немногого стоят, что недостойно делать из этого цель своего существования - общеизвестный факт. Однако, последнее место "развлечений" в рейтинге ценностей позволяет сделать вывод о том, что во взрослой жизни немного места для праздности и веселья, что развлечения могут вызывать и негативный отклик, низкую оценку и доброжелательное отношение со стороны подростков.

В Таблице 4 представлены лидирующие терминальные ценности, по мнению родителей.


Таблица 4 - Лидирующие терминальные ценности по мнению родителей

Наименование ценности

Кол-во

 %

1

Здоровье

17

51,5

2

Наличие друзей

3

9,1

3

Семейная жизнь

3

9,1

4

Деятельная жизнь

3

9,1

5

Любовь

1

3,0

6

Уверенность в себе

1

3,0

7

Свобода

1

3,0

8

Обеспеченная жизнь

2

6,1

9

Интересная работа

1

3,0

10

Развитие

1

3,0

 

Так же, для проведения сравнительного анализа была построена гистограмма лидирующих ценностей родителей (рисунок 3).

Рисунок 3 – Лидирующие ценности родителей


Теперь проведем сравнение между терминальными ценностными ориентациями родителей и старшеклассников, для чего на основании гистограмм родителей и учеников построим кривую совместимости терминальных ценностей (рисунок 4).


Рисунок 4 – Кривая совместимости терминальных ценностей родителей и старшеклассников.


Из рисунка 4 видно, что терминальные ценностные ориентации не сильно различаются у родителей и старшеклассников, а это значит, что влияние семьи на формирование ценностных ориентаций очевидно. Так же, необходимо отметить, что недостаточно оценивается родителями и старшеклассниками значимость таких факторов, как «счастье других людей», «красота природы», «творчество». Интересны еще два параметра, вошедшие в последнюю пятерку по значимости в терминальных ценностях: «развлечение» и «общественное признание».

Можно говорить, что при оценке собственной жизни старшеклассники и их родители уделяют мало времени развлечениям и необременительному времяпрепровождению. Возможно, в данном аспекте рассматривается целесообразность активности, заложенная в формулировке ценности, нежели полное отрицание значимости развлечений.

Вторая из рассматриваемых позиций - «признание окружающих» - занимает также низкое положение в ряду рангов, что отчасти может говорить о том, что в своей деятельности представители исследуемых групп ориентируются на внутреннюю потребность и на интерес к выполняемой деятельности, нежели на одобрение со стороны других. Причем такое положение свойственно и родителям и старшеклассникам.

Таким образом, проведенное исследование терминальных ценностей явно показало, что внутрисемейная связь ценностных ориентаций, несомненно, присутствует.

Теперь перейдем к исследованию инструментальных ценностей старшеклассников и родителей. Инструментальные ценности можно описать как способы для достижения терминальных, как пути, которые использует личность для достижения поставленных целей, черты своего характера, формирование которых ведет к достижению успеха и самореализации.

Рейтинг инструментальных ценностей старшеклассников

1)                Образованность (широта знаний, высокая общая культура), ср. ар. = 6, 39. Как известно, "профессиональная ориентация - часть социального самоопределения личности в юношеском возрасте"(11, с. 152). А процесс профессионального самоопределения (в частности, удачного поступления в вуз, в колледж и т.д. ) напрямую зависит от уровня, объема и широты знаний старшеклассника. Словом, образованность понимается большинством юношей и девушек, как надежное и проверенное средство достижения целей в профессиональной сфере. Характерно, что немаловажную роль в безусловном лидерстве "образованности" среди других ценностей-средств играет давление на старшеклассников со стороны взрослых (родителей и учителей, прежде всего). Общий смысл разговоров о будущем зачастую сводится к формуле "Учиться, учиться и учиться", поскольку взрослые в большинстве случаев считают, что единственная цель старшеклассников - это поступление в институт. Все это заставляет старшеклассников серьезно относиться к образованию и скорые выпускные, и вступительные экзамены стимулируют к учебе.

2)                Честность (правдивость, искренность), ср. ар. = 6,79. Вероятно, прежде всего - это искренность в чувствах - важная составляющая естественности поведения, основа доверительного общения. Особое значение это качество принимает в современных социальных условиях, когда процветают обман и мошенничество, когда люди становятся предельно осторожными и мнительными. К сожалению, четность в широком смысле, абсолютная правдивость, искренность во всем очень редко встречается. Наверное, потому так и ценится. Важность "честности" для старшеклассников говорит об относительно взрослой оценке мира и людей, в нем живущих.

3)                жизнерадостность (чувство юмора), ср. ар. = 7,12.

4)                независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), ср. ар. = 7, 67.

5)                воспитанность (хорошие манеры), ср. ар. = 8,06.

6)                ответственность (чувство долга, умение держать слово), ср. ар. =8,69.

7)                широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки), ср. ар. = 8,76.

8)                терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), ср. ар. = 8,88.

9)                аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), ср. ар. = 9,12.

10)            рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения), ср. ар. = 9,21.

11)            чуткость, ср. ар. = 9,79.

12)            твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), ср. ар. = 9,94.

13)            смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, ср. ар. =10,15.

14)            самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), ср. ар. = 10,18.

15)            эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), ср. ар. = 10,5.

16)            исполнительность (дисциплинированность), ср. ар. = 11,12.

17)            высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), ср. ар. = 12,48. Возможно, высокие запросы большинством школьников воспринимаются, как нечто негативное, как отрицательная характеристика личности. Высокие притязания для юношей и девушек могут означать, что человек оценивает себя и свою деятельность выше, чем остальные, считает себя лучше в чем-то (не исключено, что объективно). Однако, для большинства старшеклассников означает принижение их способностей. А поскольку чувствовать себя хуже кого-то не приятно, чья-то высокая самооценка вызывает соответствующую реакцию - недовольство.

18)            нетерпимость к недостаткам в себе и других 0, ср. ар. = 15,12. Нетерпимость к недостаткам имеет ряд внешних проявлений, которые не каждому приходятся по вкусу. Во-первых, если нетерпимость к недостаткам в себе способствует глубокому самоанализу (а, значит, и самопознанию, что очень важно в юношеском возрасте) и, соответственно, самосовершенствованию, то нетерпимость к недостаткам в других иногда может проявляться в виде бесконечных придирок и одергиваний, в стремлении переделать всех окружающих в соответствии с собственными убеждениями, которые, кстати, не всегда разделяют окружающие. А во-вторых, гиперразвитие этой черты может привести к заниженной самооценке и далее - к нервозности, нерешительности и т.д.

Лидирующие инструментальные ценности старшеклассников представлены в таблице 5.


Таблица 5 - Лидирующие инструментальные ценности старшеклассников

Название ценности

Кол - во

%

1

Жизнерадостность

7

21,2

2

Воспитанность

5

15,1

3

Независимость

4

12,1

4

Образованность

4

12,1

5

Честность

3

9,1

6

 Чуткость

2

6,1

7

 Широта взглядов

2

6,1

8

 Самоконтроль

2

6,1

9

 Аккуратность

1

3,0

10

 Рационализм

1

3,0

11

 Терпимость

1

3,0

12

 Эффективность в делах

1

3,0

 

И так, из таблицы 5 видим, что в лидирующее число инструментальных ценностей попало всего 12.

Рейтинг инструментальных ценностей родителей

1)                Ответственность, ср. ар. = 5,94.

Ответственность - важное качество и в деловом общении, и в семейной жизни - двух главных сферах активной деятельности взрослых. Взаимная ответственность - залог эффективности в делах и сработанности коллектива. Несмотря на то, что большинство взрослых привыкли рассчитывать только на себя, в некоторых ситуациях необходима помощь надежных, ответственных людей. Кроме того по сути социальная жизнь взрослых - это в большинстве своем - совокупность самых разнообразных социальных ролей, выполнение которых обязательно и основано прежде всего на ответственности (например: как мать, я должна., как соседка, я должна, как врач, я должна и т.п. ).

2)                Честность 1, ср. ар. = 6,15.

Взаимодоверие, основанное на искренности в отношениях, является актуальным условием счастливой жизни для взрослых. Это относится в первую очередь к общению с родными, а также друзьями и коллегами по работе. Богатый жизненный опыт, насыщенный множеством примеров последствий чрезмерной открытости и доверчивости, не позволяет взрослым поступать легкомысленно, полагаясь исключительно на свою интуицию. Взрослые боятся ошибок, безусловно, имея на то свои основания, и научились отгораживаться от них стеной недоверия к окружающим. Это, бесспорно, надежный способ избегания ошибок, однако, высокий ранг "честности" а рейтинге инструментальных ценностей взрослых говорит о том, что родителям, возможно, не хватает искренности.

3)                рационализм, ср. ар. = 7,82.

4)                образованность, ср. ар. = 7,97.

5)                аккуратность, ср. ар. = 8,33.

6)                терпимость, ср. ар. = 8,42.

7)                жизнерадостность, ср. ар. = 8,9.

8)                твердая воля, ср. ар. = 8,94.

9)                чуткость, ср. ар. = 8,97.

10)            независимость, ср. ар. = 9,0.

11)            воспитанность, ср. ар. = 9,12.

12)            широта взглядов, ср. ар. = 10,15.

13)            исполнительность, ср. ар. = 10,18.

14)            смелость, ср. ар. = 10,21.

15)            эффективность в делах, ср. ар. = 10,7.

16)            самоконтроль, ср. ар. = 10,97.

17)             нетерпимость к недостаткам, ср. ар. = 13,9.

На наш взгляд, отношение к этому качеству у взрослых немногим отличается от отношения к нему юношей и девушек. Одним из основных отличий является более серьезный подход. Взрослым свойственны практичность и глобальный аналитический подход к проблемам. Значит, вероятно, чаще анализируя различные ситуации и свое поведение, взрослые имеют больше шансов обнаружить недостатки. А, как уже говорилось ранее, попытка контроля над чужими ошибками неизбежно вызывает конфликт, т. к. все люди ценят свое право на самостоятельный контроль над своими личностными особенностями.

18)            высокие запросы, ср. ар. = 14, 64.

Вероятно, и во взрослом возрасте попытка выделить себя из толпы уровнем притязаний, ориентированных на самые различные типы достижений, вызывает у окружающих осуждение, жесткую критику и словесную ассоциацию "выскочка". В мире взрослых еще сильнее обостряется борьба за престиж, высокое положение, общественное признание, всеобщее уважение, поэтому тех людей, которые считают высоким свой уровень (например, профессиональный) обычно недолюбливают.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты